Произведение |
|
Объем: 5248 [ символов ]
|
|
|
|
Аллитерация, что это - али литерация, али не литерация? (Игорь Царев) |
Ну вот, дорогие ученики. Мой отпуск закончился, занятия Мастер-класса продолжаются. Постарайтесь предупредить однокашников, что пора вернуться за парты. В ближайшие дни я рассмотрю ваши домашние задания по идеальным панторифмам. А пока продолжим. По сути, панторифмы, когда слова в одной строке рифмуются со словами другой строки, можно считать разновидностью более общего понятия звукописи - так называемой аллитерации (сей термин обозначает звуковые повторы одинаковых или похожих звуков). Попробую показать это на примере. Сразу вспоминается песенка на стихи М.Светлова, которую я когда-то слышал в исполнении Сергея Никитина. Вот она: Каждый день и каждый час Трепещите, бойтесь нас: Ведьмы мы, ведь мы - Ведьмы! Нас боится вся страна От мышонка до слона: Ведьмы мы, ведь мы - Ведьмы! Укусить мы можем так, Как две тысячи собак: Ведьмы мы, ведь мы - Ведьмы! Чтоб не грянула беда, Избегайте нас всегда: Ведьмы мы, ведь мы - Ведьмы! Пятью пять - не двадцать пять, - Вот как учим мы считать. Ведьмы мы, ведь мы - Ведьмы! Счет у нас особый есть: Шестью шесть - сто двадцать шесть! Ведьмы мы, ведь мы - Ведьмы! Как печально, черт возьми, Что мы не были детьми: Ведьмы мы, ведь мы - Ведьмы! Люди борются со злом, Победят - и мы умрем: Ведьмы мы, ведь мы - Ведьмы! Обратите внимание на припев - Ведьмы мы, ведь мы – ведьмы! В этих строках, как вы уже можете судить, содержится идеальная панторифма. Но это не только игра ритмом и смыслом, но и игра звуком, звуковые повторы. Еще древние люди заметили, что звуковые повторы обладают гипнотическим (магическим) воздействием на человека. Этот эффект нашел применение в медитативных практиках, молитвах… и стихах. Вот пушкинская строка «как лань лесная, боязлива…». Гениально! Как играют, как завораживают эти «ла-ле-ли» (как ЛАнь ЛЕсная боязЛИва) А вот Евтушенко: «В вагоне шаркают и шамкают и шумно просят к шалашу, слегка пошатывает шахматы, а я тихонечко пишу». Этот повторяющийся звук ш-ш-ш проходящий через строки, придает им особый эмоциональный настрой. Кстати, народные присказки и поговорки очень часто используют прием аллитерации. Например: «Тише едешь – дальше будешь». Или скороговорки «На дворе трава, на траве дрова», «Шла Саша по шоссе»… Все это не случайно. Эти ритмичные звуковые повторы особым образом воздействуют на ритмы мозга, заставляя его легче воспринимать и запоминать текст. Звуковые повторы в поэтических строках (согласно принятым классификациям) делятся на аллитерации (повторы согласных) и ассонансы (повторы гласных). Как правило, при разборе игры звуков принято говорить только об аллитерации, как фонетической единице, обладающей большей информативностью. В свою очередь аллитерации делятся на подклассы: анафора - повторение начальных звуков эпифора - повтор конечных звуков зевгма (стык) - повтор конечного звука одного слова и начального звука следующего рондо (кольцо) - повторение начального звука одного слова и конечного звука другого. Примеры по стиху Тютчева «День и ночь» : анафора - «НО меркнет день, НАстала ночь» эпифора «Над этой безднОЙ безымяннОЙ» зевгма - «И бездНА НАм обнажена рондо - «Вот отчего НАм ночь страшНА». Гармония этих строк на самом деле содержит сразу несколько подклассов аллитараций. Но это уже не так важно для понимания. А еще есть такие понятия в аллитерации, как пролепс, когда один звук из сложной (комплексной) аллитерации встречается раньше (суммирующее разложение); силлепс, когда такой звук встречается позже (детализирующее разложение); интеркаляция, редкий случай, когда такой звук стоит между двумя повторяющимися комплексами звуков (амфибрахическое), и т. п. А еще есть тоталитет, когда одно слово объединяет в себе звуки, в других словах или в другом слове стоящие разрозненно. Все это я сейчас перечисляю вовсе не для того, чтобы вы запоминали эти термины (Боже вас упаси!), а только чтобы показать вам, дорогие ученики, что хотя ваш Мастер и не кончал Крыжопольского литературно-музыкального техникума, но тоже не лыком шит (и не «Шиком» брит) – знает, что такое синекдоха, и что Пастернак иногда пишется с большой буквы, потому что это не только овощ, но и тот еще фрукт. И, пока я буду изучать ваши идеальные панторифмы, прошу в качестве задания сочинить несколько четверостиший, построенных на приеме аллитерации. В качестве разгона приведу одно из своих давних «тренировочных» текстов, где я постигал этот прием: В желтом свете жирандоля, В желатиновом подвале Мухи жалобно жужжали: «Ах, как жутко жить на свете! Жмут к земле паучьи сети, Ждет безжалостное жало… Для чего даны нам крылья? В чем высокий смысл жизни? А вот уже более «взрослые» строки: По звездам, по венозной гжели, По выражению лица, Ах, ворожеи, неужели Вы не предвидели конца?.. Срок выполнения задания (к следующему понедельнику) И, просьба, всем собраться. В эти дни вернется Валентин Алексеев и продолжит начатый им семинар. И Надежда Шляхова тоже продолжит занятия. Словом, жизнь продолжается! Игорь Царев. |
|
|
Copyright: Игорь Царев,
Свидетельство о публикации №100013 ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Спасибо, Андрей! Прочитала, законспектировала. Толком не поняла, но что-то почувствовала. Что? Пока не знаю. Но вот, навеяло под впечатлением лекции. То ли? В мажоре: Разве может взрослый злиться, Ребятишек видя лица, Что кружат на карусели Вихрем резвым, как метели? И в миноре: Жила я снами. С нами фальши Ночь. Гоню подальше Фальш и грёзы Прочь. От розы вялой И в морозы Тень. Раз тень упала От растенья — День! | | Ой, извините, Игорёк! Ошибка: не Андрей, а Игорь. И о чём только думала? Какой Андрей, сама не знаю. Прошу прощения. А почему здесь нет возможности редактировать свой текст? | | Валентина, думаю вы все правильно поняли. В "мажорном" примере красиво играет буква "Р". Но попрообуйте еще, и если вспомнится, приведите здесь примеры из класиков. |
|
| | Ну, этот прием я, кажется, знал :))) На ходу: Перелески под прессом приземистых туч, Перелетные птицы пронзительно стонут, Прорезая пространства. И тих, и тягуч Упоительный воздух закатной агонии. Вообще, легче всего мне даётся на "тпрррру" :))) Вот отрывок из старых: Все лишь бредни, я не прЕдал, А придумал и продал, Проходи, не стой в передней, Я не пламя, я устал. Отрывок из относительно новых: Взглянув на сотни жарких жал, Одетых ломаными грешниками, Другой бы дрогнул и кричал: - Отсель не буду жить по прежнему! Не буду больше мяться там, Где мненья мнут по месту бестиями! Отныне всем клянусь чертям Молиться Богу а не Векселю! У меня вопрос: это так просто и иногда мимо воли выходит, что я сомневаюсь, можно ли это считать достоинством стиха. Очень трудно написать что-то как раз без аллитераций, мне кажется. А совпадения слогов на стыке или начальной и конечной букв я обычно считал недостатком. (трудно читать, трудно разделить на слух начало и конец слова) Хотя, созвучия на-на, или ля-ля мне обычно нравились. (Напевностью :) ) А еще меня поражает "Незнакомка" Блока: ...И МЕдленно пройдя МЕж пьяныМИ (Всегда без спутников, одна), ДышА духАМИ И тумАнАМИ, ОНА садится у ОкНА. И ВЕют дрЕВниМИ поВЕрьяМИ Ее упругие шелка... Причем тут самое интересное не в насыщенности аллитерациями, а в их благозвучности. И еще ударения как падают. Я как-то часа два этот стих просто бормотал вслух и балдел от звука))) (Впрочем, его заслуженно знают все.) Заметьте, я не знаю, как бы это можно было спеть, это звучит просто при произнесении! без музыки, которая ему даже лишняя. Вот что значит... | | Сергей, все правильно. Насыщенность аллитерациями может только перегрузить текст. Усложнить восприятие. Музыка текста должна быть естественной, не перегруженной. И рождается это, как правило, непроизвольно. Но можно взять любой уже готовый текст и глядя на него с точки зрения использования аллитераций заменить некоторые слова без ущерба для смысла, но улучшаниющие звучание Спасибо за оперативный отклик и досрочное выполнение задания. Аллитерация присутствует :) А "Незнакомка" Блока - вещь действительно очень мызыкальная с точки зрения гармонии звучания слова. Хорший пример! |
|
| | а можно мне для начала давешний? очень хочется услышать что скажете потому что)... На вершине Улетающим ля-бемоль льется, длится мое мгновенье. Боль со мной, вот и в рифме боль, но достойна она забвенья, коль подарен мне все же был миг, овеянный ветром вольным! ...ля-бемольная пара крыл, и полет еще не исполнен... | | О, а можно, еще спрошу: а вот это куда можно отнести, это тоже аллитерация? (тоже старенькое:) но так интересно, что не удерживаюсь...ладно?:) "Стоп" (по поводу поэтических споров) Сник Солнца Свет. Стонем Сто лет! Слова Стерлись. Стихнуть Спору Скоро ли? Сократ Стократ Сокрыт... Стоп. Хва- тит! Пойду. Пушкина почитаю... :) | | А можно к Вам в гости? Из класса критики? Первое. Рифма, имхо, упорядоченная аллитерация? В таком случае: чем внутренняя рифма отличается от аллитерации, если она "ритмически упорядочена"? Второе. Я фанат фонетики, поэтому уже задавался вопросом о том, в каком случае стык "одинаковых" согласных звучит гармонично, а когда - диссонансом. Обратите внимание, что скороговорки как раз представляют пример НЕУДАЧНЫХ, ТРУДНОПРОИЗНОСИМЫХ стыков: каРЛуКЛаРыуКРаЛКоРаЛЛы или БыКТупогуБТуПогубенький бычок От топота копЫТ ПЫ Ль по поЛЮ ЛЕтит. Тексты построены на трудных слого- и словосочетаниях, часто скверно звучащих. Употребление таких сочетаний в литературной речи скорее исключение, "улыбка гениев". Но если с зияниями гласных: "мОЯ ОнА. ЕЁ ОвальнА Алость"))) всё ясно и это в 99,9% случаев диссонанс, то "встреча" согласных может быть гармонична. Вопрос. Существуют ли правила поэтической аллитерации или всё построено на горбе "сына трудных ошибок"? Ведь, собственно, легко вывести эти правила. Например, стык двух звонких при равной мягкости - труднопроизносимо: "боГ ВБроД Думал летать" Также плохо - встреча равных по мягкости глухих: "летать теперь - рисковать телом" Но то же в чередовании звучит гораздо лучше: "хотел летать, тать" Переход с мягкого на твёрдый часто труднопроизносим, с твёрдого на мягкий - гораздо комфортнее. Сонорные прекрасно звучат чередованием, но на стыке дают неудобоваримое мычание: сом мал. сонм мил... В общем, море экспериментов. Проводил ли их кто-то после Маяковского? Третье. Чередование ОДНОГО звука (слога) заметнее и резче, но эффект от перекрёстных аритмичных (между собой) аллитераций выше. Бей, баран, в барабан Бим-бом, бам-бам... Достаточно простое двойное чередование звонкой и сонорных с повтором мягкого Б' в начале строк. Другое дело, к примеру: Перед воротами Эдема Две розы пышно расцвели, Но роза — страстности эмблема, А страстность — детище земли. Одна так нежно розовеет, Как дева, милым смущена, Другая, пурпурная, рдеет, Огнем любви обожжена. А обе на Пороге Знанья... Ужель Всевышний так судил И тайну страстного сгоранья К небесным тайнам приобщил?! Собственно, чтобы распутать этот клубок аллитераций, перетекающих одна в другую, проходящих сквозь строки, нужно потратить немало времени. Только чередование "оро", "обо" и "ра" - музыка. А игра с сонорным "эм"? Вопрос тот же - кто-то рассматривал научно игру различных слогосочетаний, кроме маяковского бессмысленного примера с "др"? С уважением, ДА! Раз уж зашёл - выполню задание. Одно - отрывок из написанного давно: Даром былое будим, даром ударам молний дарим права пророка. Полно! Да мы и есть ли? Наше незряче око, песни безмолвны. Если нам суждено растаять, стать перегноем вязким, словом простым врастая в были, былины, сказки... А если экспромт... Вслед просу воробьиных стай, с небес оброненных случайно, дождь собирается листать кленовых книг резные тайны. Траву ветра не ворошат, с утра туман не остановят, но алые леса дрожат, дрожат в осиновом ознобе... Не знаю, много ли нааллитерировал, но старался... С уважением, Дмитрий | | Я постарался ответить вам в общей ленте откликов |
|
| | Это не старое, а в прямом виде - задание. А темы такие... Взял первую пришедшую в голову строчку с аллитерацией, а потом уже накручивал вокруг нее. *** По полю - полынное пенье, По рыжей по вызревшей ржи Ползет в пятый полк пополненье - Кровавые виражи. По полю тела, как поленья - Пунктирное поколенье... А здесь - ни одного "р". Сознательно. Или верней - полусознательно. Любопытно, можно ли это считать каким-то боком аллитерацией? *** А звезды ночные, как свечи... Не вылечусь, так уточню Про вечное и человечье, Про печи, про честь и Чечню. *** За что меня, Век раковый неволишь: Успех и деньги, Запах женщин, Власть... А я хочу Одну любить! Всего лишь! Всего одну! Но как сто тысяч! Всласть! | | где ни одного "р"? везде вижу "р" | | Как я понял, Сергей, речь только о четверостишии. | | Да, и там "пРо"))) | | Друзья, спасибо за бдительность. Моя накладка: забыл исправить на новый вариант. В четверостишии "За что меня..." вместо ВЕК РАКОВЫЙ, должно стоять ПОСЛЕДНИЙ ВЕК. Заодно и лишняя аллитерационная С. |
|
| | Аллитерация - оружие поэтов всех времен. Для примера повыбирала из известного у известных: Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят... (Ф.И. Тютчев) БуДУ тихо на погосте ПОД ДОской ДУбовой спать ( А,А,Ахматова) Не то что ПАРОм ПАРОвоз - Нас ПАРОй весел вез ПАРОм (Н.М. Рубцов) И когда уже утро настало И уста разомкнулись устало... (Е.А. Евтушенко) Он шьет из светлой грусти непраздничные вещи, Какие - то простые, невзрачные на вид, А кажется, что горлом тоска вот - вот захлещет, И зал зарукоплещет и сердце заболит... ( О.Г. Митяев) Ну и свои пробы пера: По следу следую в слепую Судьбы своей. Оскомина мне сводит скулы На склоне дней. Удар задаром не дается. Продажный день Дождем в душе моей прольется И ляжет тень На слепок, что слюдой слезится В песке дорог. Хотел я в небо взмыть, как птица... Да вот не смог! Вычерчу узор вычурный Из судьбы его вычеркну. Сердце - воробьишка доверчивый, Бейся и стучи - только не молчи, Из дверей своих вынь ключи. Чур меня! Избавь! Вылечи... | | Вот мое задание: ТепеРЬ - Война! ТВой ПРобил час. ВПеРед, солдат! В огонь! - ПРиказ. "Свобода - в силе" - вот девиЗ. НаЗад нельЗя. ВПеред! Молись! СТРаданье, Пламя, СмЕРТь И дым: Тебе не быть уж молодым. Одна доРога впЕРеди - РЕцепт Победы ИзобРЕсти. Из старого стхотворения: Я с тобой совсем не такая – Я упРямая, РеЗкая, Злая. Ни на что уже не надеюСь, ЛиШЬ С тобою Силою МеряюСЬ. И деРжусь мёРтвою хваткою За обиды свои – Сладкие! ....... А мы боль рукой Прикрываем, С болью таем своей, Таем, Таем. И латаем, латаем бреши мы – Всю вину друг на друга вешаем. СтеРвенеем в азаРте, Рыкаем, ДРуг на ДРуга пальцами тыкаем. Вот. Примеры дв стихах других поэтов: 1.Борис Гринберг. МИЛЫМ МОИМ МЕЩАНАМ. Мельчаем мельком, мудрствуем, мудрим. Моргаем мозгом, мыслим - мягким местом. Мычим мессиям, мимоходом - месим. Мстим мастерам, мешаем молодым. Манкируем миром, мытарствуем, мучим... Маразм маскируем молчаньем могучим. ТОЛЬКО «О» Столько вопросов, столько, Что хоть в окно головой. Полночь, хоть вой волком. Полночь, хоть волком вой Холодно, зло, промозгло. Город продрог, промок. Что хорошо – то поздно, Что плохо – то точно в срок. Город оброс погостом, Точно коростой плоть. Коротко ль, долго ль, просто ль, Сложно ль – с тобой Господь. Голос в горло осколком, Словно комок вдох. О, сколько слов! Сколько! Но только одно – Бог! Колокол смолк грозно, Громоподобно смолк. Но скоро восток розой. Розовой розой восток. УСТАВШЕМУ. Умолкну. Услышу улитку-удачу, Упрячу усмешку, улыбку утрачу. Ухмылку убогому Утру утрУ... Увязну, увяну, угасну... умру. | | !!! Wah | | Вспомнил тут два катрена одного из моих любимых стихотворений (в области инструментовки) - стих А.Белого "Родина": "Те же росы, откосы, туманы, Над бурьянами рдяный восход, Холодеющий шелест поляны, Голодающий бедный народ... .... (чуть ниже) Те же возгласы ветер доносит; Те же стаи несытых смертей Над откосами косами косят, Над откосами косят людей." |
|
| | Ребята, очень рад вашей активности. Каждому отвечу под его постингом. Очень рад я и тому, что к нам на огонек заглянул фанат фонетики (такое сочетание слов уже подтвержает сказанное!) Дмитрий Родионов. Он задал ряд интересных вопросов. Например «Рифма, имхо, упорядоченная аллитерация? В таком случае: чем внутренняя рифма отличается от аллитерации, если она "ритмически упорядочена"?» Отвечаю. Рифма – особая ритмообразующая фонетическая категория. По «условиям» она находится на конце строк. Аллитерации же могут произвольно располагаться в строках и строфах. При этом они далеко не всегда совпадают с рифмой. Внутренняя рифма безусловно тоже является аллитерацией, но она характеризуется четким местом расположения в строке. Аллитерации в скороговорках потому и используются труднопроизносимые, чтобы это были СКОРОГОВОРКИ. Еще Дмитрий спрашивал: "Существуют ли правила поэтической аллитерации или всё построено на горбе "сына трудных ошибок"? Отвечаю: Законы построения аллитераций пытались разработать многие. Можно посмотреть труд Б. М. Эйхенбаума «Мелодика стиха», написанный в 1922 году. Вот ссылка: http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/mel/mel-001-.htm?cmd=p Занимался этим О.М. Брик (друг Маяковского). Почему-то он редко упоминается среди теоретиков стихосложения, хотя создал свою оригинальную и интересную теорию стиха. Возможно, его забывают потому, что его работы так и не сложились в отдельную монографию, а сохранились в виде разрозненных статей. Можно вспомнить так же поэта Валерия Яковлевича Брюсова (1873-1924) и его работу «Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам». Современные работы по теории стихосложения я даже не читал. Не потому, что их нет, а потому, что не считаю их интересными. Как, впрочем, и труды уже упомянутых авторов я не считаю чем-то выдающимся. Дело в том, что они рассматривали «музыкальность» текстов в полном отрыве от содержания. А это пустое на самом деле занятие. Из современных трудов мне ближе работы психологов, которые пытались изучать возможности звуковой ритмики и эвфонии применительно к суггестии. Ученые однозначно пришли к выводу, что в числе других важных условий эффективности внушающего воздействия (степени восприимчивости субъекта, авторитета источника влияния) немаловажную роль играет и особая звуковая организация текстов внушения. Правда при этом рассматривались лишь тексты, рассчитаные на акустическое восприятие (ведь обычно суггестор производит сенанс внушения в форме монолога). Выяснено, что звуковую характеристику текста составляют его сегментные фонетические характеристики, реализуемые при произнесении текста вслух, а также суперсегментные составляющие интонации: мелодика, логическое ударение, темп, тембр, ритм. А одним из самых сильных приемов введения в транс специалисты по психотехнике считают повторение определенных стимулов. Успех внушения во многом зависит от ритмичности теста. При этом фонетический ритм рассматривается как периодическое повторение звуков речи через определенные промежутки (стихи идеально подходят для этого!). По своей природе ритмические движения вызывают особого рода резонанс, личностное сопереживание при восприятии, выражающееся в стремлении повторять эти движения. Такой резонанс возникает только при условии, что движение не является хаотичным, имеет определенную структуру (не слишком сложную), которая может быть повторена. Эстетическое впечатление от ритмических движений способствует экономии внимания, облегчающей восприятие, и автоматизации мускульной работы. В восприятии речи наблюдается тоже самое. Понятие ритма связано еще с факторами предсказуемости и ожидания. Опыты с прослушиванием серии звуков, разделенных минимальными отрезками времени (работа А. Моля "Теория информации и эстетического восприятия" )позволили определить минимальное число ритмических событий, которое необходимо для того, чтобы возникло предположение периодичности серии: оно равно четырем или трем событиям. Благодаря явлению ритмического ожидания повторяющихся единиц, в определенных отрезках текста возникает новый смысл, неравнозначный собственному смыслу словесных структур, составляющих данный отрезок; это происходит под действием некоторых внутритекстовых систем, включающих в себя и данное построение. Я когда-то очень плотно интересовался психологическими и лингвистическими аспектами внушения, суггестии. И многое еще могу рассказать. Но вряд ли вам это пригодиться при написании текстов. Беда в том, что нет единых правил построения аллитераций. Успех текста, как правильно заметил Родионов, рождается «на горбе "сына трудных ошибок". | | Добрый день. Сначала несколько примеров аллитерации из творчества любимых поэтов (по памяти, но, вроде, правильно:)) ххх ДОРОжкою пРОстонаРОдною, СмиренНОЮ, БогоугодНОЮ, Идем свободНЫЕ, немодНЫЕ, Душой и телом благородНЫЕ, Мать с дочерью идем – две странницы, Чернь Черная навстреЧу Чванится (М.Цветаева); ххх Из смРада, где косо висят обРаза, Я,башку очеРтя, гнал, забРосивши кнут, Куда коНИ НЕсли да ГЛЯдели ГЛАза, И где встретят меня, и где люди живут. Сколько каНУЛО, сколько схлыНУЛО, Жизнь кидала меня – не докиНУЛА (В.Высоцкий); ххх Вне мРамора бРодят доРогами Родины ОхРипшие памятники.. Володины» (А.Вознесенский); ххх ПЛачет где-то ивоЛга, Схоронясь в дупЛо, ТоЛько мне не пЛачется – На душе светЛо (С.Есенин); ххх Гражданин втоРосоРтной эпохи, гоРдо Признаю я товаРом втоРого соРта Свои лучШИе мысли, и дням гРядуЩИм Я даРю их, как способ боРьбы с удуШЬем, Я сиЖу в темноте, и она не хуЖе В комнате, чем темнота снаруЖи. (И.Бродский). ххх Вот оно! И, в предвкуШеньи Сладко буШуюЩих новШеств, Камнем в пуЧину круШений Падает Чайка, как ковШик. (Б.Пастернак). И пару собственных экспромтов: УЧУ ЧУвствительную душу Тирады ЧУждые не слушать, А растворяться в ЧУвствах- море Частичку взяв Чужого горя. ххх ПРедСКАЗанный Прогноз Похож на СКАЗку, Но как ПРеКРасен миР, одетый в КРАски! ВолНА НАдежды сКРАшивает будни, И вносит свет в изрРАненные судьбы.. | | Уважаемый Игорь! Огромное спасибо за ответ. Главное - за имена и названия работ. Что касается В. Брюсова, то, имхо, он излишне консервативен по сегодняшним меркам (особенно в плане "неточных" рифм)... По поводу суггестии и НЛП. Есть прекрасный пример использования. Не знаю, сработает ли ссылка, поэтому приведу стих целиком. Очень забавно... http://www.stihi.ru/poems/2003/01/24-113.html Про лису Stas Valishin Золотая лиса на лесной шелковистой поляне замерла, словно воск, только веки неслышно дрожат. На дороге безлюдно. Лису беспокоить не станем, не спугни, так нельзя, не смотри по бокам и назад. Наблюдай за землей, осторожно, лиса как живая, у лисы есть душа, у земли есть вода, посмотри, как безлюдные люди безвидные книги листают, остывает роса, у лисы кто-то дремлет внутри. Тихо смотрит лиса через плотно закрытые веки, как земля приближается цветом к проточной воде, как вода высыхает, земля исчезает навеки, остается вода. Не смотри на лису и людей. Не верти головой. Не смотри на лису и не трогай перламутровых капель слежавшейся за ночь росы. Не смотри на лису, не смотри, наблюдай за дорогой, наблюдай за дорогой, не надо смотреть на часы, на часах тишина, только слышно дыхание лисье, тихо дышит лиса, не смотри, открываешь глаза, ты сидишь на поляне, следи, как меняются мысли, ты сегодня лиса, не смотри по бокам и назад. Изменилась земля, посмотри, человек на дороге, не смотри на него, посмотри, изменилась вода, он похож на лису, не спугни, он отчетливей многих, он почти не шумит, он почти не приносит вреда. У тебя есть душа, в животе у тебя кто-то дремлет, не смотри на людей, посмотри на потоки воды, посмотри, как трава обживает прозрачную землю, посмотри ему вслед, человек оставляет следы. От земли не спастись, от воды невозможно отмыться, человек от лисы не рискнет уходить далеко. Посмотри в их лицо, совместившее разные лица. Остывает роса, остаются рассвет и покой. С уважением, Дмитрий Родионов |
|
| | *** Совершенно не умею разбирать на звук слова. То - смущаюсь и немею, то - бессмыслено краснею, То - кружиться голова. *** Шита шелестом тишина, ходит холодом ходовая, намела на вески седина, нарисована...я другая. *** Я - другая, Я уже не жду, У дороги, Удаленье ночи, Ударенье ставлю на "ветлУ" Удаляюсь, Становлюсь короче. |
|
|