Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Артем Невеселов
Объем: 5446 [ символов ]
С.Волков. Шостакович и Сталин-рецензия
Solomon Volkov. Shostakovich and Stalin. Alfred A. Knopf, New York. 2004.
 
С.Волков. Шостакович и Сталин: художник и царь. ЭКСМО. 2004.
 
С.Волков- известный культуролог и музыковед, последние четверть века живущий в США. Он- автор нескольких книг, наиболее известной из которых является изданная в 1979 г. Testimony: The Memoirs of Dmitri Shostakovich (“Свидетельство: Мемуары Дмитрия Шостаковича”). Споры вокруг книги, точнее, об аутентичности мемуаров композитора, не утихают до сих пор, однако, несмотря на это, никто из пишущих о Шостаковиче не может обойти ее молчанием и не дать ей ту или иную оценку.
Рецензируемая новая книга С.Волкова вышла сначала на английском языке и в том же году-на русском. Автор указывает, что его задачей было представить впервые историю отношений Шостаковича и Сталина на широком историко-культурном фоне. В действительности получилось так, что фон поглотил главных героев-в книге приводится обильная информация о Прокофьеве, Соллертинском, Эйзенштейне, Мейерхольде, Мандельштаме, Зощенко, Пастернаке, Ахматовой, Платонове, Булгакове, Пильняке, Замятине, Горьком и сонме других деятелей советской культуры, и гораздо меньше сведений (особенно новых) о взаимоотношениях Шостаковича и Сталина.
Автор выдвигает две концепции этих отношений. Перавя- это историческая параллель между Пушкиным-Николаем I и Шостаковичем-Сталиным, и вторая- Шостакович в жизни и творчестве носил три маски, играл три роли: Юродивого, Летописца и Самозванца (здесь С.Волков апеллирует скорее к опере “Борис Годунов” Мусоргского, чем к одноименной драме Пушкина).
Первая концепция,будучи оригинальной и интересной, не кажется, однако, достаточно убедительной- уж слишком велики культурные, социальные и психологические различия между Николаем I и Сталиным, с одной стороны, и Пушкиным и Шостаковичем-с другой. Трудно найти что-то общее между помазанником Божьим, российским императором и сыном пьяницы-сапожника, бывшим семинаристом, мастером закулисных партийных и политических интриг, ставшим всесильным диктатором России. Несоизмеримы и риск, связанный со стремлением к творческой независимости, которому подвергались поэт и композитор.
Пытаясь обосновать вторую концепцию (Шостакович в роли Юродивого, Летописца и Самозванца), С.Волков прибегает к высшей степени спорному приему- программному истолкованию непрограммной музыки Шостаковича, к нахождению в ней скрытых музыкальных и текстовых аллюзий и цитат, которые раскрывают истинные намерения композитора. Приведу лишь один пример. Анализируя финал Пятой симфонии композитора (1937 г.), С.Волков указывает на то, что музыковеды обнаружили в нем завуалированные цитаты из “Фантастической симфонии” Берлиоза, “Тиля Уленшпигеля” Р.Штрауса и сходство с темой из романса самого композитора “Макферсон перед казнью” на слова Р.Бернса (из цикла 6 романсов на слова У.Ралея, Р.Бернса и В.Шекспира, соч. 62, 1942 г.). Все эти цитаты и сходства связаны с темой казни. Отсюда С.Волков делает вывод, что финал симфонии- это не победное шествие масс, не всенародное ликование, а процессия обреченных,следующих к месту казни. Имел ли именно это в виду Шостакович-остается на совести С.Волкова. Примеров такого программного (и явно политизированного) истолкования музыки Шостаковича в книге достаточно много, и почти все они субъективны и спорны.
Несколько слов об одном из главных героев книги-Сталине. По словам автора, он стремился не облагородить, а дать более объективный, сбалансированный образ диктатора в специфической области его влияния на развитие советской культуры и отношения к ее различным представителям. По моему, С.Волков достигает несколько иного результата. Хотя Сталин и был закоренелым злодеем, однако ни он сам, ни многие представители раболепствовавшего перед ним музыкального эстаблишмента не были наивными глупцами. Остается только недоумевать, каким образом ни один из политических намеков, содержавшихся в музыке Шостаковича, никогда не был не только обнаружен, но даже заподозрен ни самим Сталиным (ладно, он не был музыковедом), но даже никем из лакействававших перед властью музыкантов ( а среди них были и сильные профессионалы). По С.Волкову получается, что все они оказались профанами и глупцами, которых Шостакович безнаказанно водил за нос в течение многих лет. Более того, не ведавший ни о чем диктатор наградил своего Юродивого, творчество которого было скрытым вызовом его режиму, многочисленными премиями своего имени, машиной, дачей и многими другими номенклатурными благами. По моему, в данной ситуации и в контексте предложенной С.Волковым концепции образ диктатора скорее оглуплен и упрощен, чем сбалансирован.
Оценивая книгу в целом, следует отметить, что С.Волков проделал большую работу по сбору и систематизации материалов по истории советской культуры в годы правления Сталина (список использованных источников составляет почти 15 стр.,столько же страниц занимает указатель имен и произведений). Книга содержит много интересных фактов и наблюдений; автор выдвигает оригинальные, но в высшей степени субъективные концепции отношений Шостаковича и Сталина. Нужна ли вообще такая книга? Безусловно, особенно для мало искушенной в предмете западной аудитории и молодого поколения русскоязычных читателей. Для тех и других она послужит своеобразным введением в историю культуры сталинского времени. Прибавит ли эта работа многое к нашим знаниям о Шостаковиче-человеке и пониманию его творчества- в этом я не уверен.
Copyright: Артем Невеселов, 2006
Свидетельство о публикации №102478
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 26.08.2006 02:54

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта