Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Критик 107
Объем: 4496 [ символов ]
Искусство вовремя уйти (Заявка Автора Апрелька).
Разбираемое произведение:
 
*** (Скорее, господа...).
Автор Апрелька.
 
Оригинал произведения:
(последнее стихотворение)
 

 
Автор с ником "Апрелька" появилась на портале ЧХА совсем недавно, и представленное мне на отзыв стихотворение *** ("Скорее, господа...") – это самое первое ее стихотворение на нашем сайте. А если точнее – финальный фрагмент четырехчастной композиции "История... любви?"
Оговорюсь сразу: на мой взгляд – лучшая часть из четырех. Судите сами:
 
***
Скорее, господа,
Иначе путь неблизкий
Окончится не там,
Не тем
И не тогда.
Давайте, господа,
Уедем по-английски,
Чтоб в душах дорогих
Не оставлять следа.
 
И в благородстве нас
Никто не заподозрит,
И дымчатый янтарь
Состарится без нас...
Мы веруем в Любовь,
Она - наш главный козырь,
И в рукаве никто
Другого не припас.
 
Ни силы нет такой,
Ни древнего проклятья,
Что остановят нас
На выбранном пути.
Награда - не покой,
Не нежных рук объятья,
А Счастье тех,
Кто нам
Не помешал уйти.
 
Что хочется отметить прежде всего? Прекрасную технику и ритмику стихосложения. Чеканный шестистопный ямб с цезурой после третьей стопы выдержан без единого провала ударения или потери темпа... И в сочетании с взрывным характером императива первой же строчки – "Скорее, господа!" – сразу создает ощущение порыва сродни тому, которым отмечено, например, начало классического стихотворения И.Гёте "Willkomen und Abschied" ("Встреча и расставание"): "Душа в огне, нет силы боле, // Скорей в седло и на простор!" (пер. Н.Заболоцкого). Но уже к концу первой строфы становится понятно, что Апрелька речь ведет не о порыве, а о разрыве, и ее энергичный призыв сменяется во второй строфе терпкой горечью... Чтобы завершиться афористичным и мудрым финалом третьей строфы, почти приближающемуся по смысловой нагрузке к сонетному ключу в классических сонетах. И композиция стихотворения, его архитектоника заслуживает, на мой взгляд, отдельной похвалы.
Рифмы стихотворения столь же четки и безукоризненны, и среди них встречаются просто блестящие:
"Неблизкий – по-английски", "Заподозрит – козырь",
хотя "проклятья – объятья" до общего уровня качества стихотворения, конечно же, не дотягивает.
Что еще привлекает в тексте "Скорее, господа..."? Его лаконичность и емкость, отсутствие ненужных или неудачных слов (за единичными исключениями, о которых я скажу чуть позже). Еще – изящная игра словами ("Окончится не там, не тем и не тогда"), и почти былинная напевность второй и третьей строф с повторяющимися зачинами строк ("И... – и ...", "Ни... – ни...").
Что хотелось бы [предложить автору] подправить?
 
Чтоб в душах дорогих
Не оставлять следа.
 
Мне кажется, что слово "дорогих" здесь выбивается из общей лексики, оно слишком банальное и слащавое. Например,
 
Чтоб в душах, близких нам,
Не оставлять следа.
 
или даже
 
Чтоб в близких нам сердцах
Не оставлять следа.
 
звучит несколько лучше, хотя тоже не идеально. Но я уверен, что Апрелька найдет еще более удачный вариант этой строки.
Еще одна шероховатость, как мне показалось –
 
Награда - не покой,
Не нежных рук объятья,
 
Аллитерация на "н" в целом хороша, но заикающееся "не-не" в начале второй строчки я бы попытался убрать. Ну, например, "не томных рук объятья"... Ведь эпитет "нежные" здесь тоже достаточно банален и вполне заменим на что-нибудь более изысканное. Но это только на мой личный взгляд.
И последнее, конечно – "счастье" нужно написать с маленькой буквы. Пафос здесь неуместен, он портит камерность и изящность финала стихотворения, в целом вызывающего в памяти "Обыкновенное чудо" Эльдара Рязанова: "Давайте негромко, давайте вполголоса, давайте простимся светло!" (слова Ю.Кима).
А теперь, напоследок – о смысле стихотворения, о его содержании и посыле... Я вижу в двадцати шести скупых строках Апрельки гимн искусству уйти вовремя, разорвать отношения ДО ТОГО, как они испортятся, осклизнут и протухнут. На высокой ноте, сохраняя ее послезвучие в памяти.
 
В целом же, на мой взгляд, "Скорее, господа..." – прекрасное начало творческого пути Апрельки на нашем портале. И если автору удастся выдержать уровень, сохранить четкость формы и ясность поэтической мысли в ее дальнейших работах, можно будет с уверенностью сказать, что на "Литконкурсе" появилась новая, талантливая и многообещающая поэтесса.
Пока же остается на это только надеяться.
Copyright: Критик 107, 2008
Свидетельство о публикации №166885
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 22.05.2008 00:48

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Константин Куликовъ[ 24.05.2008 ]
   Я практически во всем согласен с критиком, хотя рифмы //проклятья -объятья//, а тем более //пути-уйти/ /употредлять бы не стал. На мой взгляд //не оставлять следа// образ сильно затаскан... А в целом стихотворение понравилось. Даже более того, //И дымчатый янтарь
   Состарится без нас...// мне очень очень понравилось!
   Извеняюсь и перед Автором, и перед Критиком за свои пять копеек.
 
Критик 107[ 25.05.2008 ]
   За что же извиняться, Константин? Ваше мнение столь же ценно и интересно, для того мы здесь и собрались.
Апрелька[ 10.06.2008 ]
   Константин, спасибо Вам за визит и отзыв. Постараюсь отходить от банальных рифм и образов. Пока, как видите, не очень получается, но "я не волшебник, я только учусь" :)
Апрелька[ 10.06.2008 ]
   Уважаемый Критик 7!
   Прошу прощения за долгое молчание - не было возможности ответить.
   Очень Вам признательна за столь тонкий, детальный и тактичный разбор. Приятно было попасть "на зуб" такому образованному, внимательному, доброжелательному и интеллигентному Критику (основываюсь на содержании, языке и тоне Вашей статьи).
   Ваши замечания по поводу строчки "Не нежных рук объятья"
   совпали с моим ощущением её слабости. Думала я над ней, да так и не додумала - вывесила не совсем доработанный текст. Попробую поправить.
   Что касается строк:
   
   Чтоб в душах дорогих
   Не оставлять следа,
   
   то я попросту не увидела возможности двойного прочтения: "души (нам) дорогие" и "души дорогих (= людей)". Во втором смысле, Вы совершенно правы, "оно слишком банальное и слащавое". Раз возможно такое понимание, попытаюсь как-то изменить - спасибо за варианты!
   Ещё раз благодарю Вас, уважаемый Критик 7, за внимание и помощь.
Критик 101[ 01.07.2008 ]
   Уважаемый Критик 7, картина "Обыкновенное чудо" , все-таки - Марка Захарова, а не Э. Рязанова :))

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта