Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Духифат
Объем: 12535 [ символов ]
Невыдуманная история
Жди меня
В начале сентября 1939 года – уже шла мировая война – Еврейский национальный совет ишува в Палестине провел мобилизацию добровольцев для службы в национальных частях, зарегистрировав при этом более 140 тысяч человек. Под давлением сионистского руководства в конце 1942 года было объявлено о создании еврейских добровольческих полков в Палестине. На базе трех таких полков в сентябре 1944 года была сформирована Еврейская бригада, принявшая участие в боях в Италии. Многие бойцы бригады за мужество, проявленное в борьбе с нацистами, были удостоены британских наград. У бригады было своё знамя и эмблема. Однако после войны – в 1946 году, – идя на уступки арабам, британские власти расформировали эту бригаду.
Шёл 1943 год. Соломон Дойчер, боец из числа еврейских ополченцев в составе британских войск, расквартированных в Палестине, находился в дозоре. Его пост был на волнорезе Хайфского порта, охранявшегося ополченцами, кото-рым надлежало следить, чтобы в гавань не проникли итальянские субмарины.
В тот памятный день Соломон прихватил на дежурство небольшую книжицу под наз-ванием «Стихи о любви». Автором книги, был русский военный журналист Констан-тин Симонов, чьи стихи перевёл на иврит Авраам Шлёнский.
Первое стихотворение - «Жди меня» - Соломон читал строку за строкой и сердце его переполнялось тоской и печалью Волна нахлынувших воспоминаний перенесла его в Вену, где он родился в 1921 году, и где промчалось его детство и юность. После аншлюса, когда власть в Австрии захватили фашисты, группе еврейских парней и деву-шек в 1938 году удалось тайком покинуть Ве-
ну, и на небольшом судёнышке спуститься по Дунаю в Чёрное море, а затем через
проливы и Мраморное море выйти в Средиземное и достичь берегов Палестины.
Среди пассажиров был Соломон Дойчер, которому едва исполнилось 17 лет..
Стихи Симонова вызвали бурю эмоций в душе юноши. Во время этого дежур-ства родилась песня. Строки стихотворения органично легли на мотив, возникший
где-то в подсознании Соломона, чтобы соединиться с мелодией навсегда.
Много лет спустя, вспоминая ту ночь Шломо Дрори (это имя Соломон Дойчер взял себе уже в Израиле) говорил, что при чтении «Жди меня» он почувствовал, как необходима мелодия этому стихотворению, поскольку оно было самым впечатля-ющим. И хотя Шломо не был музыкантом, но этой ночью он стал многократно повторять тот самый мотив, который возник в его голове при чтении стихотворения. Утром, вернувшись на базу, он напел песню аккордеонисту Цви Бен-Йосефу, музы-канту-профессионалу и композитору, который тут же записал ноты, и таким обра-
зом «Жди меня» окончательно оформилось в песню. С этой песней самодеятельные
актёры стали выступать в разных воинских частях и госпиталях. Если говорить сов-
ременным языком, эта песня стала шлягером тех дней, потому что в ней выра-
жались чаяния каждого солдата, тосковавшего по той, которая его ждёт. Благодаря
2
 
этой песне Шломо попал в бригадный ансамбль и стал его солистом. Ансамбль ис-
полнял разные популярные песни, но «Жди меня» была всегда гвоздём программы.
 
Жди меня, и я вернусь. Пусть друзья устанут ждать,
Только очень жди, Сядут у огня.
Жди, когда наводят грусть Выпьют горькое вино Желтые дожди, На помин души…
Жди, когда снега метут, Жди. И с ними заодно
Жди, когда жара, Выпить не спеши. Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера. Жди меня, и я вернусь,
Жди, когда из дальних мест Всем смертям назло. Писем не придет, Кто не ждал меня, тот пусть
Жди, когда уж надоест Скажет: - Повезло!
Всем, кто вместе ждет. Не понять, не ждавшим им
Как среди огня
Жди меня, и я вернусь, Ожиданием своим
Не желай добра Ты спасла меня.
Всем, кто знает наизусть, Как я выжил, будем знать
Что забыть пора. Только мы с тобой, -.
Пусть поверят сын и мать Просто ты умела ждать,
В то, что нет меня, Как никто другой.
 
 
Шломо знал, что его отец наверняка убит. Эта страшная участь постигла многих евреев, живших тогда в Австрии и Германии. Он думал, что и его матери пришлось разделить судьбу отца. Но случилось чудо: мать Шломо добралась до Италии, мона-
шки католического монастыря более года скрывали её, а когда в Италии высадились
американцы, монашки выправили ей фальшивое удостоверение, с которым она до-шла до союзников.
Накануне Судного дня она стояла во дворе римской синагоги и плакала. Ей каза-
лось, что жизнь её кончена. У неё никого не было ни в Риме, ни в целом мире. Слу-
чайно оказавшийся рядом американский офицер понял, что она еврейская беженка.
Они разговорились, и тут неожиданно выяснилось, что она была его тётей, родной тётей Броней. И тогда он решил, что его святой долг позаботиться о ней. Он снял для неё в Риме комнату, принёс еду и одежду. Она же просила только об одном, чтобы ей помогли найти её сыновей. Она была уверена, что оба её сына наверняка ушли доб-
ровольцами в британскую армию. Американский офицер стал наводить справки и узнал, что её сыновья действительно служат в бригаде, только брат в 12-ом батальоне, а Шломо – в ансамбле.
Стало известно, что ансамбль прибывает в Италию для выступлений перед еврейс-
кими подразделениями, дислоцированными в тех местах. Офицер, продолжавший заботиться о своей тёте, привёз её на машине к зданию оперы в Бари, где должен был состояться концерт ансамбля. Всю труппу провели за кулисы, артисты готовились к выступлению. Шломо не знал, что его мать жива, и даже представить не мог, что она в Италии. Когда вошёл солдат и спросил: «Кто здесь Соломон Дойчер?», он назвал себя: «Я. Почему тебя это интересует?» Солдат ответил: «Твоя мать тебя ждёт». Шломо словно ударили молотком по голове. «Что значит – ждёт моя мама?» Солдат развёл руками: «Я не знаю. С ней какие-то американцы и наш командир,
и они хотят, чтобы ты к ней вышел. Хана Марон (впоследствии - одна из ведущих
актрис тель-авивского Камерного театра, начинавшая свой путь с ансамбля
 
3
вместе с Дрори и Йоси Ядином) сказала Шломо: «Ты не должен выходить первым. У
неё может случиться сердечный приступ. Мы выйдем по одному, пусть она попривыкнет. Ты выйдешь последним». В ансамбле было двенадцать участников, и все они договорились: что бы ни случилось – не плакать! Шломо вошёл в комнату, все члены ансамбля окружили его маму. Она не узнала сына. Он же узнал её сразу, подошёл к ней и сказал только одно слово: «Мама!» И все заплакали. Командир обратился к ансамблю: «Ребята! Представление должно состояться! И я знаю, что нужно сделать». Он поднялся на сцену и сказал: «Солдаты! Сегодня у нас случилось такое, что не могло бы произойти ни в одной армии мира. Перед вами выступит анс-
амбль с программой «Привет с родины». Но такого привета нет ни в одном другом месте, потому что солист ансамбля только что встретился со своей мамой, выжившей
после Катастрофы, и он споёт песню, которую сочинил специально для неё». Это, конечно, было неправдой, но суть не в этом… Со сцены запели, солдат, сидевший рядом, переводил матери Шломо слова песни на идиш, потому что она не понимала иврит… Она сидела и плакала – там, в первом ряду…
После войны Шломо предложили остаться в Милане и стать солистом театра La Scala, но он отказался, заявив, что хочет быть крестьянином на Земле Израиля. Вернувшись с фронта, он принял участие в подготовке к Войне за независимость. Англичане разыскивали Шломо, сулили за его голову большие суммы. Его не выдали…
Ещё во время войны Шломо подружился с началь-ником Генштаба Мордехаем Маклефом, и когда тот получил новое назначение – должность Генерального директора химического комбината Мёртвого моря, он забрал Шломо с собой.
Шломо Дрори проработал на заводе до пенсии, но и потом, не захотев сидеть дома, он создал музей заводов Мёрт-вого моря и стал его смотри-телем.
В дневнике Ильи Войто-вецкого, сослуживца и друга Шломо Дрори, за-писаны такие слова: «Вот уже 11 лет я приво-
жу в музей туристов из бывшего СССР. Все эти годы я ношу с собой кассету с песней Шломо
 
4
 
Дрори на стихи Симонова «Жди меня», и мои гости наслаждаются нео-бычным, почти лунным пейзажем, открывающимся за окнами туристи-ческих автобусов, огибающих по извилистому шоссе побережье Мёрт- вого моря, и с интересом прислушиваются к звучанию чем-то знакомой песни на незнакомом языке. Мне жаль, что среди них не было К.М.Симонова».
В те самые дни, когда молодой боец еврейского ополчения встретился в горо- де Бари неподалёку от Рима со своей мамой, и пел ей песню "Ат хаки ли", Констан-тин Михайлович Симонов возвращался из Югославии. Самолёт совершил посадку в Бари . Автор "Жди меня" провёл в этом городе несколько дней. Встреча автора стихов и создателя песни могла бы состояться, но… Судьба отсрочила встречу на шесть десятилетий и подарила её не автору стихов, а сыну поэта - Алексею Симо-нову. Алексей создал фильм об отце и первые его кадры были сняты в Араде. На эк-
ране - дом Шломо и Шули Дрори, фото героев кинорассказа из тех лет, когда они были ещё молодыми, Шломо – солиста армейского ансамбля, его жены – Шули (Шуламит) – 60 лет назад…
 
- Жди меня и я вернусь! – Как торжественно звучал
Словно бы во сне В тишине иврит,
Повторяю наизусть Он надеялся, он знал:
Строки о войне. Правда победит!
Как в завьюженной степи Верил, что её найдёт,
На семи ветрах, Ведь дороже нет
Мать молилась: сын, терпи, Матери, что сына ждёт
Одолей свой страх!.. Вот уж восемь лет…
А в земле совсем другой, Рим танцует, Рим поёт.
Там, где злы пески, Кончилась война!
Вспоминая мать с тоской Кто дождался, кто-то ждёт,
Сын сжимал виски. Не его вина,
Карабин держа в руке, Что дорог не перечесть
Постигал как мог, И в конце пути
На еврейском языке Может и плохая весть
Суть чеканных строк… Адрес твой найти…
Далеко отсюда Русь, Ну, а Шломо римский зал
Где идут дожди, Любит вспоминать,
- Жди меня и я вернусь, Как он нежно обнимал
Только очень жди! - Плачущую мать.
И мелодия волной И смахнув слезу рукой
Подхватила стих. Со своей щеки,
Голос сочный и живой Он шепнул ей: я – живой,
Из души возник! Ат хаки, хаки!
 
Григорий Бродский
 
В основе очерка о Шломо Дрори материалы, опубликованные на сайте
Ильи Войтовецкого, использованные с разрешения автора.
Copyright: Духифат, 2007
Свидетельство о публикации №141850
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 27.07.2007 15:33

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта