Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Татьяна Михайлова
Объем: 7958 [ символов ]
Моё прикосновение к Семье
Моё прикосновение к Семье
 
В 1998 году моей соседкой по журнальным страницам «Русской провинции», где была напечатана первая моя в этом журнале статья, оказалась Марина Соколова, сестра известного поэта. Воспоминания её о брате – к сожалению, уже посмертные – были посвящены его 70-летию. Детские воспоминания сплетались с пониманием его места в истории современной русской литературы и выдавали в авторе не только любящую родственную душу, но и руку профессионала. Сама Марина Соколова еще в шестидесятые годы окончила Литинститут, а членство её в Союзе писателей приближалось к моему самонадеянному возрасту.
В паре абзацев мелькнуло незнакомое имя – Михаил Козырев, дядя автора, брат её матери. Автор стихов, известных как «народная» песня «Называют меня некрасивою», медалист Тверского реального училища, «который впоследствии стал писателем», был женат на поэтессе Аде Владимировой, а в журнале «Огонёк» за 1928 год было «очень много рассказов Михаила Козырева с иллюстрациями».
Недолгие поиски тогда результатов не дали, но имя запомнилось. Возникло и нечто похожее на ожидание счастливого случая.
Через пару лет мне пришлось некоторое время поработать ответственным секретарем газеты «Труд-7» и, в частности, готовить к публикации интервью Эльвиры Смирновой из посёлка Калашниково с «писательницей из Лихославля» Мариной Соколовой. Лицо на фотографии было тем же, что и на фото в «Русской провинции». Оставалось только сесть в электричку…
Что мне было известно о доме Соколовых? Дуб, посаженный матерью Владимира Соколова по случаю рождения сына, старый колодец, исписанная стихами беседка во дворе… Всё это было на месте. Не было только дома-музея, над созданием которого Марина Николаевна бьётся в одиночку уже несколько лет. Стройматериалов в богатом лесами Лихославле, где дед Марины и Владимира владел и делился лесом с крестьянами, а современные предприниматели делятся – не безвозмездно – со своими этнографическими братьями-финнами, для Марины Николаевны не нашлось. Не нашлось и места для памятника брату: местный чиновничий Олимп уверен, что в райцентре «есть только одно место для памятника», и памятник там уже стоит. Владимиру Ильичу, разумеется.
Странное дело. Главная городская библиотека Лихославля давно уже носит имя Владимира Соколова. В витринах – пусть и не всегда в оригиналах, зато в немалом количестве – его собственные книги и статьи о нём. Есть здесь и книги Марины Соколовой, в том числе детские, и её многочисленные публикации в самых разных изданиях. Возможно, здесь же - по выходе фильма в свет - состоится обсуждение кинофильма «Клюква в сахаре» по её сценарию: выпускница высших сценарных курсов при Институте кинематографии, Марина Соколова продолжает активную творческую жизнь. В городской библиотеке Марина Николаевна – гость желанный и частый. Это она дарит читателям новые книги, выступает с воспоминаниями, её экскурсиями по выставкам к всевозможным датам Владимира Соколова и Михаила Козырева просто заслушаешься! «Марина Соколова – это наше всё» - решили районные власти в год 75-летия писательницы, на торжестве в библиотеке имени её брата вручая ей… почётную грамоту! (Признаться, даже наблюдать это было в высшей степени неловко, - впрочем, как и оказаться на чествовании практически единственной гостьей из областного центра: из многочисленных и вездесущих областных СМИ лёгкой на подъём оказалась только журналист областного радио Кира Антонова). Открытые вопросы о памятнике и доме-музее продолжают тяжёлым грузом лежать на плечах этой достаточно уже пожилой женщины: видеть в ней только родственницу умерших знаменитостей, похоже, удобнее, чем масштабно мыслящую личность, взвалившую на себя львиную долю в увековечении памяти двух крупнейших людей двадцатого столетия.
«Россия, которую мы потеряли» - это и о семье Марины Соколовой. Наполненное поэзией детство с родителями -питерскими студентами, потом столица, папа – капитан второго ранга, дом с домработницей, дух дружной интеллигентной семьи… Арест отца – «врага народа» - разрушил счастливое детство ещё за год до войны. А ещё через два года (впрочем, точная дата его смерти неизвестна, известно только, что скончался он после очередного «допроса» в саратовской тюрьме) не стало дяди. Того самого сатирика Михаила Козырева, ни дня после исключения из Петроградского политехнического института (за участие в студенческих волнениях) не служившего по специальности, зато всласть печатавшегося в журналах «Крокодил», «Лапоть», «Бегемот» и корпоративном издательстве писателей «Никитинские субботники» (в последнем – вместе с Белым, Бабелем, Пастернаком, Булгаковым, Пильняком, Замятиным). В сорок первом писатель был арестован в Москве. Поводом к аресту стал подготовленный в 1936 году к печати сатирический роман о сталинизме «Пятое путешествие Гулливера», в точном соответствии с текстом которого автор «из-за невоздержанности языка… признан был несуществующим». Физически. Само собой разумеется, перестали печатать и произведения М. Козырева.
Страна Юбераллия, в которой происходит действие романа, - это чудесное зеркало, в котором все молоды, красивы, богаты, а других зеркал в Юбераллии нет. У подданных великого государства - одни мысли, одни чувства, одни суждения: «дебатировалось только два вопроса: какие юбки должны носить женщины и в каком порядке подавать кушанья за обедом». Нет ни политики, ни, следовательно, газет. Есть, правда, ограничение женщин в правах, но временное - лишь до тех пор, пока у них не вырастет борода… Такие вот удивительные, весьма актуальные и для нас нынешних, страницы, написанные на классическом русском языке. Увы, на «литературной карте Тверской области» публикаций местных исследователей о Михаиле Козыреве было негусто и четыре года назад, когда материал в «Тверскую жизнь» мне пришлось готовить по экземпляру романа из «Горьковки», взятому директором областной библиотеки на своё имя.
Это там, в столице, близостью к которой мы к месту и не к месту гордимся, М. Чудакова, крупнейший исследователь творчества М. Булгакова, предположила возможное влияние рассказа М. Козырева «Крокодил – три дня из жизни Красного Прищеповска» на повесть М. Булгакова «Роковые яйца». При этом рассказ «Крокодил…», прочитанный в 1923 году на заседании «Никитинских субботников», напечатан только в 1990-е годы. У многих рассказов М. Козырева похожая судьба: при жизни автора они либо не были напечатаны, либо, как и предлагаемый читателю рассказ «Повесть о собаке», опубликованы только раз – в основном в 1920-е годы. К чести тверских писателей и учёных, имена Михаила Петрова и Владимира Кузьмина стоят под – увы, немногими – профессиональными текстами о М. Козыреве. Но до сих пор существуют не издававшиеся произведения Михаила Козырева, есть они и в семейном архиве Марины Николаевны! И областные чиновники от культуры, вместо тяжёлого труда по истинной, не на бумаге реабилитации погибшего сатирика привычно занимающиеся - по выражению А. Моравиа - «осуществлением власти», отнюдь не бросились делать Марине Николаевне предложения по их опубликованию. При этом литературно-краеведческих отделов, архивов и отчётов и в областном центре, и в центре районном с его «лихой славой» пруд пруди!
То, что переиздание, а иногда и издание произведений Михаила Козырева до сих пор было заботой уцелевших в репрессиях родственников, можно считать очередным парадоксом страны, в которой «свинине предпочитают варёную картошку, а дворцам землянки. Если бы правительство вздумало внедрить в нравы низших сословий привычку к обильной пище, тёплой одежде и просторным квартирам, то неминуемо вспыхнула бы революция». Да, на тверской земле «Пятое путешествие Гулливера», откуда взята цитата, похоже, по-настоящему ещё не прочитано. Как и рассказы Михаила Козырева. Как и сама судьба талантливой и в высоком смысле этого слова интеллигентной русской семьи, истинное благородство которой мы узнаём благодаря мужественному человеку Марине Соколовой.
Copyright: Татьяна Михайлова, 2009
Свидетельство о публикации №196432
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 22.01.2009 20:13

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта