Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Финал (3 этап) Литературно-издательского
проекта «Пишущая Украина - 2009»
(участие авторов по приглашению)

Все произведения

Произведение
Жанр: ЭссеАвтор: Имануил Глейзер
Объем: 98 [ строк ]
МУЗА ИСТОРИИ? МУЗА СОВЕСТИ. АНДРЕЙ МОИСЕЕВ
...........и нерасторжимы словесность и совесть.
Б.Ахмадулина
__________________________________________
 
Памяти Рауля Валленберга
 
18.01.2001г. в Москве во дворе библиотеки
иностранной литературы открыт бюст шведского дипломата Рауля Валленберга…(из газет)
...................................***...............................................
Это было когда-то преданьем, идущим из уст.
Мы не знали об этом и знать не могли ничего.
Хорошо, что Россия поставить позволила бюст,
Плохо то, что на наших просторах не видно его.
 
Поднимите глаза. Получается чуточку вверх –
На него и смотреть полагается именно так, –
Прочитайте короткую надпись: «Рауль Валленберг.
Девятнадцать двенадцать – тире – вопросительный знак».
 
Это как же причудливо звезды Господь разбросал,
Как выстраивал судьбы людей, вовлеченных в войну,
Если шведский посланник венгерских евреев спасал
И бесследно растаял за это в советском плену!
 
Даже если собрали бы лучших гадалок Земли,
Непосильным для них оказался бы странный расклад:
Молодой дипломат из богатой и знатной семьи
Словно Данте, спустился в чужой и неведомый ад.
 
Он по лезвию шел, на пределе физическом жил
И ночами не спал, от чужого несчастья устав.
Он не думал о жизни и смерти – он просто спешил,
Потому что в Освенцим летел за составом состав.
 
Но когда до свободы осталось полшага всего,
И боев канонаду победный сменил фейерверк,
Оказался кусочком картона диппаспорт его,
И безликим ЗеКа оказался Рауль Валленберг.
 
…Покрывало спадает, и прошлое рвется из лент.
Справедливости нет – только памяти хрупкая ось.
Это – нам, не ему. Потому что его монумент –
Будапештское гетто, которое не взорвалось.
 
До сих пор неизвестно – тюрьма, Колыма ли, расстрел,
Только денно и нощно шевелится где-то внутри:
Как он мало прожил на земле. Как он много успел
Перед тем, как исчезнуть навеки в свои тридцать три.
___________________________________________________
 
К моменту первого прочтения этого стихотворения я был уже немного знаком с творчеством его автора и не скрывал своей к нему симпатии.
Симпатия эта возникла "стихийно" - и не только потому, что мы познакомились на "Стихире", а потому что высокая добротность языка и значимость содержания сразу же располагают к себе...Тем паче на этом мегасайте- в пучине графоманской лабуды, беспредела, необъятности, безответности и безотответственности ПОДАВДЯЮЩЕГО БОЛЬШИНСТВА.
 
И когда читаешь нечто незамысловатое, но искреннее и по-настоящему серьёзное, то впечатление сравнимо с заменой шума на музыку, с потерянностью в толпе, сменившейся встречей со старым приятелем:
 
ПРОЩАЛЬНОЕ
 
Август – и песня спета,
хоть бы еще куплет!
Сколько осталось лета?
Сколько осталось лет?
 
Их не удержишь – где там! –
рвется за нитью нить.
Будем свиданьем с летом,
эн минус первым жить.
 
Если уж неизбежна
жизни вторая треть,
будем себя надеждой
эн минус первой греть.
 
Всяких набравшись знаний,
пОд гору спуск начнем.
Грузом воспоминаний
чашу весов качнем.
 
Август - граница - вето.
Гаснет звезда, скользя.
В каждое наше Лето
дважды войти нельзя.
 
Не правда ли, прочтёшь и повеет "классикой", традиционализмом второй половины прошлого века, - мастерство без мишуры и спецэффектов, отточенность каждой строки, чуть суховатая лапидарность, но не пустопорожняя восторженная воздушность.
А при ближайшем рассмотрении - сугубо авторские черты:
 
Грузом воспоминаний
чашу весов качнём.
 
Это - Андрей Моисеев... Индивидуально. Почерково.
К этому - привязываешься душой. Это ищешь и находишь в других стихах. Это то самое, "лица необщее выражение".
 
Так много лет назад, в эпоху оттепели и поэтического бума- взлёта, мы учились находить в поэзии самобытность, различать голоса, узнавать авторов в лицо... Разумеется не о самых знаменитых речь, но авторов было много, не только 4-5 знаменитостей... Отличите на слух
Жигулина от Корнилова, Кострова от Зауриха, Соколова от Панченко, - не так -то просто... И в один прекрасный день тебя поражает приваычное уже имя... В моей ретроспективе это первое прочтение моисевского Валенберга сравнимо с " Бабьим Яром" Евтушенко, с его же "Наследниками Сталина" и много позже - с " Казнью Стеньки Разина"... Почему? Потому что это особый случай из серии "пока не требует поэта": болевые знания живут в нас отдельной жизнью - память семьи, память страны, память мира - сколько в них болевых точек! Начни говорить о любой из них - никакого дневного времени не хватит.... Но... мы привыкли, что пишутся стихотворные венки большим поэтам, стихи на смерть, стихи памяти гениев... Да, Лермонтов и Тютчев - Пушкину, Ахматова - Мандельштаму, Булгакову, Зощенко, Пастернаку... И множество других прекрасных венков... Но это всё - совсем другое... Валленберг и ПОЭЗИЯ?
...Перелопатил вчера поисковики, обнаружил одно упоминание: Геннадий Айги - поэма "Последний отъезд (Рауль Валленберг в Будапеште)". Текста найти не удалось. Прочёл массу интересных материалов, узнал о памятниках Раулю Валленбергу в разных местах мира... И вот возвращаюсь к стихотворению Андрея Моисеева... Ищу ответана самый трудный вопрос: что делает этот рифмованный текст
на заведомо выйгрышную тему - Поэзией? Какую задачу, какую ответственность взял на себя поэт Андрей Моисеев? И как с ними справился?
Может, кто и возьмётся тут "поверять алгеброй гармонию", но мне просто не до этого, потому как - не тот, по-моему случай. Если всё же и расчленять секре успеха на какие-то звенья, на составляющие, то они в моём восприятии таковы: газетное сообщении о предстоящем (скромном) мемориальном событии - личное присутствие поэта (на открытии бюста) - лирический комментарий с места события, сиюминутно мобилизующий знания, совесть, духовную энергию - всю сущность индивидуального поэтического дара. Если разносить по принятым рубрикам, то перед нами - гражданская лирика, где лирическое "я" заменено на не менее лирическое "мы", где есть экскурс в историю и элементы репортажа с места события... Но почему не назвать это талантливой журналистикой? Только ли в силу ритмической организации речи и соблюдения правил рифмовки?
Нет, не только... Хотя кто может провести чёткую границу между талантливой журналистикой и настоящей поэзией? И всё же - по отбору деталей, по их ёмкости и сжатости, по самой подаче фактов и их переплетённости с сугубо авторской речью это - ПОЭЗИЯ, причём самой высокой пробы. Если внимательно перечитать всё стихотворение, то окажется, что все оценочные суждения поэта - насквозь эмоциональны, а эмоциальные узлы - оценочно- информативны!
 
Хорошо, что Россия поставить позволила бюст,
Плохо то, что на наших просторах не видно его.
 
"Хорошо - плохо" - вроде бы оценочно, правда? А сколько боли слышится в этом "плохо"?!
 
Если шведский посланник венгерских евреев спасал
И бесследно растаял за это в советском плену!
 
Информативно? А каков эмоциональный накал?!
 
И вот так - от начала до конца. Нужны ли этому мастерству изыски, технические прибамбасы? Вопрос риторический...
 
Я читал эти стихи многим людям по телефону. Среди них были и такие, которые толком ничего не знали о Валленберге или слышали краем уха, потому как уехали из СССР аж в середине 70-х...Но я сознательно ничего не пояснял и не рассказывал, заверял типа "послушайте, а если будут вопросы, то потом..." И реакция была такой же, как у тех, знакомых с трагедийной судьбой этого человека: "Потрясающе!"
 
А теперь изменим ракурс и зададимся ещё одним вопросом: если вынести за скобки всю сообщённую нам в этом стихе информацию о трагедии, об истории, что останется? Только ли эмоциональность?
На мой взгляд, при таком эксперименте останется ОБРАЗ САМОГО АВТОРА, а его "Мы" обретёт АВТОРСКИЕ ЧЕРТЫ.
Ведь не "мы", а поэт приглашает нас на открытие бюста и без пережима пользуется повелительным наклонением:
 
Поднимите глаза. Получается чуточку вверх –
На него и смотреть полагается именно так, –
Прочитайте короткую надпись: «Рауль Валленберг.
Девятнадцать двенадцать – тире – вопросительный знак».
 
Это Поэт, а не абстрактное "мы" считает, что на Валленберга полагается смотреть снизу вверх - таков его, поэта, нравственный императив.
Это он, поэт, не столько утверждает, сколько признаётся:
 
Справедливости нет – только памяти хрупкая ось.
 
И это при полном сознании своей нравственной правоты, своего права видеть трагедию такой, какой диктует видеть её его, поэта, совесть- представление о справедливости. Вот почему "мы" здесь - не глобальное обощение, - оно распространяется на единомышленников, единосовестников и готово к приросту за счёт тех, кого такие стихи потрясают.
Но - никакого намёка на проповедь, на агитку... Поэзия.
Сегодня, когда страна лидирует в мире по количеству скинхедов, по продаже профашистской литературы, когда ясно, что Мавзолей и КПРФ - это ещё надолго, такие стихи - очаг духовного сопротивления.
 
Спасибо и низкий поклон, Андрей Моисеев.
Copyright: Имануил Глейзер, 2006
Свидетельство о публикации №68659
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 29.01.2006 23:53

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Надежда Коган[ 30.01.2006 ]
   Имыч, благодарю тебя! Так бережно донес, как воду в горстях. И добавил - свое восхищение, свое отражение! Я уж не говорю о возможности еще раз проникнуться высокой поэзией стихов Андрея Моисеева....
 
Имануил Глейзер[ 30.01.2006 ]
   Надя!
   ТЕБЕ СПАСИБО!
Андрей Моисеев[ 31.01.2006 ]
   Дорогой Им!
   Дорогие Надя и Николай!
   Конечно же, я стараюсь писать так, чтобы это было, как минимум, искренне и кому-то интересно. Но те слова, которыми вы меня наградили, заставляют снова и снова задуматься... нет, не о соответствии им (не будем обольщаться!) но о смысле того, что я пытаюсь делать в меру своих сил. Думаю, вам не хуже меня известно, насколько нелегкими бывают эти мысли. Возможно, поэтому не удается писать много, появляться часто, напоминать о себе людям, которых любишь, ценишь и безгранично уважаешь. И в этом случае особенно важно и дорого такое вот подтверждение ненапрасности своих усилий, которое я - совершенно случайно для себя и вряд ли столь уж заслуженно - нашел на этой страничке.
   Спасибо вам, замечательные поэты, чуткие слушатели и верные друзья!
   Ваш А.М.
Николай Хлебников (X-nick)[ 30.01.2006 ]
   Спасибо, Имануил.
   Это - настоящий поэт и большой мастер...
   Даже - не так... Это - большой Поэт и настоящий Мастер!
   Говорю так по той простой причине, что только такому поэту и мастеру дается решение сложнейшей задачи - минимумом средств достичь максимума выразительности.
   Это как раз ТА простота, которая является признаком гениальности.
   При этом - нам не надо знать каким трудом эта простота далась, сколько раз переписывались строки, чтобы в результате приобрести передельную ясность и простоту.
   Может быть - написалось сразу... Может быть - "вышагивалось" недели, а то и месяцы...
   Главное - конечный продукт, который, думаю, никого не оставит равнодушным, а некоторых - более дотошных - озадачит вопросом: Вот, черт! НУ КАК ЭТО ЕМУ УДАЛОСЬ?!
   Спасибо, большое.
   
   Искренне,
   Хэ-ник.
 
Имануил Глейзер[ 30.01.2006 ]
   Николай! Как говорит наш Игорь Царёв:
   Мой поклон!
   Безмерно рад твоему вниманию и твоему мнению об Андрее Моисееве!
   твой Им
Наталья Малинина (Ярославская)[ 31.01.2006 ]
   Очень рада за эти стихи, за их Автора.
   
   прочесть ещё раз, услышать то, что рассказал автор эссе .Вспомнить.
   стихи Андрея, отметила для себя с самого первого знакомства на стихире.и не перестаю открывать новые грани его дара. вот и сейчас . с помощью эссеиста- открыла и радуюсь...
 
Андрей Моисеев[ 01.02.2006 ]
   Наташа, спасибо за добрые слова, за то, что не забываете!
Геннадий Ермошин[ 17.03.2006 ]
   Им, дружище, хочу присоединиться к предыдущим откликам. Творчество Андрея не может оставить равнодушным, ибо это Поэзия.
   Спасибо за великолкпное эссе. Это подарок тем, кто давно знает и любит стихи Андрея Моисеева, и замечательная рекомендация ещё не читавшим - обратиться к его строчкам. Они того заслуживают.
   Имыч, спасибо тебе.
 
Имануил Глейзер[ 20.03.2006 ]
   Гена, ТЕБЕ СПАСИБО!
   
   И поздравления мои, разумеется!!!
   
   твой Имыч

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта