Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Юмор и иронияАвтор: Алекс Точилов
Объем: 27511 [ символов ]
ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ. ЧАСТЬ 1.
ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ. Часть 1.
 
С детства меня окружали уникальные люди. Я убедился в этом ещё в младших классах, когда окунулся в бушующее море школьной жизни, а к 11-му классу накопил столько ярких впечатлений, что был просто вынужден делать заметки о наиболее интересных случаях. И вот сейчас, спустя более десяти лет после окончания школы, пришло время собирать камни – попытаться объединить старые воспоминания в этом небольшом очерке.
Сразу можно сказать следующее – все мои одноклассники отличались от киношных и литературных стереотипов. Как правило, в фильмах и книгах о школе присутствует несколько шаблонных персонажей: Красотка, которая всем нравится, Крутой Парень, которого все уважают, Умник – любитель учебы и объект всеобщих насмешек, Хулиган-Двоечник – олицетворение зла… Ну, а также Нормальный Средний Парень, который к концу повествования извлекает Важные Жизненные Уроки и становится Мудрым. Все мои школьные знакомые были самобытны, и если и включали в себя черты названных образов, то лишь в качестве одной из составляющих своих характеров. Иначе говоря, они были Сложными Личностями.
 
Одна из особенностей нашего класса проявилась на пятом году обучения, когда возникла Игра в Вия. Эта игра представляла собой модификацию догоняжек, отличаясь от них более жесткой субординацией. Дело было в том, что существовал бессменный Вий, олицетворение зла, роль которого играл тогда ещё малолетний Александр Игоревич П., и его Верный Помощник, которым был Санек Д.
Санек Д. появился у нас в конце четвертого класса, и по слухам, приехал откуда-то из деревни. Первые месяцы он, как и положено почти всем новеньким, вел себя скромно, но затем связался с Вием и утратил свою скромность. Санек П., притворявшийся Вием, отдавал своему помощнику команду поймать того ли иного ученика, и тот послушно шел на задание.
Излюбленной добычей Вия был Стасек Г., мой старинный школьный товарищ. Причина заключалась в том, что он слишком заразительно хохотал, дразнился и обзывался, чем особенно разъярял Вия. Тот подзывал к себе Верного Помощника, и отдавал распоряжение схватить и доставить Стаська, после чего начиналась Погоня. Они носились по всей школе, соревнуясь в маневренности и скорости, иногда забегая даже в младший блок или на улицу.
Если основная роль Санька Д. состояла в Доставке Жертв, то функция самого Вия заключалась в экзекуции над пойманными жертвами. Хватая несчастного, он издавал Страшное Рычание и имитировал укусы в плечо и шею. Впрочем, иногда он увлекался и кусал по-настоящему, чем вызывал неподдельное негодование жертв, что иной раз провоцировало скандалы и портило всю Игру.
Остается добавить, что девчонки в Вийских Игрищах не участвовали – то было сугубо мужское занятие, как футбол или, скажем, воздухоплавание.
Конечно, тогда мы мало задумывались о значении нашей беготни, и лишь спустя многие годы я стал понимать её скрытый смысл. И этот смысл состоял не только в том, что через описанное мероприятие наружу выходило бессознательное - та игра была сублимацией детской агрессии, а также формой отдыха от уроков, и поэтому приносила немалую пользу – как физическую, так и психическую.
 
В шестом классе игра угасла – состав класса сильно изменился, и на первый план вышла задача построения новых коллективных отношений. Санек П. перестал быть Вием, но сохранил свою известность благодаря тому, что обладал редкой тогда электронной игрой «Ну, погоди!». Он приносил её в школу, и на переменах выстраивались очереди желающих поиграть. Азарта игрокам добавлял пущенный кем-то слух, что после достижения максимального счета покажут мультик. Этого так никогда и не случилось – после числа «999» счет просто обнулялся, однако некоторых энтузиастов это не останавливало, и они надолго приковывали свои взгляды к заветной корзинке для сбора яиц.
 
Когда я вспоминаю старшие классы, то часто думаю о переменах. Именно в это время происходили многие яркие события, свидетельствовавшие о неординарности характеров моих одноклассников. В частности, это было связано с одной из переменных Традиций, свидетелем возникновения, развития и угасания которой я был многие годы. Это была Традиция Дружеских Издевательств над Стаськом.
 
… Прозвенел звонок, и Стасек Г., с которым мы сидели за одной партой, судорожно оглянулся. Так и есть - они приближались. Всё ближе и ближе… они шагали, с каждой секундой сокращая расстояние между собой и нашей первой партой третьего ряда.
Их было двое. Первый – Санек Д. Как уже говорилось, в раннем детстве он работал Помощником Вия, но позже переквалифицировался в Издевателя Над Стаськом. Походка у него была намеренно переваливающаяся – явное подражание популярному тогда актеру Шварценеггеру. Для большего сходства Санек старался также держать руки подальше от туловища, как бы показывая, что и рад бы прижать их к бокам, да мускулатура не позволяет.
Вторым Издевателем был Тиша С. – старый товарищ Санька Д. Они вместе играли на приставке «Денди», в преферанс и баскетбол, а также сидели за одной партой. Оба были выше среднего роста и примерно одинакового телосложения, вот только походка Тиши была не столь крута – скорее, она напоминала поступь этакого джентльмена, который лениво вышагивает, засунув руки в карманы и с усмешкой глядя по сторонам.
Руководящую роль в команде Издевателей играл, конечно, Тихон С. – в основном благодаря своей репутации. О нем ходили легенды, что ещё в младших классах он прочитал учебник химии – и более того, понял прочитанное. «Тишке вообще уже учебники не нужны!» - благоговейно шептал кое-кто. Так или иначе, но учился Тиша действительно эффектно – с легкостью получая пятерки, особенно по литературе, умело рассуждая о нравственной природе персонажей, психологии общения, а также о проблемах добра и зла.
Особо следует подчеркнуть, что Тихон не просто хорошо учился, - он к тому же еще и обладал интеллектом. Что такое интеллект, тогда никто не знал, но почти все догадывались, что иметь его – очень престижно.
«Тишка сказал мне вчера, что перешел на новый уровень мышления» - сообщил однажды Стасек. Я с сомнением посмотрел на Тишу. Его задумчивый взгляд, устремленный вдаль, мог одинаково говорить как о многонаправленном ментальном процессе, так и о погруженности в чисто физические ощущения.
Итак, Издеватели подошли и с коварным видом уставились на Стаська. Санек Д. оперся на парту, отчего она опасно накренилась, а Тиша принялся энергично раскачиваться на каблуках, засунув руки в карманы. Да, вот она – прелюдия. Пока ещё все молчат, но взаимодействие сейчас начнется: темная туча уже нависает над нашей партой, готовая породить ливень
Так уж повелось, что этот ливень затрагивал только Стаська – на переменах я любил погружаться в чтение книг и в размышления над ними. За долгие годы я переносил их в школу немало - «Повесть о Ходже Насреддине», «Приключения Шерлока Холмса», «Жизнь двенадцати цезарей» и многие другие. В то же время я замечал и происходящие вокруг события, наблюдая и обобщая, анализируя и размышляя…
 
Тихон достал из кармана монету и подбросил её.
- Орёл или решка? – спросил он.
Это была старая шутка Тиши (смех был в том, что отвечающие не всегда угадывали). С тех пор его чувство юмора претерпело огромные эволюционные изменения, но и теперь он изредка вспоминал былое.
Мой товарищ не отвечал – он погрузился в процесс создания текста на своей тетради, и пока что игнорировал внешний мир.
- Стасёк! – сказал тогда Тиша, ехидно улыбаясь и замедляя покачивание на каблуках.
- Что?
- Ты – извращенец!
- Само такое. – парировал Стасек.
Это была разминка.
- Что ты там пишешь? Всё пишет, пишет там чего-то… - снисходительно проворчал Тиша.
- Я сочинение дописываю! – объяснил Стасек, не поднимая головы.
- «Сочинение дописываю»! – передразнил Тиша. – Ну-ка, дай проверю!
Он схватил тетрадь Стаська и стал читать.
- Гляди, Санек, что он пишет! «Третий сон Веры Павловны имел важное значение для понимания замысла автора…».
- Это про чо? – спросил Санек Д.
- Да про «Что делать?» Чернышевского…
Санек вздохнул.
- А… Я до сих пор дочитать не могу. Меня так задрал этот Проницательный Читатель!.. Поскорей бы автор его куда-нибудь убрал…
- Дай сюда! – Стасек выхватил свою тетрадь и продолжил было писать, но не тут-то было.
- Ах ты хам! – удивленно воскликнул Тиша и вырвал у Стаська ручку.
- Эй!
- Да ладно тебе, Стасек! – примирительно произнес Санек. – Потом допишешь… Айда сегодня после уроков ко мне, сыгранем в преферанс?
Стасек задумался, принимая решение, а Тиша со злорадной усмешкой потряс у него перед носом ручкой.
- Лучше пойдем ко мне, в «Денди» сыграем.
- Да чо в неё играть! Надоело уже… Черепашки-ниндзя эти…
Некоторое время шел спор о том, чем же заняться после уроков, но к компромиссу так и не пришли…
…Чтобы по-настоящему понять другого человека, надо понять его желания. Ведь желания лежат в основе любой деятельности . А товарищи, которые доверяют друг другу, могут иной раз высказать свои самые сокровенные, наболевшие мечты.
- Стасек! – задумчиво произнес Тиша. – Хочешь, я сломаю твою ручку?
- Пошел вон, Тишка! – возмутился Стасек. – Дай сюда!
Он попытался было вырвать свою собственность из руки захватчика, но тот ловко увернулся. Некоторое время Тиша забавлялся тем, что подносил ручку Стаську под нос, а когда тот пробовал её схватить, быстро убирал её.
- Хочу «Сегу»! – вдруг простонал Санек Д.
Надо пояснить, что приставка «Сега» давно уже была предметом его вожделения, и Санек не раз и не два выражал свои чувства к ней.
- Так покупай. – сказал Стасек.
- Не могу, щас денег нету… Хотя джойстики я уже купил. По сто штук каждый стоит.
- А зачем тебе джойстики без приставки?
Санек красноречиво посмотрел на Стаська, и в этом взгляде была боль и мука, мука и боль…
- Стасек, ты лентяй и халявщик! – сказал вдруг Тихон. – Тебе сочинение давно пора сдавать, а ты не пишешь…
Станислав свирепо посмотрел на него, а Тиша весело подбросил ручку под потолок и поймал её. Вдруг Стасек подумал о чем-то и улыбнулся.
- А что, я люблю, когда меня оскорбляют… - сказал он. - Я считаю, что оскорбление свидетельствует об уважении, которое оскорбляющий испытывает по отношению к оскорбляемому.
Это заявление загрузило Санька Д., который непонимающе уставился на Стаська и задумался.
- А, ну значит, ты не будешь против этого. – усмехнулся Тиша и стал проявлять физическую агрессию – пытаться наступить ногами на ступни Стаська, перемещение которых в пространстве было ограничено ввиду сидячего положения их хозяина. Некоторое время отчетливо слышался звук степа , а затем случилось неотвратимое – нога Стаська попала под нелегкую стезю Издевателя. Мой товарищ застонал, а Тиша счастливо рассмеялся. Однако оказалось, что почивать на лаврах было ещё рано – Стасек изловчился, извернулся и попытался сам наступить на ноги Тиши. Продолжая веселиться, тот отступил назад, но Стасек предпринял неожиданный маневр – он наполовину переместил свое тело под парту, выбросил одну ногу вперед, пытаясь достать обидчика и… попал!
Улыбка Тиши поблекла.
- Стасек, я тебе сейчас сделаю аборт без наркоза ! – воскликнул он.
Протянув руку, Тихон схватил было уже Станислава за шею, но тут раздался звонок на урок.
- Так, рассаживаемся по местам! – раздался металлический голос Елены Ивановны.
Издеватели нехотя отошли от нашей парты – вальяжно и неторопливо. Санек Д. снова сделал вид, что несет под мышками две невидимые бочки и двинулся к своему месту тяжелой переваливающейся поступью, а Тиша засунул руки в карманы и лениво зашагал за ним своей любимой походкой денди. Да, это было типичное завершение типичной перемены… Иногда в это шествие включались и девушки, что придавало зрелищу особый колорит, так как их походка была гораздо более быстрой, легкой и порхающей. Так что благодаря разнице в скорости они были вынуждены нетерпеливо подпрыгивать на месте.
 
Так и проходили многие наши перемены – месяц за месяцем, год за годом… Но однажды настал Час Стаська. Как-то раз, на перемене перед уроком биологии к нашей парте подошли Издеватели с раскрытым учебником, и на моего товарища посыпались обвинения в сходстве с различными членистоногими и ракообразными.
- Это Стасек!
- И это!
- Ха-ха-ха! Погляди на него!
Сначала мой друг переносил всё это стоически и лишь вымученно улыбался, но сравнение с тараканом стало последней каплей.
- Ну-ка, посмотрим. – небрежно произнес он. - Кто-нибудь из вас сможет сдвинуть с места эту тумбочку?
Тумбочка, о которой зашла речь, имела высоту в три метра, была заставлена массивными томами, а сверху на ней стоял горшок с растением. Услышав предложение Стаська, Санек Д. презрительно усмехнулся, но с места не сдвинулся. Однако Тиша принял вызов. Усмехнувшись ещё презрительнее, он шагнул к тумбе и не спеша оглядел её. Затем он демонстративно поплевал себе на руки – возможно, чтобы привлечь к себе внимание публики. В классе повисла тишина. Делая вид, что не замечает внимания женской части класса, Тихон приступил к делу. Поднатужившись, он обхватил шкаф с двух сторон и попытался его сдвинуть. Раздался эффектный скрип, но тумба осталась на месте. Посинев от натуги, Тиша удвоил усилия. Стоявший наверху горшок закачался. Одна из девчонок вскрикнула, другая упала в обморок . Однако Тишу это не остановило. В его покрасневших, немного обезумевших глазах светилась теперь только одна мысль. Положение спас Санек Д. С первых же минут оценив ситуацию, он вскоре понял, что нужно делать.
- Э-э, э-э! – сказал он. - Ну, хватит!
Отцепив от тумбочки прерывисто дышащего Тихона, Санек усадил его за парту и повернулся к беззвучно хохочущему Стаську…
 
История с тумбочкой никогда больше не повторялась, - Тихон С. покинул наш класс после окончания 10-го, перейдя в ФМШ. Его место попытался занять Иван Ф-х, но не очень успешно. Как и его предшественник, Иван был выше среднего роста и тоже любил держать руки в карманах, однако слишком уж застенчиво улыбался и почти всё время молчал. Так что Саньку Д. приходилось играть двойную роль, и порой он сгибался под тяжестью этой ноши.
- Где ты был вчера? – однажды спросил его Стасек. – Почему не пришел на уроки?
- В больнице. – ответил Санек. - Я…
- Понятно. Вчера же был Всемирный День Борьбы… ну и всё такое.
Лицо Санька Д. потемнело.
- Стасёк! – произнес он угрожающе. - Запомни, я не обиделся на тебя только потому, что это была ОЧЕНЬ хорошая шутка.
Надо пояснить, что и Санек и Стасек подверглись влиянию своего товарища Тихона С. Это влияние, в частности, выразилось в развитии чувства юмора – каждую шутку Тиша любил подвергать оценке, отмечая её тонкость, изящество и двусмысленность. Если же шутка ему не нравилась, он беспощадно критиковал её. Так, однажды утром, перед уроком литературы, Стасек обратил внимание на грустный вид Тиши.
- Что с тобой? – спросил он.
- Ничего.
- У тебя давление! – сказал Стасек и самодовольно захихикал.
Однако Тиша не засмеялся в ответ – он медленно обернулся и поднял указательный палец.
- Стасек! – сказал он сурово. – Запомни, я тебе всё прощу – всё, кроме плохой шутки.
Смех Стаська прервался, и он густо покраснел…
 
Старшие классы – время формирования привязанностей. К чему? Да практически ко всему. К друзьям, к книгам, к фильмам, и конечно, к учебе – причем не обязательно именно к оценкам. Дело в том, что некоторые ученики вполне всерьез привязывались к … знаниям. Так, один из учащихся нашей школы был сильно недоволен тем, что в школе ему давали слишком мало нагрузки. В видео-интервью, сделанном любительской камерой, он жаловался на сей прискорбный факт и мрачно выражал надежду на то, что хоть в вузе, может, будет с этим получше, иначе он просто наймет репетиторов .
Однажды я намеренно опоздал на годовую контрольную по математике в пятом классе, чтобы посмотреть утром мультфильм «Следствие ведут колобки». Его просмотр оставил у меня сложное впечатление – с одной стороны, было смешно, с другой – вызывало недоумение антиреалистичная внешность главных героев. Переполненный впечатлениями, я вошел в школу, и постучался в закрытую дверь класса.
- Почему опоздал, Саша? – строго спросила учительница, когда я вошел.
Что бы такое сказать, подумал я. Про мультфильм ведь не скажешь, нужна более веская, уважительная причина… И тут меня осенило.
- Проспал! – сказал я.
Не замечая негодующего взгляда педагога, я сел за парту и стал решать задания. Так уж получилось, что решил я их быстро, еще до того, как их решили те, кто пришел на контрольную раньше меня, и ушел первым, провожаемый возмущенными возгласами учительницы.
 
Привязанности мешают видеть мир таким, какой он есть, создают барьер восприятия. Особенно этот барьер восприятия тесно связан с проблемой самооценки – недаром многие психологические теории и религии утверждают, что главный корень проблем и страданий в жизни человека – завышенное самомнение («гордыня», «чувство собственной важности»). Чересчур серьезное отношение к своей персоне является источником негативных ощущений человека, когда он болезненно воспринимает любую критику в свой адрес, или в адрес своих поступков. Эти отрицательные переживания, которые мы в большей или меньшей степени прокручиваем в своем сознании, и создают помехи для целостного, гармоничного восприятия мира.
 
В качестве подтверждения можно привести множество примеров. Так, в начале и середине девяностых многие привязались к сериалам. Это была эпоха таких кинофеноменов, как «Богатые тоже плачут», «Санта-Барбара», «Никто, кроме тебя» и многих других. И вот как-то раз Санек П. и Санек Д., сидевшие за последней партой среднего ряда, принялись прямо на уроке литературы обсуждать хитросплетения сюжета сериала «Горец». Это не понравилось Елене Ивановне – то ли потому, что она не любила «Горца», то ли из-за чего-то ещё, но она решила вмешаться.
- Молодые люди! – воззвала Елена Ивановна к собеседникам. – Вы что, не слушаете?
- А… Нет… - ответил Санек П. Мы одним ухом слушаем, а другим разговариваем.
Раздался громкий смех, и Александр Д. счел необходимым внести поправку.
- Это он одним ухом слушает, а другим разговаривает! – громко сказал он.
Но никто не обратил внимания, так как все оживленно смеялись.
- Это он одним ухом слушает, а другим разговаривает! – повторил Санек.
Всё продолжали смеяться, и Санек Д. был вынужден внести коррективы ещё пару раз.
 
Часто мы путаем привязанности с потребностями, и слишком сильно привязываемся к оценкам за учебу. Это бывает тесно связано и со значимостью престижа, статуса отличника, и с условной самооценкой , которую мы порой намертво стараемся привязать к получению пятерок и четверок.
Однажды мы сидели на уроке английского, и Александр П. не выучил урок и страшно переживал, что спросят именно его.
- Кто хочет рассказать о Лондоне? – спросила преподавательница Ольга Георгиевна
Ответом была пронзительная тишина. В этой тишине было слышно лишь, как бьется об оконное стекло муха. Санек П. низко нагнулся над партой, чтобы сделаться незаметнее, и что-то беззвучно шептал.
- Так… задумчиво произнесла учительница, глядя в список учеников. – Отвечать будет…
Санек П. закрыл глаза.
- Александр П.
Санек П. вздрогнул.
- Э-э-э.. – произнес он.
- Ну ты что-нибудь примерно скажи. – попытался я приободрить товарища. Но к сожалению, он не стал прислушиваться к моему совету.
- А-а… у… - сказал он. – Можно начинать?
Ольга Георгиевна утвердительно кивнула.
- Э-э… м-м-м… - начал Санек.
Тиша, сидящий за первой партой, обернулся и с интересом посмотрел на оратора.
- Э-э-э… у-у... London is capital… Так, сейчас… м-м-м…
- Санек, тужься! – прошептал Тиша.
Мой товарищ побагровел и с ненавистью посмотрел на непрошеного советчика.
- Тишка! Замолчи! – прошипел он. - Сapital… of Great Britan…
- Санек, под тобой лужа. – прошептал Тиша.
- Тишка, животное! Замолчи, нехороший человек ! Хе-хе…
- Я не животное. – обиженно прошептал Тиша.
Great Britan… of London…
- Тужься, Санек! – с фальшивой заботой снова произнес Тиша. – Скоро родишь…
Санек устремил на него страшный немигающий взгляд, и на какое-то время снова стал грозным Вием… Но – это был уже не тот Вий, что раньше. Да и оковы учебы давили – под внимательным взором Ольги Георгиевны не так-то просто было преодолеть социальные табу и прибегнуть к физическому воздействию…
- Great Britan…
- Дыши, Санек, дыши…
- Тишка! Я тебе сделаю больно!.. London is a big city…
- Всё, Саша, достаточно. – сказала Ольга Георгиевна. – Очень много ошибок. Очень. Что же тебе поставить?.. Ладно, в порядке исключения… с учетом твоих прошлых достижений… Три. С минусом.
Вряд ли можно описать ту гамму отрицательных чувств, которая была во взгляде Александра П., устремленного на Тихона С. ...
- Так, а следующим у нас будет отвечать… Тихон С.
- Я не приготовил пересказ. – спокойно сказал Тиша.
- Не приготовил? Ну что ж, два.
Багровое лицо Санька П. озарилось злорадной усмешкой…
 
Часто самооценка – это авторитет, а школьный авторитет – шаткая вещь. Можно было легко взлететь, и так же легко упасть. Один из примеров этого – описанный выше случай с игрой «Ну, погоди!». Стоило эту игру приобрести другим, как спрос на неё упал, и те, кто ранее искал расположение Санька П., отвернулись от него. Другим примером может послужить история с бумажкой. Дело было в том, что один человек из нашего класса придумал гениальный трюк – на перемене перед уроком биологии подложить в учительский стол, под стекло, листок бумаги – разумеется, не простой, а с рисунками и надписями, смысл которых многие воспитанные люди, конечно, не одобрили бы. Трюк удался - учитель прочитал бумажку и нахмурился, а все засмеялись, с одобрением глядя на автора идеи. Но – иногда средство взлета становится и средством падения, что и произошло через неделю.
Перед началом урока биологии прославившийся аноним, горя рвением повторить свою шутку, ходил туда-сюда около стола учителя. Неподалеку стояла небольшая группа учеников, обсуждавшая новый потрясающий сериал – «Богатые тоже плачут».
- А давайте подсунем бумажку! – предложил им аноним. Ему явно нужны были свидетели для укрепления своего авторитета.
- А потом Луис-Альберто снова напился… и стал скандалить… - доносились возгласы.
- Слышьте?! Давайте бумажку!..
- А Эстер-то, оказывается, дочь Рамоны!..
- Да ну?!. Шутишь?
- Эй! – не унимался аноним. - Бумажку!
Все уставились на анонима. Стало тихо.
- Дайте ему бумажку. – сказал наконец Тихон С. вкрадчивым голосом.
Все засмеялись. Аноним побагровел.
 
Иногда уровень престижа одного из учащихся неожиданно и стремительно взлетал вверх – стоило ему обронить какую-то необычную фразу, или сделать сенсационное заявление, или употребить остроумное словцо. Так произошло во время одного разговора, когда речь зашла о наших будущих профессиях.
- Я создам фирму, которая будет производить продукцию. – уверенно произнес Стасек. - И буду за это получать прибыль.
Все с уважением посмотрели на него – никто ранее не осмеливался говорить подобное, да ещё с таким апломбом. Это высказывание заметно упрочило авторитет Стаська, который до того в немалой степени основывался на его особенном чувстве юмора. Искренний смех моего товарища обладал заразительностью – и нередко окружающие, слыша его (а тем более зная его причины), начинали веселиться сами. Были и случаи, когда шутки Стаська были крайне уместными.
Однажды, на уроке алгебры, разгорелся спор между учительницей, которую звали Наталья Алексеевна, и ученицей нашего класса Машей Ф. Станислав в это время стоял у доски и решал задачу.
- Маша, тише! – попросила Наталья Алексеевна нашу одноклассницу, которая громко и увлеченно обсуждала решение задачи с подругами.
- Нет! – возмущенно воскликнула Маша.
- Маша, я что тебе сказала…
- Нет!! – твердо повторила Мария.
- Это что такое?! Ты же другим мешаешь!
- Нет!!!
Они с вызовом смотрели друг на друга, тяжело дыша. Обстановка явно накалилась, но её разрядил Стасек. Он нашел именно то слово, которое сразу сбросило напряжение и вызвало бурю смеха.
- Бокс! – крикнул он, махнув рукой между оппонентами.
Весь класс громко рассмеялся – и этот смех продолжался долго.
 
Да, юмор может быть мощным средством воздействия… Но – может и не быть. Всё дело в том, как его употреблять, и насколько окружающие проникаются теми или иными шутками. Та же Мария Ф., например, любила говорить одну и ту же фразу, когда её спрашивали на уроках. Эту фразу она считала очень смешной.
- Так. – сказала как-то раз учительница литературы Елена Ивановна. – Вам было задание прочитать пьесу Островского «Гроза». И начнет нам рассказывать о сюжете этого произведения… Маша Ф.
- А почему сразу я?! – немедленно отреагировала Мария. - Хы-ы-ы…
- Маша, а почему бы и нет? – спросила Елена Ивановна.
- Не, ну а почему сразу я, а?!
Все вздохнули, так как этот диалог повторялся не раз и не два. Удовольствие от него получала от него одна лишь Мария – видимо, кто-то ещё в детстве сказал ей, что это очень смешно, и она слишком твердо усвоила урок.
 
Главные составляющие гармоничного внутреннего состояния – положительные эмоции и отрешенность. Отрешенность – это нейтральность, расслабленность, умение не привязываться к своим желаниям. Она присутствует всегда и везде – в явном или скрытом виде. Отрешенность в скрытой форме можно назвать «обратной отрешенностью» - например, это состояние усталости, когда уже не до погони за объектами своих вожделений, а хочется просто отдохнуть, или же – состояние сильного эмоционирования. Так, сильное раздражение является отрешенностью по отношению к бурной радости, молчаливость – к болтливости, чрезмерная пассивность – к чрезмерной активности и так далее… И юмор также можно причислить к формам отрешенности, ведь он расслабляет напряжение, то есть чрезмерную серьезность.
Именно на отрешенности основывается спокойствие – важнейшее психологическое состояние, благодаря которому возможна продуктивная и осознанная деятельность. Но – порой спокойствие может нарушаться, переходя в негативное возбуждение, причина чему – скрытые, чрезмерно сильные подсознательные желания и устремления – к материальным благам, к внешнему самоутверждению, к власти и престижу…
 
На одной из перемен между уроками химии произошел такой случай. Была уже третья пара, и мои одноклассники устало бродили между партами, изредка переговариваясь, а Стасек Г. беседовал с Саньком Д. – второй рассказывал первому о том, как он хочет поиграть в игру «Шак-фу» на приставке «Сега». Закончив свой рассказ, Санек Д. скучающе оглянулся, ища тему для продолжения разговора, и заметил Ирину К., сидевшую неподалеку с печальным видом.
- Смотри, Стасек! – доверительно сказал он. – Видишь, какая Ирка сегодня грустная. Наверное, у неё дома любимый таракан сдох.
Услышав эти слова, Ирина пошевелилась и бросила в сторону Санька усталый взгляд.
- Она его кормила-поила… - продолжил Санек. – Холила-лелеяла…
Ирина слабо улыбнулась.
- … а он всё равно умер.
- Так может, потому и умер, что обожрался. – предположил Стасек.
- А теперь его хоронить надо… - подхватил Санек Д.
- Саш, да я просто устала после тренировки вчерашней, не выспалась! – вдруг выкрикнула Ирина. – Чего пристаешь?!
- Да ладно тебе! – удивился Санек. – Я же просто пошутил…
Да, наружу у Ирины прорвались отрицательные чувства, а ведь вначале она демонстрировала высокую степень отрешенности и самоконтроля…
Copyright: Алекс Точилов, 2008
Свидетельство о публикации №144884
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 07.10.2008 17:36

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Милада Кондратьева[ 04.05.2013 ]
   Здравствуйте, уважаемый участник литературного портала "Что хочет автор", Алекс Точилов .
   
    Предлагаю вам напечатать ваши произведения в журнале "Лауреат" Международного Союза Писателей "Новый Современник".
   
    Журнал выходит в глянцевой мягкой обложке в формате А5: 30 строк стихов на страницу (с учётом пустых, разделительных строк, названий произведений и эпиграфов), или 2000 знаков прозы (но тоже не больше 30 строк на страницу при неплотном тексте). Стоимость публикации - 600 руб за страницу, с правом получения 2-х авторских экземпляров. То есть, если вы заказываете 10 страниц, стоимость публикации будет 6 тыс. рублей и вы получите на руки 20 экземпляров книги.
   
    Объем и количество публикаций не ограничивается, но редакция оставляет за собой право отказать в публикации размещённых в разделе журнала текстов. Также я могу помочь с редактурой и корректурой текстов, если потребуется.
   
   
    С уважением,
   
    Милада Кондратьева,
   
    Главный редактор журнала "Лауреат",­­­­­­­­­­­­­­­­­­­
    Член Международного Союза Литераторов и Журналистов (APIA) (Великобритания, Лондон),
    Член Союза Писателей Северной Америки (Канада, Монреаль),
    Зам. руководителя Судейской Коллегии Международного Союза Писателей "Новый Современник",
    Почётный член Московской Городской Организации Союза Писателей России.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта