Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: РазноеАвтор: Михаил Козловский
Объем: 214 [ строк ]
Искушение св. Антония (поэма)
I. Пролог
 
На плече сума. На зубах – песок.
Утомительно долог день.
Я иду по пустыне на юг и восток,
Я иду от людей.
 
От безжалостных, жаждущих, жгущих глаз
Беспризорников, вдов, калек...
Недостойный спасения блудный аз.
Божья тварь. Человек.
 
Непрестанен пост, мой желудок пуст,
А кожа груба, как броня,
Но снова и снова и снова искус
Одолевает меня.
 
"Создатель, зачем же ты так жесток?" –
Вопрос прикипел к устам.
Я иду по пустыне на юг и восток,
И дьявол идет по пятам.
 
Я осеняю себя крестом:
"Уйди, нечестивый, сгинь!"
То плоть блудницы, то золота звон,
То бездны безумная синь –
 
Неиссякаем первоисток
Тьмы этих злых теней.
Я иду по пустыне на юг и восток,
И дьявол идет – во мне.
 
 
II. Монолог Иуды
 
Вот вы говорите: "Убийца,
Предатель, отродье Каина!"
Праведный гнев на лицах,
И сами вы очень правильно
 
Ссудили грехи и беды
Всевышнему Всепрощенцу.
Когда бы он не был предан,
Где бы вы были, грешные?!
 
Когда бы он предан не был –
Он во власть бы вошел и в силу.
Вы б юлою тогда побегали
Пред апостолами мессии.
 
Вас бы Петр по ночам допрашивал,
Готовых на все уже.
Ну а мне бы выпало павшим быть
Среди ночи длинных ножей
 
Пророки страшат, не юродствуя,
А в живых богов вырастая.
Нашелся иуда на Троцкого,
А на Сталина – не сыскали!
 
Что распятому? Слава резвая
Вбита в голову каждому отроку.
А меня не просто зарезали,
Меня на века прокляли.
 
Слава всегда – преданным.
А я? Я презренья достоин
Не за тридцать серебряных -
За выстрелы вхолостую.
 
Мир кровью по горло залит,
Жертвы – напрасный труд...
И Христы подымаются к славе
По телам недалеких Иуд.
 
 
III. Монолог мальчика с ледяными глазами
 
 
Кто это торопится навстречу?
Герда? Ты жива? Да я-то жив.
Я сложил сегодня слово "ВЕЧНОСТЬ".
Было очень трудно. Я – сложил.
 
Сила духа распрямила плечи....
Герда, как слова твои грубы!
Я.
Сложил.
Сегодня.
Слово "ВЕЧНОСТЬ"
Из алмазных кубиков судьбы.
 
Ну зачем ты так нетерпелива?
Оцени мой труд, пойми восторг.
Скоро возвратится королева,
Я тебя представлю.
Что за вздор?!
 
Там же гадость, грязь, зола, отбросы,
Сколь красиво их не назови:
"Вечные" протухшие вопросы,
Жалкое подобие любви...
 
Нет. Ни словом, ни слезой, ни жестом
Ты не возвратишь меня туда.
.................................................
Я один. Все тонет в совершенстве
Абсолютной правильности льда.
 
 
 
IV. Монолог шестерки
 
Отпусти свою боль на минуту!
Долог путь до назначенных мест,
Где щедры на топор и цикуту.
Можно, я понесу тебе крест?
 
В силе малых – усталось великих,
Это – ножны, хранящие меч.
Что гордыня костра? Только блики
От смиренного пламени свеч.
 
Легче грудью закрыть амбразуру,
Чем в навозную яму нырнуть.
Чтоб достиг Гималаев мой гуру,
Должен кто-то мести ему путь,
 
Наполнять его чашку пустую,
Собирать у прохожих рубли...
..................................................
Хочешь, я для тебя поцелую
Все зады изумленной Земли?
 
 
V. Монолог сутенера
 
Раззудись, рука и прочее!
Что любовь? Одна безделица.
Девки у меня охочие –
Все и каждая в отдельности.
 
От постели и до паперти
Вывернут себя, не иначе,
Да расплещутся по капельке,
Неимущим – по полтинничку...
 
Скажете, не получается?
Дескать, надвое не делится?
А они со мною счастливы –
Все и каждая в отдельности.
 
 
VI. Монолог рогоносца
 
Желтый халат, глаза нездоровые,
Голос невнятен – просьба ли, крик ли...
Каждый месяц ты истекаешь кровью –
Мы к этому оба давно привыкли.
 
За светский салон, за диссертацию
Губы до синевы искусаны
И трудно к гостях малышам улыбаться
Мертвым лицом и улыбкой искусственной.
 
VII. Монолог наркомана
 
Равны по планете любые пути;
Кругла, как дурак, Земля
От восьми до семнадцати тридцати
И от двадцати до нуля.
 
И вся эта жизнь нереальна, как сон:
Что толку иметь и уметь?
Днем позже умрешь, коль сегодня спасен.
..................................................................
Реальна одна смерть.
 
К черту оковы идей и людей,
К черту обыденность дня!
Укол - волшебник и чародей -
Освобождает меня.
 
Одна таблетка – и ты герой!
Живите себе, скорбя,
А я – я схлопываюсь черной дырой
И падаю внутрь себя.
 
 
 
 
VIII. Монолог шизофреника
 
К заливному филе автобуса
Подайте, пожалуйста, каперсы.
В корытце печального образа
Мои отмокают абрисы.
 
Ржавое тело доблести
На крюк подвешено за душу;
И до мельчайшей подробности,
До фамилии отчима бабушки
 
Распнущий меня на площади
Подшит и пронумерован.
...........................................
Чем мир изменять – не проще ли
Взать и придумать новый?!
 
 
 
IX. Монолог наемного убийцы
 
Миллионами лиц разлагаясь в осколках зеркал,
Я теряю лицо – или то, что им было когда-то.
Благородный овал! Я углами тебя рисовал:
Пятый угол судьбы и заточенный угол булата.
 
Только в зыбкой воде, отдающей чуть-чуть мертвецом,
Мне увидеть дано, различимое пусть и не слишком,
Незнакомое то – в доброте и печали – лицо
И забыть на мгновение холод металла под мышкой.
 
 
 
 
 
 
X. Монолог Иисуса Христа, назаретянина
 
Вечер. Скоро почтенные жители
Лягут спать, телевизоры выключив.
А которые веки смежить, скажите,
Тому, кто всезнающий и всевидящий?!
 
Парадоксально ты, всемогущество:
Столь же прекрасно, сколь ненавистно,
Когда бессмертные сущие души
На шее твоей обессиленно виснут.
 
Я устал от лживсти слез и глаз,
От молитв корыстных и здравиц выспренных...
Наши творения выше нас,
И в этом, Понтий, потная истина.
 
"Азъ ђсмь Богъ, над царями Царь" –
И, в которой по счету стране и эре,
Я творю для людей
маленькие чудеса,
Поскольку сам
Ни в какие чудеса
Не верю.
 
 
XI. Эпилог
 
От берегов Эстонии
И до границы с Китаем –
Все мы – святые Антонии,
Каждый из нас искушаем.
 
Минусы так устроены,
Что суть половины плюсов.
Все мы – святые Антонии,
И каждый из нас искусан
Червем своего сомнения.
 
От сотворения мира
Яблоки с древа познания
Все, как одно, червивые.
 
Искушены Цирцеи
Во плоти и духа таинствах,
А на дереве зреют
Яблоки средней дальности;
 
Каждому нам плутония
Отмерены килотонны,
Ядерною антоновкой
Вороны снова вскормлены.
 
Зло неуничтожимо,
Зло стоглаво, стозевно.
Гуси бегут из Рима.
Змей обвивает Землю,
 
Словно яблоко спелое.
Всадник стоит у врат.
И ничего не поделаешь –
Разве что, кроме добра.
Copyright: Михаил Козловский,
Свидетельство о публикации №114615
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ:

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Диана Самарина[ 11.11.2006 ]
   Я творю для людей
   маленькие чудеса,
   Поскольку сам
   Ни в какие чудеса
   Не верю.
   
   
   Великолепно! ЗдОрово, что все постоено на монологах. Это, с моей точки зрения, самый действенный способ говорить с читателями...
    Хотя и опасный))) какой-то монолог могут приляпать к Вам... Я уже такое на себе испытала... ))) многократно)))
   Очень понравился эпилог.
    Начало завворожило. Сразу представила не св. Антония, а христа на картине Ге...
   
   Удач Вам!
    С уважением,
   Ди
Михаил Козловский[ 11.11.2006 ]
   Необходимый комментарий, наверное.
   Тема "Искушения св. Антония" глубоко вписана в европейскую культурную традицию - литературную (драма Г.Флобера), музыкальную (см. оперу Хиндемита "Художник Матиас" и симф. поэму "Грюневальд"), но прежде всего художественную - от Босха и Брейгеля до Сезанна и Дали. Это - дивертисмент зла, пиршество соблазнов и устрашений, насылаемых дьяволом на первого христианского святого-отшельника (2-3 в. н.э.) . Тема прилипчивая: Флобер писал свою драму 18 лет, Босх написал на эту тему 4 полотна, а, напр. Жак Калло - два офорта с интервалом в 20 лет. Вот и ко мне прилипло.
Елена Снежина[ 25.11.2006 ]
   Эмоционально сильное произведение. Прекрасная мозаика, состоящая из крошечных фрагментов, каждый и который незаменим. Хороша идея и продуманность её воплощения.
   
   По технической стороне:
   Очепятки: "к гостях" - в 6, "Взать" - в 8.
   Не совсем уверенные рифмы, иногда вообще очень приблизительные, частый сбой ритма.
   
   Но стихотворения состоят не только из техники.
   
   Лично я могу честно сказать, что мне понравилось. Создаётся определённое настроение и возникает необходимость осмыслить прочтённое. Это очень важно.
   
   С пожеланием добра и радости, Елена
 
Михаил Козловский[ 25.11.2006 ]
   Спасибо за высокую оценку, Елена!
   Вдвойне спасибо за замеченные опечатки - уже исправил.
   Удачи и вам, дальнейших побед на конкурсах, но главное - новых хороших стихов.
   Искренне ваш -
   Михаил.
Пиитух[ 19.01.2007 ]
   Задумка настолько сильная, что и требования к ее реализации высокие ("Кому много дано, с того и спросится много"). Но исполнение очень неровно во всех смыслах - и в техническом (знаете, бывают такие вроде бы огрехи, которые придают лицу произведения делающую его по-настоящему живым асимметричность и живую индивидуальность совершенства, не обязанную быть во всех деталях совершенной [как, IMHO, у Б. Пастернака]; бывают такие и столько, что просто растворяются в общем рисунке произведения; а бывают заставляющие спотыкаться и вызывающие сожаление - я как раз о них), и в содержательном ("шампур" стержневой темы вдруг местами "растворяется", превращая шашлык в жареное на сковороде мясо, простите за кулинарное сравнение), и в итоге, в целом получается что-то вроде мозаики, собранной из самых разнородных элементов то по велению души, а то по нужде и инерции. Местами - досадные "очпятки" вроде "под мышкой" вместо "подмышкой"Обидно, потому что очень много действительно сильных, мощных даже мест. Мне почему-то кажется, что Вы еще не раз вернётесь к этому тексту: предыстория обязывает - флоберовских 18-ти лет еще всё-таки не набралось :), так что возвращение будет в честь, а не в зазорность.
    Лёгкости не желаю за невозможностью оной. А вот усилий и удачи - от души.
 
Михаил Козловский[ 19.01.2007 ]
   Спасибо за интересные соображения, дорогой Пиитух, я обязательно над этим подумаю.
   Но в своем "Искушении св. Антония" я следовал богатой традиции - только не литературной, а живописной. Неплохую подборку полотен под тем же самым названием вы найдете здесь:
   http://yuri-zimmermann.livejournal.com/10633.html
   Посмотрите на них внимательно, особенно на триптих Босха, офорт Ж.Калло или гравюру А.Т.Фоменко - и многое станет для вас более выпуклым, я надеюсь.
Пиитух[ 21.01.2007 ]
   Михаил, посмотрел. Что могу сказать? Если Вы сравниваете свою поэму с приведенным на сайте рядом, то, наверное, Вы правы. Одно только "но". У каждого художника были целостная логика понимания сюжета и целостная манера его передачи - то, что я кулинарно назвал шампуром. Вы же пишете один, как и каждый из них. У Вас д.б. свой один шампур. IMHO. Ну, и форма нуждается в дотяжках. Удач.
Николай Хлебников (X-nick)[ 19.01.2007 ]
   И задумка достойная, и воплощение - адекватное.
   Но "адекватное" тут не значит "безукоризненное".
   Я так смекаю, что это "первое приближение" - по аналогии с физикой:
   "нулевое приближение описания мира" - элементарная физика, "первое..." - общая физика и, наконец "второе..." - требует уже привлечения практицки всех естественных наук и высшей математики - теоретическая физика.
   То есть, очень хотелось бы, чтобы автор над этим текстом ещё очень тщательно, внимательно и неторопливо поработал, ибо уже и в настоящем состоянии видно: поэма состоялась и имеет все шансы стать ещё лучше.
   
   Да и ещё возражу Пиитуху: "под мышкой" всё-тки пишется раздельно - я када-та это специально выяснял... :)
   
   Искренне,
   Хэ-ник.
 
Пиитух[ 19.01.2007 ]
   У человеческого тела нет такой части "мышка" - есть "подмышка". Прочее - от лукавого.
Николай Хлебников (X-nick)[ 19.01.2007 ]
   Именно так я и думал, Кирилл, - потому и выяснял.
   Если сказать "Он держал градусник под подмышечной впадиной..." - это будет верно.
   Но: "Он держал градусник под подмышкой..." - то уже неверно, верно будет "...под мышкой..."
   Меня самого это удивило, но тем не менее это так.
   Чесслово!
   :)
Валентин Алексеев[ 19.01.2007 ]
   Мне эта Ваша вещь кажется очень сильной.
   Единственно, почему-то не покидает ощущение, что по мере развертывания полотна художественная сила персонажей, их "выпуклость" убывает. Это так и было задумано: ретроспектива - усиление качеств, перспектива - их ослабление с намеком на настоящее?
   С уважением,
 
Михаил Козловский[ 20.01.2007 ]
   Спасибо, Валентин, но я не знаю, что вам ответить. По крайней мере, для меня последий монолог - Иисуса - пронизан глубокой искренней болью. Но со стороны, наверное, виднее... Может быть, у Антония накапливается усталость от всех этих видений?!
Валентин Алексеев[ 20.01.2007 ]
   Я, похоже, не совсем точно выразился. Я имел в виду, что не художественное исполнение, воплощение персонажей убывает, а качества, ими воплощаемые, мельчают. Согласен, что монолог Иисуса Назаретянина снова поднимается до надчеловеческой проблематики, но если в начале идет речь о спасении Человека, по образу и подобию божьему созданного, затем о спасении всего Человечества, то в середине видений речь идет о чем-то, касающемся только отдельного индивида... Вы увидели здесь, на мой взгляд, неизбежную перспективу социального существования человечества, и в этом - правда Вашего произведения, как его понял. Вот об этом и пытался спросить. Еще раз повторю, я не считаю Ваше произведение технически слабым, и не говорил о том, что уровень исполнения где-то сильно снижается.
   С уважением,
Михаил Козловский[ 21.01.2007 ]
   Мне трудно что-то вам ответить, Валентин. Мне кажется, вы находитесь внутри православной парадигмы и ищете масштабных общечеловеческих решений, в то время как я [здесь] позиционируюсь ближе к протестантизму, когда каждый выясняет свои отношения со Всевышним в одиночку и без посредников. Но, черт возьми, приятно, что моя поэма нашла, наконец, своего читателя и вызвала такое обсуждение! Еще раз спасибо вам за интересный и нетривиальный комментарий.
Валентин Алексеев[ 21.01.2007 ]
   Вполне возможно, Вы правы насчет православной парадигмы. Мне стоит над этим задуматься, хотя, конечно, и протестантская, и католическая этики мне знакомы. Спасибо за ответ.
   С уважением,
Люче (Людмила Чеботарёва)[ 23.01.2007 ]
   Здравствуйте, Михаил!
   Очень внимательно прочитала Вашу поэму и все рецензии и Ваши ответные реплики, посмотрела видеоряд. В принципе, мне после Марины, Кирилла, Николая добавить нечего, а поэтому я сделаю лишь то, что могу сейчас: от души поблагодарю Вас за эту поэму. Она безусловно состоялась. Любые доработки - это дело времени, а поэма, вызывающая желание восхищаться и критиковать, спорить и соглашаться, есть уже сейчас.
   
   Спасибо Вам!
   
   С теплом,
   Люда
 
Михаил Козловский[ 23.01.2007 ]
   Добрый день, Люда! Высокая оценка особенно приятна из уст такого Мастера, как вы. Спасибо вам, и всего самого доброго - по всем азимутам.
   Михаил.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта