Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: Литературно-критические статьи Автор: Марина Матвеева
Объем: 10110 [ символов ]
Классификация версификаторов
Приглашение к дискуссии
 
 
Марина Матвеева
 
Классификация версификаторов.
 
Уважаемые господа читатели, прошу не воспринимать представленную здесь классификацию версификаторов (стихотворцев, рифмо(простите)плетов и т.п. – специально не употребляю здесь слово «поэт») – слишком всерьез. Ибо теория эта возникла чисто ассоциативно - как реакция ума на реплику российского поэта и журналиста Дмитрия Быкова, опубликованную в журнале «Сетевая поэзия» № 2 /2003 (Москва, Издательское содружество А. Богатых и Э. Ракитской).
Но все же - прислушайтесь.
Фраза, согласитесь, заставляет задуматься: «…Между поэтом и графоманом разница только одна – в качестве текстов, а судьба их бьет одинаково. Поэт хоть за дело страдает, а графоман за что? Между тем, и комплексы, и зависть, и сложная личная жизнь, и сомнения в даре, и муки слова – все у него как у настоящего поэта, и это трагическая по-своему ситуация. Тем более, что поэтов от графоманов отделит только время…»
…И возник перед глазами автора этих строк классический - благодаря литературе и критике, театру и даже кино - трагический образ Поэта. Классический, но – редкий. Устоявшийся образ, но… каждый отдельный его представитель – индивидуален. Причем, именно в своей трагичности.
Или не всегда понятия «поэт» и «трагедия» стремятся к полноте тождественности? Случаются иногда между их денотатами (для упрощения – конкретными лицами и конкретными судьбами, подпадающими под общие значения семем (семантем?) «поэт» и «трагедия») и процессы отталкивания… А «графоман» и «трагедия»? А… «графоман» и «поэт»?
А↔С, В↔С… А↔В???
Или даже А=В=С???
С целью решения данной логической задачи мы с вами и пробуем построить следующую классификационную модель, в которой разделим лиц, именуемых пока версификаторами, на 4 основных категории:
Итак…
Если, например, Вы пишете стихи и обладаете всеми перечисленными в концептуальном абзаце данной статьи чертами характера и обстоятельствами судьбы, и при этом, по многочисленным отзывам читателей, критиков и даже конкурентов и завистников, Вы – «талантище», «сила», «нечто», «явление» и даже «гений» (главное же – Вы чувствуете это и сами) - можете не сомневаться: Вы - Истинный Поэт. С чем Вас и НЕ поздравляю. Если еще не поняли, почему, значит Вы – молодой или даже вовсе юный Истинный Поэт. Отнесем Вас к типу 1.
Ежели Вы пишете стихи и обладаете всеми качествами, рассмотренными выше, но по всем отзывам (за исключением льстивых – от тех, кому от Вас нужно что-то иное, а не поэзия, - и обычной литсалонной вежливости: «Хлопать всем, что бы ни читали» – на нее у Истинных имеется глаз, а у кого-то - даже и зуб…) ничего из себя как поэт не представляете (не осмелюсь откровенно сказать: бездарность, графоман… впрочем, уже сказала), то Вы стихотворец типа 2. Если Вы способны посмотреть правде в глаза, то лучше перестаньте писать стихи и займитесь чем-то более позитивным. Тот же Быков (да и далеко не он один) называет искусство поэзии «губительным» - не всякому оно по силе. Индивидуум «страдательного» типа, вроде Вас, не найдет в своей невостребованной, осмеиваемой и гонимой, а от этого еще более мучительной (у Истинного хоть радость признания есть!) графомании спасения. Скорее наоборот. Есть только один способ остаться «в струе»: утешиться славой графа Хвостова (того тоже доныне помнят, хоть и известно, за что - за ничто) и раз и навсегда перестать мучиться несбыточной мечтой о лаврах второго Пушкина.
Рифмоиспользователям же типа 3, тем, кто (как и представители остальных типов) пишет стихи, но является счастливым НЕобладателем «страдательных» качеств: кто весел, счастлив, легкомыслен, а слово ему - игрушка, развлечение; кто одинаково может назвать стихотворением и «Незнакомку» Блока и самодельные конвейерные «поздравленки», - этим хочется сказать: пишите на здоровье! Ни Вы, ни Ваша поэзия - как правило, жизнерадостная до степени прыжков на одной ножке, а потому (и увы, и ах – а так и есть в 98-и случаях из 100) поверхностная и малооригинальная, - ни Вам самому, ни читателю вреда не причинит. Иногда – даже пользу: пару минут положительных эмоций тому, кому Вы посвятили вашу рифмованную открытку, о которой через неделю и не вспомнят. Пишите - но только не публикуйте, ради всего святого, Ваши однодневки и пустышки в газетах, журналах, сборниках и на сайтах! Не издавайте ломящихся от рифмованного (причем, „розно-морозно” и «любовно-кровно») бессмыслия многотиражных и по-кроличьи частых книжек! Попробуйте (ну, хотя бы попытайтесь!) осознать следующее: такая «поэзия» - в силу своей наибольшей количественности и наименьшей качественности – и есть тот главный графоманский мусор, который грудами лежит и инфекцией расползается в поэтическом пространстве, не давая прорастать там прекрасным цветам и обращать последним на себя внимание путников-читателей. Ничего более не добавлю. Только, пожалуй, сделаю исключение для детской поэзии – она должна быть жизнерадостной всегда. Потому так и трудна она – хорошее позитивное стихотворение написать практически невозможно, гениальное – вообще нонсенс. Буду рада, если найдутся те, кто не согласится со мной и опровергнет это утверждение с помощью веских аргументов и сильных примеров (только Пушкина, умоляю, не трогайте! И «Жди меня – и я вернусь» - это стихотворение своего времени, можно сказать, «злободневное» - только в контексте событий тех лет оно и было гениально. Или не так?)…
И, наконец, поэт типа 4. Самый, на мой взгляд, неоднозначный и неординарный тип. Разумеется, он тоже пишет стихи. Никакими «страданиями» «не страдает» (ну, разве что на обычном человеческом уровне – без хотя бы какой-то душевной тонкости и вообще создавать произведения искусства невозможно). Но! – по всем отзывам и собственному внутреннему ощущению он – Истинный Поэт! Да, бывают и такие, но в крайне малых количествах. Часто это барды – гитара так и просится в руки к авторам такого типа. И костер, и звезды, и закаты-рассветы над горными вершинами, и огромная компания друзей-товарищей – это его, типа 4, антураж. Есть, правда, и барды-трагики, особенно много таких бардесс – но эти не так интересны, и их песни (не рассматриваем здесь романс – вообще отдельный жанр) куда реже становятся «народными». Но вернемся к стихосоздателях типа 4: казалось бы – вот он, выход! Поэт должен быть таким – и никаких проблем!
Однако… Среди поэтов типа 4 есть множество одаренных, талантливых, необыкновенных, поражающих, потрясающих и т.п., но… Гениев среди них нет. Гении существуют только (только и только!) среди поэтов типа 1 – и, разумеется, далеко не все из них являются таковыми. Как верно (хоть и печально признавать подобную правоту) сказал все тот же Быков: «…Поэт… за дело страдает». За гениальность надо платить. И пусть эта фраза покажется читателю тривиально-пафосной! Примеров, подтверждающих ее истинность, не счесть:
…Спокойный талантливый Державин – и неспокойный гениальный Пушкин (один Бог ведает, что творилось в душе у Солнца русской поэзии!) и еще более раздерганный гениальный Лермонтов…
…Спокойные талантливые Тютчев и Фет – и… ни одного гения среди поэтов рядом. Потому приставим к ним нервного гениального Достоевского – он со своей образностью и сверхэкспрессией любому поэту, даже футуристу, сто очков вперед даст.
…Уравновешенные таланты Брюсова, Мережковского, Гиппиус, слащавая поверхностность Бальмонта и Северянина – и чудовищный, роковой надрыв гениальных Блока, Есенина, Мандельштама, Пастернака, Цветаевой, Маяковского, Сельвинского...
…Середина ХХ века… Или, может, достаточно? Любой отличит, где талант, а где гений, взяв для сравнения, к примеру, Смелякова и Вознесенского. Вы предъявите мне спокойнейший монолит Бродского – и вся теория, по-вашему, рухнет? Да, характер у этого Поэта не слишком нервный (и слава Богу!). А судьба?..
Да и вообще, из любых теорий имеются исключения. К какому типу отнести, например, Владимира Высоцкого, чьи пламенное жизнеутверждение и бездонное страдание были как две постоянно схлестывающиеся в его душе и творчестве цунами?
А как быть с современными поэтами-сетевиками, для которых холодное спокойствие в стихах – это показатель их элитности, «буржуазности»? Искренность же (а тем более – надрыв!) считается провинциальщиной и поэтическим плебейством.
А куда (не вычленить ли тип 5?) - тех, у кого поэтическая работа - «от головы», а не от сердца; преобладание формы над содержанием, слово-слого-звуко-игра, ломка литературного языка в угоду созданию какого-то нового – да, «своего», «неповторимого», но только самому автору и понятного? Куда все то, что называется (не всегда верно) новаторством, авангардом? Результат интересен, да поди ж разбери, поэзия ли это или фант(мар?)азм из «деталек» и «железок»? Только и вызывает интерес: а что там внутри? сделано из чего? А после рассмотрения (предварительно «раскурочив») собирать снова почему-то уже и не хочется… Иногда только себе в стих пару «деталек» под шумок утащат…Есть у нас такие «растаскиватели» «конструкций» Андрея Полякова и некоторых других оригинальных авторов. А сколько из классиков нахватано… Но это уже другая тема – возможно, кто-то захочет ее продолжить.
А мы не станем здесь подвергать поименной поэтической классификации наших современников. Думаю, каждый из нас в душе знает, к какому типу из вышеописанных он относится. А если еще не знает, то время подскажет. Возможно, уже не ему самому, а его детям. А кому повезет, то и – его читателям.
Главное же, что в итоге величины А («поэт») и С («трагедия»), хоть и с неодолимой силой стремятся (в случае с типом 1) к тождеству, но (спасает положение тип 4) не равны и никогда не будут окончательно равны друг другу. Истинные-Гении (1) не смогли бы существовать без опоры на силу, жизнелюбие и душевную широту Истинных-Талантов (4). А последние, в свою очередь, никогда бы не познали тех почти непостижимых глубин и высот, доступных (как правило, путем невыразимого страдания…) и открываемых людям Гениями.
А что до В («графоман»), то эта величина в полученной формуле попросту лишняя. И мне хочется (а Вам?), чтобы она стала таковой не только в формуле, но и в современной поэтической реальности!
Copyright: Марина Матвеева, 2006
Свидетельство о публикации №90431
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 25.05.2006 23:16

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Богданова Т.В.[ 29.05.2006 ]
   Уважаемая Марина, Ваш обзор интересен, но был бы интереснее с конкретными примерами их современных поэтов-сетевиков.
   Я могу Вам помочь.
   Вот несколько стихотворений, которые мне очень нравятся.
   
   
   Гравюра тишины январской... / Автор: Эльвира Юрасова
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=87541
   
   Гравюра тишины январской,
   и снега белая гуашь,
   где обозначен чёрной краской
   пространства чёткий антураж.
   Изящна графика резная,
   тончайших линий волшебство –
   деревьев хрупкая, сквозная
   причудливость...
   И что с того,
   что в этом пристальном пейзаже
   мы – мимолётная деталь,
   весьма случайная, и даже –
   подробность лишняя...
   Как жаль,
   что в стылом омуте окраин,
   прозрачном, кажется, насквозь,
   и заштрихованном ветрами
   вдруг оказаться довелось.
   Нам в лабиринте
   улиц зимних,
   ещё надеясь на весну,
   спасаться нежностью взаимной
   и пить по капле тишину...
   
   ********************­***­
   
   Разночтения / Автор: Дмитрий Комаров
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=87040
   
   Белых чаек воздушные танцы.
   Тёмных вод ледяное теченье.
   Мягкий блеск их поверхности глянца -
   Лишь подобие, лишь отраженье...
   
   Туч стремительных грозные тени.
   Горизонты, таящие дали.
   Мириады простых разночтений
   В мириадах различных реалий...
   
   Дрожь земли от раскатов могучих.
   Но ни капли в тот вечер весенний.
   Так обманчивы могут быть тучи,
   Порождая конфликт разночтений...
   
   ********************­***­*****
   
   Листья
   Автор: Галич
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=86525
   
   Это – листья падают, падают,
   Это – ветер дождём шумит.
   Я дивился лишь снегопадами,
   А теперь полюбил дожди.
   
   Листья жёлтые лужи выткали.
   Синий свет на твоём окне.
   Ты стоишь у окна с улыбкою,
   Будто выпал не дождь, а снег.
   
   Словно снег напружил метелями,
   Сел росою в твоих глазах.
   И луна мне кажется серою.
   Серой зеленью – берега…
   
   Это всё мне кажется давностью…
   Хоть тужи о ней, не тужи !
   Я любил в снегопадах странности,
   А теперь – полюбил дожди…
   
   Ветер по лесу в листьях крУжится,
   Журавли в облака глядят.
   По прозрачным осенним лужицам
   Бродит Осень и Листопад…
   
   Будто, что теряю, не ведая
   И , не ведая, что унёс…
   Поезд катит медленно, медленно
   И на окнах, всё тот же дождь…
   
   ********************­***­*****
   
   Финистер в январе / Алексей Хазар
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73497
   
   Здесь погода едва ли прогнозам подвластна,
   Солнце выглянет вдруг, обрывая дожди,
   Но прошло полчаса и, как прежде, ненастно,
   А тепла, так и вовсе, до мая не жди,
   
   Но когда в Подмосковье темно и морозно,
   Здесь какой-то безумный кустарник цветет,
   И Атлантика дышит натужно и грозно
   И ветра не кончают свой долгий полет.
   
   Здесь угрюмые тайны морских суеверий,
   Все звучат прихотливо на старый манер.
   Этот край - в океан отворенные двери,
   И не зря называется он Finistere.
   
   Дремлют яхты до срока, укрывшись в маринах,
   И звенит такелаж, словно тысяча струн,
   Откликаясь печалью мелодий старинных
   И сюжетами кельтских загадочных рун.
   
   Силуэт маяка лег на пурпур заката,
   А за ним океан без границ и без мер.
   Ты, наверное, мне уже снился когда-то,
   Незабвенный вовек край земли Finistere…
   - - - - - -
   [ Finistere (фр. диалект) – «конец земли», западная оконечность полуострова Бретань.]
   
   ********************­***­****
   
   К какому типу Вы отнесли бы их аторов?
   С уважением,
   Татьяна Богданова
 
Марина Матвеева[ 31.05.2006 ]
   Уважаемая Т.В.! (очень приятно было бы узнать Ваше имя).
   
   По одному стихотворению трудно отнести поэта к типу. Нужно прочесть много его стихов и хоть немного узнать поэта как личность. Но вкратце скажу:
   Стихотвоорение Эльвиры Юрасовой очень близко к поэтическому направлению "ФАЭЗИЯ". Оно зародилось у нас в Крыму, о нем можно пречесть статью "Феномен фаэзии" на этом портале у автора Елена Коробкина (или Коробкина Елена, не помнб, в какой последовательности даны там имя и фамилия). Стихотворение Эльвиры очень тонкое, звенящее, не совсем традиционное по образам и стилю. По мастерству близко к типу 4 (красота и необыкновенность без особой глубины), но намек на глубину есть ("мы - подробность лишняя.."), возможно, в других стихах есть что-то, что отнесет автора к типу 1.
   
   Второе стихотворение похоже на произведение Поэта типа 4 сразу. Слишком спокойно. Но это тип стихотворения, а не поэта. Мастерство чувствуется.
   
   Третье стихотворение слабовато. Над ним надо немного поработать. К типам пока относить не будем.
   
   Четвертое. Тоже без особой глубины, но мастерство высокое. Это Поэт.
   
   Не сочтите мои ответы утверждением истины. Как и статья, это всего лишь одно из мнений, которое может быть подвергнуто опровержению, критике и т.п. Буду рада этому.
   С уважением,

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта