Золотое сечение хокку. Попытка проверить гармонию алгеброй. 1.Форма. Чем объяснить интерес миллионов людей во всем мире к японскому трехстишию – хокку? Множество поэтов говорящих на разных языках очарованы этой поэтической формой существующей в Японии с XII века. Три строки 5-7-5 слогов и в них целый мир красоты природы и чувства. А может быть красота и есть ключ к пониманию этого интереса? Что стоит за визуальным чувством красоты давно известно архитекторам и живописцам. Это – идеальная пропорция или «золотое сечение». Если в прямоугольнике со сторонами А и В ( где В - длиннее) стороны соотносятся как А/В = В/ (А+В) ( это отношение приблизительно равно 0,7) – то это и есть идеальная пропорция или «золотое сечение». Самое удивительное то , что в случае с хокку мы тоже имеем «золотое сечение» : 5/7=0,7 а 7/ (5+5) =0,7 , где как вы догадались 5 и 7 – количества слогов. Ритм 5-7-5 японского трехстишия является отшлифованным столетиями «золотым сечением» красоты хокку. 2.Содержание. На примере творчества японского классика хокку Мацуо Басё ( Бабочки полет : Японские трехстишия. Пер. с яп. В.Н.Марковой – М., Лабиринт Пресс,2002. – 352 с.187 трехстиший М.Басё) попытаемся сделать статистический анализ содержания хокку. Для этого каждую из 3 строчек хокку отнесем по смыслу к одному из трех элементов теории познания – созерцанию, абстракции и действию. Уточним граничные условия выбранных элементов: Созерцание - это внешний вид объекта, ощущения ( цвет, вкус , звук, тактильные и иные), например, «в небе облачка клочок», «вода так холодна!», «аромат хризантем». Абстракция – это отвлеченные понятия, продукт деятельности мозга, например, «чем же там люди кормятся?», «как постарел знакомый печник!», «дети, кто скорей…» Действие – это движение, «осуществление существующего в возможности», например, «омывают цаплю по самую грудь», «спрятался в рощу бамбука», «стелет постель ему ветер…» Результаты анализа сведены в таблицу 1 и представлены графически в рис.1: Таблица 1 % Созерцание Абстракция Действие Первая строка 28,7 47,9 23,4 Вторая строка 24,2 26,9 48,9 Третья строка 53,5 22,7 23,8 Итак , в первой строке у 187 хокку М.Басё превалирует абстракция – 47,9 % случаев, во второй – действие 48.9% случаев, в третьей – созерцание- 53.5% случаев. Рис.1 Можно привести несколько хокку М.Басё соответствующих приведенному распределению: 1.Как разлилась река! Цапля бредет на коротеньких ножках По колено в воде. 2.Сосенки…Милое имя! Клонятся к сосенкам на ветру Кусты и осенние травы 3. Печального меня Сильнее грустью напои Кукушки дальний зов! Конечно, есть замечательные исключения из приведенных выше закономерностей, но в целом надеюсь эта информация может быть полезна начинающему «хоккуисту |