Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: Литературно-критические статьи и обзорыАвтор: Моисей Бельферман
Объем: 10717 [ символов ]
ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕРАЗБЕРИХА. РАССУЖДЕНИЯ об "ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ"
Номинация: Литературно-критические статьи Автор: Бельферман Моисей
 
Номинация: Литературно-критические статьи Автор: Бельферман Моисей
 
Объем: 10 313 [ символы с пробелами ]
 
ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕРАЗБЕРИХА. РАССУЖДЕНИЯ об "ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ"
 
Трудно понять-разобраться, что происходит в мире. Как состыковать непохожие позиции? Соседей и отдаленных по расстоянию интересантов. Внутренняя, да и международная политика правительств разных государств полна противоречий, абсурдов. Объяснимо это: громогласными декларациями и принципами прикрывают тайные намерения и деятельность. Без знания этого последнего нельзя достоверно судить о происходящем. Не видно направление, не понятна тенденция развития. На историческое развитие влияют сильно человеческие факторы. Только в абстрактных учениях говорится об объективном развитии.
 
«Героями», «вождями», лидерами чаще оказываются личности не просто несимпатичные – преступные! История – это плод человеческого безрассудства. Массовых помутнений рассудков. Слепого передвижения. Организованного топтания на месте. Существование толпы по велению инстинктов. Подстрекательство хулиганства, подчас бандитизма по воле-требованию уловившего момент демагога-горлохвата. Малокультурная масса напоена страстным желанием давить, громить и разрушать! В «историческом процессе» постоянно происходит соревнование всяких прогрессов с разновидностями варварства, дикости, жестокости. История жестока! Это – проявление силы и меньше всего разума! Толпы все еще ведут за собой никчемных правителей! Последние оригинально проявляют свои странности. Ставят эксперименты, испытывают подвластных.
 
Сколачивают костяк приверженцев. Склоняют на свою сторону
«большинство». И без этой видимости демократии навязывают свою волю. В «историческом процессе» нет и не может быть закономерностей. В нем чаще проявляются национальные черты, ментальности, возобладавшие общественные страсти, клановые суеверия. Если представить все в обобщенном виде. История – это сюжетное наполнение. Столкновение интересов, сил… Результат «волевого компромисса». Торжество слепого случая. Иногда – очень редко – видно влияние мистического всполоха-озарения. Верно, МИСТИЧЕСКАЯ СИЛА брезгует вклиниваться в противостояние страстей часто торгашеского, даже животного свойства. В исторической неразберихе редко разбирается даже честный историк.
 
История - загадочна и телесна. В ней – Душе тесно! Неуютно! Даже иногда противно! Не расслабишься, не отдохнешь: отвлекает от основных дел и интересов.
История – это выдумка. Это – среда, арена действия тщеславцев, насильников, психопатов, маньяков… В последних случаях история превращается в разновидность истерии. Сопровождается массовым психозом, тотальным порабощением. История – наука комплексная, емко наполненная. Серый в своей массе народ не позволит в ней развернуться умным. Умники смогут преуспеть! Оставляют свой памятный след в истории, как напоминание о привычках, настроениях, свойствах характеров… Почти всегда от этого зависят принимаемые решения. Зарубы памяти! Короткой или долговременной, исторической. В народную судьбу вклиняются действия одиночек.
История – неподъемная глыба! Виден на поверхности айсберг: запротоколированная часть государственного творчества, общественной деятельности. Иногда в истории проявляются, осуществляются химерические представления. Развитие действий напоминают костюмированные маскарады. В бездумное веселье вдруг вплетаются жестокие зверства. Те же участники! Такой контраст!
 
Исторические события – непоследовательны. Случайная смена репертуара. Теряешься в именах, датах! Во всем сумбуре поступков, страстей, эмоциональных взрывов… История исходит из реагирования и восприятия. Отражает самые запоминающиеся эпизоды.
История – комична! Вот только мало кто наделен чувством юмора: не видит смешное - в трагичном. Нелепую тиранию воспринимает с серьезным видом знатока. Считает ее некоей непогрешимой, нерушимой данностью. Возмущается при узнавании: беллетристы ее превращают в забавные повествования. Требуют неукоснительного соблюдения «условностей». Не искажения «фактов»! Кто знает, как все происходило в действительности? В тонкости вникают специалисты да еще въедливые знатоки. Массе достаточно иметь «общее представление». Обходятся и без таких знаний. История входит во всеобщую культуру. Массе людей нужна ее условность! И мораль – обременительна! Логика полезнее – пластилинового свойства. Способная выгибаться, закручиваться… В крайнем случае: имеющая вызубрины. Преодолевать логику, как препятствие.
 
История изначально возникла из Торы! В нее вошла составной частью. Изначальная история человечества наделена мистическими свойствами.
 
Из многочисленных пастелей история становится в последовательную серию фотографических снимков. Даже в киноленту. История регулирует развитие общества – во времени! Она учит нелепым способом - не умеющих усваивать и учиться. Использует энергию. Вместе с сырьем человеческий материал перерабатывает в материальные ценности. Цивилизации бездумных, живущих одним днем обществ – обходятся без духовности. Часто под его названием выдают поделки технические, ремесленнические, художества…
Иудаизм сплетен с древней историей. В течение трудных двух тысяч лет имел главной целью – самосохранение. Оказался как бы в скорлупе. Не чувствует раскованности, востребованности. Ныне он не поспевает за темпом движения. С опаской оборачивается на жульничающих политиков. Лишился смелости предстать и высказаться перед светским большинством общества. Иудаизм теряет авторитет, влияние на общество. Отделяется от истории! Проживает вне временных рамок. Сама история чаще убыстряет темп: пытается сравниться с техническим. Мчится в Никуда! Иногда ее пытаются записать прежде, чем осуществится.
 
История раскололась на составляющие и одновременно впитала в себя многие сферы. С их частью - конфликтует. Соревнуется за первенство, значимость… И в убранстве тоже определенная важность.
 
История подобна пылесосу: впитывает в свое жерло все на пути попадающее. Перемешивает. Без стеснения в таком общественном беспорядке предстает. Обращает на себя внимание. Требует уважительного отношения к глупостям людей, дикости общества. Повышенное внимание к настроению часто затемняет суть происходящего. Не сразу поймешь: во благо оно или – ко злу! Происходит движение и прогресс или – продолжается топтание? Сползание к преодоленному прошлому? Настоящее – оно и есть вариация прошлого! Только изредка – вползание в будущее. Не всегда история «видит», верно определяет грань между этими таинственными величинами. Эпохи назначают не точно: по случайным признакам. Нужно обладать особым нюхом: учуять тенденции. По силе и смыслу тенденции определить ее жизненность, направленность… Потенции возможных преобразований. Только отдельным позволяют сохраниться, развиться: остальные топчут в зародыше. При этом «абортивность» значительно превышает «рождаемость». В десятки-сотни порядков счета.
 
История бесстрастна. Ей даже забавнее общаться с легче запоминающимися сенсационными выходками. Завихрения общества, массовое одичание выдают за страсть жизни. Ищут в космосе или «Сверху» указующий перст судьбоносного повеления. Трепещущие умы пытаются вникнуть в «подземные толчки»: не они ли симптом грядущих скандалов, волнений, преобразований? И планетарные сбои, солнечные вихри: что внесут они в историко-сексуальные отношения? Как география обеспечит экономике психологическое равновесие? Не сможет ли математика прикрыть брешь в демографии диспансерной наполняемости? Остается еще гидротехника и прочие компоненты преобразования природы. Истории до всего этого и подобного нет дела. Только бесстрастно констатирует извлеченные факты. Их препарирует. Объясняет графикой – динамику. Исторические концепции – те же гипотезы.
 
Общественные боли и болезни истории не всегда понятны. Иногда их принимают во внимание. Истории обслуживают государства, системы, правителей… Постоянно меняются моды, косметические приемы, бытовые удобства… Истории производят для чтения, изучения, следования… Иногда они применяются в качестве снотворного средства («сонник» - для засыпания!) Для предъявления претензий соседям. Истории потворствуют национализмам. Готовят войны. Для их скрупулезного изучения. Передышки историки используют для поиска новых фактов, доказательств… Для написания новых исторических трудов. Цикл истории – беспрерывен! Истории не будет конца, как и жизни! Не всегда ясно: что первично? Жизнь или история? Идут параллельно. Являются древнейшими профессиями! Разве жизнь нельзя так назвать? Кто возражает: так наименовать историю?!
 
История – это наука? Какими точными приборами или методами исследований она пользуется? Не лучше назвать ее историко-подобной беллетристикой? Это сага, фольклор, легенда, миф? Пусть даже написана скучно – с академической целью. Не только для поучения читателей и кормления автора. Разве нельзя жить без истории? Современная цивилизация так и живет!
 
История подобна забаве! Игра – серьезнее карточной и даже шахматам! Дающие образование (образователи ?) считают: не обойтись без знания истории. Видите ли, история сохраняет культуру! Несет мораль! Но в таком случае, история подменяет религию. Выполняет ее функции. История в данном смысле понятия – бесполезна! Обременительна! Подчас, расточительна! Не более нужна обществу, чем… канализация! Разве не так?! Попробуйте обойтись без канализации! А что история? Вызревает зелеными плодами: как бы не заразила дизентерией!
 
Скорость полета истории соразмерна техническому развитию общества. Не всегда! Подчас, история вытворяет такие холерические кренделя: дивуешься диву! Напоминает семейную разборку – на кухне! Только что – не тот масштаб, массив, да разнятся результаты! История выставляет две стороны: освещенную и теневую. Не всегда! Это объективистская история! Некоторые даже выцвечивают полутени, проникает в закоулки… Кому это нужно?! Главное для истории – назвать героя и противопоставить ему злодея! Как в античной драме-комедии! Пусть позабавятся в игре и вынудят чему-то свершиться!
Все внимание истории обращено – на факт свершения! Пусть даже незначительный, смешной: с него идет отсчет времени! Наблюдение над событиями! История и есть хронология. И только! Ей уделять внимание – по значимости! Отметили зарубку времени – переходим к очередным делам! Не задерживаемся! Еще надо уметь верно оценивать потенциал…
 
История не хочет мириться с «хронологией» - требует больше функций! От них зависит авторитет! История ищут пути в политику, в силовые структуры и сферы власти. Пытается формировать идеологию. Подсказывает пути и способы беспроигрышной игры, утверждений, побед…
 
 
© Бельферман Моисей, 2004 Дата публикации: 16.12.2004 06:18
Copyright: Моисей Бельферман, 2005
Свидетельство о публикации №49020
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 23.08.2005 15:51

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Дмитрий Сахранов[ 23.08.2005 ]
   Наверное, Вы очень любите Историю, Моисей, раз посвятили ей столько слов, подняли столько тем для обсуждения.
   "Не более нужна обществу, чем… канализация! Разве не так?! Попробуйте обойтись без канализации! А что история? Вызревает зелеными плодами: как бы не заразила дизентерией!" - а, как метко выразил!
 
Моисей Бельферман[ 23.08.2005 ]
   Уважаемый Дмитрий Сохранов! Действительно, ЛЮБЛЮ ИСТОРИЮ. Почти ВСЮ ЖИЗНЬ ЗАНЯТ.
    А вот, с канализацией и, простите, с эпидемологией... Ну, не приходилось. Советуете заняться?
Дмитрий Сахранов[ 24.08.2005 ]
   Так я ж это... вашей собственной фразой из статьи восхитился.... а теперь типа чего? ее мне приписывают?
Михаил Лезинский[ 23.08.2005 ]
   Профессиональный боксёр Сахра - Голиаф учит Давида Бельфа , как ему победить самого себя .
   Исторический миф , если он и есть факт , (Давид победил Голиафа) ,
   ни о чём не говорит ... Никогда давидам историческим не победить исторических голиафов ...
   А чтобы с Голиафом невыдуманным говорить на равных с мальчиком Давидом , надобно то ж , хотя бы чуточку быть равным тому дяденьке по имени Голиаф - пересекаться хоть в чём-то маненечко , в понимании фактов ... И , как говорил Ленин , учиться , учиться и учиться - уметь учиться у повивальной бабки Истории , а уж опосля , товарищ Давид Бельф , и речи в канализацию сливать можно ...
   Эк , какую умную речуху я накатал , прям как Дмитро Сахранидзе-джан ...
   Верна кошачья-собачья пословица С кем поведёшься , от того и блох наберёшься!
 
Дмитрий Сахранов[ 23.08.2005 ]
   Не, мне до тебя, дядя Мыша, далеко! Много-много парсеков топать по млечному пути. Чтобы хотя бы понять то, что ты написал... не то, что бы повторить...
Моисей Бельферман[ 24.08.2005 ]
   Мне редко снятся сны. Снящиеся - к утру улетучивают сюжет. Но на этот раз точно запомнил: полемизировал с Дмитрием Сахрановым.
    Статья с размышлениями об исторической неразберихе давно висит в «моем репертуаре». Прежде «не замечена». Только что сейчас выставил ее на соревновательный конкурс по специальной тематике.
 
Дмитрий Сахранов[ 24.08.2005 ]
   Конфуций давно намекал мне, что я снюсь Моисею - Дмитрием Сахрановым, а Лезинскому - Голиафом :)
Михаил Лезинский[ 24.08.2005 ]
   Вот это можно читать , в отличии от ЛОЗУНГОВЫХ его произведений , можно соглашаться или не ... Но всё понятно , всё на русском языке .
   Впервые читаю нечто членораздельное - вот бы этот термин применить бы и к афоризмам-максимам , но рука не поднимается , - две книжки , прекрасно изданные у меня перед глазами , которые и права не имеют называться афоризмами ...
   Нет , тут явно два Моисея Бельфермана , два разных почерка , хотя и наличиствует нечто общее . Или , у меня в глазах двоится ?!.
 
Дмитрий Сахранов[ 24.08.2005 ]
   Точно два! И кто-то один из них не имеет права называться Моисеем Бельферманом :)
Моисей Бельферман[ 24.08.2005 ]
   Дмитрий Сахранов! Вы - ТОНКИЙ ЮМОРИСТ! А ЗАНЯТЫ СЕРЬЕЗНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ.
 
Дмитрий Сахранов[ 24.08.2005 ]
   Это Вы о том, что не своим делом занимаюсь? :) Или, что меня тоже два... а может даже больше...
   Да, и как определиться в мире, населенном собственными альтер-эго?! Вы знаете ответ, Моисей? ;)

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта