Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта): Литературный конкурс "ЧеХАрда" Все произведения
Произведение |
|
Объем: 10500 [ символов ]
|
|
|
|
«Спортивные вычеты» или Некоторые тезисы накануне подведения очередных итогов в рамках МЛК ВКР |
Помни: неважно, выиграешь ты или проиграешь; важно лишь, выиграю или проиграю я. Даррин Вейнберг Ремарка По истечение летнего сезона ожидается подведение итогов (завершение) последнего этапа Второго международного литературного конкурса «Вся королевская рать». О подходе к оценке творчества авторов позвольте пару слов и мне. Об оценках К проблеме ранжирования имен авторов и названий их произведений можно подходить по-разному. Высказывая свою точку зрения относительно вариантов распределения призовых мест в конкурсе «Вся королевская рать» по той или иной номинации, в конечном итоге оцениваешь некий художественный «полезный эффект». Оценка эта призвана отражать сумму положительных качеств первично отобранных произведений, претендующих на победу, а не просто на участие. Максимум, как известно, является «десяточкой», в которую необходимо «попасть» автору. Градация, принятая в практике МЛК ВКР, на мой взгляд, полезна лишь на этапе предварительного отбора: высококачественных творений из общей массы. «Хорошо», «плохо», «очень хорошо», «отлично» - все это оценки, которые более-менее согласуются только на этапе, когда каждый из нас (обозревателей-читателей) формулирует суперпозицию субъективных ощущений. Выбор же лучшего из ряда субъективно равноценных требует хотя бы некоторой фильтрации впечатлений и умонастроений своего ego. На мой взгляд, определяя в одиночку, кто (что) чего стоит, обозревателю необходимо сделать одно из трех: 1) либо сформулировать четкую шкалированую систему конкретных критериев (а не внутренних ощущений «хорошо» и «лучше»), суммарный балл по которым позволит отделять «высший сорт» от «первого» (очень сложный вариант, при котором найдется масса недовольных подходом обозревателя, с чем я столкнулся, проведя однажды на экспериментальное сравнительное ранжирование произведений мат. методом иерархий Саати); 2) либо опереться на некий интуитивный выбор («где сильнее эмоция», «что устойчивее запоминается», «где ярче нестандартность» и т.п., что также сложно и при значительной конкуренции мало чем помогает – кроме того все эти «внутренние» критерии сами по себе субъективны); 3) либо ориентироваться не на оценку «полезного эффекта», а некоторой «альтернативной стоимости» подобно тому, как это делается в экономической теории, к чему я и склоняюсь, «прожив» на портале некоторый срок, по истечении которого чувствую себя здесь «как дома». :) Что подразумевается под альтернативной стоимостью в экономике? В общем случае речь идет о той стоимости, которую экономический агент оплачивает, делая тот или иной выбор. Что при таком подходе следует называть альтернативной стоимостью в литературе? На мой взгляд, в нашем случае альтернативная стоимость – некоторый упущенный автором полезный эффект, который мог бы быть получен потенциально, но реально был недостигнут. Определение это не претендует на научную точность, однако может быть отправной точкой в обосновании возможности применения «метода спортивных вычетов» (назовем его так). Суть «метода спортивных вычетов» проста. Подобно некоторым видам спорта мы можем оценивать претендентов на победу в конкурсе, лишая их некоторого количества баллов за ту или иную оплошность, то есть начисляя штрафные очки (вспоминаются штрафные круги / минуты в биатлоне). Каждому из лучших, отобранных предварительным ранжированием (преимущественно субъективным отбором), начисляются теоретические 10 баллов, то есть максимум. Затем последовательно производится поиск малейших огрех разнообразного характера, за каждую из которых производится условный штрафной вычет из десяти баллов. Цена ошибки, увы, - субъективная политика. И это недостаток. Однако думается, во многом из такого принципа исходят обозревающие далеко не первый этап МЛК ВКР обозреватели (прошу прощения за тавтологию), вычитая те или иные баллы из потенциального призового максимума. Исходят, прекрасно понимая, что суммируя полезный эффект по тем или иным составляющим, можно просто не выбраться из «дебрей» противоречий, нестыковок в суждениях «жюри» и т.п., к которым нередко подводит неординарность художественного произведения. Воистину – ломать легче, нежели строить. Так почему бы не «атаковать» стихотворные и прозаические крепости на предмет их устойчивости? Сказал ли я что-нибудь новое? Отнюдь нет. Скорее, изложил другими словами, то, о чем и без того немало говорилось и говорится в литературной сети, в том числе и на этом портале. Тем не менее повсюду продолжает быть (и будет) актуальной проблема-вопрос «А судьи кто?», неразрывно следующая из вопроса «А судят как?». О качестве обзоров Сейчас на наблюдается активизация обозревательской деятельности авторов. Статьи появляются одна за другой. Одни интересные, другие еще интереснее (к слову, прилагательное «интересный» еще не синоним прилагательному «хороший»). Приветствую многообразие точек зрения, вкусов и трактовок. Однако, прочитав десяток последних обозревательских (критических) работ, загорелся желанием высказать и свою точку зрения на кое-какие замеченные в них (работах) тенденции (в основном - частные) и подходы. В общем, изрядно «освоившись на планете Рать» и до некоторой степени «обнаглев», решил спеть и свою «песню». :) Естественная доля субъективности собственной точки зрения присуща всякому. И эта субъективность может быть «смягчена» работой над собой же. Путем аргументации, что из новых (и не очень) авторов-обозревателей я заметил только у Ксении Пушкаревой в ее обзорах прозаических произведений к конкурсу «Жизнь и смерть» и в чем-то - Rioran в обзоре по «Любимому городу» («в чем-то» потому, что отдельные произведения оценены без объяснений, а некоторые имеющиеся объяснения не всегда вяжутся с разбросом в оценках, то есть видится некоторая спонтанность, зависящая от т.н. «первого впечатления»). Такие обзоры полезно читать, ибо в них не заблудишься в дебрях напыщенных восхвалений или столь же напыщенной критики, словно «в трех соснах»… Note Ксения, отдельное Спасибо Вам. Вы очень помогли разобраться в том, что стоит прочтения в рамках конкурса «Жизнь и смерть». Убежден, не только мне, но и всем, ознакомившимся с Вашими обзорами. Поздравляю с хорошим дебютом. И успехов! …Однако, как понятно из моих вышеприведенных слов, если говорить о последних поступлениях в колонку обзоров и статей, это все. Остальные авторы «грешат» тем, что не пытаются видимым образом аргументировать свои мысли относительно собственных предпочтений, ограничиваясь оценкой подчас исключительно эмоционального эффекта от прочтения произведения. А ведь речь идет о конкурсах. А значит, обозреватель должен стремиться не просто «погладить всех по головке», но и «против шерсти» пройтись. Ибо, не делая различий по качеству, мы не выскажем мнения о достойных Победы (пускай и субъективно на наш взгляд), которое может быть принято к сведению руководством портала как существенное. Скорее, только лишь скажем свое слово. И только. Практически никто из обозревавших в последнее время не атаковал «крепости» (см. выше) поэтов и прозаиков портала. От некоторых обзоров отдает «приторностью», от некоторых – безсистемностью оценок. Жду упреков в собственный адрес. Ведь в своих конкурсных обзорах (когда высказываю мнение о возможных вариантах «пьедесталов почетов» в разнообразных номинациях) склонен преимущественно положительно отзываться об упоминающихся работах. Согласен. Но заранее - два контраргумента. Во-первых, я упоминаю те работы, что «выше среднего» или, скажем иначе, оценены как положительные (успешные), то есть не похвалить за определенные плюсы (и эмоциональные, и технические) в подобных случаях было бы странно (зачем тогда упоминать о них?). А во-вторых, «спортивные вычеты» производятся и из этих произведений с присловьями наподобие «…есть несколько ритмических нестыковок…» или «…данное не совсем уместно в подобном случае…» (это не цитаты, но суть ясна). Преимущественная (sic!) склонность «обласкать» понравившееся, поставив 10 баллов (или обойдя проблему какого-либо ранжирования вообще), спустя длительное время жизни на планете Рать стала восприниматься мною уже не как признак хорошего обозревательского тона, а скорее как признак бесполезности подобных обзоров для гипотетической конкурсной комиссии. Кроме «влюбленных» в творчество «обласкиваемых» да самих объектов «поклонения» подобные обзоры не нужны никому. Заглавия подобных обзоров уважаемый Читатель назовет сам. О личностях и их творениях Ознакомившись с обзором Rioran, хочу высказаться и относительно подхода к тому, кого же ставить на пьедестал почета: автора или его работу? Rioran резонно замечает, что ограничение на количество публикуемых в рамках одной номинации и одного этапа произведений необходимо для формирования достаточно четкого представления об авторе-победителе. Однако я продолжу «гнуть свою линию» и тут, обращаясь к уже не к Rioran, но к руководству портала (конкурсной комиссии). Все-таки то, что победителем признается автор, не достаточный аргумент в пользу выбора его самого, а не конкретного его произведения в качестве лучшего. В своих обзорах я следовал именно этому подходу, распределяя места на импровизированном субъективном пьедестале, называя произведения, а не только имена авторов. Один и тот же автор в рамках одного этапа конкурса и одной номинации (или просто одно отдельного конкурса) может представить разноуровневые произведения (одно на 9 баллов, другое – на 5 баллов, третье – на 7 баллов и т.д.). Не оценивать же его творчество по суммарному эффекту или среднеарифметически. Ведь в первом случае один «творец», разместивший в рамках какого-либо конкурса (номинации) десяток «троечных» виршей, обойдет множество более достойных претендентов, чьи работы каждая в отдельности стоят всего «троечного» творчества. Во втором же случае можно запросто упустить «золотую рыбку». И вот вопрос. А не происходит ли это порою при таком «личностном» подходе? Ответа у меня на него нет, ибо никогда не возьмусь тщательно перепроверить «на свой лад» итоги работы конкурсной комиссии. Однако, определенная опасность этого существует. И игнорировать ее нельзя. Победителем надо называть человека, но имя его определять по лучшему его произведению (по максимуму функции), выдвинутому в рамках конкретного конкурса (этапа и пр.) *** *** *** *** *** Все, уважаемый Читатель! Выдохся я… :-)) Жду мнений… *** *** *** *** *** С уважением, Д.К. 24 июля 2005 года |
|
|
Copyright: Дмитрий Комаров, 2005
Свидетельство о публикации №46654 ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 24.07.2005 20:09 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Дмитрий, мне показалось, что говоря о приторных и восхваляющих обзорах творчества некоторых авторов, Вы имели в виду мои статьи о вещах Сахранова. Если это так, то я поясню. Рубрика объединенная: "Статьи и обзоры". То, что писала я, были статьи. Извините, если перемазала в сиропе. Так воспринимаю, так и пишу. Розовые слюни? Да? Плохо можно, а хорошо нет? И никому не нужно, и не интересно, если написать о хорошем авторе хорошо, да? Жаль. | | Уважаемая Лара, к счастью, это не так. Речь идет только о последней неделе-двух (и не обо всем - о большинстве). А Ваши статьи написаны раньше и к ним у меня претензий нет. Скажу больше, мне они очень нравяться. С пожеланием Успехов и в будущем, Д.К. | | Ура-а-а-а!!! Мерси за амнистию!!!:) | | Да не за что, право! :) С извинениями за "нагловатость" обзора, Д.К. |
|
| | Дима, очень понимаю трудность проведения "оценки". Но при этом еще "убивает" необходимость пропустить через себя огромный объем рецензируемого материала - читаю все, без исключения, именно для того, чтобы "не упустить золотую рыбку". Иногда, ей-богу, хочется взвыть. Тем паче, что мне, например, очень трудно "восстановиться" после чужого, почти перестала писать сама. Мне очень близки предложенные Вами варианты выбора лучшего произведения. Может, я их не так точно и обстоятельно сформулировала для себя, но суть близка к тому, что указали Вы, причем использую все способы одновременно - "салатом" (или "винегретом"). И абсолютно согласна с Вами, что выбирать надо ни в коем случае не автора, а только его произведение. Ведь все наши конкурсы и нацелены именно на поиск лучшего поизведения, а отнюдь не автора. На имя автора нужно, наверное, смотреть лишь после того, как сделан выбор произведения. А вот по поводу "против шерсти" - не знаю, дело спорное. В прошлом своем обзоре я поставила себе целью найти максимум достоинств в рассматриваемых стихах. Иногда процитированные мной строки были единственным, на мой взгляд, достоинством во всей работе, но, тем не менее, они были достоинством. И этого у них не отнять. К сожалению, на портале редко приходится встечаться с "мягкой" критикой, т.е. с такой критикой, которая, указуя на недостатки работы, не задевает своей грубостью личность самого автора. Я считаю совершенно некорректными, даже недопустимыми в критике (рецензии, обзоре) фразы типа:"Вы что, прочитать не можете, что пишете?!" Согласна, что уважение должно быть взаимным: авторам нужно внимательнее относиться к тому, что они выставляют для всеобщего обозрения, а критикующим - уважать личность автора и его труд, указывать на конкретные недостатки, не позволяя себе обычной грубости. Мне кажется (могу ошибаться, т.к. сужу по себе и некоторым знакомым), что очень многих авторов можно отнести к разряду "родителей" своих творений. А за свое-то "дитятко" можно и "горло перегрызть". Другое дело, если тебе помогут и корректно подскажут, как сделать "дитятю" "еще красивше". Тогда даже желание появляется к доработке и исправлениям, в результате которых может появиться хорошая вещь. Конечно, это не легко, ругнуться куда проще, тем паче, что иногда от этого трудно удержаться. Но давайте хотя бы постараемся стремиться ко взаимному уважению. Мне кажется, что мы все от этого только выиграем. При этом хочется заметить, что поиск достоинств отнюдь не означает наличие "розового сиропа". С уважением, Евгения | | И правда, если задуматься, и сам стал писать намного меньше, нежели, скажем, год-полтора назад, когда обозревательство еще только захватывало мысли и свободное время. Наверное, нужен временный отдых. Только как… …А критиковать творческих «детей» авторов порою, действительно, что с родителем спорить о достоинствах его ребенка. Мы все близоруки к близким нам. От того ли, что в них говорит наше Я; от того ли, что мы их – это будничное и близкое наше окружение - просто берем «как есть», не задумываясь о тонкостях; от того ли, что намного больше остальных знакомы с деталями их бытия, что уже не можем отстраненно (абстрагировано) оценивать все их плюсы и минусы, подобно путешественникам, которые лишь в первое время пребывания на чужбине могут назвать массу отличий окружающих от «граждан» своего родного «мира», а впоследствии находят лишь общие черты… С благодарностью за отзыв, Д.К. |
|
| | Это же надо. Я не рассчитывала, что мою работу так высоко оценят. Огромное спасибо! Мне безумно приятно было прочитать про себя такие похвалы. Но только я не считаю свой обзор таким уж хорошим. Он отражает лишь мое личное мнение, я уже много раз подчеркивала это. Многие могут не согласиться с выставленными оценками. Хочу извиниться еще раз на всякий случай, если обидела кого-то своими отзывами. Просто хочется быть искренней. Наверное обзор свой продолжу. Хотела остановиться на третьей части, но вижу народ интересуется моим мнением. Наверное, не охваченные обзором авторы тоже ждут отзывов. Им будет интересно про себя почитать. Напишу еще сколько успею пока не уехала в отпуск. Еще раз огромное всем спасибо за добрые слова. Дмитрию Комарову спасибо отдельное! | | Не стоит благодарности… :) ВАМ СПАСИБО! C уважением, Д.К. |
|
| | Ухожу от работы члена жюри всеми возможными способами, поскольку "не тяну"! Но... Сетевая словесность работает с авторами, приглашая присылать не менее трёх произведений, поскольку по одному представление о авторе трудно составить (ещё труднее самому автору отобрать одно!). Если 9, 5, 7 и т.д., то почему бы не 9 (по максимуму!)? Назовите хотя бы одного автора, чьи "песни (все до единой!) поёт вся страна"! | | А мы вроде не авторов оцениваем, а ищем ярчайшие его вещи. То есть те самые "девятки"... :) |
|
|
|
|