Произведение |
|
Объем: 4955 [ символов ]
|
 |
|
|
Дождливая суббота |
- Потонете, потонете, - приговаривала бабушка, тревожно посматривая на расплывающиеся по серой, неприветливой глади пруда кружки от дождевых капель. - Ну, как-нибудь, мама… Не потонем. Все-таки суббота, выходной, гости… Мы бы за грибами пошли, но вот видишь – дождь. - Так Ильин-то день когда был? Кто же в дождь на лодке катается? Да пьяные еще? Мама с бабушкой спорили на крыльце, а в это время мужики, - папа и папин городской приятель, дядя Слава, - вытаскивали бабушкину лодку из огорода. Димка суетился тут же, хватаясь то за один, то за другой борт, накреняя ее. Папа ругался и боялся, что его восьмилетний сын поскользнется в слякоти и уронит лодку на себя. Из дома вышла тетя Света, Славкина жена и, подняв воротник плаща, игриво прикрикнула: - Так, кавалеры, почему лодка еще не в воде? Мама и бабушка посмотрели на нее, но ничего не сказали. Лодка медленно проплыла под дикой яблоней, стряхнув с налившихся красных яблочек скопившиеся капли, и, раздвинув у мостков прибрежные хвощи, клюнула носом воду. - Ой, потонете, зря Вы все это… - Да не бойся, мама, все будет хорошо, - сказала мама и дернула Светку за рукав. – Пойдем! Взрослые расселись в лодке, и Димка приноровился было впрыгнуть за ними, но бабушка придержала его за плечо: - Останься, Дима, они взрослые, выпимши… Останься… Димка хотел было сказать, что не боится и умеет плавать, и что будет весело, но вдруг встретился с бабушкой глазами и понял: да, это не весело и даже опасно – плавать в лодке с пьяными, в сентябре, под дождем. - Ну, давай, кавалер! – поманила Димку тетя Света. Димка всегда думал, что тетя Света – самая красивая, и даже хотел жениться когда-нибудь на такой женщине. А еще лучше на самой тете Свете. Она всегда так смеется! У нее такие красивые волосы! На нее все смотрят! Она не такая, как мама или бабушка, - не тихая. Она... как актриса! И почему-то послушался бабушку. Дядя Слава налегал на весла, и лодка отходила все дальше и дальше от берега. На ней переговаривались, смеялись. Дядя Слава греб неровно, лодка бросалась из стороны в сторону. Димка знал, что папа этого не любил. Ведь он и его, Димку, учил грести, удерживая курс по деревьям на противоположной стороне, - чтобы лодка не рыскала. Обычно «туда» греб дядя Слава, а обратно – папа. Но что это… Мужики привстали в лодке и стали меняться местами. Бабушка всплеснула руками и замерла. Лодка закачалась; мама вцепилась в борт, а тетя Света – в сразу в обоих мужчин, отчего папа потерял равновесие… Все. Сейчас его папа и мама утонут. Димка закрыл глаза. Потом прикрыл их еще и ладонями. С пруда слышались какие-то всплески, кричала тетя Света… Димка не плакал. Они утонут, потом их достанут, как того распухшего мужика, который ударился в прошлом году головой о понтон. Достанут и похоронят. И не будет мамы и папы. Будет другая жизнь. Нет, он не плакал. Хоть и остался теперь совсем один. Он не плакал. А тетя Света все кричала. И вдруг крикнул дядя Слава: «Заткнись, дура!» Тетя Света – дура? Замечательная, красивая тетя Света – и дура? И Димка открыл глаза. Мама уже выходила на берег, на ходу отжимая плащ. Папа, по пояс в воде, выносил дюралевые весла. Дядя Слава, сильно отстав, тащил тетю Свету на руках. - А лодку? – Только и сказала бабушка, когда все уже стояли на берегу, снимая с одежды водоросли и ракушек; с ужасом рассматривая парадные брюки и чулки, измазанные черным, затхлым илом. - Конечно, - сказал папа, и они вместе с дядей Славой полезли обратно в пруд. Вечером играли в «девятку». Дядя Слава и тетя Света остались ночевать, и надо было чем-то заняться. И снова было весело. И снова смеялась тетя Света; да все смеялись. И Димку тоже учили играть в «девятку». И еще он бегал в коридор, - там сушилась одежда. Из нее время от времени вылетали монетки, и Димка носил их взрослым. Деньги тут же ставили на кон, проигрывали и тут же отыгрывали. Смотрели телевизор. Грызли семечки. А потом все же сговорились пойти завтра за грибами. И легли спать. А дождь все стучал и стучал в окошки. Дядя Слава и тетя Света легли на диване, а папа, мама и Димка – на кровати. Папа – с краю, мама – у стенки, а Димка – в середке. - А ты все так же хорошо плаваешь, - шепнул папа маме. - Ты же знаешь, я в этом пруду выросла, - сказала мама. Димка представил себе, как мама росла в пруду, и хотел было спросить: «Мама, ты что, была лягушка?». Но вдруг понял, что если бы его не остановила сегодня бабушка, он тоже оказался бы в этом пруду. На мгновение ему стало страшно, но он сразу успокоился: ведь вот он, - живой; слева – живая и здоровая мама, а справа – живой и здоровый папа. И жизнь все та же, а не другая, не новая… А все таки? - Папа, - прошептал Димка, а если бы я тоже тонул, ты бы меня спас? Папа помолчал, потом вздохнул… Ему очень не хотелось все это вспоминать… - Я бы спасла, - вдруг твердо сказала мама. Мама? Молчаливая, привычная до неприметности мама? Пожалуй, да. Спасла бы. И он раздумал жениться на тете Свете. |
|
|
Copyright: Сергей Черняев, 2007
Свидетельство о публикации №145993 ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 30.09.2007 23:18 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Мне очень понравился ваш рассказ. Жизненный, полное ощущение присутствия. И то, что повествование ведётся от лица ребёнка, говорит о вашем знании детской психологии. Спасибо. Я оцениваю - 5. | | Большое спасибо. Рад, что Вам понравилось. |
|
| | Такой интересный кусочек жизни. Мне понравилось. С уважением, Ребекка. | | Понравилось. В таком коротеньком рассказе, так много чувств, переживаний. Они правдивые, узнаваемые. Жалко. что в большинстве своем наши чувства замешаны на страхе. | | Спасибо, Елена! Надеюсь, что рассказ все же основан на любви и привязанности. Страх здесь - чувство вторичное, отклонение от нормы. И в конце все равно возвращается к любви. Мне так кажется. Но если говорить не о рассказе, а о жизни, то да, люди очень часто вырастают на страхе, и именно на нем строят свои чувства и поведение. Это, конечно, печально, но такова реальность. | | Вы практически поставили диагноз. Я кажется одна из них - выросших на страхе. Сегодня это открытие мне просто необходимо было. Спасибо. | | Нет-нет, ни в коем случае не хочу ставить никаких диагнозов, это так, мрачные наблюдения над окружающей действительностью. Если уж вы принимаете это на свой счет, рекомендую главу 13 1-ого послания апостола Павла корифянам. Помогает. |
|
| | Понравилась сама летняя дождлиавая суббота. Такая мягкая сырость, серость и тут же красные яблочки. И подвыпившая компания дополняет картину (в хорошем смысле). И "грибные" разговоры, и весь выходной день, и люди - всё описано коротко, как бы даже вскольз, но хорошо видна вся атмосфера, уклад жизни, характеры. Но... Самая последняя фраза, по-моему, перечёркивает, ну, скажем, ослабляет главную мысль. Да, мама "победила", она номер один. Правда, P. S | | P.S. слово "Пожалуй"- лишнее. Он, как будто, сомневается. На самом деле не сомневается. А раз так, образ Светы бледнеет, она сходит на "нет". В такой важный момент он не может о ней помнить. (Хоть и юный, но всё же мужчина). И для читателя лучше: такое "забвение" этого имени подчёркнуло бы её второстепенность,сильнее бы подействовало. И ещё. Дима не пошёл в лодку не потому, что боялся опасности (вряд ли в его возрасте), а потому, что P.S. | | P.S. | | ... он послушный мальчик. Увидев что-то в глазах бабушки он испугался... А может ли 8-летний легко отказаться от соблазна из страха? По-моему, просто хороший ребёнок. С этого надо было мне начать. Читайте рецензию наоборот. Немного о конце рассказа. Хотелось бы чуть больше о матери, усилить этот момент, даже сделать более шокирующим. Жаль, не умею вместить в одну рамку всё. | | Спасибо за очень и очень подробный анализ. Но, знаете, я не аналитичен по природе своей. В смысле, я могу анализировать, но пишу больше на чувстве, на ощущении того, что вписывается в ткань, а что - нет. Часто это нельзя объяснить или надо слишком много объяснений. И, к сожалению, меня в этом очень трудно свернуть. Я попытаюсь ответить на Ваши соображения своими соображениями, попытаюсь объяснить, почему я так написал. Вы пишете "мне понравилась сама дождливая суббота" - и это правильно :), потому что весь рассказ я строил на своем собственном ощущении - мне нравились такие дождливые субботы. И на самом деле не так важно, что "мама победила". Ребенок (этот ребенок) растет "наощупь". Сегодня он открыл одну истину, завтра другую, послезавтра все изменится, поэтому для меня этот рассказ - только часть процесса, который (сам по себе) не заканчивается на последней фразе рассказа. И "Пожалуй", с моей точки зрения - важное слово, с его помощью он не "сомневается", а оценивает, примеряет привычное, знакомое ему поведение мамы к пережитой им нестандартной ситуации. А потом будут и еще какие-то оценки. Пока же он останавливается на этой. А потом он вырастет и должен будет сам защитить своих близких, - и это будет новое для него ощущение и переживание. По моим представлениям переживания у детей (по моим собственным воспоминаниям и более-менее богатому воспитательному опыту) переменчивы. "образ тети Светы" уходит, осмысливается что-то другое, а потом снова всплывает. Забыть про нее совсем нельзя, потому что на сопоставлении мамы и тети Светы держится внутренний конфликт, и разрешение этого конфликта - это конец рассказа. В этом смысле последняя фраза - отчасти литературный прием. Она как ножницы обрезает кусочек из жизни мальчика и его семьи. Поэтому и образ мамы нельзя усилить в конце. В существующем виде рассказ внутренне сбалансирован. Если расширить хоть один образ, надо будет писать новый рассказ, и совсем не про то, про что написан этот. И "шокирующее" также кардинальным образом изменило бы его. Момент, когда мальчик отказывается идти в лодку я специально написал так, чтобы у него не было явной причины. Я не знаю, почему он не пошел в лодку. Это его личное дело. Возможно, он и сам бы никогда этого не объяснил. Просто, я знаю, - так бывает, - когда надо быстро принять решение, оно приходит очень часто немотивированным. А потом уже люди придумывают логичное объяснение. Страх же возникает только в тот момент, когда ему кажется, что родители утонули, - и он боится признаться себе в этом, в самом присутствии страха. И второй раз - когда он думает, что было бы, если он был в лодке. Но все же самое главное и основное, что не написано открытым текстом (а я старался это передать) - это любовь, внутреннее чувство, которое есть у этого мальчика. И не мама побеждает "тетю Свету", а истинная любовь (насколько она доступна пониманию ребенка) побеждает любовь ложную. Просто мир так устроен, что в детстве в центре этой любви - мама. И "любовь никогда не перестает", в отличие от рассказа, который должен чем-то закончиться. Немного путано получилось, пытался высказаться, и, наверное лишнего понаписал, простите :) |
|
| | Прекрасный рассказ. Настоящий писательский. Может, мне так показалось, но вы не нажимали на психологизм, вы работали в "потоке сознания". Каждый читатель должен прочесть рассказ по-своему. | | Спасибо. Это почти правда. Поток есть, но он, по-моему, не вполне "поток сознания". И действительно, каждый может прочитать рассказ так, как он хочет и увидеть в нем то, что увидится. Слишком много деталей опущено, взята только канва, - и каждый заполняет ее для себя по-своему. |
|
|
|
|