Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Вера Петрянкина
Объем: 11129 [ символов ]
Зажгите фонарик!
Окликнет эхо давним прозвищем,
И ляжет снег покровом пряничным,
Когда я снова стану маленьким,
А мир опять большим и праздничным,
 
Когда я снова стану облаком,
Когда я снова стану зябликом,
Когда я снова стану маленьким,
И снег опять запахнет яблоком,
 
Меня снесут с крылечка, сонного,
И я проснусь от скрипа санного,
Когда я снова стану маленьким,
И мир чудес открою заново.
 
Александр Галич
 
Имя Януша Корчака – писателя, педагога, общественного деятеля – стало для польского народа символом гуманизма и высокой нравственной чистоты. Это имя человека, которого знают все дети в Польше, а надо, чтобы знали все люди на свете – и маленькие, и большие. Говорят, это был человек героической, небывалой доброты, настоящий добрый волшебник из детской сказки.
Настоящее имя Януша Корчака - Хенрик Гольдшмидт. Он родился в 1878 году в ассимилированной еврейской семье, в доме, где царил дух космополитизма и утонченной польской культуры. Казалось, Хенрик был поляком, так он любил польский язык, людей и природу Польши. Но со временем к этой любви стало примешиваться чувство грусти и одиночества. Усилилась его связь с народом, к которому он принадлежал по крови. И в дни испытаний он приходит к сознательному и добровольному, основанному на велении совести выбору еврейской судьбы.
Волшебники не погибают, а он погиб вместе с еврейскими детьми из Дома Сирот в газовой камере фашистского лагеря Треблинка. Он мог бы спастись сам, но, не имея возможности спасти детей, остался с ними до конца.
Корчак написал много произведений для детей. В своих книгах и статьях он выступает горячим защитником интересов и прав детей, видит в ребёнке человека с богатым внутренним миром, художника с тонкой, впечатлительной душой, относится к нему всерьёз, уважает его права и достоинство.
Повесть «Когда я снова стану маленьким» уже в названии содержит нечто забавное и фантастическое. Корчак здесь прямо говорит от первого лица, и это даёт писателю возможность сохранить характерную для него интонацию шутки, смешанной с глубоким раздумьем и мечтательностью.
Во вступлении к повести автор рассказывает о том, как он мечтал поскорее стать взрослым:
«То хочу стать большим навсегда, то только так, попробовать. Потому что, может быть, поначалу это и приятно, а вдруг потом снова захочется стать маленьким?
Так я думал, думал, пока и в самом деле не вырос. У меня уже есть часы, усы, письменный стол с выдвижным ящиком – всё, как у взрослых. И я в самом деле учитель. И мне нехорошо...».
Оказывается, быть взрослым не так уж и приятно:
«Знал бы, ни за что бы не хотел стать взрослым. Ребёнку во сто раз лучше. Взрослые – несчастные. Неправда, будто они делают, что хотят. Нам ещё меньше разрешено, чем детям. У нас больше обязанностей, больше огорчений. Реже весёлые мысли. Мы уже не плачем – это правда, но, пожалуй, лишь потому, что плакать не стоит. Мы только тяжело вздыхаем».
«И я вздохнул, - доверительно говорит Корчак, и в этот момент в его голосе звучат подлинная грусть и сожаление о прошедшем детстве. – Ничего не поделаешь. Никто ничего не изменит. Никогда уже больше я не буду маленьким».
Но недаром Януш Корчак – добрый волшебник, сочиняющий сказки! Он не может ни сам оказаться в безвыходном положении, ни маленького читателя оставить безутешным. Он знает, как можно снова стать маленьким, после того, как уже порядочно лет побыл взрослым. У взрослого человека есть одна способность, какой нет у ребёнка: он может вспоминать.
И старичок-гном с красным фонариком – это время и память. А память может мгновенно вернуть человеку и детство, и любой час жизни, и любого человека, который некогда был дорог ему. Правда, в таком возвращении есть всегда непрочность и печаль, оттого что человек, вспоминая, сознаёт всю призрачность воспоминаний; но есть что-то и очень важное и новое в том, что человек вторично переживает какой-то кусочек уже прожитой жизни, ведь к ощущениям и событиям детства теперь примешивается то, что думает обо всём пережитом и случившемся раньше сам человек, уже ставший взрослым, то, как он относится к себе самому - маленькому. Сочувствует ему, осуждает его, смеётся над ним?
Повесть «Когда я снова стану маленьким», в сущности, и есть воспоминания о детстве, полные размышлений взрослого. Можно сказать, что это комментарий вдумчивого учителя к событиям своего школьного возраста. Вспоминая самого себя школьником, учитель вносит много желаемых поправок в педагогическую систему, в школьное образование, в семейный быт и уклад жизни ребёнка.
В узком коридоре мальчик на бегу натыкается на директора, да так, что бедный директор чудом не падает.
«В эту минуту я понял, что детей обвиняют несправедливо: они не виноваты, - это случай, несчастье, но не вина.
Кабинет директора, нотации – слёзы.
Всего лишь несколько часов я ребёнок, и уже первые слёзы. А разве детям запрещается бегать? Всего только два часа, как я ученик, а учительница уже сделала мне замечание, чтобы я не вертелся и сидел спокойно. Значит, я и обманщик, и невнимательный, и бегаю точно угорелый, а всё только потому, что я снова ребёнок. А если так, то, может быть, лучше было бы оставаться...
Но нет, ребёнок словно весна. То солнце выглянет – и тогда ясно и очень весело и красиво. То вдруг гроза – блеснёт молния и ударит гром. А взрослые всегда в тумане. Тоскливый туман их окружает. Ни больших, ни маленьких печалей. Всё как-то серо и серьёзно. Ведь я помню. Наша радость и тоска налетают как ураган, а их – еле плетутся.»
Книга трогает до слёз глубоким пониманием переживаний маленького человека в школьной форме, она поистине взрывает старые, прогнившие устои буржуазной семьи и школы. Она полна мечтаний педагога о том, что и школа, в которой столько лет проводит ребёнок, и отношения со взрослыми у детей могут и должны быть другими.
Автор не одинок. В его новой жизни есть друзья. Добрая учительница, которая попросила за него прощения у директора, Манек, его школьный товарищ, с которым они бегают наперегонки с трамваем и разговаривают обо всём.
«- В кино идёт фильм «Муки любви». Ты хотел бы посмотреть?
Манек поморщился:
- Не знаю. Про любовь все картины скучные. Или целуются, или по комнате ходят. Иногда только кто-нибудь выстрелит. Я больше про сыщиков люблю.
- А ты хотел бы быть сыщиком?
- Ещё бы! Гнаться по крышам, через заборы, с браунингом...
Мы читали цирковую афишу.
- Больше всего я люблю цирк.
Стоим так. Болтаем, потом идём дальше.
- А завтра пять уроков.
- Естествознание...
- Хоть бы учительница ещё что-нибудь рассказала про тюленей и белых медведей.
- А ты хотел бы быть белым медведем?
- Да ведь медведи неуклюжие!
- Ничего не неуклюжие, это только так кажется. Но лучше всего быть орлом. Взлетел бы на самую высокую скалу, выше облаков, и сидел бы там, одинокий и гордый.»
Взрослым кажется, что они хорошо знают детей. Ну что в ребёнке может быть интересного? Мало жил, мало видел, мало понимает. Потому что всякий забывает, каким он был в детстве и думает, что только теперь поумнел.
Одна из загадочных и, быть может, трагических особенностей жизни заключается в том, что, вырастая, мы поразительно быстро забываем душевные состояния детства, оттенки этих состояний. В редкие высокие минуты детство в нас оживает. Но ощущаем ли мы в будничном течении дней детство как нечто духовно близкое, родное? Многие ли могут вслед за Сент-Экзюпери повторить: «Я из страны детства...»?
«Дети – поэты, дети – философы»,-утверждает Януш Корчак. Поэты – потому что сильно радуются и сильно горюют, легко сердятся и крепко любят, философы – потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь.
А потом? Куда это уходит? Почему умирает? Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы – редкость?
«Для меня, - говорит Януш Корчак, - это один из самых глубоких и трагических вопросов жизни». Может быть, виноваты сами большие? Что-то не поняли, растоптали душевное состояние, которое уже не повторилось. Вот и умер поэт. Думаю, что достаточно не уловить и одного тончайшего оттенка душевного состояния ребёнка, чтобы в чём-то навсегда обеднить внутреннюю жизнь человека.
Что же почувствовал взрослый человек, побыв один день маленьким?
«Я был и эскимосом, и собакой, преследовал и убегал от преследователей, был победителем и невинной жертвой случая, артистом и философом, - жизнь моя звучала, как оркестр. И я понимаю, почему ребёнок может быть зрелым музыкантом. И когда мы присмотримся повнимательнее к его рисункам, прислушаемся к его речи, когда он, наконец, поверит в себя и заговорит, - мы постигнем его огромную своеобразную ценность, мы обнаружим в нём поэта, художника, мастера чувства. Это будет. Но мы ещё не доросли до этого».
Как хорошо Корчак описывает «день первого снега», когда ребята в школе словно сходят с ума от первых снежков, от чудесного ощущения морозца, от сияющей белизны и свежести снега, от здорового, чистого, вкусного воздуха зимы!
«Будь я королём, - говорит Корчак, снова ставший маленьким, = я приказал бы в первый день зимы вместо тысячи школьных звонков дать с крепости двенадцать пушечных залпов, возвещающих, что занятий не будет». Это не так уж несбыточно! Ведь сбывается же, например. У нас другое пожелание Корчака: «Вот было бы хорошо, если бы настоящие путешественники, изобретатели и военные рассказывали в школах о том, что они делают и что видели!».
А как удивительно – то грустно, то смешно - говорит Корчак о чувствах ребёнка!
«Когда тебе грустно, это не так уж плохо. Грусть – такое мягкое, приятное чувство. В голову приходят разные добрые мысли. И всех становится жалко: и маму, потому что моль ей платье испортила, и папу, потому что он много работает, и бабушку – ведь она старенькая и скоро умрёт, и собаку, потому что ей холодно, и цветок, у которого поникли листья – наверное, болеет. Хочется каждому помочь и самому стать лучше. Ведь мы и грустные сказки любим. Значит, грусть нужна».
Вся повесть пронизана грустью. Проступает она даже в самых смешных местах. Почему? Потому что ребёнку не дают радоваться жизни. Дети – это будущие люди. Значит, они только ещё будут, значит, их как бы ещё нет. А ведь они существуют, они живут, чувствуют, страдают... Детские годы – это годы настоящей жизни.
«Я размышлял о своей серенькой взрослой жизни, о ярких годах детства. Я дал обмануть себя воспоминаниями, я вернулся в него. Я ничего не выиграл, только утратил закалку – умение смиряться. Грустно мне. Плохо».
Да, трудно маленькому человеку. Взрослые его не понимают. И автор призывает старичка-гнома с его фонариком снова сделать его взрослым, чтобы не страдать так. Ему жалко детства, но возвращаться в него больше не хочется.
Быть человечными учит нас книга Корчака «Когда я снова стану маленьким», с малых лет быть достойными своего высокого звания – человек. Эта книга нужна всем – и взрослым, и детям. Смеясь, улыбаясь, грустя, возмущаясь, мечтая, раздумывая над жизнью вместе с автором, читаем мы эти страницы, полные неожиданных открытий, забавных приключений, сердитых упрёков, ироничных наблюдений, серьёзных мыслей, трогательных и всегда правдивых признаний.
Эту книгу каждый должен унести с собой в будущее, чтобы не повторять ошибок прошлого.
Copyright: Вера Петрянкина, 2008
Свидетельство о публикации №156349
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 31.01.2008 15:26

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта