Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Михаил Лезинский
Объем: 7582 [ символов ]
ЕСЛИ Б Я СНИМАЛ КИНО О КОНСТАНТИНЕ СТАНЮКОВИЧЕ
ЕСЛИ БЫ Я СНИМАЛ КИНО о Константине Михайловиче Станюковиче, то сделал бы это в Севастополе. "Здесь он родился, провел детство и
участвовал в войне. Передо мной зримо встает его портрет. На слегка
продолговатом лице — выразительные глаза. Может быть , мальчишки за эти глаза его дразнили пучеглазым? Волосы — каштановые, вьющиеся. Бачки и усы сливаются с аккуратной красивой бородой. Он в цивильном сюртуке. Сюртук оторочен коричневым шелком. Из кармашка выглядывает "краешек белого платочка... Одним словом, красавец мужчина!
 
Итак , условились – я снимаю кино . Константин Михайлович медленно
приближается к тому месту , где когда-то был его дом .
Здесь для фона я даю такую картинку : море без края и берегов . Бурное , гневное . Пошумев , успокаивается . Звучит музыка Эраста Абазы из романса Ивана Тургенева "Утро туманное , утро седое "
 
Выбор музыкального сопровождения не случаен: этот "романс — печальный, как сама жизнь, звучал на бастионах Севастополя. Его исполнял сам автор музыки майор Эраст Абаза. Он погиб, защищая Севастополь, и его именем открывается скорбный мемориальный список на мраморных черных досках в Свято-Никольском монастыре, что на Братском кладбище Северной стороны города.
Море постепенно успокаивается и проявляется, как фотография,
мемориальная доска. На ней начертано:
 
«На этом месте стоял дом , в котором родился...»
 
Я бы высветил и название улицы — Ленина, 40. Константин Станюкович подходит к мемориальной доске, оглядывается, пытаясь что-то понять:
 
— Где я нахожусь? Судя по бухте, это Севастополь. Неужели эта улица и есть Екатерининская? А где же тогда мой дом? Где сад? Кто повырубил фруктовые деревья? Где кривая груша, под которой сиживали адмиралы Корнилов и Нахимов? — И еще множество вопросов пытается задать себе Константин Михайлович.
 
Снова море без конца и края. Бурное и успокоенное. Когда море исчезает, «проявляется» новый сюжет:
 
Константин Станюкович с высоты Исторического бульвара в подзорную трубу рассматривает Зеленую горку- район Севастополя. «Высвечивается» название одной из улиц; Константина Станюковича...
 
— Что-то в бытность мою я не "помню улицы с таким названием, — не в честь ли меня она названа? Есть же еще Станюковичи! Мой старший брат, капитан-лейтенант Николай Станюкович, прослуживший на втором и четвертом бастионах , и за подвиги свои получивший орден Владимира 4-й стегани с мечами, орден Георгия..., Улицу назвали в мою честь? Стало быть, читают-еще мои книги...
 
Поясню , как автор импровизированного сценария. Улицу назвали только к пятидесятилетию со дня смерти писателя. Чем думали !..
 
Константин Станюкович через все увеличивающееся око подзорной трубы выхватывает Малахов курган, Корабельную сторону, здание библиотеки. Видит надпись: «...имени Константина Станюковича». Библиотекарь выдает читателям книги с различными названиями. Общее в них то, что их написап Станюкович. А подзорная труба
продолжает изучать местность. И словно сами собой рождаются слова, с которых Константин Станюкович начнет свою повесть из хроники времен Крымской, войны:
 
«На окраине красавца Севастополя, поднимающегося амфитеатром, на склоне горы, лепились белые
домишки матросской слободки... В роскошное сентябрьское утро 1854 года стоял черномазый пригожий мальчик, здоровый и крепкий, с всклокоченными кудрявыми волосами...»
(Станюкович приглаживает свои каштановые волнистые волосы) «..,и грязными босыми ногами, в не особенно опрятной старой рубахе и
в холщовых, когда-то белых штанах. На вид мальчику можно было дать пет двенадцать, тринадцать...»
 
— Но тогда мне было одиннадцать, — тихо произносит Станюкович.
 
И вновь море без конца и края. Море исчезает и «проявляется» полотно Панорамы обороны и освобождения Севастополя. Те места, где рядом со взрос¬лыми — дети осажденного города. Дети-воины. На левом фланге мальчишки подносят ядра и воду к орудиям. На правом — угрожающее положение. Юный барабанщик тревожной дробью своих палочек поднял артиллеристов батареи в рукопашную.
Константин Станюкович пристально всматривается в полотно. Узнает в вихрастых мальчуганах своих боевых товарищей.
— Здравствуй, Николка Пищенко!.. Здравствуй, товарищ мой!.. Мы пили воду из одного котелка на Малаховом кургане и на редуте Шварца!Помнишь?..
Здравствуй, Максимка Рыбальченко! Я не забыл ни тебя, ни имя твое: оно в моих рассказах и повестях. Помнишь, как шальная ракета чуть не накрыла нас на Камчатском люнете?.. Здравствуй, Кузя Горбанев!.. Помнишь, как нас гнали взашей с 4-го бастиона!?. Ты еще передразнивал флаг-офицера при адмирале Корнилове — Жандра: «Сей баксион, мальчик, есть самое опасное место на оборонительной линии. Жми до тыла, карапуз!»
А я прятался, когда на четвертом появлялся Корнилов или Нахимов, — меня-то они хорошо знали! Мой папахен говорил им: увидите моего в драных портах при пушках, под конвоем доставьте на гарнизонную гауптвахту!.. Никто не смеет мне бросить упрека, что адмиральский сын отсиживался в адмиральском саду, — Станюковичи всегда были там, где опаснее.
Тебя. Никола Пищенко, не обошли наградой, вот она — медаль «За храбрость»! очень хорошо смотрится наголанке под твоим вздернутым носом! Прости, прости, я не хотеп тебя обидеть. Ты всегда был обидчивым: Рад, что Кузьку Горбанева заметили и Максимку Ры-бапьченко. И меня не забыли...
Вот здесь бы, в своем «кино», я бы показал выставку «Певец моря», что хранится в фонде музея Панорамы. «Высвечивается» «Свидетельство о награждении писателя К. М. Станюковича серебряной и бронзовой медалями «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853—1856 гг.»
И снова море без конца и края!..
 
«Проявляется» вновь Исторический бульвар. Памятники, памятники, памятники: адмиралам Владимиру Корнилову и Павлу Нахимову, генералам Эдуарду Тотлебену и Степану Хрулеву, поручику Льву Толстому и матросу Петру Кошке... Доносится музыка геройского майора Эраста Абазы из «севастопольского» романса. Слышны слова Ивана Тургенева, который никогда не был на бастионах Севастополя:
 
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые...
 
Константин Михайлович опускается на колени, целует каменистую севастопольскую землю и тихо-тихо произносит:
— Слава вам, погибшим на севастопольских редутах и бастионах! Слава вам, славные матросы, нашедшие свой последний приют
на дне морей! Я не забыл вас, я написал о вашем беспредельном мужестве в своих книгах. Да, я был тенденциозен, но я всегда писал о вас правду и только правду. Но эту правду мне не всегда удавалось напечатать...
 
Высвечиваются гранки
«Писем к знатному иностранцу», где многие строки перечеркнуты цензором.
Именно те строки, где Константин Станюкович рассказывает о Крымской войне.
«Высвечивается» и множество книг писателя. Константин Станюкович даже несколько растерян, видя сразу столько изданий. Тут «Маленькие моряки», «Грозный адмирал», «Беспокойный адмирал», «Непонятный сигнал», «В море», «Максимка», «Дуэль в океане», «История одной жизни», «Жрецы» , «Севастопольский мальчик», «Морские рассказы»...
Константин Михайлович разводит руками и удивленно произносит:
— Неужели я это все написал?!
 
И последняя заставка.
 
Море без края и берегов. Бурное, громокипящее. Но вот оно успокаивается и на фоне моря — портрет писателя. Надпись: «Константин Станюкович» и две даты, вместившие в себя огромную творческую жизнь и такую маленькую по обычным
человеческим меркам:
1843—1903.
Вот такое получилось кино.
 
г. Севастополь.
Copyright: Михаил Лезинский, 2006
Свидетельство о публикации №121173
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 24.12.2006 13:45

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Михаил Лезинский[ 24.12.2006 ]
   Море без края и берегов. Бурное, громокипящее. Но вот оно успокаивается и на фоне моря — портрет писателя. Надпись: «Константин Станюкович» и две даты, вместившие в себя огромную творческую жизнь и такую маленькую по обычным
   человеческим меркам:
   1843—1903.
   Вот такое получилось кино.
   
   г. Севастополь.
Сеня Уставший[ 03.08.2008 ]
   Класс. Как-то прорабатывал кое-что из творчества Станюковича. Очень полезно Вас читать. Особенно, если живёшь в Севастополе. Жаль, что новые поколения севастопольцев уже вообще ничего не знают. Ну, ладно. Крепитесь, Михаил Леонидович, находитесь всегда в движении, ибо движение - это жизнь. С уважением огромным и симпатией жму Вашу руку!

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта