Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Циклы стихов и поэмыАвтор: Семен Венцимеров
Объем: 546 [ строк ]
Журфак-9-6. Таня Суворова. Новый фрагмент-3
Журфак-9-6. Таня Суворова. Новый фрагмент-3
 
По детсву раннему текла
Судьба, ценя его значенье...
Я очень рано поняла
Жестокость времяистеченья.
 
На лицах близких отмечать
Училась времени печать я...
На каждом -- времени печать
От вопля, даже от зачатья,
 
До мига, в коем навсегда
Вдруг прекращается дыханья...
Ползут минуты, а года –
Летят, минуя мирозданье...
 
Был теплый майский яркий день.
Меня выводит баба Маша
В песочницу. Мне в ней не лень
Лепить цветочки, рыбок... Каша
 
Из увлажненного песка
Мне дарит радость вдохновенья.
Леплю куличики... Пока
В песочнице мои творенья
 
Приводят сверстников в восторг –
Один из младших карапузов
Вопль восхищения исторг,
Не сводят взгляда с нас, бутузов,
 
Ведя неспешный разговор
На лавке рядышком мамаши
И бабушки. Мой глаз востер.
Мне ясно: опекунши наши,
 
Не выпускавшие крючки
И спицы, модные салфетки,
Вывязывая, сквозь очки
Глядевшие – а как их детки? --
 
И сами рады бы сюда
Забраться, поиграть в песочке.
Да только минули года.
И мы – сынки, внучата, дочки –
 
Во много раз счастливей их,
Серьезных, поскучневших взрослых,
Замотанных в делах своих.
И жалко стало мне всерьез их:
 
Прескучно так живется им...
Немного позже я узнала,
Что в дополнение к своим
Делам прескучным – их немало –
 
Еще должны и умирать...
Вбираю грустное в копилку...
Мы всякий раз должны взирать –
Наш дом у проходной впритирку --
 
На неказистый грузовик,
Гроб с черно-красными бортами.
Люд к зрелицу тому привык:
Развертывался перед нами
 
Прощанья скорбный ритуал:
Гроб ставили на табуретки.
Кто к изголовью приникал –
Деревьев вздрагивали ветки
 
В ответ на близких тихий плач,
Кто оставался в отдаленье –
Судачь теперь иль не судачь –
Покойники в досужем мненье
 
Их не нуждались... Ждал оркестр
В подсокращенном варианте.
Он марши майские окрест
Разбрасывал при красном банте
 
На ярких праздниках труда.
Тогда – в расширенном составе.
Безгласных провожал туда –
В подсокращенном: Сбоку встали,
 
Переминаясь, две трубы
И круглый барабан с тарелкой.
Когда в машину вновь гробы
Обратно ставили – и мелкой,
 
Неспешной поступью толпа
Машине вслед темно ступала,
Вступала горестно труба,
Шопеновским сопровождала,
 
Конечно, с фальшью переход
От фабричонки до погоста.
Держал в головушках народ,
Что после выпьет. Хоть без тоста.
 
По праздникам был оркестрант
Сопровождаем «ординарцем»-
Мальчишкой. Ординарцу бант
Был тоже выдаваем. Глянцем
 
Посверкивали башмаки,
Одежда свежестью сияла.
У пацана в руках листки...
-- Чтоб ни листочка не пропала! –
 
Внушал мальчишкам дирижер –
И те ответственно кивают.
Впивая взор в листки. Мажор
В лад музыканты выдувают.
 
А на листочках ноты. Их
Мальчишки держат пред глазами
Оркестра... Над руками их
И тенорами и басами
 
Взлетает музыка. Бодрит
Ритм вдохновенной «Варшавянки».
Агаповский тотчас летит
Вослед – «Прощание славянки».
 
А только строй притормозит
Оркестр толпу покружит вальсом,
Мол, в городском саду звучит
Другой оркестр о самом важном.
 
Сыграют «Яблочко» на «бис»
Потом жхотно оркестранты.
Ох, музыка, лети, резвись –
И пробуждай во мне таланты...
 
Годков примерно до восьми
Я верила в одну догадку:
Вернутся, будут меж людьми
Закопанные под лопатку,
 
Под спич фабричных комиссарш,
Вопеж родных при этом бреде,
Под траурный Шопенов марш --
Лежавшие в гробу соседи.
 
Откуда эта мысль взялась –
По правде – я не представляю.
Не обсуждала ипостась
Загробную ни с кем. Желаю
 
Чтоб возвращались – весь резон.
А повзрослеть я не хотела.
И дни рожденья испокон
Моей судьбы едва терпела
 
И то лишь лет до десяти.
Потом они чернее черных
Мне стали. Не хочу расти.
И в размышлениях упорных
 
Я удивлялась: Новый год
Все отмечали, как подарок,
А он ведь приближал приход
Мгновения, когда нас, старых,
 
В сосновом тесаном гробу
Под прач родных опустят в землю.
Такую не хочу судьбу –
И дни рожденья не приемлю.
 
И Новый год не соблазнит
Печеньем, пестрой мишурою.
Он тоже старость мне сулит.
Уж лучше я глаза закрою –
 
И эти праздники просплю.
Во сне, возможно, не состарюсь.
Нет, дней рождений не люблю...
Не сразу с ними примиряюсь.
 
И, отмечая Новый Год,
Мы радуемся: были живы
И верим: Нового приход
Нам обещает перспективы,
 
Что все же малость поживем.
А в нежелании взросленья –
Оно мне представлялось злом –
Дошла до умопомраченья:
 
Мой пионерский гвлстук мне –
Знак детскости – и не снимаю
Уже подросшая вполне –
В четырнадцать – и не внимаю
 
Резонам, что давно пора...
Была примерной пионеркой.
Играла в куклы. Но игра
В той части мне казалась мерзкой,
 
Где должно на себя принять
Роль мамы. Я хотела только
Все время в дочкой пребывать.
Быть мамой, то есть взрослой – горько.
 
И куклы были для меня
Всегда подружками – на равных.
И я, за леность не виня,
Их одевала, своенравных,
 
Учила , главное, всему
Пеленочная тезка Таня
Пред зеркалами – что к чему –
Вертелась, косы заплетая
 
И расплетая... То она
Сестер померяет одежку,
То красит губы – вот-те на!
То в «шпильки» маленькую ножку
 
Засунув – мамины – пройдет
С довольным видом по поселку –
Пусть ухмыляется народ
И матерится втихомолку...
 
А я гляжу со стороны,
Но к тезке присоединиться
И не подумаю – ни-ни! –
Нельзя мне старше становиться...
 
Бояться времени – боюсь.
А уважать не научилась:
Упущено его – винюсь –
Немало. Жить не торопилась.
 
Не торопила и его.
А впрочем, раз всего, но было:
Да, было, только раз всего,
Когда его поторопила.
 
И это я себе в укор
Сейчас с досадой вспоминаю.
Детсадовка – и нос в забор
Из сетки, дырчатый, вминаю.
 
А за забором – школьный двор.
Там построенье пионеров,
Солют под знамя, звонкий хор...
Завидуб в расстройстве нервов.
 
Хочу быстрее стать такой,
Хочу быстрее в школу, школу...
И вот предшкольный август мой...
-- Ну, скоро, мама?
-- Скоро, скоро... –
 
Я открываю гардероб.
Коричневое платье – форма.
Хочу примерить...
Мама:
-- Стоп!
Успеешь! –
Я тянусь упорно,
 
Не поношу, так прикоснусь.
На платье – белые манжеты
С воротничком, с чем навожусь
Потом: отпарывай кроше ты,
 
Отстирывай его, утюжь –
И снова пришивай на место –
Вседневная такая чушь,
А делать нужно быстро, престо!
 
Два фартучка висят в шкафу:
Парадный – белый, будний – черный!
Не отутюжишь на фуфу,
Но хочется ведь быть ученой.
 
В портфеле всякого добра:
Букварь, тетрадки с промокашкой,
Пенал...
-- Ну что, уже пора? –
-- Танюша, скоро... –
Это тяжко –
 
Назначенного мига ждать...
К карандашам, линейкам, ручкам
Питаю страсть – не передать –
И прочим канцелярским штучкам...
 
-- Ну, Танечка, пора вставать... --
И вот уже сижу за партой,
Учусь писать, читать, считать...
Но вот как раз момента старта
 
И не запомнила – что с чем?...
И не осталось фотграфий
Первосентябрьских совсем.
Что странно... Папа – Боже правый –
 
Меня бессчетно наснимал.
А первый школьный день на снимки
На удивленье – не попал –
И нету в памяти картинки...
 
Полгода лишь карандашом
Каракули едва выводим
В тетрадках новеньких с трудом –
В писанье с напряженьем входим.
 
Но время двинулось к весне,
Письмо – к чернильницам и ручкам.
Тетрадки – в кляксах. Часто мне,
Уже привычной к школьным взбучкам,
 
Приходится портфель как щит
Использовать – и как оружье.
Противник поражен, пищит.
Н мне однако ж только хуже –
 
Тетрадки в кляксах. Заменять
Приходится их часто маме.
Ведь неваляшек не достать –
Большая редкость. Временами
 
Их в первомайке продает,
Но разбирают за мгновенье.
Но вскоре в школе нам дают
Непроливашки для ученья,
 
Теперь на каждой парте есть –
И незачем носить из дома –
Для мам и пап – благая весть –
Хоть форму сохраню, кулема
 
От клякс... Мы в класс пошли вдвоем
С Танюшей Зудиной... А Люда
Грустит -- с собою не берем:
-- Ты, Карпова, расти покуда! –
 
Она едва не каждый день
Еас провожает на уроки.
Встает с рассветом – и не лень!
А нам до школы путь короткий.
 
-- Портфельчик дайте понести! –
Нас страстно умоляет Люда.
-- Нет. Не положено... Расти!
Вот будет свой, тогда... Покуда!... –
 
Поздней разжалобились:
-- На,
Неси, но только аккуратно...
Подружка радости полна.
И нам легко, и ей приятно...
 
Начальной нашей школы дом
Был непохож на все строенья.
Какую-то особость в нем
Я отмечала без сомненья,
 
Но где мне было оценить,
Что он – шедевр архитектурный,
Который велено хранить.
Дом двухэтажный и фактурный:
 
Он с башенками. Весь в резьбе.
Два этажа. Балконы. Двери...
Его для радости себе
Построил некто Ценкер. Верил,
 
Что и потомки поживут...
Дом в стиле русского модерна
Единственный подобный тут...
Я представляла, как манерно
 
На бале танцевали вальс
Здесь управляющего дочки...
А нынче в профиль и анфас
Мы с таней пмшем в нем крючочки...
 
Какполовицы в нем скрипят
И лестницы – давно расссохлись.
На переменках – сто ребят
Шумят, дерутся, часто ссорясь...
 
Перила лестниц – идеал!
Каталась я по ним намедни...
Есть неудобство: опоздал –
В свой класс шагаешь сквозь соседний.
 
И дважды вынужден краснеть –
В чужом потом и в нашем классе...
Что ж, надо вовремя успеть,
Иметь хоть пять минут в запасе...
 
Ах, школа! Вереница дней
В ней за тетрадкой и за книжкой...
Подружки тани мама в ней
Работала тогда техничкой.
 
По воскресеньям прибирать
С шваброй классы приходила.
Могли ее сопровождать –
И это я весьма любила.
 
Ведь можно мелом на доске
Писать и рисовать картинки.
С планетою накоротке
На глобусе искать, где инки
 
Буянили давным-давно,
Показывать Москву и Киев...
И даже нам разрешено
В журнале поглядеть. Какие
 
Стоят оценочки у нас?...
Нас учит грамоте Прасковья
Семеновна... Сошла в наш класс
С экрана... Не таю любовь я
 
К учительнице. Та – ко мне...
Седая. Строгая прическа.
Взгляд строг и мудр. Наедине
Порой и поругает жестко,
 
Не оскорбляя. Да, строга.
Да, требовательна. Однако
И сраведлива. Дорога
Хотя бы тем, что с нею всяко.
 
Мы защищенными всегда
Себя с ней рядом ощущали
Три года, до поры, кода
В четвертый класс мы пошагали.
 
Та что сменила, молода.
Но имя ей – несправедливость.
Была заносчива, горда.
Оценки – не оценки: милость
 
Ее к любимчикам своим.
Я в их числе, чему не рада.
Та Таню не относит к ним –
Тетрадь от Таниного взгляда
 
Приходится упрятать мне.
С Танюшей Зудиной ошибки
Одни и те же, что вполне
Понятно: привстаем на цыпки,
 
Чтоб друг у дружки все списать.
Но «тройка» ставится Танюше,
А мне за те же точно – «Пять»...
От этого душе не лучше.
 
Я научилась презирать
Тогда ничтожных подхалимов,
Что рады душу замарать
За послабление режимов,
 
Подачки, льготы... Отношу
Их всех к презренному отребью,
С такими рядом не дышу –
И ухожу, когда по жребью
 
Случайно рядом окажусь.
Их числю возле террористов,
Убийц, к которым отношусь,
Как к мрази. Гнев к таким неистов...
 
... Был день: закончен первый класс.
Все в предвкушении каникул.
Поздравила Прасковья нас –
И вот мне выдала матрикул.
 
Я сохранила тот листок.
Он был вручную разлинован –
Мой самый первый табелек.
Взираю с ощущеньем новым:
 
На пишмашинке занесли
Туда предметы под копирку.
Тот первый табелек могли
Мы без стыда явить: «за шкирку»
 
Меня там не за что трепать:
Вполне пригожие оценки –
Уцилась на «четыре», «пять».
Но только в первом классе. Сценки
 
Уже такие через год
И далее уже смущали.
Моих родителей подход:
Они меня не заставляли
 
Отличницей отпетой быть.
Хотя их ставили в пример мне.
И я могла спокойно жить –
Ни папа не давил «на нерве»,
 
Ни мама... Нравится предмет –
Учу... А что-то скучное – отставлю,
Гуляю... Наказаний нет
Что я медалью не прославлю
 
Семейство. Люблю гулять.
Портфель нередко забывала.
Однако сложно потерять
В поселке. Где мой адрес знала
 
Едва не каждая душа.
Звонок под вечер. Выбегаю –
Лежит у двери. Не спеша
Портфель с порога поднимаю...
 
До пятого жила легко...
А в пятом разные предметы
С предметниками... О-хо-хо!
И алгебра... Батюшки-светы!
 
Тянусь от «двойки» к «трояку».
Проблема «а+b» задушит.
Нет нужной клепочки в мозгу.
Икс с игреком судьбу порушит.
 
Я не способна их понять.
И только позже догадалась,
Что не желала их принять,
И всей душой сопротивлялась.
 
Не нухен «икс», чтоб сосчитать
Копеек горстку в магазине.
Нужна учебы, чтоб считать
В нас окружающей картине
 
Подробности – и их понять.
История? Что было раньше
Нам помогает узнавать,
А география – что дальше
 
Лежит – какие города
За Первомайкой и Москвою.
Когда-нибудь еще туда
Поеду, для себя открою.
 
Деревья разнфе кругом –
Ботаника их поясняет.
А с алгеброй куда пойдем?
Ее душа не принимает.
 
В реальной жизни «а+b»
Нигде не встретились покуда,
Как бесполезные в судьбе
Их в душу принимать не буду.
 
Когда, перешагнув в восьмой
В нем позже с химией столкнулась.
То те же чувства. Боже мой –
Как я о химию споткнулась!
 
Вначало так не пробрало:
О веществах узнать полезно.
Но вот до формулы дошло.
Она мне в голову не лезла.
 
Зачем мне формула нужна...
Я даже не предполагала
О химии: войдет она
В судьбу... Я даже пожелала
 
Потом пойти студенткой в хим,
О чем поведаю позднее.
Покуда же с предметом сим
Намучилась. От схватки злее,
 
Закомплексованней живу...
Но химия случилась позже.
Пока над алгеброй реву.
Спаси меня от иксов, Боже!
 
В одних из горьких вечеров
Отец, дошедший до предела,
А сам он в иксах – будь здоров! –
А раньше думал, что хотела
 
Всего лишь доченька схитрить,
В надежде на его подсказку,
В сердцах мне:
-- Кукла! –
Бросив, пить
Пошел чаек. Уж дал бы таску,
 
Чем мною так пренебрегать...
Еще часок со мною билась
Над иксами натужно мать.
Потом и эта отступилась.
 
В отчаянии проворчав:
-- Ведь икс найти так интересно! –
И эта фраза, прозвучав,
Мне алгебру раскрыла. Честно.
 
Как раз в то время Шерлок Холмс,
А с ним и метод дедуктивный,
Вошел в круг чтения – колосс,
Тайн открыватель аттрактивный.
 
Я, вспомнив мамины, слова,
Решила: тоже Холмсон стану –
И посветлела голова –
И объяснение изъяну,
 
Что ранее мешал, нашлось:
Что не по вкусу, не училось,
Понеже – с интересом врозь.
В десятом классе мне случилось
 
В больницу как-то загреметь –
Я алгебру взяла в палату,
Чтоб в ней от скуки не советь,
Тем паче – время – к аттестату...
 
Лень-матушка и иже с ней
В отличницы не пропускали.
Застенчивость глупит сильней.
Когда к ответу вызывали,
 
То, даже зная хорошо,
Косноязычно отвечала.
А сверх всего цейтнот еще
Мешал: задачки не решала –
 
Переживала: не успеть.
Понятно – и не успевала.
Над сочинением корпеть
Контрольным не могла – лишала
 
Всех знаний та же маета,
Что не успею – и взаправду
Не успевала ни черта,
Усевшись тест писать за парту.
 
За тесты «тройка» -- потолок.
Зато эссе писала дома,
Каких никто другой не мог:
Метафора и идиома,
 
Как говорят, не в бровь а в глаз.
Заслушивался при зачитке
Моих эссе в восторге класс.
Талантов-то во мне в избытке...
 
Все то же в классах всех трех школ,
В которых довелось учиться.
Но гляну в табель – и укол.
Я знаю: надо измениться.
 
Полезут тройки в аттестат –
И никакой меня не примет
В студенты вуз. Я – кандидат
На то, что без забот отринет
 
Комиссия со старта прочь.
Одолеваю лень упорно,
На финише и день и ночь
Тружусь. Теперь мне не зазорно
 
Показывать мой аттестат.
Там по черченью только тройка.
Что к поступленью – крепкий старт.
И вдруг – заговорила бойко...
 
А все ж до сей поры дивлюсь:
Как на журфак смогла пробиться?
Везенья, ясно, было. Плюс
Стремление на нем учиться.
Copyright: Семен Венцимеров, 2008
Свидетельство о публикации №158919
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 25.02.2008 13:22

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта