Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Маронов
Объем: 10226 [ символов ]
По сю сторону принципа удовольствия
А.А. Воронин
По сю сторону принципа удовольствия
 
Разные есть определения общества, «в котором мы живем»:
- экономические (аграрное, индустриальное общество, капитализм, потребления, информационное общество, постиндустриальное и т.д.)
- культурологические, оценочные – традиционное, цивилизованное, модерн постмодерн, Abendland - вечерняя страна, кризисное или больное общество, цивилизация в оппозиции к культуре - и т.д.
- исторические типологии Конта, Данилевского, Шпенглера, Тойнби, Гумилева – разные культурные паттерны в основе каждого из них.
Каждое для чего-то нужно, но и для чего-то недостаточно, но из каждого тянутся свои цепочки следствий.
Если рассуждать о том, что происходит здесь, сегодня и с нами, ad hoc типология может быть дана на таком основании, как базовая ценность обществ. Аксиологическая типология. Не буду ее сейчас обосновывать – не о ней речь. Получаются исторически сменяющиеся ценностные системы, складывавшиеся на а) выживании (варварство), б) господстве (рабовладение и феодализм), в) вере (средневековье), г) труде (новое время) и д) богатстве (капитализм). А нынче мы живем в эпоху удовольствий. Это архетипическая основа, лежащая в основе всего общественного уклада – от экономики и политики до сфер приватной жизни, искусства и досуга. Это базовая личностная ценность – хотя мало кто открыто в этом сознается. Еще сказываются рудименты самоотверженного труда, ради чего-то, что находится выше повседневности – коммунизма в России или спасения души – в Европе. Скажем условно – на Западе.
Это небезопасно в России – ценность удовольствия приемлема для богатых трудоизбыточных стран, где нет необходимости вкалывать от зари до зари, чтобы сносно жить. Наоборот, острейшей проблемой там становится – а чем заполнить досуг, обеспеченный высоким уровнем жизни, при том, что производство не нуждается в массе рабочих. Кризис ценностей на Западе – это поиск позитивной ценности жизни, не отданной нацело труду. Но уже на колоссальном потенциале общественного богатства, созданного поколениями людей.
У нас совершенно другая картина. Коммунистический миф , если говорить честно, рухнул еще в 70-80 годах, задолго до перестройки и нового мышления. Девальвировалась на только ценность будущего, но и ценность настоящего – стало ясно, что принесенные жертвы оказались напрасными. Людям нечем стало жить. Отсюда – энтузиазм демократизации начала 90-х гг. Но как только стало ясно, чем обернулись реформы, что они очень далеки от ожиданий советских людей, как и Союз распался, и рухнула еще не окрепшая ценностная пирамида, на макушке которой стоял идеал вполне достижимого счастья, построенного своими руками.
Взамен – может быть не так уж и наивно, как может показаться, были запущены – совершенно сознательно, но без просчета возможных последствий, - это как всегда, - два идеологических «проекта», как сейчас модно говорить.
С обложек глянцевых журналов, экранов телевизоров, и вообще силами масскультуры ценность удовольствия перекочевала непосредственно под черепные коробки огромного числа наших соотечественников, потеснив и мораль, и нравственность, и веру-надежду- насчет любви не так просто, но во всяком случае то, что вчерашним днем казалось незыблемыми устоями общества. А почва, на которую ложится эта ценность в голове европейца и русского – совершенно разные. Европеец наслаждается в пределах либерального приватного пространства, соблюдая заповедь «граница моей свободы – это свобода другого человека». Русский наслаждается под лозунгом «а пошло все на хрен», «оторвать украдкой, пока не схватили», «не отнимешь – отнимут у тебя». То есть работа этой ценности совершенно иная в России, нежели в Европах. Удовольствия на Западе – функционально, в России – деструктивно, так как ведет к насилию, неуважению прав Другого, внеправовому стяжанию ресурсов. Нелепо спрашивать у нашего нового русского – а совесть тебя не мучает?
Второй «проект» - национальная идея, в которой две доминанты – государственность и православие. Государственность обернулась тиранией бюрократов, госчиновников, мздоимцев, которые установили свои правила жизни для всех без исключения сфер общественной жизни. А на приватную, личную жизнь стремится распространить свое влияние церковь. Нетрудно понять, что ни национально-государственная идея, ни религиозная экзальтация не способны создать позитивно-продуктивную мотивацию человека ни к труду, ни к творчеству, ни к гражданскому поведению. Наоборот, замечу в скобках, флирт государства с православием разыгрывается под недоуменные взоры мусульман, протестантов, католиков – и ехидные – иудеев.
Ценность удовольствия в этих условиях – ценность сугубо деструктивная. Она выводится из контекста «отложенного вознаграждения» и превращается в то, что мы с тоской и болью видим в нашей печальной практике. Будущее так и не обретает четких контуров, прошлое неинтересно, настоящее превратилось в единственно интересное и «стоящее» – но какое настоящее! – Вот в чем вопрос.
Это сиюминутность, наплевательство на все, что за рамками моего и вот этого каприза, «здесь и теперь и побольше», нежелание предусмотреть последствия и согласовать с соседями свои поступки. И полная невинность по части рефлексии, морали, вкуса, и даже приличий. Иными словами, дистанция от «хочу» до «могу» сократилась до предела.
Падение нравов – мотив вечный. Нравы только и делают, что падают и падают, - видимо, тут какая-то загадка верха и низа – не наше дело, не сейчас. Вот что важно – это вполне вписывается в мою тему - удовольствие, в отличие от наслаждения – вещь приниженная, если вообще не низкая. Наслаждение хорошо описано Эпикуром, Хайямом и прочими классиками до- и христианской, исламской и безбожной культуры, повторять не стану. Наслаждение имеет внутри себя градацию низкого и высокого, а удовольствие – нет. Это просто срочное удовлетворение самого простого движения с позволения сказать «души» - недоразвитой, и никогда не разовьющейся, потому что развиться душа может через паузу между «хочу» и «могу». В этой паузе – и зрелость, и выбор, и разум, мудрость, и рефлексия, и Другие – да вся культура именно в этой паузе. Там, где быстренько получают удовольствие – от алкоголя пивком, от зрелища кинцом, от еды бигмаком, от любви – гм, промолчу, - там нет места не только нравам, приличиям, но и спросу на таковые причуды. Засилие матерщины, превращение ненормативной лексики в нормативную – следствие не моды на лагерный жаргон, а тяги к низкой, но энергичной выразительности языка – другой просто нет, о ней никто не слышал и слышать не желает.
Полная и неслучайная параллель – с новой манерой выпивать. Массовый пивной алкоголизм – вовсе не следствие рекламы пива, или огромного предложения на пивном рынке – это вторичные явления. Первично здесь состояние духа, если позволено так выразиться – поддать пивка, причем публично, не зазорно в 9 утра по пути на работу, в метро, да где угодно. Потому что «мне вот хорошо, чуть-чуть под шефе, а вроде и незаметно, можно сделать вид, что, мол, нет, ни в одном глазу, а на последствия мне плевать» – хоть за рулем, хоть за станком, хоть за кафедрой. Свой каприз дороже всяких социальных увещеваний – а хоть бы и юридических. Городская распущенность, какое-то новое дикарство – того же поля ягода, что-то не припомню, чтобы раньше на лавках сидели верхом на спинках, ногами на сиденье – из соображений гигиены, видите ли, или так бесцеремонно толкали того, кто на ходу, или так вызывающе матерились… Радикальные молодежные банды, вроде скинхэдов или готов, или фашистов, или националистов, убивающих иностранцев, да и бросающих дерзкий вызов всем обывателям – прямое следствие установки на «наше благоденствие», на мое самочувствие, на «наше» ueber Alles, замещенная агрессия в ответ на вызов Удовольствия, на которое якобы покусились чужестранцы. Заметим, что Удовольствие для них – не в получении конфетки, а в выплеске агрессивности, в насилии, в самоутверждении – повторю – в замещенной сфере, ибо подлинной они и не нюхали. Иноземцы, иноверцы, иностранцы и инодумцы – вот кто, оказывается, виноват во всех наших бедах и плетет коварные заговоры против «наших», которые просто сегодня из скромности не надели на улицу нимб святой.
Крайне суженный диапазон представлений, колоссальная внушаемость, болезненная стадность, отсутствие критериев высокого и низкого - вот в чем мерзость массовой культуры, которую умные люди называют попкультурой, и которая после присвоения звания заслуженного артиста России Б. Моисееву окончательно превратилась в жопкультуру – со всей ее фальшивой красотой и вульгарной звездностью. Вся беда в том, что для предметов, их свойств и отношений нашей повседневности иных слов и не подберешь.
Вывод мой грустный: уже случилось то, что не должно было случиться – произошел слом в самоопределении и самоорганизации культуры, в ней перестали воспроизводиться различия «низа» и «верха», в ней – отнюдь не случайным образом – взяли верх тенденции, губительные для будущего страны. Культурные фильтры, консервирующие стабильность общества, обеспечивающие его преемственность, сломаны. Не все, но многие. Какие и насколько – надо изучать. Такой, например, механизм самолечения культуры, как контркультурные движения, выродились у нас в варварство и дикарство городских вандалов, вообще выпавших из культуры. Инновации, легко пропускаемые в «тело» культуры – это масскультовые суррогаты импортированных потребительских стандартов. На этой почве – точнее говоря, как раз почвы-то и нет, на этом фоне - сфера личного самоопределения настолько аморфна, что надо быть духовным исполином, чтобы выстоять и не рассыпаться на фрагменты «качеств» и «характеристик», по отдельности или пучками транслируемыми масс-медиа или образовательной системой. И выхода из этой ситуации пока не видать – никому из бюрократического класса никогда и в голову не придет, что порядочность, нравственность, достоинство, глубина, красота – это самое важное в стране, от них, от этих немодных добродетелей и прибавляется слой масла на бутерброде. А осилить бюрократа пока не удается никому, - а ведь именно государственная бюрократия, если говорить прямо, и есть руководящая и направляющая сила, ум, честь и совесть нашей нескладной современной эпохи.
Copyright: Маронов, 2008
Свидетельство о публикации №182815
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 08.10.2008 09:12

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта