Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Наш дом - Что хочет автор. Конкурс для Друзей портала

Все произведения

Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Михаил Лезинский
Объем: 15861 [ символов ]
ПУСТЬ НАМ СВЕТЯТ ОГНИ МАЯКОВ... Из книги "ПРИЧАСТНЫЕ ЛИЧНО" , 1980 год .
Во время своих многочисленных командировок или путешествий по Крымскому побережью я видел множество маяков , но подходить к ним близко не приходилось.
Бывший штурман, а сейчас профессиональный поэт Алексей Озеров однажды преподал мне урок, когда я на его судне входил в Севастополь. Корабль ориентировался по инкерманским маякам:
— Смотри прямо по курсу! Видишь два маячных
цвета: белый и красный? Если наш корабль окажется
на одной линии с этими огнями — в створе ,— значит,
курс выбран правильный и нам ничто не угрожает ,— и ,
вздохнув, добавил: — Должно быть, сильные люди
живут на маяках! Сильные. Все собираюсь пойти к ним и низко поклониться, да никак не соберусь. Вот только написал:
 
Под хлопком белых облаков
Я много видел маяков:
То низких, то высоких,
То близких, то далеких;
Их узнавал наверняка
При возвращенья в базу,
Но тех, кто там — на маяках,—
Не видел я ни разу. А жаль...
Они меня вели
В синеющие дали,
И, словно весточки с земли,
Мне вспышки посылали,
Для них маяк —
И пост, н дом,
А для меня — светило.
Я с ними лично не знаком,
Но море yас сдружило.
 
И дал я себе слово обязательно побывать хоть на одном из маяков. Обязательно!
Перед походом на Херсонесский маяк меня напутствовали:
— Познакомишься там с Андреем Ильичей Дударем. Дударь — это легенда!
Дед Андрея Дударя защищал Севастополь в 1854 — 1855 годах. Отец — служитель Херсонесского
маяка. В 1920 году его сменил сын Андрей.
Пятьдесят три бессменных года проработал он на маяке и всю двухсотпятидесятидневную оборону города-героя Севастополя возглавлял маячный коллектив.
Война! На крошечный участок земли сыпались бомбы и снаряды, фашисты расстреливали маяк в упор. Разрушили башню — маяк продолжал светить: кочевал огонь по маленькому участку земли, установленный на временных сооружениях. И лишь только тогда, когда на мыс Херсонес вступили немцы и над маяком зажегся свет тревожных зеленых ракет, все поняли — маяк погас.
 
... Я пришел к Херсонесскому маяку под вечер. Путь к нему нелегкий и неблизкий. Некоторые спрашивают:
«А разве это не рядом с Херсонесом —знаменитым городом древних?» Нет, не рядом — Херсонесский музей древнего города очутился сейчас чуть ли не в центре Севастополя, а мыс Херсонес — это верных полтора десятка километров от города. И то — по прямой. А если добираться до него извилистыми туристскими тропами, огибать бухты, врезающиеся далеко в сушу, уйдет целый день... Но, как бы там ни было, к вечеру я добрался до Херсонесского маяка.
Алексей Озеров говорил, что на маяках работают сильные люди — это так, но я бы еще добавил: добрые. Только по-настоящему добрые люди рады незнакомому человеку.
- Хотите узнать, как мы живем на этом клочке земли? — Николай Григорьевич Богославец делает широкий жест рукой.— Знакомьтесь, смотрите, задавайте вопросы.
Но, прежде чем познакомиться с работой маяка, я хотел увидеть Андрея Ильича Дударя. У Богославца погасли веселые искры в глазах. Произнес тихо:
— Недавно схоронили нашего старейшину...-
Вот когда с особой остротой я понял, что люди невечны, и никогда не надо откладывать встреч. Но судьба Дударя вписана золотыми буквами в судьбу Херсонесского маяка, судьба Дударя у всех на памяти, и мне рассказали о нем...
С высоты маяка весь мыс как на ладони: выжжен¬ная степь в береговых изломах и кое-где чахлые кустарники. В годы войны здесь находился херсонесский аэродром. Немцы атаковали его с воздуха, обстреливали из орудий и, когда казалось, что с этой, перепаханной снарядами земли не способен подняться не то что самолет, но даже птица взлететь, самолеты поднимались в воздух и давали фашистам бой в воздухе.
 
Герой Советского Союза Михаил Авдеев вспоминает:
«Да, немного осталось нас, поднявшихся с мыса Херсонес! Многих оставили там, в рыжей от крови, изрытой металлом земле...»
 
А по расчетам немецкого командования, с этой изуродованной земли ни один самолет взлететь не мог. Невозможно! А раз невозможно, то значит, был подземный аэродром! Вот только где он находится?..
 
Их взяли в плен прямо на территории маяка: Андрея Дударя, Прасковью Горошко и ее мужа, офицера особого отдела Павла Силаева.
Первым допрашивали Дударя:
— В последний раз спрашиваю: где находится подземный аэродром?
Дударь отвечал односложно:
— Не знаю, не знаю, не знаю.
Он действительно не знал, был ли подземный аэродром. А подземного аэродрома и в помине никогда не было. Но немец не верил —должен быть!.. Избитого Дударя выбросили за дверь.
Затем привели на допрос Павла Силаева и его жену, маячницу Пашу Горошко...
Никто теперь никогда не узнает, какие вопросы задавал немецкий офицер, и успел ли он их вообще задать? Знали только, что у Павла Силаева была припрятана граната...
Взрыв!.. И о том времени нам сейчас напоминает памятник-обелиск Павлу Силаеву в Казачьей бухте да рассказы благодарных потомков.
Кровью настоящих людей политы каменистые земли мыса Херсонес .
 
Нынешние маячники — достойные преемники отцов и дедов. Вот несколько эпизодов из нелегкой жизни смотрителей маяка...
На вахте — Иван Иванович Василенко. Он первым и заметил, что к херсонесскому берегу, прямо на скалы, выносит два судна. Аварийный сигнал — и вся маячная команда на ногах. Ясно было одно — первую помощь могут оказать только они. Только не ясно, какую и что это за корабли?
Да и сейчас, через много времени , мне не смогли сказать, что это за суда и как их вынесло на скалы?
— Знаете,— говорил Николай Григорьевич Богославец, — тогда не до вопросов было, а потом... Потом для нас этот случай отошел в прошлое и неудобно было ходить и узнавать.
 
Тут я хочу привести подробности, которые не были известны маячникам.
Я рассуждал так: корабли — не иголка в стоге сена, если они потерпели аварию, то это должно найти отражение в документах. А документы должны находиться в архиве Севастопольского рыбного порта. А я долгие годы работал в этом порту, и для меня не составляет труда зайти в архив.
Так и поступил: документы нашлись. Вот выписки из них:
 
«...установлено, что 15 марта 19.. года в 18.00 СРТ «Гонец» при постановке донного трала в районе мыса Тарханкут намотал на винт крыло трала. Неоднократные попытки освободить винт от трала своими силами не дали результатов...
17 марта в 7 час. 40 мин. СРТ «Контакт» подошел к аварийному СРТ «Гонец», принял буксир в широте 45°24'6 и долготе
32°19'3 восточная начал буксировку СРТ «Гонец» в порт Севастополь.
В 10 часов 17 марта погода резко ухудшилась, усилился ветер до 8—9 баллов, а к вечеру до 10— 11 баллов, море 7 баллов, начались снежные заряды, скорость буксировки удала до 1,5 узла.
18 час. 30 мин. капитан СРТ «Контакт» вызвал по радио буксир из бухты Камышовая. В 18 час. 45 мин. дежурный капитан
портнадзора Сев. моррыбпорта т. Чуланов В. Ф. дал распоряжение
капитану МБ «Дунай» Попандопуло П. Г. выйти в море и следо.вать на помощь СРТ «Гонец...»
В 19 час. 32 мин. МБ «Дунай» вышел из бухты Камышовая, в 22 час. 20 мин. буксир подошел к СРТ «Гонец» и после приемки буксирного троса в 23 часа 10 мин. начал буксировку...
Из-за сильных снежных зарядов место судна во время буксировки определить не смогли, радиопеленгатор работал ненадежно, плавание осуществлялось по карте крупного масштаба...
В 00 час. 55 мни. справа обнаружили берег, в этот же момент МБ «Дунай», а вслед за ним СРТ «Гонец» сели па грунт в районе мыса Херсонес... После посадки на мель МБ «Дунай» сообщил по радио в портнадзор Севастопольского моррыбпорта о случившемся...»
 
В эту-то минуту и подоспела помощь. Опыта спасения людей с кораблей у смотрителей не было. Знали они только одно: там люди и спасать их нужно немедленно!
Выход был найден. Простой. И поэтому талантливый: на СРТ «Гонец» был заброшен тросик и этим малым тросиком был подтянут канат солидного диаметра и прикреплен на самой высокой точке судна. Второй конец прикрепили к вездеходу (вездеход прибыл почти одновременно с маячниками ) , и по натянутому тросу люди съезжали на берег. Прямо в объятия спасателей.
Все это вроде бы легко получилось в описании. Но на самом деле... Был ветер, да такой, что валил с ног , и стояла сплошная темнота. Лишь трос освещался фарами вездехода.
Спасенных распределили по квартирам тут же на маячном пятачке. В каждой комнате находилось столько человек, сколько позволял метраж. И спасенных, продрогших от холода, выкупанных в ледяной купели, отпаивали чаем с малиновым вареньем, оттирали спиртом.
Штормовое море — не редкость. Особенно в зимнюю пору года. Выдался такой год, когда телеграф, радио, печать приносили сведения о сюрпризах погоды. Из строя выходили линии электропередач, останавливались
поезда, не в силах преодолеть снежные заносы, гибли вековые деревья...
В печати не упоминался Херсонесскии маяк, но именно здесь огромные волны хлынули на берег, и вода, злая, кипящая в своем неистовстве, выбрасывала камни, уничтожая на своем пути все легкие пристройки, выворачивала с корнем деревья, вела наступление на диспетчер¬ский пункт —сердце маяка.
Люди приняли «бой». Детей «эвакуировали» на верхние этажи — первые затопило. Работали, если можно эту чрезмерную нервную и физическую нагрузку назвать обыденным словом «работа», по грудь в воде: надо было закрыть доступ воды к дизельной, не дать добраться до сложных приборов — маяк должен светить в любую погоду, а в такую — особенно!
И — защитили!
После этого штурма вся территория была, как после нашествия хана Батыя на Русь. Зелень полностью уничтожена, загородок и скамеек как будто вообще не существовало. А там, где раньше лежал асфальт,—полуметровый слой земли, придавленный валунами, которые сдвинуть с места мог только экскаватор. И давно обжитую местность пришлось обживать заново. А это тоже нелегко. Обычные деревья здесь не приживаются: год — и корни доходят до соленой воды. Как же жить на открытой каменистой земле без тени летом, когда солнце печет нещадно и спрятаться от него некуда?
Но деревья на маяке растут: особая морская порода тополей, миндаля... Саженцы привозят из многих прибрежных районов Крыма. Когда-то это были обыкновенные «пресные» деревья, но за много лет сама природа произвела естественный отбор. Нынешние деревья — это подарок евпаторийских собратьев.
...Теперь я «болен» маяками: побывал на Херсоиеском, и вновь манит дорога. Отгулы получить очень трудно. А что если туда и обратно? Кто сказал, что путешествовать можно только в воскресные дни?
У моего товарища по смене Виталия Глухова собственная машина. Рассказываю ему о Херсонесском маяке, о замечательных людях.
До мыса Сарыч сейчас ехать любо-дорого: с вводом новой трассы Ялта—Севастополь исчезли бесконечные дорожные петли и всевозможные «тещины языки». Вот бы еще светло было, чтобы по сторонам поглазеть! Но пока мы собирались, стемнело. Зато Сарычский маяк
был виден далеко на подходе — три секунды белого света, три секунды паузы.
Встретил нас начальник маяка, он же сам себе и подчиненный, Михаил Петрович Макух — в кителе и форменной фуражке, похожий на морского волка из старых романов. На цепочке он вел собаку. Рыжую. Но в темноте она казалась черной. Собака грузно положила свои лапы мне на грудь.
— Балуется пес,— сказал Макух,— тоже скучает без людей. Осенью сюда мало людей ходит, зато летом весело. Да вы не бойтесь — собака не укусит...
Мыс Сарыч — самая южная точка Крымского полуострова. Южная-то она южная, но только встретил нас пронизывающий холодный ветер, и наши нейлоновые курточки сразу же оказались не такими уж теплыми, какими их представила реклама.
На ровной площадке, со всех сторон подпираемой валунами,— чугунная тумба маяка и рядом на брусе тридцатишестипудовый колокол, отлитый еще в 1864 году.
Сейчас, конечно, колокол только реликвия — память о прошедших годах. Но когда-то и он «работал». Михаил Петрович дернул язык колокола — и над морем по¬вис раскатистый звук, сигнал предупреждения.
С ударов именно этого колокола молодожены Михаил и Вера Макух в 1929 году начали свою жизнь на маяке Сарыч. Кроме них—никого, и они попеременно несли вахту — дергали за колокольный язык, а сверяли удары точно по хронометру — тяжкий изнурительный труд.
Маяку Сарыч скоро сто лет. Он был частной собст¬венностью Натальи Карловны Прикот.-Не из-за любви к ближнему воздвигла маяк помещица. И меньше всего ее интересовали суда, гибнущие у этого скалистого, обдуваемого всеми ветрами, мыса. Она взимала дань с судоходных компаний... Прибылььое было дело: деньги на бочку — даю свет, нет денег — разбивайся о скалы. Характер у Прикот был крутой.
Лишь в 1912 году маяк перешел в военное ведомство. У Михаила Петровича хранится этот документ: «План земельного участка, отчуждаемого из владений госпожи Прикот под Сарычский маяк».
В углу плана — приписка: «Работы производил штурманский офицер транспорта «Ингул» подпоручик Морозов. От 3.9.1912 года».
Этот документ всю войну хранился в противогазовой сумке матроса-гидрографа Михаила Петровича Макуха.
Судьбы смотрителей маяков при всей их непохожести в чем-то сходятся. Вот Николай Григорьевич Богославец с Херсонесского маяка... В войну был солдатом-гидрографом. Высаживался с десантом в Керчи и Феодосии... Михаил Петрович Макух — матрос гидрографической службы. Ходил в Керченский и Новороссийский десанты.
Но это только так говорится «с десантом»: солдаты и матросы гидрографической службы высаживались впереди десанта. Первыми.
Обязанность военных гидрографов «давать свет». И чтоб на этот свет шли корабли с морской пехотой.
Надо ли говорить, как немцы охотились за гидрографами! И если обнаруживали у себя на берегу сигнальные огни, били по ним изо всех орудий. Гидрографы высаживались первыми и первыми погибали.
Но и это было не самое трудное в их военной службе. Самое трудное — это ложный десант. Когда знаешь: сигнальные огни предназначены для фашистов. Тут приходилось маскироваться так, чтобы фашисты «случайно» могли их обнаружить. И чем быстрее, тем лучше для общего дела. Думать о сохранении собственной жизни не приходилось...
Вот такая общая часть биографии у двух служителей крымских маяков.
...Безлюдно в осеннюю и зимнюю пору на Сарычском маяке. Но зато летом любителей подергать колокол за язык предостаточно. Да и рыбка в этих местах клюет превосходно.
— Расскажу я вам один случай,—улыбается Макух. — Историю одного знакомства. Это было летом 1961 года. Увидел я напротив маяка лодку. Вгляделся — рыбак мне не знаком. Сидит он этак бочком и леску распутывает. Подхожу к воде и требую причалить к берегу! Причаливает. Требую документы! Рыбак не возражает, лезет в карман за документами, а сам улыбается... Хорошо так улыбается. Он еще и документ не успел предъявить, а я его узнал. Батюшки, да это же сам Гагарин! Улыбку эту я по газетам знаю. Спрашиваю, не глядя в удостоверение: «Юрий Алексеевич?» Отвечает: «Он самый». «Что ж ты,— говорю,— Юрий Алексеевич, леску не тем концом держишь?.. А на крючки твои только булыжники ловить можно». Просит: «Научите, век не забуду...»
И стал я посвящать Юрия Алексеевича в секреты местных рыбаков: удочку ему наладил, как подобает, перья цесаркины к крючкам привязал — скумбрия на эту наживку как зверь берет... За одно утро мы с ним несколько ведер наловили. Потом улов коптили вместе... Подружились мы: он потом еще ко мне приезжал. Приветы от него привозили. И Попович привозил, и Николаев,..
В глазах Михаила Петровича грусть — воспоминания расстроили его.
- Вот посмотрите,— Макух протягивает мне фотографию. — Узнаете?
Как было не узнать эту дорогую для всех улыбку?! Гагарин. А рядом с ним в форменном кителе и в неиз¬менной форменной фуражке с крабом — Макух...
На пенсии сейчас старый смотритель — живая история Сарычского маяка.
Нет в живых Николая Григорьевича Богославца — война догнала его через много лет после Победы. Похо¬ронили его на центральном севастопольском кладбище, и на его могиле благодарные друзья установили памятник— уменьшенную копию Херсонесского маяка.
Copyright: Михаил Лезинский,
Свидетельство о публикации №108401
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ:

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта