Одиночество:болезнь или спасение?
Однажды ты просыпаешься и осознаёшь что ты никому не нужен, что ты сам по себе и никому нет до тебя дела. Многие люди сходят от этого с ума, пытаются спрятаться от самих себя, бегут в толпу, в людные места как Антуан Рокантьен из произведения Жан Поля Сартра “Тошнота” или Гарри Галлер из “Степного волка” Германа Гёссе. Они пытаются закрыть или восполнить чем-либо ту пустоту, дыру, зияющую внутри, которая так не заметна для окружающих, но для нас она как проклятье, как вечный крест. Ты пытаешься заговорить с незнакомцем, с любым кто готов тебе ответить, посмотреть на тебя, уделить тебе хоть долю своего внимания, это может быть просто презрительный взгляд и тебе уже становиться немного лучше. Приступ безвыходности и невыносимого одиночества утихает и тебе кажется, что ты победил своё “я”, ты справился со своими страхами, но это твоё самое страшное заблуждение, одиночество, как и неизлечимую болезнь можно загнать в угол, запугать, заставить бежать не оглядываясь, но оно всегда будет с тобой. Твой самый невыносимый и кошмарный страх даст о себе знать в самый неожиданный и болезненный для тебя момент, когда ты этого не ждёшь. И тогда тебе снова придётся бежать, как степному волку от своей судьбы, своего “я”, искать таких как ты, того кто тебя сможет понять, пусть это будет даже какой-то бродяга, ты будешь несметно рад разделить с ним своё бремя… Но самые одарённые личности видят в своём проклятье своё спасение, определённую движущую силу, которая помогает совершенствоваться, не обращая внимания на других. В состоянии одиночества ты предоставлен самому себе, ты—это остров в огромном океане суеты и заблуждений. В таком состоянии твои чувства обостряются, как у животного, привыкшего полагаться только на себя и жить одному. Этот путь является одним из самых коротких дорог к формированию творческой личности. Ведь такая личность приобретает какой-то необъяснимый внутренний механизм способный заставить себя эволюционировать в своём творческом и умственном развитии. Не секрет то, что в большинстве случаев такое состояние приводит к различным душевным болезням, которые начистую разрушают разум человека, но возможно это и есть та входная плата за ту “гениальность” которую можно достичь… Так или иначе, все гениальные люди отдаляются от всего остального человечества и создают для себя свой новый мир. Мир, который более чем совершенен. Такой гений литературы, как уже упомянутый Герман Гёссе, чья жизнь была очень сложной и противоречивой, провёл несколько лет в психиатрической лечебнице, а так же у него было множество нервных срывов, был по сути одиноким человеком, хотя он и женился и у него был сын, он не мог жить такой жизнью, для него был предназначен творческий путь, самый трудный из всех известных. Он уходит от своей семьи и начинает другую жизнь. Таких людей вечно мучает вопрос сосуществования высокого искусства с жестокой реальностью цивилизации. Такие примеры можно перечислять бесконечно к ним также относятся Альбер Камю, Фридрих Ницше, Жан-Поль Сартр, великий художник Ван Гог и много других феноменов искусства. Когда я говорю “одиночество”, я не имею ввиду просто такое состояние человека, когда он проживает один или просто у него нет жены или девушки или детей, нет. Я имею ввиду особое гнетущее состояние души, которое заставляет человека смотреть на мир совершенно по-другому не так как все. Это нельзя объяснить, это нужно прочувствовать. Так вот это внутреннее состояние всегда граничит с мыслью о смерти, о суициде. Просто внутреннее смятение чувств кажется невыносимым, жизнь превращается в существование, а им нужно что-то больше чем это. На данной стадии начинает всё чаще ставиться вопрос о смысле жизни и о предназначении отдельного индивида в этом мире. Всё начинает рушиться, это как кулисы в театре, на них может быть нарисован идеальный божественный мир, он влечёт тебя к себе, ты в нём попросту утопаешь, теряешь над собой контроль, ты уже не понимаешь где ты находишься, кто ты такой, люди вокруг тебя просто растворяются, ты живёшь в этом мире. Для тебя всё это кажется вечностью, ты уже не представляешь своей жизни вне этого мира, но вдруг кулисы открываются, твой мир рушиться, ты не понимаешь где ты находишься и что происходит. За кулисами обшарпанные декорации, бездарные актёры пытающиеся изобразить наигранную любовь. И ты вдруг осознаёшь что это какая-то ошибка, ты не принадлежишь этому миру, где аморальность и упадок нравственности преобладают над высокой культурой, помыслами и искусством. А самое страшное то, что ты не можешь найти себе так называемую родственную душу в этом чужом тебе мире. Ты перестаёшь понимать окружающих тебя людей, т.е. ты просто отказываешься это делать, ведь как можно понять человека или человечество в целом, если самое главное в этом мире это власть и имущество? Может это какая-то досадная ошибка сверху, может быть это просто сон? Люди перестали реагировать на горе и смерть других людей. Ты начинаешь замечать мельчайшие подробности повседневной жизни, учишься анализировать. Человек сидит на кухне, пьёт чай и слушает радио, ему очень весело, играет музыка, затем передают новости и как бы между прочим диктор говорит что в какой-то Богом забытой стране в результате несчастного случая погибло семь человек, затем продолжает сообщать о новостях спорта или шоу-бизнеса. Человек пьющий чай просто уже не реагирует на такую новость, это стало до такой степени обыденно, что никому уже нет никакого дела до других людей. Вот что пугает. Так и человек преданный одиночеству начинает смотреть на свою прожитую и теперешнюю жизнь с другой стороны и приходит к выводу что с самого рождения человек живёт в неведении, он рождается и его окружает “розовый” мир. Этот мир наполнен идеалами, всякого рода высокими мыслями, но на определённом отрезке своей жизни ты начинаешь понимать, что всё это занавес и блеф. В реальном мире обстоит всё далеко не так красиво и идеально как в мечтах. Это похоже на пробуждение ото сна, ты спишь, но рано или поздно тебе просто придётся проснуться и столкнуться лицом к лицу с жестокой реальностью. После осознания всего сарказма жизни ты начинаешь искать роль, отведённую тебе в этой жизни. Ведь ты, хоть уже не так свято, но всё же ещё уверен хоть в каком-то смысле своего существования. Ты ищешь, узнаёшь, думаешь, читаешь, но всё это ещё больше усугубляет твоё положение и ты приходишь к выводу что смысла как такового и сути в жизни нет. Вот тогда мысль о суициде постепенно подкрадывается к твоему разуму, она не бьет незаметно, она жадно выжидает определённого момента, стараясь всё глубже и твёрже укорениться в твоём разуме, чтобы когда она ненавязчиво даст о себе знать ты уже был не в состоянии ей противостоять. С тех пор как мысль о самоубийстве посетила тебя в первый раз, она уже не отступит, а будет всегда и везде с тобой, пока не станет частью тебя или не завоюет тебя целиком. А может и не стоит ей противостоять, а просто сделать это… У каждого на этот вопрос имеется свой ответ и каждый решает за себя. Для некоторых такая мысль это просто игра, ты сам себя заставляешь думать что для тебя это единственный выход, но такой человек никогда таким способом не уйдёт из жизни, по настоящему он не готов к этому, а как и все остальные просто боится. После многих лет такого состояния души как одиночество и разочарованность в жизни, человек просто постепенно перестаёт существовать как индивид, теперь его главная цель—это хоть как-нибудь скоротать время до последнего дня существования. Есть так же множество примеров людей неудовлетворённых жизнью, которые становятся представителями философии гедонизма, т.е. жизни ради собственного удовольствия. Представители данного течения в философии признают “удовольствие”, удовлетворение всех своих прихотей и потребностей главной целью жизни. Данная философия напрямую противоречит всем христианским принципам и законам философии буддизма, где карма это одно из важнейших ценностей, а кармические следы должны быть только положительными чтобы заново переродиться в новом подобии. Гедонисты же не думают о будущем, они живут только сегодняшним днем. Только человек потерявший веру в какой либо смысл или цель в жизни может проповедовать и вести такой образ жизни, но и зачастую много распущенных и деградировавших людей также склоняются к такой жизни. Любовь и одиночество на первый взгляд кажутся совершенно противоположными и несовместимыми понятиями. Но это всё же не так. Когда человек находит родственную душу в этом мире, влюбляется, он забывает о своём депрессивном состоянии. Но в данном случае необходимо выделить несколько типов людей, творческих личностей полностью отдающихся своим чувствам, так называемые романтики, и людей черпающих свою внутреннюю силу из боли и страданий. Первая категория гениев черпает своё вдохновение из любви, на написание картины или создание какого-либо произведения их вдохновляет любимый человек. Когда он влюблён и счастлив всё замечательно, а внутренней силе и потенциалу просто нет предела, но стоит только любви ослабнуть, пламени немного потухнуть и начинается совсем другое, начинаются депрессии, появляется чувство обыденности. По этому у многих творческих людей такого склада ума и было множество романов или браков, только от недостатка любви, так же оттого, что такие гении искусства не могут смириться с чем то несовершенным, неидеальным, дефективным. Другой же тип людей теряет свои творческие способности оттого что они влюбляются, после того как они нашли ту единственную, которая им предназначена, они отдаляются от творчества, темы для размышления пропадают. Они стараются полностью погрузиться в любовь и отдаться этому чувству, забывая о своём прежнем предназначении, но в большинстве случаев такие от ношения длятся не долго. Личность с таким типом мышления всегда будет не одинока только внешне, но в своём внутреннем мире она всегда будет одиноким непонятым гением, смотрящим на этот странный мир через стекло своей души. Трудно утверждать, что для человека означает одиночество, некоторые бояться его как огня, другие ищут его как спасение. Человека принято считать существом социальным, но что если ты не такой как все, что если ты не стандарт человека, а личность по каким-то причинам имеющая на всё другие взгляды и просто не принимающая и непонимающая этот мир такой какой он есть? Как говорил Фридрих Ницше “Не сравнивайте меня с толпой”. Для каждого одиночество имеет свой смысл и характер. |