Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Нина Роженко
Объем: 5402 [ символов ]
Бабка
Утро Серафимы начинается задолго до восхода солнца. Она просыпается часа в три ночи и тихонько лежит, дожидаясь, когда проснутся остальные домочадцы. Свет Серафима не включает. А зачем он ей, свет, коль глаза все равно не видят? Правый и вовсе ослеп, а левым Серафима видит только неясное мельтешение темных и светлых пятен. Так и лежит она в своей спаленке, прислушиваясь к предутренним звукам. Вот скрипнула ставня, потревоженная утренним ветерком, вот сонно заворчал и заполошно залаял дворовый пес Гаврик. За стеной заскрипели пружины старой кровати, прошлепали по полу босые ноги: проснулась дочь – Клавдия. Серафима тихо порадовалась, что утро началось, а значит не долго ждать, когда Клавдия принесет матери поесть. Сейчас дочь управится со скотиной, выпроводит на работу мужа и сына. Семейной женщине хлопот с утра – не приведи, Господь! Да еще слепая мать на руках. Серафима тихо вздыхает, жалея дочь. Она ж у нее единственная. Всю жизнь Серафима пласталась, только бы дочка ни в чем нужды не знала. Протопали тяжелые шаги зятя по коридору. Под его грузным телом половицы жалобно стонут. Серафима невольно съежилась, даже через филенчатую дверь чувствуя неприязнь зятя.
 
- Твою мать! Вонищу развели! – привычно ругается зять, хлопает входная дверь. Все, ушел. Серафима виновато и в то же время с облегчением вздыхает. Она-то уж свыклась с тяжелым запахом, а свежему-то носу с непривычки тяжело. За что ж ее Господь так наказал! Такая мука и ей, и детям.
 
Как глаза-то смотреть перестали, Серафима еще ходила: где по стеночке, где на память. Уж ей-то своего дома не знать! И на улицу выходила посидеть, погреться на солнышке. По нужде Серафима тоже поначалу в общую уборную шла. Да только какой теперь из нее ходок! Пока проберется, держась за стенку, пока примостится на унитаз! Без глаз одна морока! Что донесет, а что и мимо… Зять терпел, терпел и закатил скандал. Раз, другой. Дочь тоже ворчала, а потом ведро в спаленку принесла. На том все хождения Серафимины и кончились. Теперь она все больше лежит, перебирая в памяти события своей жизни. День тянется долго, а ночь – еще длинней. Раньше хоть радио бормотало, и Серафима не чувствовала себя такой заброшенной. А сейчас уж который месяц радио молчит, и Серафима терпеливо лежит на металлической кроватке с провисшей сеткой, уставившись невидящим взором в потемневший, давно не беленый потолок. Она не видит грязного затоптанного, в разводах пыли пола, бахромы паутины по углам, не видит мутного давно не мытого окна. Постельное белье дочь Серафиме уже не стелит. Да и то верно. Когда ей за Серафимой-то стирать? Никаких рук не хватит. Сбившийся комками ватный матрас Клавдия застелила месяца три назад старым покрывалом, а укрывается Серафима байковым одеялом. Ничего, она привыкла. Не барыня. Лишь бы Клавдия не сердилась, не ругалась.
 
Серафима прислушалась к тишине в доме. Сколько времени прошло, она не знала, но по тому, как подтянуло желудок, Серафима поняла, что время завтрака уже миновало. Что-то Клавдии не слышно. Неужто до сих пор управляется? Сейчас бы горяченькой молодой картошечки с растительным маслом и малосольным огурчиком. Она представила себе тарелку с желтой рассыпчатой картошкой, исходящей паром. Вспомнила, какой густой сытный дух гуляет по дому от свежего подсолнечного масла, и улыбнулась беззубой улыбкой.
 
Время тянется медленно, Серафима даже придремнула чуток. А Клавдии все нет. Ох, до чего ж есть хочется! Серафима выбирается из-под одеяла и, неуверенно ступая, бредет к двери, где в углу стоит поганое ведро. Почти полное. Как ни старается Серафима, но в этот раз ноги подводят ее, и она падает, опрокидывая ведро со всем содержимым.
 
- Ой, батюшки! – ахает Серафима. – Что ж я наделала, криворукая!
 
Она пытается подняться, но больные ноги не слушаются, и она беспомощно елозит по мокрому полу, хватая руками фекалии, все больше цепенея от ужаса. Слезы бегут из незрячих глаз по глубоким бороздкам морщин.
 
- Господи, да прибери ж ты меня! - кричит Серафима в голос. – За что ж я так мучаюсь!
 
Клавдия появляется только к обеду. Серафима сидит на полу, привалившись спиной к стене, устремив залитое слезами лицо куда-то под потолок. По лицу ее блуждает слабая улыбка. Мокрая юбка облепила ноги. Она не слышит, как кричит и матерится Клавдия, замывая пол. Серафима сейчас далеко, очень далеко от этой грязной вонючей комнаты, от обозленной орущей дочери. Молодая и красивая, она идет по полю с девчатами из своей бригады. Пышные волосы цвета спелой пшеницы перехвачены яркой голубой лентой. Белоснежная ситцевая косыночка прикрывает смуглое румяное лицо от палящего солнца. Серафима смеется и запевает с девчатами песню про одинокую гармонь: «Веет с поля ночная прохлада, с яблонь цвет облетает густой, ты признайся, кого тебе надо, ты скажи, гармонист молодой?» Маленькая девчушка, уцепившись за материнскую руку, бежит рядом. Такая же румяная и пышноволосая. Дочечка, кровинушка, Клавочка. Надежда и опора. Утешение в старости. И жизнь впереди такая большая и светлая, как это неоглядное поле, по которому ветерок катит волны поспевающей пшеницы. И Серафима радостно смеется, ощущая всем телом полноту жизни и счастье, которого хватит на долгие, долгие годы.
 
Услышав хриплый смех матери, Клавдия вздыхает и думает, что муж, пожалуй, прав, хватит мучаться с бабкой, надо оформлять ее в дом престарелых. И точка!
Copyright: Нина Роженко, 2009
Свидетельство о публикации №217847
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 06.08.2009 17:53

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Владимир Милов[ 10.08.2009 ]
   Существуют два основных принципа выделяющих человека от других млекопитающих: 1) Это когда человек взял в руки камень или резец и расписал свою пещеру, картинами окружающего его быта. Тяга к искусству была вызвана в нём наличием духовности, а духовность немыслима без Бога.
   2) Только человек способен ухаживать за престарелыми членами своей семьи.
   Замечательный рассказ, как и всё, что выходит из-под Вашего пера.
   В своё время Ф. Г. Раневская сетовала, что все домохозяйки пошли в актрисы. Сейчас домохозяйкам и «домохозяинам» уже мало стало сцены, и они пошли в «поэты», поэтессы и писательницы, сформировав «пятую колону» в литературе. И когда мне изредка удаётся наткнуться на нечто действительно талантливое – я искренне радуюсь, что среди сорной травы нет-нет, да пробиваются злаки. Вы молодец, у Вас есть своё мировоззрение – берегите его. С уважением Владимир.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта