Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Финал Международного литературного конкурса "Вся королевская рать" ВКР-2007

Все произведения

Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Svet
Объем: 22199 [ символов ]
Душа родилась крылатой
(о Марине Цветаевой)
 
Знакомство с поэтом начинается с его стихов. У меня — со всеми — знакомство,
знаковость — с имени. С Цветаевой — тоже.
Весною 1981 года на фестивале творческой молодёжи Витебской области после моего
поэтического выступления ко мне подошёл человек, и с восхищением выдохнул:
- Ваши стихи похож на цветаевские!..
Со всем юношеским максимализмом я — даже не зная стихов этой Цветаевой: ну,
серебряный век, ну, на стыке эпох, ну и что? — заявила:
- Я — просто я.
Потом по возвращении в Витебск, в котором я тогда училась, а когда-то жил
Марк Шагал, моя подруга Галя Красильникова читала нам по ночам стихи Цветаевой
(томик в то время был большой редкостью — в ротапринте, и естественно, из-за
границы, а также всего лишь — перепечатка у нас).
В волны увлечения Цветаевой были подхвачены все наши друзья (кроме меня). Ещё
одна подруга, Наташа Туркина, замечательная гитаристка, художница из Бобруйска,
положила на музыку 2 стихотворения Цветаевой, из цикла «Комедьянт». И только
тогда я — прозрела, услышав музыку цветаевской поэзии:
 
1
Я помню ночь на склоне ноября.
Туман и дождь. При свете фонаря
Ваш нежный лик — сомнительный и странный,
По-диккенсовски — тусклый и туманный,
Знобящий грудь, как зимние моря...
— Ваш нежный лик при свете фонаря...
 
И ветер дул, и лестница вилась...
От Ваших губ не отрывая глаз,
Полусмеясь, свивая пальцы в узел,
Стояла я, как маленькая Муза,
Невинная — как самый поздний час —
И ветер дул, и лестница вилась.
 
А на меня из-под усталых вежд
Струился сонм сомнительных надежд,
— Затронув губы, взор змеился мимо... —
Так серафим, томимый и хранимый
Таинственною святостью одежд,
Прельщает мир из-под усталых вежд.
 
Сегодня снова диккенсова ночь.
И тоже дождь, и так же не помочь
Ни мне, ни Вам, — и так же хлещут трубы,
И лестница летит, — И те же губы —
И тот же шаг, уже спешащий прочь —
Туда — куда-то — в диккенсову ночь.
2 ноября 1918
 
6
Вы столь забывчивы, сколь незабвенны.
— Ах, Вы похожи на улыбку Вашу! —
Сказать ешё? — Златого утра краше.
Сказать ещё? — Один во всей вселенной!
Самой Любви младой военнопленный,
Рукой Челлини ваянная чаша.
 
Друг, разрешите мне на лад старинный
Сказать любовь, нежнейшую на свете.
Я Вас люблю. — В камине воет ветер.
Облокотясь — уставясь в жар каминный —
Я Вас люблю. Моя любовь невинна.
Я говорю, как маленькие дети.
 
Друг! Всё пройдёт! — Виски в ладонях сжаты, —
Жизнь разожмёт! — Младой военнопленный,
Любовь отпустит Вас, но — вдохновенный —
Всем пророкочет голос мой крылатый —
О том, что жили на земле когда-то
Вы, — столь забывчивый, сколь незабвенный!
52 ноября 1918
 
Оба эти стихотворения (и ещё — "песочница") до сих пор мои самые любимые из
Цветаевских.
Летом 82 года в Одессе Юра Кондратюк, замечательный поэт-фантазёр, с которым
меня познакомила Галя (так начинал складываться поэтический дружеский круг, — круговая
порука), протянул мне два пожелтевших листка из журнала «Огонёк» начала
шестидесятых годов. Такой оттепелью пахнуло от строк: "Цветаева. Из непечатавшегося".
Это и было стихотворение, которое я для себя называю "песочницей":
 
Времени у нас часок.
Дальше — вечность друг без друга!
А в песочнице — песок —
Утечёт!
 
Что меня к тебе влечёт —
Вовсе не твоя заслуга!
Просто страх, что роза щёк —
Отцветёт.
 
Ты на солнечных часах
Монастырских — вызнал время?
На небесных на весах —
Взвесил — час?
 
Для созвездий и для нас —
Тот же час — один — над всеми.
Не хочу, чтобы зачах —
Этот час!
 
Только маленький часок
Я у Вечности украла.
Только час — на
Всю любовь.
 
Мой — весь грех, моя — вся кара.
И обоих нас — укроет —
Песок.
27 апреля 1920
 
А дальше пошли годы, время от времени в разговорах всплывало имя Цветаевой. Меня
с ней сравнивали разве что за глаза, зная о моём отношении к Поэту с большой
буквы. Поэт — личность, он поэтому и поэт — что — неповторим! Но имя Цветаевой напоминало мне о цикле «Комедьянт», и в очередной раз оказывалось,
что этих стихов ни у кого — нет.
Прошлой весной (почти двадцать лет спустя), — а я уже знала, что этот цикл
посвящён актёру Юрию Завадскому, в которого Цветаева была влюблена — да можно ли
так о поэте — влюблена!? — в которого Цветаева выплеснула душу. — Зима 1918
года. «— Посвящение — Комедьянту, игравшему Ангела, — или Ангелу, игравшему
Комедьянта — не все равно ли, раз — Вашей милостью — я, вместо снежной
повинности Москвы 19 года несла — нежную.»
 
и моё: ***
И это — ангел?
Господи!
Это — ангел!
Как облик чёрен,
как ясен контрастом свет,
из глаз его исходящий двумя лучами,
двумя потоками,
словно двумя истоками
двух ипостасей,
оставивших в сердце след.
 
И этот ангел, —
как грусть его мимолётна, —
как взрыв вселенной,
как нового мира звезда,
из двух потоков
сплетает тугую плётку
и месяцем вёртким,
как меж пальцев вода,
проскальзывает,
протекает
проистекает,
и крыльями-волнами
ласково градит вихры
спасённого мира.
Господи!
Как он легко управляет снами,
как просто он справляется с нами! —
Как Ты — создаёшь миры...
26.05.01 (13:37)
 
Так вот, прошлой весной звонок: привезли очередную книгу Цветаевой. (Инга в
Питере передала).
— Ой, я вашу поэзию не люблю, но — начала читать в поезде... Можно, дочитаю?
Это оказалась «Повесть о Сонечке» Марины Цветаевой. Открываю, как всегда, конец,
где приложением — стихи, а там: цикл «Комедьянт». И я пила взахлёб стихи, но к
повести не прикасалась. К тому времени была уже прочитана проза Марины «Мой
Пушкин», подаренная Юрой из Одессы, у которого уже была дочь — Марина!? Уже
прочитаны воспоминания сестры Цветаевой, но Марина для меня — это прежде всего —
стихи! и ещё прежде — цикл «Комедьянт», который впервые: полностью — мне и мой!
Предисловие, сейчас листаю: всего 16 страничек, а тогда читала н е д е л ю.
Останавливалась на «точностях». После месячного «подступа» к повести, её
отобрала у меня Валентина Галышева (поэт, яшница, моя стародавняя подруга),
отобрала, прочла и в разговоре, затянувшемся на целый день, заявила
безапелляционно:
— Я же тебе давно талдычу, да только ты всегда пропускаешь мимо ушей:
Ты — Она, но — сейчас.
Я не слушала её объяснений о каких-то кармических наследованиях, о желании Поэта
совершенствовать свой дар и многом другом. Так можно было договориться до того,
что Юрка из Одессы — это дух Юрия Завадского, воплотившегося и т.д. и т.п.
Потому что наш Юрка-одессит вечно фиглярствует, пишет об актёрах и актрисах,
драмах и пьесах, даже мыльные пузыри лопаются в его стихах театрально. Я
зарывалась в себя и, как когда-то Марина о себе: «Кто я?.. Я не дворянка — (ни
гонора, ни речи) и не хозяйка (слишком веселюсь), я не простонародье... и не
богема (страдаю от нечищенных башмаков, грубости их радуюсь, — будут носиться!)
Я действительно, абсолютно, до мозга костей, — вне сословия, профессии, ранга. —
За царем — цари, за нищим — нищие, за мной — пустота.» — Оглядывалась, чувствуя
эту пустоту за спиной. Здесь была вторая остановка при чтении предисловия.
Дальше: «Цветаева пишет не только пьесы. Ещё, разумеется, и стихи. Море стихов!»
— Это уже Ирма Кудрова, составитель. А у меня: ступор разума, сердцебиенье/
учащённое: до двадцати/ в день рождается стихотворений./ Не иду, а лечу по
пути... — Это уже не она-тогда, а я-сейчас.
А самый первый Stop — на первой же странице (дважды!): «В тысячу первый (или в
миллион первый?) раз — о любви... В сущности, вся мировая литература — о любви,
за немногими исключениями. Разгадать любовь нельзя, потому что тайна её
бесконечно многолика и всякий раз неповторима — как неповторима человеческая
личность. Сколько людей на свете, столько и особенностей любовного чувства. Но
даже один и тот же человек может любить по-разному разных людей, встретившихся
ему на жизненном пути... Цветаева прирождённо обладала необычайно развитым и
мощным эмоциональным миром — при тонком проницательном уме и страсти к
самонаблюдению. Плюс к тому это был человек беспощадной искренности . —это опять
Ирма.
И я уже не слушала Валю, потому что я-сейчас — это и она-Марина, и она-Сонечка,
— воедино — я, я — любящая всех:
«Любить было «её призвание — и назначение», говорит о ней Цветаева. «Как я люблю
— любить!» — повторяет Сонечка снова и снова. И настаивает: именно самой любить!
И тут нас подстерегает (по мнению Ирмы) самое интересное.
Сонечка — несомненное alter ego Цветаевой... Впервые на это обратила внимание
Анастасия Цветаева. «Я точно то же слышала о любви, что говорит в повести
Сонечка, от самой Марины!» — говорила Анастасия Ивановна. Спутать она не могла
хотя бы потому, что с Сонечкой сама никогда не встречалась.
В цветаевской биографии поражает чуть ли не непрерывная череда её влюблённостей.
Это неизбывная потребность её сердца. «Я, когда не люблю, — не я», — записала
она в свою тетрадку всего за год до конца жизненного пути. »
И ещё один Stop, — Это уже Сонечка в повести:
Как я вас тогда испугалась! Как боялась, что вы его у меня отымете! Потому что
не полюбить — вас, Марина, не полюбить вас — на коленях — немыслимо, несбыточно,
просто (удивлённые глаза) — глупо? Потому я к вам так долго не шла, потому что
знала, что вас так полюблю, вас, которую любит он, из-за которой он меня не
любит, и не знала, что мне делать с этой своей любовью, потому что я вас уже
любила, с первой минуты тогда, на сцене, когда вы только опустили глаза —
читать. А потом — о, какой нож в сердце! какой нож! — когда он к вам последний
подошёл, и вы с ним рядом стояли на краю сцены, отгородившись от всего, одни, и
он вам что-то тихонько говорил, а вы так и не подняли глаз, — так что он совсем
в вас говорил... Я, Марина, правда не хотела вас любить! А теперь — мне все
равно, потому что для меня его нет, есть вы, Марина, и теперь я сама вижу, что
он не мог вас любить, потому что — если бы он мог вас любить — он бы не
репетировал без конца «Святого Антония», а Святым Антонием бы — был, или не
Антонием, а вообще святым...
— Юрием.
— Да, да, и вообще бы никогда бы не обедал и не завтракал. И ушёл бы в Армию.
— Святым Георгием.
— Да. О, Марина! Именно Святым Георгием, с копьём, как на кремлёвских воротах!
Или просто бы умер от любви.
И по тому, как она произносила это умер от любви, видно было, что она сама — от
любви к нему — и ко мне — и ко всему — умирает; революция — не революция, пайки
— не пайки, большевики — не большевики — всё равно умрёт от любви, потому что
это её призвание — и назначение.
— Марина, вы всегда меня будете любить? Марина, вы меня всегда будете любить,
потому что я скоро умру, я совсем не знаю отчего, я так люблю жизнь, но я знаю,
что скоро умру, и потому, потому всё так безумно, безнадёжно люблю... Когда я
говорю: Юра — вы не верьте. Потому что я знаю, что в других городах... — Только
вас, Марина, нет в других городах, а — их!.. — Марина, вы когда-нибудь думали,
что вот сейчас, в эту самую минуту, в эту самую сию-минуточку, где-то, в
портовом городе, может быть на каком-нибудь острове, всходит на корабль — тот,
кого вы могли бы любить? А может быть — сходит с корабля — у меня это почему-то
всегда матрос, вообще моряк, офицер — всё равно... сходит с корабля и бродит по
городу и ищет вас, которая здесь, в Борисоглебском переулке. А может быть просто
проходит по Третьей Мещанской (сейчас в Москве ужасно много матросов, вы
заметили? За пять минут — все глаза растеряешь!), но Третья Мещанская, это так
же далеко от Борисоглебского переулка, как Сингапур... (Пауза.) Я в школе любила
только географию — конечно, не все эти широты и долготы и градусы (меридианы —
любила)...И самое ужасное, Марина, что городов и островов много, полный земной
шар! — и что на каждой точке этого земного шара (у вас есть глобус? Я бы
показала) — на каждой точке этого земного шара — потому что шар только на вид
такой маленький и точка только на вид — точка, — тысячи, тысячи тех, кого я
могла бы любить...
Марина, кто изобрёл глобус? Не знаете? Я тоже ничего не знаю — ни кто глобус, ни
кто карты, ни кто часы. — Чему нас в школе учат?! — Благословляю того, кто
изобрёл глобус (наверное, какой-нибудь старик с длинной белой бородой...) — за
то, что я могу сразу этими двумя руками обнять весь земной шар — со всеми моими
любимыми!
«Ни кто — часы»...
Однажды она у меня играла песочными часами, детскими, пятиминутными: стеклянная
стопочка в деревянных жёрдочках с перехватом-талией — и вот, сквозь эту «талию»
— тончайшей струечкой — песок — в пятиминутный срок.
...Так она играла — долго, нахмурив бровки, вся уйдя в эту струечку. (Я — в
неё). И вдруг — отчаянный вопль:
— О, Марина! Я пропустила! Я — вдруг — глубоко — задумалась и не перевернула
время, и теперь я никогда не буду знать, который час...
О, Марина, у меня чувство, что я кого-то убила!
—Вы время убили, Сонечка:
«Который час?» — его спросили здесь,
А он ответил любопытным: «Вечность».
— О, как это чудесно! Что это! Кто этот он и это правда — было?
— Он, это с ума сшедший поэт Батюшков, и это, правда, было.
— Глупо у поэта спрашивать время. Без-дарно. Потому он и сошёл с ума — от таких
глупых вопросов. Нашли себе часы! Ему нужно говорить время, а не у него —
спрашивать.
...Но, Марина, представьте себе, что я была бы — Бог... нет, не так: что вместо
меня Бог бы держал часы и забыл бы перевернуть. Ну, задумался на секундочку — и
— кончено время.
... Какая страшная, какая чудная игрушка, Марина. Я бы хотела с ней спать.
И ещё —55 стр.:
— Марина, вы думаете, меня Бог простит — что я так многих целовала?
— А вы думаете — Бог считал?
— Я — тоже не считала.
 
...А главное, я всегда целую — первая, так же просто, как жму руку, только —
неудержимее. Просто никак не могу дождаться! Потом, каждый раз: «Ну, кто тебя
тянул? Сама виновата!» Я ведь знаю, что это никому не нравится, что все они
любят кланяться, клянчить, искать случая, добиваться, охотиться... А главное — я
терпеть не могу, когда другой целует — первый. Так я по крайней мере знаю, что я
этого хочу.
 
— Марина, я никогда не могла понять (и себя не понимаю), как можно — только что
целовавшись — говорить молитву. Теми же губами... нет, не теми! Я, когда молюсь
— никогда не целовалась, и когда целуюсь — никогда не молилась.
— Сонечка! Сонечка! От избытка сердца целуют уста ваши.
Я останавливаюсь, потому что теряюсь: я говорю сама с собой, нет, это Марина с
Сонечкой, но я так делаю, так считаю, так веду себя сейчас, как они — тогда...
И так — всю книжечку в 216 страничек. С остановками, чтобы не разорвалось
сердце, чтобы не сойти с ума: можно ли сначала, чтобы тебя написали, а потом —
ты есть? Сначала (19 век) — образ, а потом (в 20-м) — человек? Всегда было
наоборот: сначала прототип, затем только — образ. Или же Цветаева летала так
высоко, что с высоты своей души летящей видела весь двадцатый и меня — в
середине (или же с краю?) — не люблю сравнений, как и не люблю впадать в
крайности. — Бред. — Кто я? Просто я.
Книжку прочла только к зиме, радуясь, когда находила явные (явленные) неточности
"моего" образа и меня-сейчас. Но в глубине души понимала, что несоответствие —
только внешнее: стиль одежды, а отсюда и привычки, диктуются веком.
Конец 20-го века. Марат Тарасов, прочитав мои стихи:
— Слишком много перьев и крыльев, оторвано от реальности, сплошная любовь...
Начало 20-го. Маринины облака, звёзды до «стихов, как драгоценных вин» (1913) и
после:
 
 
— О, летящие в ночь поезда!
 
— Я была для Вас
Тающая легче снега...
 
— И яблони — что ангелы — белы,
И голуби на них — что ладан — сизы...
 
— Снежный лебедь
Мне под ноги перья стелет.
Перья реют
И медленно никнут в снег.
Так, по перьям,
Иду к двери,
За которой — смерть.
или:
— Когда над головой блеснут
Два пламенных крыла!..
 
— Имя твоё — птица в руке...
или:
Думали — человек!
И умереть заставили.
Умер теперь. Навек.
— Плачьте о мёртвом ангеле!
 
...О, поглядите — как
веки ввалились, тёмные!
О поглядите — как
Крылья его поломаны!
 
Все крылья Марины — не перечесть, а любовь, любовь — красная нить — как кровавый
след её жизни — в каждой строке.
Мать называла её в детстве — лебедёнок. Любимый герой, Маринин образ — Наполеон,
орлёнок.
Душа потому и летает, что — любит.
Душа потому и не может жить без любви...
Люблю дыханье робкое ночей,
.........................................
И всё — и руки — это уже — крылья, и окрылённая любовью — ввысь!
И здесь, в этом стихотворении, образ был изначален, до прототипа.
А Евгений Евтушенко прошлым летом, услышав, завёлся с пол-оборота, полчаса бился
над последним четверостишием и протянул мне исправленное:
Люблю забыться на кровати смятой
между забытым и желаньем знать,
что вновь меня швырнуло на кровать,
где я летаю, став на ней распятой.
Евтушенко — наша гордость российская, а — не увидел, что здесь не эротика, не
пух и перья перин и подушек, но — улетающая от всего обыденного (даже от
обычного представления о любви!)душа.
Он увидел грамматику:
— Нельзя!!! — закричал он, — быть распятой на кровать, — это всё равно что на
лестница, здесь должен быть творительный падеж — т в о р и т е л ь н ы й падеж
(ну не дико ли: творить, падая?). Нет, Евгений Александрович! Здесь есть акт
творения, а не падения, а падеж винительный (заданный вопросом, и управляющий
предлогом). Ибо женщина — с яблока райского — виновна в падении. А моя героиня —
не женщина в постели, на постели, моя героиня — душа, и она творит, как и
сотворена по образу и подобию Божьему.
Это для вас, Евгений Александрович, поэзия — езда в незнаемое, а для женщины это
— полёт.
Но я говорю это сейчас, а тогда на все его нападки, — трижды — с улыбкой:
Нет, Евгений Александрович.
 
Любить любимого любовью,
что лишь любовника достойна,
Любить и любоваться на
Любимый облик у окна.
Любить… За что так больно словом
Мы прямо по сердцу сурово
Царапаем и сургучем
Скрепляем чувства, и мечом
На части разрубаем, словно
Непримиримы мы с любовью?
Любить, люблю, влюбленный, люб…
О, как грубы слова для губ,
Что тянутся лишь к поцелую!
Но почему «тебя люблю я»
Они вышептывают вновь,
Ведь это меньше, чем любовь…
...........................................
Кто определит, где больше, а где — меньше?
Это также неопределимо, неотделимо, как Добро и Зло, жизнь и смерть. Это — две
руки или два крыла. Маринино:
 
Как правая и левая рука —
Твоя душа моей душе близка.
 
Мы смежены, блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
 
Но вихрь встаёт — и бездна пролегла
От правого— до левого крыла!
10 июля 1918
 
Моё: *****
Я всё чаще нелепо взмахиваю
руками, но не взлетаю,
и слезливые капли смахиваю:
жалко, что не святая.
 
А на голову мне напялили
колпак с бубенцами криво.
«Хорошо ещё, не распяли», —
улыбаюсь счастливо.
 
А когда меня спросят в старости:
— Чего тебе не хватает?»
Я отвечу: «Конечно, святости»
и — растаю...
22.06.01 (10:30)
 
 
и ещё: *****
Крыльев порой не хватает, чтоб в небо взлетать,
Слов не хватает сказаться — куда и откуда.
Белое облако — будто Твоя благодать.
Тёмное облако — видимо, чья-то причуда.
 
Голубь-сизарь завершил свой вчерашний кульбит,
Света голубка беззвучно, как лада, выходит.
Что-то сегодня душа никуда не летит, —
Оба Завета ей, видимо, не по погоде.
23.05.01 (9:50)
 
 
Поэт всегда стоит в центре противоречий, состоит из противоречий, которые
разрывают его надвое: на тело и душу, на мирское и духовное. И поэт всегда —
Человек, а не женщина или мужчина, он независим от пола. Я говорила своим
друзьям-поэтам, что мы недоженщины и недомужчины. Каюсь, меряла по себе. Каюсь
потому, что Цветаева-поэт — больше, чем женщина. Поэт-женщина всегда больше, чем
женщина. Её любовь кажется страстью, но это всего лишь безудержность желания
обрести гармонию двух начал:
Маринино: Чёрным вихрем летя беззвучным,
Не подругою быть — сподручным!
Не единою быть — вторым!
 
Близнецом — двойником — крестовым
Стройным братом, огнём костровым,
Ятаганом его кривым.
Поэт проходит испытание, мужчина — на смелость, стойкость.
Женщина — в умении сохранить искру своего чувства:
 
*****
Я прошла испытание чувством
до последней ступени, до края;
и любить, как и жить, не боюсь я.
Как светло эта флейта играет!
Как легки её звуки, и трели
поднимают до неба созвучий
душу осени в спайке с метелью, —
им чем выше обеим, тем лучше.
И яснее становятся взгляды,
и на сердце спокойствие ляжет:
я смогла, пролетев листопадом,
так в любви убедиться, что даже
я поверила в счастье земное,
пусть до дна не испила я чашу;
и неважно, что ты не со мною,
я лечу, упоённая, дальше,
и попутчики мне не помеха,
и союзники счастья надёжны.
Я прошла испытание смехом
издевательским, также, как ложью.
Я глотала сомнений печали,
уподобила слово металлу.
Но мы оба с тобою не знали,
что конец приведёт нас к началу.
22.02.01 (07:56)
 
А ещё через три дня у меня выдохнулось:
 
*****
Когда мы вместе —
Дух Святой нисходит
на нас двоих, и тройственность видна
любому, кто любил, любим и будет...
И ты поймёшь, любовь испив до дна,
что Дух Святой к нам нисходил когда-то...
И я люблю лететь в твои глаза,
в которые теперь глядеть нельзя,
которые по-прежнему так святы,
что я молюсь на эти образа
и постигаю молчаливость песни,
когда мы вместе...
Были ли мы вместе?
Но жизнь — любовь,
и в гневе жить нельзя.
Так уподобься ты Святому Духу
и снизойди до верности моей,
а ты молчишь: тебе всегда видней,
с кем хочешь ты во тьме идти под руку,
кого ты хочешь в губы целовать...
Ах, милый мой, мне ль этого не знать...
Ведь Дух Святой сходил на нас тем летом...
Молчу, молчу... И стоит ли об этом...
25.02.01 (19:54)
 
Мой сегодняшний рассказ— не сравнительно-сопоставительный анализ творчества
Марины Цветаевой и моих опусов, и не поэзия Цветаевой в призме моего
миропонимания. Это всего лишь начало разговора о душе, о изначально крылатой
душе, всегда возвращающейся (улетающей) к Тому, кто вдохнул её в образ свой,
чтобы появился Человек.
Сумеет ли каждый из нас осознать в себе лёгкость, невесомость души, сумеет ли
сохранить её чистый свет — это уже вопрос не литературы, но жизни.
Copyright: Svet, 2007
Свидетельство о публикации №133456
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 11.04.2007 18:08

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта