Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Марк Луцкий
Объем: 9585 [ символов ]
Внук Фанни Каплан (очерк)
Утренний, довольно ранний телефонный звонок.
Снимаю трубку и слышу его знакомый приятный баритон: «Марк, доброе утро. Я тут записал вашего «Волшебника из местечка», если интересуетесь, - приезжайте, послушайте».
Спустя полчаса сижу в глубоком кресле его однокомнатной квартиры и слышу под звуки еврейской сюиты В. Терлецкого голос Казимира, исходящий из повидавшего многое «Филлипса» - « Посвящаю памяти моего отца, Бориса Климентьевича Серебреника…»
Памяти отца… Это он, Борис Серебреник привил интерес к еврейским песням, это он любил после работы тихо напевать: «Йонэле, Йонэле, спой же мне песенку…» И еще читал маленькому Казику Шолом-Алейхема, попутно переводя с идиша на русский, и вся семья – и мальчик, и мама, Берта Григорьевна, и сам чтец весело смеялись.
Кто знает, не там ли лежали истоки творческой судьбы Народного артиста России Казимира Серебреника, одного из крупнейших мастеров художественного слова в стране? Не от тех ли, веселых и грустных интонаций Шолом-Алейхема, всего в какой-то паре десятилетий назад жившего в его родном Киеве? Те же тенистые улицы, та же крутая Владимирская горка, тот же шумный Бессарабский рынок. А дома – дома перед глазами книги еврейского классика и страстное желание стать актером, таким же, как дядя, родной брат отца, Самуил Серебреник, профессиональный актер еврейских периферийных театров на Украине.
В 1941 со всем этим пришлось расстаться. Судьба забросила семью Серебреников в маленький уральский городок Сухой Лог. Здесь прожили три года, после чего переехали в Свердловск.
В годы войны в этом городе начало работать Театральное училище, в котором обучали студентов опытные преподаватели, приехавшие из Москвы и Ленинграда. Казимир сдал экзамены и начал постигать азы мастерства. Однако учиться удалось недолго. Кому-то из и руководства показалось, что у студента Серебреника «внешние данные не соответствует внутренним(?!)».
В те годы, впрочем, у многих евреев многое стало чему-то не соответствовать…В итоге Казимир был отчислен из училища.
А далее все произошло в соответствии с поговоркой «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Серебреник поступил в студию эстрадного искусства при Свердловской филармонии и окончил ее.
До сей поры артист хранит самые теплые воспоминания о своих педагогах, особенно о Евгении Борисовне Сокольской и о Льве Львовиче Христиансене.
Он выступает уже более полувека, но всегда волнуется . Как-то раз, уже в середине девяностых, мне пришлось выступать вместе с Казимиром Борисовичем во Дворце культуры железнодорожников, и я был удивлен, заметив его нескрываемое волнение перед выходом на сцену. После выступления я спросил его: «Вы что, всегда так волнуетесь?» - «Всегда» - Да как же Вы вообще живым остались, каждый раз переживая выступления в течение более чем полусотни лет?! И он, смущенно улыбнувшись, ответил: «Как видите, живой…»
Вот так и работает всю жизнь, объездив с концертами всю страну от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Особенно ему везло выступать на морских просторах страны. Он посетил с концертами все флоты, дважды был на Северном, трижды на Тихоокеанском.
А многочисленные выступления в почти ставшей родной Риге, а встречи в Минске с Аркадием Райкиным, а разговоры с Расулом Гамзатовым, Вениамином Кавериным,
Михаилом Ульяновым, Сергеем Юрским!
Есть в его квартире уголок, где хранятся дорогие реликвии. Вот он показывает мне подаренный ему экслибрис А.Райкина, вот книга с автографом Е.Евтушенко, вот диплом конкурса артистов эстрады с подписями В.Барсовой и Л.Утесова. И вдруг среди этих реликвий я вижу окаменевшую сушку и потемневшую ириску «Кис-Кис». Спрашиваю: «Казимир Борисович, что это?» - «Это мне подарили две девочки-шестиклассницы из тридцать пятой школы после моего выступления. Храню как память, подарено от души.
Девчушки уже, наверное, замуж повыходили…»
Мы часто беседуем с ним по телефону, и я всегда слышу от него нечто, что так и просится быть записанным на бумагу.
Вот, например, его е рассказ о выступлениях в 1986 году в Москве по случаю 50 – летия Свердловской филармонии.
«Мы уже дали три концерта, а вечером в мой гостиничный номер – мы тогда жили в «России» – звонит одна весьма высокопоставленная партийная дама и говорит: «Казимир Борисович, мы тут посоветовались и решили, что открывать концерт (а это делал я, читая стихи перед занавесом) следует чем-то, имеющим уральский колорит. У
Вас в репертуаре когда-то было стихотворение Маяковского «Екатеринбург–Свердловск», вот и читайте его на заключительном концерте».
Я начал отказываться: «Давно его не читал, текста под рукою нет, могу забыть слова, а это недопустимо». Но партийная дама была непреклонна:
«Казимир Борисович, так надо!» - «Да почему так уж необходимо?» И тут дама открыла государственный секрет: «На концерте будет присутствовать Борис Николаевич Ельцин!»
Напомню, что тогда Ельцин был Первым секретарем Московского горкома партии, и чиновники старались ему угодить, заставляя меня читать стихи о Свердловске, где он учился и работал.
Ну, что же делать, если партия сказала: «Надо!». Я стал лихорадочно вспоминать текст.
И вот наступает время концерта.
Задолго до начала за кулисами появились спортивного вида молодые люди, все одинаково и аккуратно одетые. Они пристально следят за участниками концерта, стоя прямо перед выходом на сцену. Наконец, выхожу и читаю Маяковского. Вот уже и заключительные строки: «У нас на глазах городище родится из воли Урала, труда и энергии!»
Все нормально, ухожу со сцены, располагаюсь за задником и, чтобы унять волнение, начинаю ходить крупными шагами.
И тут замечаю, что молодые люди буквально не сводят с меня глаз, следят за каждым моим движением.
После концерта Б.Н. Ельцин поздравил всех с юбилеем, меня персонально с получением звания Народного артиста РСФСР (указ вышел накануне концерта), пожелал всем успехов. У меня хранится памятная фотография с того вечера.
Мы уехали домой, а я все вспоминал тех молодых людей из охраны, что так внимательно следили за мной.
И как-то раз я спросил у одного моего знакомого, много лет проработавшего, как теперь говорят, в «компетентных» органах: «Как Вы думаете, почему они были так бдительны?» Ответ последовал незамедлительно: «Наверное, они подумали, что Вы – внук Фанни Каплан!»
Вот такой забавный рассказ. Да ведь это законченная новелла из жизни артиста!
А вот другая история, случившаяся с артистом сравнительно недавно.
Произошла она в Соединенных штатах, где Казимир Борисович был в гостевой поездке.
«Будучи в Нью-Йорке, записался на автобусную экскурсию по городу. Прекрасно оборудованный автобус с русскоязычным гидом, бывшим кандидатом наук из Минска.
Интересная, содержательная экскурсия с обедом в одном из кафе на Бродвее.
И вот уже, как говорится, под занавес мероприятия гид попросил благодарных экскурсантов представиться, и каждый сообщил, кто он, и откуда. И здесь выяснилось, что в автобусе были наши бывшие соотечественники из Канады, Австралии, Германии, Израиля. Из России я оказался один.
О себе я сказал, что я – пенсионер, а до пенсии работал в филармонии города Свердловска. И тут раздался голос женщины из Канады, которая сообщила, что училась в Свердловской консерватории у профессора М.Г.Богомаз и помнит афиши с именем Казимира Серебреника. Помнит также, что в числе исполняемых авторов были фамилии Пушкина, Зощенко, Бажова.
И тогда меня начали просить прочитать что-нибудь из Зощенко.
Пришлось объяснять, что исполнение Зощенко требует сцены. Я решил почитать Пушкина, тем более, что дело происходило в июне, в пушкинские дни.
И вот, сидя в кресле с высокой спинкой, держа в руках микрофон, я прочитал три пушкинских стихотворения.
Наверное, это выглядело не совсем обычно. Ультрасовременный американский автобус движется по улицам итальянского квартала Нью-Йорка, а из окон слышатся такие русские пушкинские слова: «Подъезжая под Ижоры, я взглянул на небеса…» Вот уж никогда не мог подумать, что доведется читать Пушкина за океаном!
После экскурсии все очень благодарили меня, и мне даже показалось, что слушатели старались как-то поглубже заглянуть мне в глаза, глаза, которые вскоре увидят Россию». Вот такая, на сей раз заокеанская история.
И таких рассказов историй и рассказов у Казимира Борисовича десятки.
Вот бы собрать их всех вместе, какая интересная получилась бы книга! Уже несколько лет я «давлю» на него, прошу заняться мемуарами, но пока все не получается. С досады я даже написал ему письмо, которое назвал – «Размышления по поводу ненаписанной книги воспоминаний К. Серебреника»
 
Ну, чтобы ему мемуар написать!
Воспеть мастерство Кочаряна,
Артиста Каминки особую стать
И вспомнить огни Еревана!
Смоленского Якова речитатив,
И морем концерт окаймленный,
Вертинского песен знакомый мотив,
Характерность Рины Зеленой,
Узнали б, какой из Расула джигит
И где Евтушенко квартира…
 
Но этого кайфа нас точно лишит
Преступная лень Казимира!
 
Ну, насчет лени – это явный перегиб автора. Работает Казимир Борисович и сейчас. Работает много и успешно. Чего стоят его новые программы «Исповедь русского еврея» или «Рожденный под тремя семерками» (он родился 7 числа седьмого месяца 1927 года) Как встречали его в залах Санкт-Петербурга и Киева!
Конечно, особенно тепло его принимали в Киеве, да и ему было приятно выступать в городе своего детства. И я на юбилейном вечере с удовольствием посвятил ему такое четверостишие:
 
Не тратя капельки елея,
Я все же утверждать берусь:
- Каких талантливых евреев
Рождает Киевская Русь!
 
Пожелаем же ему успехов в работе, а книгу, я думаю, он все же соберется написать.
О себе и для нас.
Copyright: Марк Луцкий, 2010
Свидетельство о публикации №221241
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 11.01.2010 13:11

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта