Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: Любовно-сентиментальная прозаАвтор: Михаил Лезинский
Объем: 11794 [ символов ]
ОНИ БЫЛИ СЛИШКОМ ГЕНИАЛЬНЫ ДРУГ ДЛЯ ДРУГА ( Анна Ахматова и Николай Гумилев )
Есть у Анны Ахматовой поэма «У самого синего моря». Литературоведы не без оснований называют ее автобиографичной. И это так: в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, что находится в Санкт-Петербурге, хранятся рукописи Анны Ахматовой, изданные и неизданные. Из них узнаем:
 
«Каждое лето я проводила в Севастополе, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих мест — древний Херсонес, возле которого мы жили...»
 
В своих рукописях и стихах Анна Ахматова неоднократно вспоминает Херсонес Таврический. Напоминает, что именно здесь она получила прозвища «дикая девчонка» и «последняя херсонеситка». Это потому, что в ее душе никогда не было страха перед морем и обстоятельствами. Она купалась в шторм, прыгала с отвесных скал, сжигала под солнцем кожу так, что та висела лоскутьями.
 
Степенные севастопольские барышни пытались запугать ее чертями и водяными, говорили, что не пристало девочке из порядочной семьи вести «мужицкий» образ жизни...
 
Не мужицкий ли образ жизни помог поэту Анне Ахматовой выжить в трагические для страны времена? Когда она стояла под стенами тюрьмы, чтобы узнать хоть что-нибудь о своем сыне Льве Гумилеве, страдающем за решеткой?! Не «мужицкий» ли образ жизни помог поэту выжить, когда из ее сомкнутых губ вырвались стихи-молитва:
 
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле.
Сын в тюрьме.
Помолитесь обо мне.
 
Но это все еще будет. В будущем. А сейчас ? То есть , в прошлом !
 
Жила Анна Ахматова, в то время — Аня Горенко, неподалеку от Херсонеса Таврического, — сейчас эти места известны севастопольцам как Туровка.
Когда-то здесь были дачи Тура, которые он сдавал курортникам. Отсюда и название.
На туровской даче Анна Горенко жила каждое лето с семи до тринадцати лет, то есть с 1896 года по 1902 год. Потом перерыв , и снова приезд в Севастополь на лето , и осень в 1907 году. Последнее посещение Севастополя — осенью 1916 года.
 
Если в первые свои наезды с матерью , Аня Горенко жила на туровской даче «Новый Херсонес», то в последующие приезды они снимали комнату в самом центре Севастополя: ул. Малая Морская, дом 43, кв. 1.
 
Именно в Севастополе Анна Ахматова приняла решение выйти замуж. Об этом свидетельствуют письма, на которых написан вышеупомянутый адрес плюс штемпель :
 
«Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже 3 года, и я верю, что моя судьба быть его женой».
 
Какая уж тут судьба! Не любила Анна Ахматова Николая Гумилева, никогда не любила. Аня Горенко, по ее же словам, была «отравлена на всю жизнь» любовью к петербургскому студенту Кутузову, Владимиру Голенищеву-Кутузову.
Вот что пишет Аня Горенко о своем душевном состоянии:
 
«... Будет ли Кутузов на рождество в Петербурге... От мысли, что моя поездка может не состояться, я заболела... У меня жар, сердцебиение, невыносимые головные боли... Какая я жалкая и ненужная. Главное, ненужная, никому и никогда...
Стихов я не пишу, Стыдно? Да и зачем? Отвечайте же скорее о Кутузове. Он для меня — все».
 
И тут же:
 
«... Но Гумилев — моя Судьба , и я покорно отдаюсь ей. Не осуждайте меня, если сможете. Я клянусь Вам всем для меня светлым , что этот несчастный человек будет счастлив со мной... Посылаю Вам одно из моих последних стихотворений...
 
Я умею любить.
Умею покорной и нежною быть,
Умею заглядывать в очи с улыбкой
Манящей, призывной и зыбкой.
И гибкий мой стан так
воздушен и строен,
И нежит кудрей аромат,
О, тот, кто со мной, тот душой
Неспокоен
И негой объят...»
 
Эти письма и стихи, наивные и доверчивые, семнадцатилетней Ани Горенко адресованы мужу старшей сестры Сергею Владимировичу фон Штейну...
 
А примерно в это же время Николай Гумилев пишет "Анечке своей " , стихотворение «ЦАРИЦА».
 
 
Твой лоб в кудрях отлива бронзы,
Как сталь, глаза твои остры,
Тебе задумчивые бонзы
В Тибете ставили костры.
Когда Тимур в унылой злобе –
Народы бросил к их мете,
Тебя несли в пустынях Гоби
На боевом его щите
 
И еще много подобных стихотворных строк.
В то время, когда Анечка Горенко лукаво писала:
 
Я умею любить.
Умею покорной и нежною быть...
 
Николай Гумилев «чётко» знал, какую бы он хотел иметь жену:
 
Я жду,
исполненный укоров:
Но не веселую жену
Для задушевных разговоров
О том, что было в старину.
И не любовницу: мне скучен
Прерывный шепот, томный взгляд, —
И к упоеньям я приучен,
И к мукам, горше во стократ.
Я жду товарища, от Бога
В веках дарованного мне
За то, что я томился много
По вышине и тишине...
 
Всю семейную драму Анны Ахматовой и Николая Гумилева можно проследить по стихам. Стихи этих двух больших поэтов вольны , как кошки, которые гуляют сами по себе:
 
Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью.
Я думал забавницу,
Гадал — своенравницу,
Веселую птицу-певунью...
 
Но это — потом, когда появится на свет чадо божие — Левушка Гумилев, а сейчас , то есть , в прошлом веке , продолжают идти письма из Севастополя:
 
«Мой Коля собирается, кажется, приехать ко мне — так я безумно счастлива... Он так любит меня, даже страшно. Как вы думаете, что скажет папа, когда узнает о моем решении?"
 
Есть свидетельства, что в дни приезда в Севастополь Анна Ахматова (псевдоним она выбрала себе по родственной линии: татарская княжна Ахматова из рода Чингизидов была прабабкой Анны Горенко по линии матери!) постоянно посещала дом своего деда Горенко на Екатерининской улице.
Ее дед — Горенко Антон Андреевич — участник обороны Севастополя 1854-1855 гг., кавалер орденов Св. Владимира 4-й степени с бантом, Св. Анны 3-й степени с мечами и нескольких медалей, ушел со службы в чине полковника, и за заслуги перед Отечеством ему разрешили построить дом на престижной Екатерининской улице.
Дом этот был выстроен и значился под номером двенадцать. (Сейчас это улица Ленина и в этом здании находится кафе «Искринка»).
На этом здании в октябрьские дни 1989 года открыта мемориальная доска. Она увенчала многолетний поиск Клуба любителей истории Севастополя во главе с Валерием Милоданом, в котором и я принимал участие...И не только я.
 
Под скульптурным портретом — золотом горят слова:
" Здесь, в доме своего деда —
участника первой обороны
Севастополя
часто гостила в 1896-1916 гг. русский поэт Анна Ахматова ".
 
Именно — поэт. Анна Андреевна не любила слово «поэтесса».
 
Если Анна Ахматова после замужества продолжала себя называть «приморской девчонкой», то ее мужа Николая Степановича Гумилева прозвали Рыцарем Музы Дальних Странствий — именно так, где все слова начинаются с заглавной буквы! И это Аня Горенко хоть и печатала свои стихи в жениховском журнале, задуманным специально для Анечки , но это нисколько не помешало ей выразить неудовольствие по поводу его создания:
 
«Зачем Гумилев взялся за «Сириус»? Это меня удивляет и приводит в необычно веселое настроение. Сколько несчастиев наш Никола перенес и все понапрасну! Вы заметили, что сотрудники почти все так же известны и почтенны , как я? Думаю, что нашло на Гумилева затмение от господа. Бывает.»
 
Хочется вмешаться и сказать:
 
«Женщина, не спорь с Мужчиной! Мужчина всегда окажется прав! Вот и «Сириус» навсегда вошел в историю литературы, а тысячи, десятки тысяч толстых книг нам неизвестны, и никогда мы о них не услышим.
А что касается «известных» и «почтенных» имен, то и тут прав Мужчина! Что может быть более известным, чем имена Ахматовой и Гумилева?»
 
Но, как бы там ни было, но обрели свое призрачное счастье два больших поэта: увез Гумилев СВОЮ Анечку в Париж, а потом - в Царское Село.
 
Счастлива ли была Анна Ахматова в замужестве? И да, и нет.
...По-моему, счастлива она была только в Севастополе. В 1919 году появляются ностальгические стихи:
 
Стать бы снова приморской девчонкой,
Туфли на босу ногу надеть,
И закладывать косы коронкой,
И взволнованным голосом петь
Все глядеть бы на смуглые главы
Херсонесского храма с крыльца,
И не знать, что от счастья и славы
Безнадежно стареют сердца.
 
В 1912 году родился сын — Лев Гумилев (Лев Николаевич Гумилев — известный советский ученый-историк, проживавший в Санкт-Петербурге - проживал , сегодня он тоже на Том Свете ). «Левушка с трагической судьбой» мальчонки, посаженного за тюремную решетку в девять лет.
 
«Так не бывает!» Так было!
 
Через несколько лет совместной жизни Анна Ахматова и Николай Гумилев расходятся — они были слишком гениальны друг для друга!
 
В 1921 году по обвинению в контрреволюционном заговоре поэт Николай Гумилев был расстрелян , и уже в наши дни , приговор этот был признан неправомочным — не мог ни при каких обстоятельствах русский поэт Николай Гумилев повернуть оружие против своего народа!
 
В этом же году, незадолго до своего трагического исхода, Гумилев приехал в Севастополь. Он ходил по севастопольским улицам, пил сухое не пьянящее вино в уютных севастопольских забегаловках, увитых виноградом, посетил Херсонес Таврический, о котором много был наслышан от «приморской девчонки» Ани Горенко.
 
В Севастополе он издал свой сборник африканских стихов «Шатер». Последний при жизни сборник!
Был он в то время уже женат на красавице Анне Николаевне Энгельгард и была у него дочь — Елена.
 
О сборнике «Шатер» спорят севастопольские краеведы: в какой типографии он издавался? Знаток раритетов Леонид Сомов выдвинул версию, что сборник издан военной типографией при газете «Красный Черноморский Флот» (сегодня — «Флаг Родины») . Правда, как утверждает сам Сомов, в типографии публиковались только «военные материалы», но для Н.С. Гумилева, избранного в феврале 1921 года руководителем Петербургского отделения Всероссийского союза поэтов вместо Александра Блока, было сделано исключение.
 
Не буду утверждать, но, скорее всего, это не так. Именно в 1921 году в Севастополе существовало отделение государственного издательства. Ведь в этом же году, и примерно в те же дни, когда был издан гумилевский «Шатер», вышла двумя тиражами — 200 и 3000 экземпляров поэма Александра Блока «Двенадцать». И в выходных данных этих двадцатичетырехстраничных книг черным по белому напечатано: «Государственное издательство. Севастопольское отделение. 1921 г.» и «Государственное издательство. Севастополь. 1921 г.».
Не думаю, что севастопольский филиал Государственного издательства был создан только для блоковских «Двенадцати». Скорее всего последняя прижизненная книга Николая Гумилева тоже была опубликована в этом издательстве.
 
Но как бы там ни было, горожане могут гордиться, что в судьбе талантливого поэта был и Севастополь.
 
Нет в живых двух больших Поэтов, но их тени витают над городом.
Звучат со сцены стихи «херсонеситки»:
 
Бухты изрезали низкий берег
Все паруса убежали в море,
И я сушила соленую косу
За версту от земли на плоском камне.
Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка,
А я была дерзкой, злой и веселой
И вовсе не знала, что это — счастье...
 
А на сцене театра им. А.В. Луначарского идет « византийская » трагедия Николая Гумилева «Отравленная туника», написанная в Париже , и впервые поставленная в Севастополе в наши дни. И звучат под севастопольским небом африканские стихи:
 
По утрам просыпаются птицы,
Выбегают в поле газели,
И выходит из шатра европеец,-.
Размахивая длинным бичом.
Он садится под зеленью пальмы,
Обернув лицо зеленой вуалью,
Ставит рядом с собою бутылку виски
И хлещет ленящихся рабов...
Слава нашему хозяину европейцу,
У него такие дальнобойные ружья,
У него такая острая сабля
И так больно хлещущий бич!
Слава нашему хозяину европейцу
Он храбр, но он недогадлив,
У него такое нежное тело,
Его сладко будет пронзить ножом!
 
Слава вам, святые Анна и Николай! Ваши жизненные пути разошлись, но соединились в Вечности. Навсегда.
Севастополь – Хайфа . Век прошлый - век нынешний .
Copyright: Михаил Лезинский, 2005
Свидетельство о публикации №41783
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 22.05.2005 03:00

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Михаил Лезинский[ 22.05.2005 ]
   Вот , Ларочка де Галль , я и составил тебе компанию .
   
   Сентименталист Мыша херсонесская .
Тамара Ростовская[ 22.05.2005 ]
   Очень интересно.Узнала кое-что новое о любимой мною Анне Ахматовой.Спасибо,Ми­ша.­
Лара Галль[ 22.05.2005 ]
   Ах, Мишечка, это ж так уметь надо - одной фактологией ввергнуть в транс меня...
   Большинство питерской профессуры разделяют гумилевские )Левушкины) концепции об этногенезе и другие менее известные. В любом случае гипотезы этого гениального ребенка гениальных родителей заполняют философско-историчес­кий­ вакуум в "белых" вопросах. Судьба и брак - плодотворны были. Хоть и несчастны, на обывательский взгляд, да? Классно, что Вы являете их нам гениями.
Илана Вайсман (1959-2009)[ 05.06.2005 ]
   И все-таки: почему же Анна вышла замуж за нелюбимого? Может она уже тогда понимала, что в счастливой идиллии вряд ли родятся великие стихи. Чтобы творить - надо страдать...
   
   Большое спасибо.
Татьяна Барандова[ 05.06.2005 ]
   Виват Гениям!
   
   Браво Мастерам-летописцам!­
   
   Мы с Мышой визжим от восторга (ЧЕСТНО!). Обожаем обоих Поэтов, представленных в очерке.
Михаил Лезинский[ 06.06.2005 ]
   " Илана Вайсман [ 05.06.2005 ]
   
    И все-таки: почему же Анна вышла замуж за нелюбимого? Может она уже тогда понимала, что в счастливой идиллии вряд ли родятся великие стихи. Чтобы творить - надо страдать..."
   
   Доброй ночи , Илана! .. У нас в Хайфе что-то случилось . - интернет отключился , - у всех! - и зафуручил только сейчас ...
   Так что , буду краток ...
   
   Об Анне Ахматовой у меня много чего есть , - но я лично с ней не встречался ... А вот мой друг Саша Зенцев ( замечательная личность , которого все в Севастополе знали и любили , - я , когда-нибудь расскажу о нём!) , поехал к Анне Ахматовой , она его приняла и подарила ему свой портрет с надписью - этот автограф есть у меня ) ... Есть у меня копия знаменитого рисунка Модильяни... Так вот , как доказывают открытые документы , с этим "ненормальным" художником , у неё тоже была любовная связь ...
   И вообще , у Анны Ахматовой было много любовий ... И ещё вырисовываются любови ...
   
   И я лично думаю , что "виновны" здесь генны... Вот она такая и всё тут ... Гениальность - это и есть ненормальность ... И не надо "страдать" , хотя любой пишущий , - "больной" от этого недуга ...
   
   Наше всё - Александр Сергеевич , тоже был "ненормальным" , - он то мог жить безбедно , но он ухитрялся сам себе наносить , раны не только душевные ...
   
   А Михаил Лермонтов - который изначально был богат , обеспечен и любим женщинами , был тоже "ненормален" на генном уровне ...
   
   Так что , чтобы там ни говорили снобы от критики , - гениальность и есть болезнь , а любая болезнь доставляет страдания ...
   
   Но , несмотря на их , с обывательской кочки зрения , грехи , лично я , их всех люблю и буду писать о них с любовью и пониманием ...
   
   Не знаю , ответил я на твой вопрос , но попытался...
   Здоровья тебе и удач
Михаил Лезинский[ 06.06.2005 ]
   Спа - си - бо! Неожиданно , но , не буду скрывать , приятно.
   Потом отпишусь более подробно ...
Михаил Лезинский[ 11.07.2005 ]
   " Бельферман Моисей ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ М.ЛЕЗИНСКОГО и... ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА Анны АХМАТОВОЙ., Бельферман Моисей
    [ 11.07.2005 17:23 ]
   
    Уважаемая Юлия! М.Лезинский провел подобное исследование. Я его не читал.
    Хотел сказать то же, что и Вы. Достоверно можно судить о поэзии. Исправленной от цензурных правок.
    Личное - обсуждать и осуждать не стоит. Это как бы ставить под сомнение литературные достоинства и уровень талантливости поэтессы. Учесть ТЕ ВРЕМЕНА!
    Сплетни о ЛИЧНОСТИ ИСТОРИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ - нужны больше ОБЫВАТЕЛЯМ. СВЕРЯЮЩИХ СЕБЯ - с ГЕНИЯМИ.
    Вот и все! "
   
   Рассказ о том , как унтер-офицерская вдова , сама себя высекла!.. Читать надобно , голубчик вы мой , а уж потом выводы делать !
Моисей Бельферман[ 11.07.2005 ]
   Начал читать, точнее, перечитывать М.Лезинского. Не убедил.
    И с вдовами низших чинов - нечего меня съечивать!

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта