Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Елена Пышенкина
Объем: 7680 [ символов ]
ИСТОРИЯ С ТЮТЧЕВЫМ
Как-то сыну по русской литературе задали выучить наизусть стихотворение:
 
Как весел грохот летних бурь,
Когда взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь.
И опрометчиво-безумно,
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..
Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, –
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Кружась, слетает на дорогу…
 
Он уже долго бубнил отдельные строчки, но дело не шло на лад. Эти архаизмы: «прах летучий», «незримою пятой», «ропщут», «немолчно», – новаторское «широколиственно» и «опрометчиво-безумно» раздражали мальчика. К тому же достаточно сложная для заучивания кольцевая рифмовка. Вроде бы по привычке ждешь рифму в третьей строке для последнего слова первой, а там вдруг рифмуется слово из второй строки. Пока привыкнешь…
Наконец он обратился за помощью ко мне. Я терпеливо выслушивала бессмертные слова, а также попутно рождаемые сыном:
– Как можно писать такое для учеников седьмого класса?
По риторическому вопросу, сдобренному горькой иронией, непосвященный мог бы решить, что автору поручили для нынешней школьной программы написать стихи, и с этой задачей он попросту не справился.
С горем пополам стих был выучен. На следующий день, провожая в школу, напутствовала сына:
– Хорошо, что литература четвертым уроком. На каждой перемене повторяй выученное, чтобы отложилось в памяти.
Ответ школьника несколько покоробил меня:
– Как раз плохо. На первом бы рассказал, а к четвертому хоть успел бы забыть.
Но так просто забыть этот стих ему не удалось. На уроке учительница не успела всех опросить. К тому же задала выучить на выбор еще один стих из немногочисленного собрания сочинений Федора Тютчева. Значит, к следующему уроку сыну надлежало знать уже два стихотворения. И чтобы не забыть первое, он каждый день его декламировал мне. Я чувствовала, что раз от разу это доставляло мальчику все большее удовольствие. Выступление уже не сопровождалось бесчисленными «э-э», кратковременными остановами или покашливаниями, излюбленным приемом среди учащихся, дабы замаскировать заминку. Мальчик в потертых джинсиках, с наушниками на шее и мобилой в руке вдохновенно произносил неувядающие строки, и складывалось впечатление, что стремительные слова вылетали из него сами по себе, а он хотел угнаться за ними и наверно поэтому все переминался с ноги на ногу. Глаза искрились. Хотя минуту назад (когда слушал свой монотонный рэп) в них невозможно было ничего прочесть.
Выбор второго стихотворения пал на:
 
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
 
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
 
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
 
За окном стоял октябрь. И наше настроение соответствовало духу этих стихов. Ну, думаю, проблем у нас теперь не будет. Ан, нет. Сын спотыкался чуть ли не на каждом слове. Это при всем, что я с закрытыми глазами и умиротворенным видом шевелила губами, вслед за ним произнося про себя незабвенный текст. Потом, правда, спохватилась, поняв, что это страшно выводит мальчика из себя. Ведь ни что так не раздражает, как несовпадение мнения окружающих с вашим собственным. А наши с сыном точки зрения на эти стихи постепенно становились диаметрально противоположными…
Он как всегда оставил книгу открытой на столе. А я, как всегда, поспешила ее закрыть и поставить на полку. Но прежде взгляд упал на пресловутые стихи, на последнюю строчку. Она показалась мне значительно короче предыдущей. Хотя, многократно проговаривая с сыном текст, совсем не уловила какого-либо отклонения от первоначально заданного ритма. Глаза скользнули вверх, мимоходом просматривая отдельные строчки. И вот что я обнаружила:
v-v-v-v-v
v-v-v-v-v-
v-v-v-v-v
v-v-v-v-
 
v-v-v-v-v-v
v-v-v-v-v-
v-v-v-v-v
v-v-v-v-
 
v-v-v-v-v-v
v-v-v-v-v-v-
v-v-v-v-v-v-
v-v-v-v-v
 
Уже в первом катрене ритм плывет: во 2-й строке – 5 стоп, в 4-й – на одну меньше. Во втором катрене к этому добавляется непостоянство ритма в нечетных строках: в 1- строке – 6 стоп, в 3-й –на одну меньше. В третьем катрене организация меняется полностью: к колебанию количества стоп в отдельных строках прибавляется изменение формы рифмовки: она становится кольцевой вместо перекрестной. Теперь мне стало понятно, почему мальчик мучился с запоминанием – дети очень реагируют на любое отступление от заданной нормы. Но самым удивительным было то, что я, чутко реагирующая на подобные отклонения, на сей раз, так сказать, на слух ничего не заметила. Неужели сказалась магия имени? А может быть, магия слова? Словесный поток: «отдыхающее поле», «праздная борозда», лучезарны вечера», « льется чистая и теплая лазурь» – просто гипнотизирует слушателя, вводя его в состояние покоя и умиротворенности.
Мне очень захотелось понять, почему первоклассный мастер стихосложения, писавший стихи с самого детства, ставший в 14 лет вольнослушателем факультета словесности в Московском университете, а в 16 – студентом, – вдруг пренебрег соответствующими канонами. По незамысловатому пейзажу из стихов я представила огромное русское вспаханное поле. Упоминание серпа также относит читателя к картинкам из крестьянской жизни, ярко описываемым Н.Некрасовым. Если вспомнить, что широкой публике Тютчева (ему было тогда уже 47 лет) явил именно Некрасов (в статье «Русские второстепенные поэты», где отметил, что поэт «написал очень немного; но все написанное им носит печать истинного и прекрасного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства»*), то можно предположить: Тютчев взаимно заинтересовался творчеством автора этой статьи. А, как известно, поэзии Некрасова свойственно смешение ритмов, форм рифмовки в одном и том же произведении с целью придания ему простонародного, приближенного к фольклору, вида. И получается, что стихи, простота, которых конкурирует с их глубиной, навеяны творчеством Некрасова. Конечно, это только предположение…
Взглянув еще раз на стихи, я опять насторожилась… Память высветила «Как весел грохот летних бурь» из первого стихотворения Тютчева, которое пришлось учить сыну. Так начинались стихи. А вот «Но далеко еще до первых зимних бурь». Так кончается второе стихотворение. И в первом, и во втором случае « бурь» рифмуется со словом «лазурь». Я взяла томик в руки и стала поспешно перелистывать. Вот, нашла. В стихах «Осенний вечер»:
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею
И как предчувствие сходящих бурь
Да, бури, сопровождаемые с завидным постоянством лазурью, не давали автору покою. Но теперь я уже не находила в этом никакого огреха. Ведь лазурь всякий раз была особенной: то небесной, то чистой и теплой, то туманной и тихой.
И я подумала, как хорошо, что у нас, взрослых, есть Тютчев, кудесник слов и чувств. А еще лучше, что он есть у наших детей...
Сын получил очередную десятку. А на днях я случайно застала его с томиком Тютчева…
 
* Некрасов Н.А. Полн. собр. соч. и писем. М., 1952, т.9, с.205
Copyright: Елена Пышенкина,
Свидетельство о публикации №148159
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ:

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Никита Брагин[ 02.11.2007 ]
   Вообще, то, в девятнадцатом веке, да и в двадцатом тоже, было нормой писать вольными метрами - где одна строка содердит больше стоп, другая - меньше. Известно огромное количество таких произведений - ну, хоть, "Горе от ума". Конечно, радом с вольными стихами существуют и стихи со строгим соблюдением размера. "Евгений Онегин". Но я скорее о другом. Это феномен сегодняшней сети - непризнание вольных метров и доходящий до абсурда всеобщий поиск отступлений от размера. А во времена Тютчева это было совершенно нормально.
 
Елена Пышенкина[ 03.11.2007 ]
   Здравствуйте, Никита!
   Спасибо за Ваш отклик. Позвольте его прокомментировать.
   «…А во времена Тютчева это было совершенно нормально». Но для стихов самого Тютчева, насколько мне известно, это не было нормальным, хотя признаю, что у него встречаются подобные стихи и яркий пример этому – приведенные в работе. Но их значительно меньше, чем классических.
   А что касается феномена, то я к нему отношу не «непризнание вольных метров и доходящий до абсурда всеобщий поиск отступлений от размера», а заполонившие сегодняшнюю сеть рифмованные строчки.
   С уважением.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта