Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Симин В.И.
Объем: 34999 [ символов ]
Труд надо понимать широко
Труд надо понимать широко
 
Труд ценился всегда, вот только труд надо понимать широко. Некоторые деятели до сих пор видят труд только грубый, киркой и лопатой. А все остальное блажь. Между тем творческий умственный труд нуждается в значительно больших затратах энергии. Низшие сословия в различные эпохи, в силу своей низшей развитости, могли заниматься только более грубой работой. Им был недоступен творческий труд поэта и художника, ученого и деятеля культуры. До этого уровня им еще предстояло дойти. Но и среди них встречались талантливые поэты и писатели, и даже ученые, правда, их было не так уж и много. Труд вполне можно оценивать, как средство спасения души. Но как это понять тем, кто и душу то отрицает. Отрицатели, как светогасители, служат темному. Благотворительность состоятельного сословия всегда была поощряема, важно чтобы она была искренней. Не нужно рассматривать всю историю с точки зрения угнетения одних (нехороших), другими (хорошими). В трудолюбии нужно находить свою нравственную опору, ценность своей жизнедеятельности. Но многие до сих пор не могут воспринимать изнуренный подневольный труд иначе чем проклятие и мука, все же сам труд не может не вызывать чувства удовлетворения.
Хозяин должен быть добрым отцом своих подданных: феодал своих крестьян; король, царь – всех своих людей в королевстве; господин – отец своих слуг; мастер – подмастерьев; учитель – учеников. И все люди – дети одного, верховного отца – Бога. Эта простая истина не многими сейчас понимается правильно. Но ведь законы Космоса гласят – низшее должно служить высшему, но не на оборот. Тот, кто пытается все повернуть наоборот, несет разрушение. Уже в феодальном Китае мораль отцов и детей была расписана до подробных мелочей. Все общественные связи там уподоблялись отношениям отца – сына, государя – подданных, старшего брата – младшего брата, мужа – жены. Сын почтителен, послушен – отец любит своих детей; государь справедлив – подданные верны; старший брат относится к младшему, как к сыну, младший к старшему – как к отцу; муж относится к жене как к слабому человеку, жена покорна и верна. Такая мораль феодального Китая воспитывала покорность и терпение. Такая мораль рассматривала покушение на жизнь, как страшное преступление.
Идеи вольности и жизни по правде всегда витали в умах людей. Если они ложились на благодатную почву, то приносили прекрасные плоды, но если попадали на неподготовленную почву, они несли лишь разрушение и хаос. Низкое сознание людей, проповедующих свободу, но не умеющих правильно ей распорядиться, не понимающих, что всякая свобода это, прежде всего высокая ответственность, толкало людей к злу. Борьба за свободу, во все времена ковала высокий дух, но часто результатами этой борьбы пользовались люди с корыстными и низменными целями. Те, кто приходил к власти, манипулируя понятиями морали, на деле искажали существо, и несли уже совсем другое. И все же справедливость, доброта, взаимопомощь, мудрый совет, терпение всегда будут требованиями морали независимо от времени и волн борьбы за справедливую жизнь. Наступает время, когда правящие круги настолько разлагаются в своих моральных устремлениях, что неминуемо вспыхивают бунты и революции, появляются новые робин-гуды. И опять встают вопросы о правде, свободе, равенстве, справедливости, и они несут моральный смысл.
В разные времена нравственность состояла из ряда основных норм и установлений. Это честь и верность, воинская храбрость и слава, щедрость и милостивость, гостеприимство, вера в бога. Первоначально особо почитались воинская доблесть и физическая сила. Мужество, удаль, презрение к смерти, воинская верность и удача – воспевались в народных сказаниях и легендах. Честь и верность были основными принципами сознания. Честь всегда связана с исполнением долга, следованием идеалам добра, добродетели. Честь предполагает и верность – учителю. Верность обеспечивает сплоченность.
Современные страны Запада проповедуют мораль, где главенствует частный интерес, успех в предпринимательской деятельности, подчас своекорыстный, или эквиваленты такого успеха в других областях. Эти ценности открыто провозглашаются высшей целью и мотивом, ведущей ценностной ориентацией деятельности и всех связей между людьми. Умножение собственности, стремление к власти, влиянию, завоеванию престижа – таковы главные требования их морали. Для реализации этого человек должен обладать определенными чертами характера, волевыми качествами. Их набор представляет собой определенный круг добродетелей, обеспечивающих в целом достижение высоких результатов в предпринимательской деятельности и осуществлении личных целей. Эта мораль не может нести социальное равенство, она санкционирует отношение к другим людям как к потенциальным противникам, конкурентам. Она способствует развитию цинизма, черствости, мелочной расчетливости, фарисейства, честолюбия и тщеславия. Она допускает захватнические войны, колониальный разбой, подавление социального недовольства, политическое интриганство. В последствии она становится, и стала уже во многих странах выражением аморализма. Стремление к частному интересу на определенном этапе развития общества, безусловно, становится залогом общественной активности, и в конкретных исторических условиях цементирует человеческие связи, создает стимул для материального и духовного развития и всего общества, и человека. При такой морали общество строится на вещественных отношениях. И на определенном этапе развития человечества такие отношения были прогрессивны, поскольку открывали человеку возможности для более свободного развития. В согласовании интересов людей бизнеса и остального населения страны заключается одно из предназначений морали стран Запада. Отсюда и раздвоение морали, так называемый двойной стандарт. С одной стороны «добродетели» отражающие фактические нравы власти, с другой стороны парадная, официальная ее мораль. Официальная мораль в странах Запада предполагает равенство прав и возможностей каждого члена общества на деятельность, ведущую к частному успеху. На деле же взаимное использование людьми друг друга ради выгоды каждого оказывается лишь иллюзией. Равенство в отношениях получает более или менее прочное обеспечение только в пределах небольшой группы людей, и то лишь частично в силу материального неравенства и средств социального влияния. Большинство же людей в обществе не располагают сколько-нибудь твердыми гарантиями на этот счет.
В своем развитии общественная и личная мораль проходит различные этапы развития, которым соответствуют определенные состояния сознания и отношений. Противоречия морали стран Запада проявляются, прежде всего, в их двойственности. Предписания фактической и официальной морали не совпадают, различные степени их обязанностей, неодинаковы санкции при их нарушении. Все это ведет к процветанию морального лицемерия. Моральная регуляция человеческой деятельности в этих странах предстает перед каждым в отдельности человеком, как ограничитель его деятельности, влечений и желаний. Не каждая личность может добрить их как свои, поступать добровольно в соответствии с ними, осознавая необходимость именно таких поступков. Это усугубляет раздвоение морали в этих странах. Там мирно сосуществуют: группы официальных и неофициальных требований и оценок, рушатся согласования между правами и обязанностями, моральными обязательствами человека и гражданина. Вступает в действие циничное правило: «успеха достоин тот, кто его добился». Расширяется разрыв между скрытыми и декларируемыми побуждениями, тайными и гласными молениями сердца. Оказываются несовместимыми целесообразность и моральность поведения, требования общественного мнения не согласуются с велением совести, нарушается единство оценки и самооценки. Моральные отношения людей далее предстают, как отношения вещей. В моральном смысле они выступают как нейтральные. Человек, как любая вещь, становится предметом функционального использования. Его ценность измеряется размером услуг, которые он может доставить, пользой, которую может принести. С холодным безразличием люди стремятся использовать друг друга. Они и себя используют как средство достижения, по существу, чуждых им целей. В результате человек погружается в засасывающую топь противоречивых моральных требований и оценок, которые дезориентируют ее. Сказочная ситуация на развилке дорог, каждая из которых не предвещает ничего хорошего, лишь в слабой мере воссоздает ситуацию морального выбора в обстановке отчуждения. Раскол добирается до сознания человека, способствуя разложению личности.
Так называемая «корпоративная мораль», широко распространенная в странах Запада, требует безусловной преданности интересам компаний, приспособленчества и слепой исполнительности, ориентирует на отрешение от установок на бережливость, вовлекая состоятельных людей в соревнование затрат, в потребительскую гонку, направленную на завоевание престижа. В результате человек запада оказался в эпицентре тяжелейшего кризиса нравственных идеалов и ценностей. Об этом свидетельствуют рост жестокости, безразличия к чужим страданиям, утрата отзывчивости, эпидемическое распространение преступности и насилия в самых различных проявлениях. Бок о бок с насилием развиваются страх, подозрительность, ощущение одиночества, ненадежности связи с другими людьми, падение престижа труда, а вместе с тем и уважение к творениям человеческих рук. Растет коррумпированность должностных лиц, даже в высших эшелонах государственной власти. Обнаруживается падение престижа семьи, родительского авторитета, различных сплачивающих объединений, которые обеспечивали человека общением, поддержкой и услугами. Чрезмерно обостряется конфликт поколений. Желание восполнить пустоту и однообразие жизни, найти забвение от изматывающего чувства социальной бесполезности толкает людей на поиски возбуждающих и отупляющих развлечений. Нарастает различная социальная дезорганизация – наркомания, социальная распущенность и т.п.
Все это в той или иной степени стало присуще и нашему обществу с переходом на рыночные отношения. Сейчас, как никогда нам нужны такие морально-нравственные устои, которые бы не дезориентировали человека в современном мире, а отвечали бы потребностям прогрессивного движения общества, всестороннего развития личности, гуманизации отношений между людьми.
Резкое падение морали в странах Запада делает актуальным для правящих кругов необходимость манипуляции массовым сознанием. Эта манипуляция проявляется, прежде всего, в насаждении идеалов потребительства, идей и настроений, определяющих стиль жизненных отношений, в которых ведущей смысловой установкой выступает стремление к частному успеху, престижному потреблению и максимализации наслаждений. Путем рекламы, пропаганды через средства массовой информации разжигаются потребительские страсти. Естественное стремление к повышению жизненного уровня людей становится основополагающим фактором в ущерб другим более важным целям в жизни человека, подчас в ущерб морали и нравственности. В морали появляется ориентиры на наслаждения и вещепоклонничества, вытесняя все иные интересы, подчиняя этим стремлениям любые порывы и личные планы. Так утверждается «карнавальная версия» жизни, а «экономический человек» превращается в «человека развлекающегося». Потребительская мораль погружает человека в болото мещанских интересов, а личность, провоцируема ею на «сладкую жизнь», не испытывает устойчивого морального равновесия. Ее постоянно терзают заботы, так как расточительство, погоня за вещами и удовольствиями ведет к росту задолженности, а всякий достигнутый уровень удовлетворенности оказывается мимолетным, постоянно отставая от быстро меняющихся стандартов потребления, навязываемых рекламой, модой. Временное моральное равновесие достигается путем снижения ответственности личности, ограничением применения моральных оценок лишь в семейной и приятельской сферах.
Развитие нравственности идет, как и все сущее, по спирали. В процессе развития нравственности меняется представление о добре и зле, разрешив одни нравственные проблемы, люди сталкиваются с новыми проблемами, непредвиденными. Противоречивость и сложность развития нравственности нередко вызывает скептическое отношение. Между тем требования нравственности должны быть законом всех сфер жизни. Мораль заключает в себе бесценный опыт человеческих отношений, знание особого рода – ценностей и целей жизни. Нужно максимально плодотворно – как для общества, так и для самого человека – выбирать такую линию поведения, которая даже в самых противоречивых, конфликтных ситуациях соответствует гуманным, творческим принципам. С ростом познавательного содержания отмирают религиозные догматы, предрассудки, невежественный фанатизм. Объективное знание дает рост сознания. Убежденное следование нравственным нормам, сознательное отношение к их применению в каждой конкретной, неповторимой ситуации становится общим условием поведения людей. От человека уже требуется не простое выполнение своих нравственных обязанностей, а самостоятельность в постановке и осуществлении нравственных целей. Расширение возможностей нравственного выбора повышает моральную ответственность личности за поступки, поведение. Возрастает роль самовоспитания. Непрестанными усилиями поколений, сменявших друг друга, борьбой передовых социальных сил создавались новые, более благоприятные для нравственных взаимоотношений людей условия, формировалось новое сознание, такой нормативно-ценностный склад мышления, который все более соответствовал духовному совершенствованию личности. Каждая последующая ступень развития нравственности оказывается более высокой, ибо в ней более зрело решаются сложные человеческие проблемы, обогащается внутренний мир самого человека.
Изменяются, становятся более гуманными, сами моральные проблемы, которыми приходится заниматься людям, те ситуации морального выбора, с которыми они обычно сталкиваются. В труде и быту складываются уважительные и заботливые отношения к человеку: честность, требовательность к себе и другим, доверие, сочетающейся со строгой ответственностью, дух настоящего товарищества и братства. Полнота и самобытность индивидуальной судьбы каждого достигается через духовное взаимообогащение личностей, гуманизацию, рост солидарных, товарищеских начал, через преодоление эгоизма и замкнутости. Одним из признаков развития личности является рост потребности в общении, не связанном с чисто вещественными отношениями. Самоцелью деятельности выступает не вещественное богатство, а жизнь самого человека, насыщенная созиданием добра во взаимоотношениях с людьми, нацеленная на всемерное развитие творчества, позволяющая наиболее полно раскрыть самобытные способности, таланты, наклонности каждого.
Разнообразны определения и сущностные характеристики морали и нравственности. В разные времена ее называли по-разному: как опыт житейской мудрости; как школу воспитания человека, научения его добродетели; как исполнение божественных заветов, обеспечивающих гармоничное развитие личности; как высшую гармонию, обеспечивающую согласованность поведения со своим внутренним «Я»; как наикратчайший путь к обретению счастья; как возвышенное служение чести; как исполнения своего долга; как инструмент сохранения порядка в обществе; как обеспечение честности во взаимоотношениях людей; как требование общественной пользы; как служение идеалу и утверждение справедливого жизнеустройства; как средство взаимопонимания и сплоченности людей; как личное самовыражение, умение быть всегда самим собой, следуя внутреннему голосу совести; как внешнее общественное установление, накладывающее на человека необходимые обязанности; как особый прием познания; как институт, обуздывающий животные инстинкты человека; как определение смысла человеческой жизни и т.д. Сложно, оказывается, однозначно очертить сущность морали. Ведь любое из пониманий морали обычно фиксирует какую-то одну ее особенность, черту, свойство. Мораль обладает всепроникающей способностью, регулируя человеческие отношения в любой сфере – на работе, в быту, семье, в проведении досуга. Одно и тоже физическое действие может оказаться моральным или аморальным, все зависит от сущностных целей этого действия. Мораль способна решить самые разнообразные общественные задачи, ей объективно присуща многофункциональность. Мораль многолика, так как на каждом этапе развития общества ей приходится решать разные по содержанию задачи. Вместе с тем мораль обладает целостностью, устойчивостью, последовательностью в развитии. Мораль является таким способом осознания действительности, который регулирует поведение людей с точки зрения добра и зла. Проблема нормы поведения в морали является центральной.
Нравственность выполняет для человека незаменимую роль «компаса» поведения, позволяющего эффективно ориентироваться в общественной жизни, особом мире человеческой культуры. Через систему ориентаций, норм, запретов, оценок, идеалов она регулирует поведение людей. Моральная оценка – это особый, ориентирующий индивида акт, выражающий предпочтение определенной нормы поведения и повелевающий действовать в соответствии с ней. Совесть требует от человека следовать добру и сопротивляться злу, долг повелевает ему быть честным, выполнять свои обязанности, сохранять свою честь и достоинство. Вопросы, перед которыми ставит человека мораль и разрешения которых она от него требует, - это вопросы мировоззренческие. Она требует определять ценность человека, его место в мире, смысл его жизнедеятельности, его отношение к обществу, его ответственность и определение своего предназначения в жизни. Мировоззренческие решения в морали выглядят как выдвижение желательных целей, которые необходимо достичь. Именно мировоззренческая направленность нравственности служит основой ее единства, превращает ее не просто в совокупность тех или иных норм и запретов, но и во внутренне цельную, упорядоченную систему. Теоретическим же выражением мировоззренческого содержания морали является этика.
Нормы морали должны подкрепляться силой социальных институтов и, прежде всего, государства. В истории это было уже не раз. Так в древнеиндийском государстве существовала должность министра морали. Правовое регулирование может быть только моральным. Аморальное право ведет к загниванию и разрушению. В различные периоды жизни человечества, в зависимости от уровня развития сознания и особенностей жизненного уклада Учителями человечества давалась та мораль, которая соответствовала эволюционному процессу и была единственно верным путеводителем в необъятном просторе жизненных проблем. Эта мораль и определяла право и все остальные области человеческих отношений, и сама была высшим правом. Но часто сами люди искажали существо моральных требований, и это отражалось на всех сторона жизни людей.
Чистота, возвышенность мотивов – важный элемент поведения человека. Самоотверженность, героизм, дисциплинированность всегда были высокоморальными качествами людей. Нравственные отношения в обществе – это «скелет», который скрепляет и поддерживает само общество, выступает как единая, внутренне организованная, соподчиненная связь норм поведения, как определенная система. Система нравственных отношений, утвердившихся в обществе, определяет и само общество. Нравственные отношения – это особые отношения. Они затрагивают интересы других людей, они выражают побуждения, предпочтения, вытекают из велений долга и совести. Поступок, имеющий моральное значение, отличается от простого действия тем, что в нем выражается ценностное отношение к другим людям, признание значимости их интересов, их достоинства как личностей.
Моральные ценности выступают как ориентиры поведения в обществе. Они позволяют человеку поступать в повседневной жизни положенным образом. Когда ценности сталкиваются, требуя от человека противоположенных поступков, возникает нравственный конфликт. В этом случае человек несет ответственность за свой моральный выбор. Нравственные ценности пронизывают собой всю духовную культуру общества, преломляясь в мировоззренчески-философских концепциях, просвечиваясь в произведениях искусства, провозглашаясь в воспитании подрастающего поколения, закрепляясь в типичном для данной эпохе строе нравственного сознания, общепринятых моральных кодексах, образе мыслей и переживании людей.
В странах Запада сложились такие отношения, при которых деньги стали социально-нравственной ценностью. Обладание деньгами стало свидетельством преуспевания в жизни и нравственной приспособленности в жизни. Обыденный моральный рассудок наделяет обладателя богатством не только социальным, но и моральным престижем. Эта иллюзия господствующего рассудка, наделяющего добродетельностью тех лиц, которые распоряжаются признанными в обществе социальными ценностями (богатством, властью и т.п.). В здоровом обществе моральный авторитет, достоинство, престиж личности определяются в зависимости от ее дел, мотивов и поступков, от его морально-деловых качеств. Реальные стремления личности, его усилия, отношения к труду, к общественному интересу, его творческая активность раскрывают действительные достоинства, степень его моральности.
Нравственные отношения в обществе характеризуются сложившейся системой ценностей; исходной нравственной позицией каждого человека или социальной группы, которую они занимают в моральном выборе; различными ситуациями этого выбора; различного рода стилями жизни; стереотипами поведения социальных групп; ставшими традицией правилами поведения и этики; путями информации о моральных нормах и требованиях, способами их воспитания, приемами передачи опыта от поколения к поколению; определенной расстановкой норм в общественном мнении, предопределяющей совокупность типичных нравственных оценок, применяемых к поведению людей; общественными санкциями (одобрение или осуждение) обеспечивающими моральность поведения отдельного человека.
Санкции, которыми общественное мнение охраняет мораль, могут быть самыми различными: от общего презрения до восторженного поклонения, окружения того или иного поступка ореолом славы, героизма. Санкции должны обладать определенной степенью строгости: от однозначно-непреклонных требований до призывов, носящих характер мягких советов, пожеланий. Состояние нравственной жизни людей каждого общества характеризуется определенной системой санкций и их взаимодействием с другими регуляторами поведения – правовыми, политическими, административными и т.д. Страны Запада все больше опираются на насильственные санкции права, государственных органов, направляя их на подавления творческой инициативы, идущей в разрез с устоявшимися правилами и нормами поведения, главенствующими ценностями этих стран. Но в динамично развивающемся обществе должны умело сочетаться методы принуждения и убеждения. Более того, по мере развития этого общества методы принуждения должны уступать место методам убеждения, все больше открывая гуманистическую перспективу повышения его роли, возрастание значимости самовоспитания и взаимовоспитания людей. И все это должно носить не декларативный характер, а на практике служить интересам общества.
Многие элементы системы нравственных отношений в обществе переходят в сознание человека, его психику. Каждый общественный уклад характеризуется некоторыми привычно повторяющимися ситуациями, в которых людям приходится делать моральный выбор, принимать решения. К таким ситуациям общественное мнение прикладывает общезначимую оценку, рекомендует тот или иной готовый образец решения. Моральные примеры, авторитет тех или иных эталонов поведения в обществе играют важную роль в воспитательном процессе, формируя у молодежи определенные ценностные ориентации жизнедеятельности. Образцы поведения отдельных выдающихся личностей, образы героев служат эталонами, критериями моральности поведения.
Моральные кодексы в обществе создают определенную моральную атмосферу, непосредственно влияющую как на поведение, так и на ориентации, предпочтения людей в межличностном общении. В странах Запада люди строят свои отношения по меркам рынка, по канонам «купли-продажи». Моральный выбор здесь порой направляется по эгоистическим расчетам, заботой о своем собственном интересе. Торгашеский смысл такой нравственности представляет во многом ее лицемерный, двуличный характер. А нравственные отношения в обществе должны выражать единство общественных и личных интересов. Всестороннее развитие личности должно стать потребностью, а коллективистские основы нравственных взаимоотношений должны создавать благоприятную основу для гуманизации всей жизнедеятельности людей. Должно происходить сближение исходных нравственных позиций людей, принадлежащих к разным группам. Морально-нравственное единство общества создаст новые стимулы для самосовершенствования личности. Система нравственных отношений, сложившаяся в том или ином обществе, обуславливает тот или иной характер сознания, проявляясь в своеобразии его функционирования, в особенностях его структуры.
Особый уклад жизни вызывает у человека и особый склад сознания, в котором выражается его отношение к окружающему миру, самому себе. Моральные нормы – это элементы сознания. Людям свойственно оценивать отношения и поступки через призму сложившихся моральных норм, регулирующих их поведение. В нормах аккумулируется полезный опыт многих поколений людей. Осознанная совокупность норм и принципов определяется как моральный кодекс. Однако принято различать моральные нормы и нравственные принципы. Под нормами понимаются такие предписания, которые регулируют определенную сторону поведения, а под принципами – более общие нравственные требования, относящие ко всей линии поведения человека. Все многообразие нравственных норм в обществе должно быть упорядочено.
Содержание норм морали и нравственности в обществе определяет и ее значимость. Одна и та же норма может нести различное значение в зависимости от времени и самого общества. В странах Запада в период первоначального накопления капитала и свободной конкуренции видное место отводилось бережливости. Бережливость служила увеличению капитала, увеличению богатства. Потому рядом с бережливостью гнездились скупость, эгоизм, холодное безразличие к судьбам других людей. А нужно чтобы в обществе бережливость во всем служила как средство улучшения жизни, умножению общего достояния. Она определяет степень уважения к труду каждого человека. Ведь для создания каждого предмета, каждой вещи затрачивается энергия разума, воля и усилия человека и это надо ценить и беречь. Это ничего общего не имеет с жадностью и скупостью, как порой пытаются представить все это расточители. Кроме того, нужно уважать труд всего коллектива, создавшего это. Такая бережливость не разъединяет людей, стимулируя ненасытную жажду богатства, а объединяет общим делом, позволяющим непосредственно улучшать условия жизни и творчества каждого. Таким образом, казалось бы, одна и та же норма получает разное значение в зависимости от того, в какой системе моральной взаимозависимости она находится, с какими функциями нравственного сознания связана.
В обществе, в зависимости от этапа его развития, одни и те же нравственные установки в сознании людей меняют свое содержание, причем порой резко, скачкообразно. Они как бы очищаются от наносного, ненужного и приобретают свой первоначальный смысл. Так меняются представления о справедливости, патриотизме, личном достоинстве, смысле жизни, счастье, идеале общества и человека. Обогащаются и укрепляются в общественном сознании нормы и правила, имевшие общечеловеческий смысл – сочувствие, благодарность, правдивость, скромность, вежливость, дружелюбие, искренность, великодушие, деликатность. Происходит изменение сознания. Из истории мы знаем людей, подчинивших все свои замыслы, надежды, чувства одной возвышенной цели: освобождению своей родины от чужеземного ига; борьбе против неравенства и угнетения; облегчению страданий больных; воспитанию подрастающего поколения. Целенаправленность всей жизни этих людей говорит о их духовном мире. Каждый человек, наверняка, встречал в обыденной жизни людей, всецело посвятивших себя какому-то делу: овладению тайнами природы, решению важных научных проблем, поисками такой сферы жизнедеятельности, где бы лучшим образом раскрылись его таланты. За каждой целью стоит та или иная моральная ценность, на которую человек ориентируется как на высшую. Причем различные практические ориентации могут служить одной цели – служить людям, испытать и проявить свои способности. Целенаправленность, устремленность в достижении целей служить людям всегда была высоко чтима.
Многообразие, внутреннее богатство духовного мира людей выражается в разнообразии конкретных жизненных ориентаций. Индивидуальные особенности людей, их склонности, таланты, надежды, мечты – все это вызывает их конкретные предпочтения. Все эти предпочтения объединяются общностью высших моральных ценностей. Всестороннее развитие личности через реализацию коллективного интереса – вот смысл ценностной ориентации. Служение обществу, созидающему новую жизнь, должно стать высшей ценностью для человека, утверждающего свое достоинство и честь через общественно полезную деятельность. Ценностная ориентация сознания – это устойчивое, глубинное выражение его морального содержания. В общей направленности сознания она реализует ту исходную нравственную позицию, которую занимает личность, проявляясь во всей линии поведения. Пронизывая все этажи психики человека, ценностная ориентация позволяет человеку мгновенно, зачастую интуитивно, выбрать веерную линию морального поведения. Она объединяет все компоненты нравственного сознания, подчиняя их единой цели, цементирует волю человека, придавая ей целеустремленность и последовательность. Мировоззренческое осознание ценностной ориентации во много крат увеличивает ее мощь, повышает способность человека к нравственному предвидению целей своего поведения. Объединенная в строгую, связанную мировоззренческую систему взглядов, ценностная ориентация становится осознанным выражением содержания моральной убежденности личности. Она воплощается во всей системе поступков, в жизни значительных масс людей, в их устойчивых моральных устремлениях, предпочтениях и оценках.
Ценностные ориентации могут быть направлены как на подлинные ценности, высокие, так и на ложные низменные, даже на антиценности. Человек может с той или иной степенью глубины осознавать или вообще не осознавать свою ценностную ориентацию. Порой действительные ориентации прикрываются декларативными, призванными, чтобы оправдать поведение человека. Бывает и так, что человек усваивает некоторые социально важные ценности формально, тогда и ориентация на них будет носить формальный характер. Установить подлинную ценностную ориентацию человека сложно, чаще всего ее можно определить по поведению за длительный период. Человека судят по делам.
Каждому человеку приходится мотивировать свои поступки, обосновывая, оценивая их как перед лицом общественного мнения, так и собственной совести. Мотивация, оценка и самооценка – важные способы моральной регуляции поведения людей. Мотив – это нравственно осознанное побуждение поведения. Мотивация же – система определенным образом связанных, мировоззренчески соподчиненных мотивов, сознательное определение человеком линии своего поведения. Моральная оценка позволяет определить ценностное значение поступка, поведение человека, или целых социальных групп, их соответствие определенным нормам, принципам, идеалам. Она содержит осуждение или одобрение, выражает чувства признательности, восхищения или неприязни, негодования. Самооценка – это самостоятельное определение ценности своего поведения, своих мотивов и поступков. Она тесным образом связана с чувством совести и долга и выступает как важный инструмент самоконтроля.
Моральная мотивация человека зависит от его сознания, ценностной ориентации, уровня его общей культуры, способности критически осмысливать поступки, волевых качеств. При положительной реакции окружающих человек испытывает чувство удовлетворения, возрастает его уверенность в правильности избранной линии поведения. Человек несет ответственность не только за то, чтобы его мотивы поведения отвечали определенным принципам, нормам и идеалам, но и за характер избранных его идеалов и принципов. Имея мировоззренческий смысл, моральная мотивация несет в себе верное или ложное, передовое или реакционное содержание. Поэтому о мотивации поведения человека судят по его мировоззрению. Мотивация помогает человеку определить свое отношение к людям, нравственно осознать свою ответственность перед коллективом, семьей и самим собой. Мотивация включает в себя моральную оценку поступков и самооценку человека. Мотивация служит не только оправданию поведения человека, но и определяет его связь с моральной нормой, позволяет прогнозировать нравственный смысл деятельности, находить единственно веерные решения в моральном выборе. Мотивация позволяет воспитывать убежденность, нравственные представления о долге и ответственности личности. Мотивация позволяет человеку сознательно регулировать свое поведение, осуществлять разумный самоконтроль за состоянием своего сознания, помогает человеку в самовоспитании, в сохранении нравственной чистоты мотивов. Ведя внутреннюю борьбу против недостойных намерений и помыслов, отбрасывая эгоистические, низменные мотивы, человек проходит курс самовоспитания и перевоспитания. Возрастание роли мировоззренчески обоснованной и гуманной моральной мотивации – важнейшая тенденция совершенствования личности в новом обществе.
Гоббс сравнивал этику с математикой, Спиноза - с геометрией, Гельвеций утверждал, что ее следует трактовать как экспериментальную физику, Гольбах предлагал утвердить в ней арифметику, а Фейербах уподоблял ее медицине. Это подчеркивает всеобъемлимость морали. Развитая способность к нравственной мотивации еще не обеспечивает морально достойного поведения. Она может служить и прикрытием низменных, своекорыстных интересов и целей. Рациональная мотивация, присущая рассудку людей стран Запада, порой превращается в цинично-конъюнктурную, где даже для порока подыскиваются оправдательные моральные мотивы, а жестокости и своекорыстию придается привлекательный лоск. Встречаются люди, умеющие неплохо мотивировать свое поведение, но не способные активно действовать, претворять свои моральные принципы в жизнь.
«Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке», - писал В.А.Сухомлинский. Цельность и гармоничность нравственной жизни складываются при возвышенных мыслях, воплощенных в мотивах, проникновенных чувствах и практической деятельности, опирающейся на стойкость и твердую волю человека. Познанию нравственного мира других людей служит моральная оценка, самопознанию – самооценка. Оценка позволяет путем одобрения или осуждения установить соответствие или несоответствие поступка нормам и требованиям общественной нравственности. Нравственные оценки, сочетаясь с принципами мировоззрения, оказывают большое влияние на формирование моральных качеств человека.
 
Статья из книги В.И.Симина «Книга об этике»
Copyright: Симин В.И., 2009
Свидетельство о публикации №193932
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02.01.2009 17:04

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта