Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: РазноеАвтор: Елена Пышенкина
Объем: 20830 [ символов ]
ТАЙНЫ «CORONA ASTRALIS» МАКСИМИЛИАНА ВОЛОШИНА
Венок сонетов с необыкновенным названием был написан в 1909 г., опубликован в следующем году (в составе первого сборника стихов) за несколько месяцев до 33-летия автора. Мастер сонетов, Волошин одним из первых в России создает цикл сонетов в форме венка. Стихи отличает безукоризненность формы. Они очень выразительны. Но кроме «пластичной и красочной изобразительности» в них чувствуется страстное желание автора поделиться тем, что открылось ему за время длительных исканий самого себя. Об этой стороне цикла (в смысле понимания читателями) так вспоминает он в 1925 г. в «Автобиографии»: «религиозный и оккультный элемент казался смутным и непонятным, хотя и здесь я стремился к ясности, краткой выразительности". Увлечение Волошина теософией, а в дальнейшем антропософией проходило, можно сказать, в момент зачатия последней: с основоположником антропософии Р.Штейнером он лично знакомится в 1905 г., посещает его лекции. А простым читателям вряд ли было ведомо основополагающее понятие теории «Жизнедух», который переносит душу человека от одного бытия к другому и подчиняется закону перевоплощения, закону повторяющихся земных жизней. То же самое можно сказать и о читателях 80-х годов прошлого столетия, когда наследие Волошина стало потихоньку всплывать на поверхность литературной жизни. Ведь тогда мало кто имел представление о какой-то там антропософии – все оккультные теории признавались псевдонаучными.
За последнее время многое изменилось: издается журнал «Антропософия и современный мир», функционирует сайт «Антропософия в России», в каталоге которого можно найти бесчисленное множество работ по данной теории. Вопрос лишь в том, можем ли мы, окрыленные соответствующими знаниями, сбросить флер тайн, окутывающий цикл. Ниже постараемся ответить на этот вопрос.
Проблема усугубляется еще и тем, что Волошин не был реалистом в поэзии, точнее, он был символистом, а еще точнее, был близок по взглядам к дионисийскому, петербуржскому уклону в этом течении, которое возглавлял Вяч. Иванов. Что это значит? А то, что поэты-символисты в стихах выражают в основном свои чувства и переживания с помощью отвлеченных символов-образов. А у конкретного читателя эти образы могут вызывать совершенно иные ассоциации, и, следовательно, смысл стихов представляется ему совершенно другим. В этом отношении очень показательна история с незадачливым поэтом из рассказа К.Чапека «Поэт», ставшим свидетелем одного дорожного происшествия: машина сбила старушку. Ничего путного в полицейском участке он сказать не мог. Положение спасли стихи, родившиеся под впечатлением события:
 
… О шея лебедя!
О грудь!
О барабан и эти палочки –
трагедии знаменье!
 
И только анализ образов, проведенный САМИМ автором, помог воссоздать всю картину. Оказалось, что шея лебедя – это цифра «два», грудь – три, а барабан и палочки – цифра «пять». А в итоге получился номер машины, сбившей женщину…
Начнем с самого начала, а именно, с названия. Corona Astralis в переводе с латинского означает «звездная корона» или «звездный венок». Думаю, название очень подходящее, если учесть космический характер первого сонета:
 
В мирах любви неверные кометы,
Сквозь горних сфер мерцающий Стожар –
Клубы огня, мятущийся пожар,
Вселенских бурь блуждающие светы…
Мы правим путь свой к Солнцу, как Икар..., –
 
пятого :
 
Полночных Солнц к себе нас манят светы…
В колодцах труб пытливый тонет взгляд.
Алмазный бег вселенные стремят:
Системы звезд, туманности, планеты.
 
От Альфы Пса до Веги и от Беты
Медведицы до трепетных Плеяд –
Они простор небесный бороздят,
Творя во тьме обеты и свершенья… –
 
и упоминания Луны, Солнца и некоторых планет в 3-м, 6-м, 9-м, 13-м, 14-м сонетах.
Но здесь надо учитывать сильное влияние на мировоззрение Волошина тех лет антропософии Штейнера, который полагал, что человек – гражданин трех миров: своим телом он принадлежит миру, воспринимаемому органами чувств; душой он создает себе собственный мир; через его дух перед ним раскрывается мир, который выше этих миров. А в русскоязычной оккультной литературе Astralis переводится, вне строго астрономического контекста, словом «астральный», что значит: относящийся к миру эмоций и чувств человека. И действительно, весь цикл пронизан «слепым мятежом», «безумьем снов», «болью внежизненных обид», «ветрами тоски», «срывами воль», «темными восторгами расставанья». Благодаря слову, имеющему, можно сказать, два противоположных значения, в названии примиряются (а возможно – противопоставляются) две сферы – физический мир и мир души. Отсюда можно сделать вывод, что в произведении пойдет речь о двойственной природе человека.
Форма рассматриваемого произведения (венок…), повторяясь в названии (corona), уже сама по себе определяет содержание как замкнутую цепь определенных воплощений. Такое удивительное единство формы и содержания очень характерно для творчества Волошина.
Считается, что в этой работе отражено мировоззрение Волошина, и оно существенно отличается от прописных истин оккультных и религиозных знаний. В своем дневнике поэт отмечал: «Проповедь дает созревший плод - чужой. А в душе надо только зерно, из которого может вырасти дерево, которое принесет этот плод». В цикле раскрывается смысл жизни, но не без помощи всех тех многочисленных знаний, которые получил студент-недоучка (в 1900 г. оставил юридический факультет Московского университета) за годы странствий по Европе, кропотливого самообразования и общения с известными деятелями культуры и науки.
На обывательском уровне ответ на вопрос «в чем смысл жизни?» зачастую сводится к поиску неуловимого счастья. На уровне людей, умудренных опытом, не раз сталкивавшихся с непреодолимыми трудностями, ввергнутых в пучину безысходности, единственным способом устоять является обретение Бога. И наконец в рамках многих эзотерических теорий смысл отдельной человеческой жизни – способствовать очередному восхождению Духа, временно погруженного в материальную оболочку. А. Безант, являвшаяся главой теософского общества, от которого отпочковалась антропософия, в книге «Загадки жизни и как теософия отвечает на них», пишет: «Он <Дух> изошел от Бога чистым от греха, но лишенным виденья и бесполезным за пределами высокой области своего рождения; возвращается же он после своего долгого странствия мудрым и сильным Сыном Бога, готовым внести в грядущее свою долю как исполнитель Божественной Воли, как участник в непрестанно расширяющихся пределах сознательного служения».
Волошина вряд ли можно назвать обывателем, не был он и фанатически верующим, не являлся адептом эзотерических ведов. И все же он был простым смертным, и все перечисленное в большей или меньшей степени уживалось в нем. Вот что говорил он о себе со слов своего духовного отца Арсения, когда в 1924 г., будучи в Москве, зашел в первый раз к нему в церковь: «Я действительно Максимилиан Александрович, фамилия Волошин, по «профессии» – поэт, художник-акварелист, не совсем удачный философ-мыслитель, вечный искатель истины, ходатай по чужим делам, выдумщик и человек с не очень удачной (сумбурной) личной жизнью; по своей природе – поэт, художник и мечтатель, любитель красоты, в том числе и женской, и ощущаю свою греховность перед Богом. Живу в Крыму, в Коктебеле, приехал в Москву по делам и для того, чтобы зайти в Ваш храм и переговорить с Вами...
Я, отец Арсений, все время ищу Бога, ощущаю Его близость и даже неоправданную ко мне Его милость и снисхождение, но я – большой грешник».
Основой поиска своего места в жизни, его главной движущей силой и залогом реализации желаемого является Любовь. «В мирах любви неверные кометы»... Этими словами начинается и, разумеется, кончается цикл. Вся цепочка развития духа: сотворение мира и грехопадение (сонет1,2), многократное погружение Духа в материю с осознанием (сонет 3) и познанием окружающего мира (сонет 4) и возможное восхождение, которому неминуемо предшествует смерть ( сонет 5) – обусловлена главным божественным постулатом – Любовью к Богу. Здесь автор делится тем непознанным, находящимся за пределами материального мира, но что он чувствует и понимает. На мой взгляд, наиболее живым, одухотворенным в этой последовательности является сонет 3:
 
Явь наших снов земля не истребит!
В парче лучей истают тихо зори,
Журчанье утр сольется в дневном хоре,
Ущербный серп истлеет и сгорит.
 
Седая зыбь в алмазы раздробит
Снопы лучей, рассыпанные в море,
Но тех ночей – разверстых на Фаворе,
Блеск близких солнц в душе не победит.
 
Нас не слепят полдневные экстазы
Земных пустынь, ни жидкие топазы.
Ни токи смол, ни золото лучей,
 
Мы шелком душ, как ризами одеты,
Нам ведом день немеркнущих ночей, –
Полночных солнц к себе нас манят светы.
 
От головокружительной метафоричности (атрибута поэзии символизма) аж дух захватывает: «в парче лучей», «снопы лучей», «золото лучей», «истают тихо зори», «журчанье утр», «шелком душ», «полночных солнц». Повсеместное вкрапление в стихи оксюморонов (стилистических оборотов, в которых семантически-контрастные слова образуют неожиданное смысловое единство) – также находка символизма (такой прием впервые начал широко использовать родоначальник русского символизма В. Брюсов): «день немеркнущих ночей», «полночных Солнц». Это и «закатов незакатных» (сонет 1), и «слепые бродят светы» (сонет 5), и « землей убелена» (сонет 12).
Затронув мимоходом стилистику стихов, хотелось бы отметить богатое использование в тексте мифологических и евангельских сюжетов, главным образом, в виде аллегорий. В стихах лишь раз упоминается слово «смерть», но не с чувством ужаса или осознанием непоправимого: «Кто, встретив смерть, в смущенье клонит взоры» (сонет 11). Смерть воспринимается как граница между разными по физической природе временными отрезками длительного процесса. Сбрасывание физической оболочки подается в виде аллегорий : «в водах Леты», «Орковых ключей» (ключи мертвой воды, бьющие в загробном мире бога Оркуса), «теней Персефонеи» (жена Аида, владычица царства усопших), «Изиды пелена» (другими словами, смерть).
Продолжая раскрытие фабулы цикла, переходим к сонету 6. Здесь говорится о бессмертии Духа: «В нем время спит, как в недрах пирамид». И весь опыт и знания, накопленные им в своих предыдущих воплощениях, хранит наше подсознание: «И память нас томит», « В нас тлеет боль внежизненных обид»,
 
«Гробницы Солнц! Миров погибших Урна!
И труп Луны и мертвый лик Сатурна –
Запомнит мозг и сердце сохранит»
 
В сонете 7, где в последний раз прямо упоминается Дух, (и это понятно, так как заканчивается исследование его инволюции-эволюции), говорится о том, что он лишен половых различий:
 
…Но пусть огонь и жалит и язвит
Певучий дух, задушенный телами, –
Лаокоон, опутанными узлами
Горючих змей, напрягся и молчит…
 
На наслаждения плоти намекает аллегория (опять же с мифологическим контекстом): Лаокоон символизирует мужское начало, горючие змеи – женское.
Для характеристики Духа привлекается многокрасочная палитра эпитетов: «дерзкий» (сонет 1), «темный» (сонет 4), «звездный» (сонет 5), «горький» (сонет 6), «певучий» (сонет 7).
В сонете 8 все внимание автора обращено уже только на человека, причем Волошинского склада:
 
Изгнанники, скитальцы и поэты, –
Кто жаждал быть, но стать ничем не смог…
У птиц – гнездо, у зверя – темный лог.
А посох – нам и нищенства заветы.
 
Долг не свершен, не сдержаны обеты,
Не пройден путь, и жребий нас обрек
Мечтам всех троп, скитаньям всех дорог…
Расплескан мед и песни не допеты.
 
О, в срывах воль найти, познать себя,
И, горький стыд смиренно возлюбя,
Припасть к земле, искать в пустыне воду.
 
К чужим шатрам идти просить свой хлеб,
Подобным стать бродячему рапсоду –
Тому, кто зряч, но светом дня ослеп.
 
В противоположность сонету 6, где речь идет о бессмертии, здесь все сводится к неминуемому концу, к невозможности реализовать весь творческий потенциал из-за быстротечности жизни: «Кто жаждал быть, но стать ничем не смог», «Долг не свершен, не сдержаны обеты», «Не пройден путь», «Расплескан мед и песни не допеты». Эти строки во многом пророческие: поэту было отведено лишь 55 лет для претворения своих поистине безграничных творческих желаний. Проведя немало лет во Франции, он овладел в совершенстве французским и профессионально переводил Клоделя, Гонкуров, Сен-Виктора, Верхарна и др., занимался литературоведением, искусствоведением, отдавая предпочтение передвижникам. Хорошо известна его монография о Сурикове. Чтобы лучше ориентироваться в живописи, начинает рисовать сам, достигнув мастерства в технике акварели. Проще перечислить тех представителей Серебряного века, кто не побывал в его знаменитом Доме поэта, чем делать обратное. Знаниями он овладевал, что называется, из первого источника, а поэтому жизнь (до 1917 г.) проходила в основном на колесах. При знакомстве с работой В.П. Купченко (директор дома-музея М.А. Волошина) «Хронологическая канва жизни и творчества М.А. Волошина» просто рябит в глазах от бесчисленных названий мест, где поэт побывал, и фамилий знаменитых людей, с которыми он был знаком.
Для критики в этом сонете есть редкая находка: «Подобным стать бродячему рапсоду». В строке не допустим плеоназм «бродячий рапсод». Ведь рапсод (из Ожеговского словаря) и есть СТРАНСТВУЮЩИЙ певец. Но, с другой стороны, может быть, во времена Волошина в это слово вкладывался несколько иной смысл. Именно из-за того, что поэт постоянно шлифовал, оттачивал, полировал свои стихи, критики находят его поэзию несколько «холодной», с «головным» характером.
Рассмотрение эволюции Духа было бы неполным, если бы автор не сослался на ее пик, когда Дух достигает такого уровня организации, что не нуждается в дальнейших инволюциях, а после своего очередного восхождения навсегда покидает землю, чтобы занять место одесную Отца как его Сын. Этому, а точнее, Христу посвящаются сонеты 9-13: «Тому, кто жив и брошен в темный склеп» (сонет 9), «Кому земля – священный край изгнанья» (сонет 10), «Он тот, кому погибель не дана» (сонет 11), «Кто в чашу нег не выжал виноград» (сонет 12),
 
«Своей тоски – навеки одинокой,
Как зыбь морей, пустынной и широкой, –
Он не отдаст. Кто оцет жаждал – тот
 
И в самый миг последнего страданья
Не мирный путь блаженства изберет,
А темные восторги расставанья» (сонет 13).
 
 
И наконец самый пленительный, на мой взгляд, сонет 14:
 
А темные восторги расставанья,
А пепел грез и боль свиданий нам,
Нам не ступать по синим лунным льнам,
Нам не хранить стыдливого молчанья.
 
Мы шепчем все ненужные признанья,
От милых рук бежим к обманным снам,
Не видим лиц и верим именам,
Томясь в путях напрасного скитанья.
 
Со всех сторон из мглы глядят на нас
Зрачки чужих, всегда враждебных глаз
Ни светом звезд, ни солнцем не согреты,
 
Стремя свой путь в пространстве вечной тьмы,–
В себе несем свое изгнанье мы –
В мирах любви неверные кометы!
 
По-прежнему звучат космические мотивы: «по синим лунным льнам», «светом звезд», «солнцем», «в пространстве вечной тьмы», «неверные кометы». Но к ним присоединяется, как мне кажется, еще одна тема: безвозвратно потерянных светлых чувств. Сонет можно считать реквиемом по любви к своей первой жене Маргарите Сабашниковой. Они познакомились в 1903 г. Высокообразованная красавица 19 лет от роду, с большими способностями к рисованию и стихосложению, увлекавшаяся оккультизмом. (Именно она знакомит Волошина со Штейнером). На первый взгляд, абсолютная гармония и общность интересов. Спустя три года – бракосочетание. В статье Н. Богомолова «Эротика в русской поэзии - от символистов до обэриутов» обращает на себя внимание следующая фраза: «В ряду совершенно особых семейных отношений людей эпохи символизма (хорошо известная семейная драма Блока, треугольник Белый - Нина Петровская - Брюсов, история третьего брака Вяч. Иванова и пр.) брак Волошина и Сабашниковой также был отмечен "особой метой"». Здесь следует напомнить, какое большое значение символисты придавали мгновениям страсти, « где земной мир прикасается к иным бытиям» по словам Брюсова (даже в Соrona Astralis присутствует соответствующая терминология: «экстазы земных пустынь» (сонет 3), «экстаз безвыходной тюрьмы» в сонете 7). И если Брюсов, Бальмонт ловили эти мгновения в специальных заведениях, то Вяч. Иванову для получения желаемого требовалось иное окружение. Центральной идеей Иванова 1905-1907г.г. было формирование "единой души бесчисленных дыханий" во время регулярных «сред» в Башне и поиск своего "хорового тела". Идея соборности как постепенного соединения людей в общении не только духовном, но и телесном была предпринята в начале 1907 года с М.В. Сабашниковой-Волошиной и отчасти с самим Волошиным. Судя по дневникам поэта 1907-1908 г.г. именно это вызвало отчуждение Волошина от прекрасной Маргариты и дальнейший распад их отношений.
Хотя эта страница любовных отношений не полностью закрыта, открывается новая. В жизни Волошина появляется Е.И. Дмитриева. Именно ей посвящается изысканный венок. Поэт знакомится с ней зимой 1908 г., а летом вместе с Н.Гумилевым она приезжает в Коктебель. Она, так же, как и Маргарита, имеет отношение к оккультизму, натура очень экзальтированная. Вот как рассказывает Елизавета Ивановна о себе со слов Волошина, приведенных им в дневнике: « Мне было 13 лет, когда в мою жизнь вошел тот человек... Он был насмешлив и едок. Мама очень любила его. И тогда начался кошмар моей жизни. Я ему очень многим обязана. Он много говорил со мной. Он хотел, чтобы все во мне пробудилось сразу. Когда же этого не случилось, он говорил, что я такая же, как все. Он хотел, чтобы я была страшно образованна. Он, я потом поняла это, занимался оккультизмом, он дал мне первые основы теософии, но он не был теософом. И он был влюблен в меня, он требовал от меня любви; я в то время еще не понимала совсем ничего. Я иногда соглашалась и говорила, что буду его любить, и тогда он начинал насмехаться надо мной. Его жена знала и ревновала меня. Она делала мне ужасные сцены. Все забывали, что мне 13 лет. Да... Макс, это было... Он взял меня».
Corona Astralis создается в августе. Именно на это время приходится пик их романа. Следовательно, Елизавета Дмитриева была музой поэта при написании космических сонетов, раскрывающих тайны мирозданья.
В исследовании Е. Кузьмина «Оккультизм в "Corona Astralis" Максимилиана Волошина» дается несколько иная интерпретация фабулы произведения. Там большое внимание уделяется докладу Волошина «Пути Эроса», прочитанному им в Москве в феврале 1907 г. Автор не без основания считает, что основные положения доклада отражены в поэтических образах цикла. Но, думаю, в целом смысл венка воспринимается однозначно: жизнь отдельного человека не случайна. Это определенный, мизерный отрезок на несоизмеримо длинном пути к Богу. К этому можно добавить: от того, как проживешь свою жизнь, зависит длина оставшегося восхождения.
Познакомившись с данной работой, можно наверняка сделать вывод: она не является универсальным ключиком ко всем тайнам Corona Astralis . Хотя бы потому, что у каждого читателя свое восприятие некоторых моментов, главным образом , из-за многослойности представляемых в произведении образов. Например, Е. Кузьмин фразу «Полночных солнц к себе нас манят светы» (сонеты 3,4) интерпретирует как возникновение полового влечения: «При этом возникновение пола расценивается как инволюция. Ее символом выступает ночное солнце: "Полночных солнц к себе нас манят светы". Этот образ противоположен реальному дневному светилу, сопоставимому с Богом». А мне в этой фразе видятся далекие звездные миры, которые человек на определенной ступени своей эволюции стремится познать.
Разгадка ряда образов данного цикла сродни расшифровке вещих снов. И с первого раза, без многократного прочтения, обдумывания и сопоставления не стоит надеяться на удачу. Истина откроется позже, и у каждого читателя она будет своя.
 
Библиография.
 
1. Волошин М. Избранное. - Минск: Мастацкая литаратура, 1993
2. Волошин, М. Автобиография // Воспоминания о Максимилиане Волошине. М.: Советский писатель, 1990
3. Волошин, М. История моей души // Волошин, Максимилиан. Автобиографическая проза. Дневники. - М: Книга, 1991
4. Безант А. Загадки жизни и как теософия отвечает на них http://www.i-u.ru/biblio/archive/besant_sagadki/
5. Духовный отец Максимилиана Волошина http://www.stihi.ru/poems/2005/02/03-1485.html
6. Купченко В.П. Хронологическая канва жизни и творчества М.А. Волошина http://members.tripod.com/symposion0/authors/bio/Voloshin1.htm
7. Богомолов Н. Эротика в русской поэзии - от символистов до обэриутов http://www.silverage.ru/stat/bogom_eros.html
8. Кузьмин Е. Оккультизм в "Corona Astralis" Максимилиана Волошина» http://www.plexus.org.il/texts/kuzmin_okkult.htm
Copyright: Елена Пышенкина,
Свидетельство о публикации №138518
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ:

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Валентин Алексеев[ 06.06.2007 ]
   Не оспаривая анализа и оценки мотивов творчества М.Волошина, в частности, в отношении рассматриваемого венка сонетов, осмелюсь все же отметить мелочь, появление которой вызывает некоторую досаду. Речь об оксюмороне. Дело в том, что использование оксюморона в качестве тропа в русской литературе имеет более древнюю историю, и Брюсов никак не мог быть первым, кто широко применял его. Применение оксюморонов как распространенного явления зафиксировано, например, в творчестве писателей и поэтов XVIII века (ср., например, Н. В. Павлович «Тропы в развитии русского поэтического языка XVIII–XX вв.: словарь оксюморонов»). А академик А.М.Панченко указывает, что оксюморон являлся излюбленным стилистическим приемом русской смеховой литературы XVII века. Так что Брюсов опирался на довольно долгую традицию.
   С уважением,
 
Елена Пышенкина[ 10.06.2007 ]
   Здравствуйте, Валентин!
   Во-первых, большое спасибо за рецензию. Мне особенно приятно, когда мои работы читают так вдумчиво и внимательно, как, например, Вы.
   Что же касается Вашего замечания, то я могла бы с ним согласиться, если бы в работе утверждалось, что Брюсов был родоначальником этого стилистического приема. В статье лишь отмечается, что он был основоположникам русского поэтического символизма, и он же первый (среди символистов) использовал широко оксюмороны в своем творчестве:
   
   «Повсеместное вкрапление в стихи оксюморонов (стилистических оборотов, в которых семантически-контрас­тные­ слова образуют неожиданное смысловое единство) – также находка символизма (такой прием впервые начал широко использовать родоначальник русского символизма В. Брюсов)»
   
   Сожалею, что этот текст получился у меня двусмысленным и поэтому вызвал нарекание с Вашей стороны.
   С уважением

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта