Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Станислав Афонский
Объем: 12144 [ символов ]
Герои нашего времени
Как-то в одной из газет с размаху наткнулся на фразу, немедленно вызвавшую внутренний протест. Смысл её таков: некто добился успеха, пройдя путь от какой-то там заурядной профессии до крупного… криминального авторитета.
 
Написано это было без всякой иронии. Ничего себе «успех»!.. Когда-то писали, как о достойном примере, о трудовом пути от рабочего до руководителя солидного предприятия. Теперь же, надо полагать, стать воровским «авторитетом» - тоже достойное почёта дело. Автор той статьи, видимо, и сам так всерьёз считает. Поэтому и написал то, что думал, не заботясь о реакции читателя. А она разной может быть: один ухмыльнётся, другой сплюнет, а третий, глядишь, и повторить путь к «почёту» захочет.
В русском языке существуют точные определения преступников: вор, грабитель, душегуб, убийца, негодяй, злодей, подонок, мерзавец, и т.д. Однако наши достопочтенные СМИ предпочитают применять более благозвучный термины: киллер, похититель, член преступной группировки (чуть не член партии) или незаконного бандформирования, вместо определённого – бандит, или, в лучшем случае, некий метеорологическо – сельскохозяйственный термин «отморозок». О добытых преступным путём деньгах говорится, как о «заработанных». Деньги и почёт зарабатываются лишь в том случае, если человек честно трудился и получил за результат своего труда вознаграждение. Добытое воровством и разбоем так и называется: наворованное, накраденное, награбленное. Ведь по разному воспринимается, если сказать о деньгах, как заработанных или как о наворованных – по иному и о человеке судят. Глядишь, и не достиг бы кто-нибудь высоких общественных положений… Деликатничая, мы ставим преступника в один ряд с честными трудягами… Хотя, какой там «один ряд»: трудяга столько не заработает.
Всё это относится к явлениям дней сегодняшних, но романтизация уголовщины началась гораздо раньше. О деликатно-уважительном отношении к уголовникам со стороны властей свидетельствуют факты, описанные известными русскими писателями, сидевшими в тюрьмах и лагерях вместе с уголовниками: В.Шаламов «Крестный путь России», Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ». Об этом рассказывается в мемуарах свидетелей октябрьского переворота 1917 года, Гражданской войны и последующих лет.
Знаменитый Г. Котовский был абсолютным авторитетом уголовного мира дореволюционной России и – героем Гражданской войны. Уголовники брали на службу в ЧК. Они находились на особом, льготном положении в лагерях и тюрьмах. Их романтизировали в произведениях видных советских писателей и кинематографистов: фильмы «Процесс о трёх миллионах», «Праздник святого Иоргена», пьеса Н.Погодина «Аристократы», книга Л.Шейнина «Дневник следователя»… Да тот же знаменитый Остап Бендер. На этих произведениях росли, и растут, многие поколения граждан России. Идеология этого явления проста, «как всё гениальное»: уголовники грабили богатых до 1917 года, «нэпманов – буржуев» после оного и, следовательно, были идеологически близки революционному пролетариату, поскольку «боролись супротив эксплуататоров и кровопийцев».
Последствия такой «идеологии» мы испытываем на себе сегодня. В.Шаламов писал: «Яд блатного мира невероятно страшен. Отравленность этим ядом – растление всего человеческого в человеке. Этим зловонным дыханием дышат все, кто соприкасался с этим миром». Написано это в 1959 году. Злободневно и сегодня. Мафия входит, уже вошла во власть. В начале перестройки в журнале «Родина» вышла статья «Победит ли мафия перестройку?» И ведь победила же! Перестройку сегодня не проклинает только покойник, а мафия пользуется уважением «как в нашей стране, так и далеко за её пределами» - жила такая расхожая фраза в советских СМИ.
Всмотримся в наши современные художественные фильмы с криминальными сюжетами. «Бандитский Петербург». Одно название чего стоит: просто констатируется факт, что бывший центр культуры стал центром бандитизма – в порядке вещей… «Антибиотик» в исполнении прекрасного актёра Борисова – обаятельнейшая личность. Страшен по существу? Ну, это уж издержки профессии – «работа такая». Даже «кликуха» его означает лекарство, то есть, он… необходим обществу. Вот что, вольно или невольно, внушается зрителю, как само собой разумеющееся.
У нас часто попрекают американские фильмы за «пропаганду насилия». Но обратите внимание: их кинополицейские – все герои, «рыцари без страха и упрёка». Все преступники – мерзавцы, неизменно терпящие поражение. Зло у них всегда наказуемо: в чём же пропаганда насилия? А в наших фильмах? Среди милиционеров – сплошь предатели и пособники мафии, «оборотни в погонах», чаще всего побеждает именно зло…Мафия превосходит, мафия побеждает.
Корни явления глубоки и разветвлены. Давайте вспомним, как нам преподносили историю России в школе до конца 80-х годов прошлого столетия. Мы воспринимали шаги развития своей страны главным образом, как путь от одного вооружённого «народного восстания» до другого. Восставшими, и чуть не революционерами, называли разбойников, грабивших кого ни попадя, (богатых, конечно, желательнее) таких как Стенька Разин, Салават Юлаев и т. д. Как же: ведь они «боролись с царским режимом». Объективности ради надо сказать, что это царский режим с ними боролся, как с преступниками. Но в народе эти преступники почитались. То есть, нам внушалось с детских лет, что разбой – дело благородное, воровство – акт восстановления справедливости и вооружённая борьба против власти тех, кому она чем-то не угодила…
Великий пролетарский Горький благоволил преступникам. Вот маленький мальчик Пепе из «Сказок об Италии»: «Если от многого взять немножко – это не грабёж, а просто делёжка»… Неплохо, в качестве сказочек для маленьких… Через некоторое время появился Муссолини, начал «делёжку»… Затем возник Гитлер, великий делёжник чужого добра и рас, «грянувший» бурю на весь мир.
С 60-х годов XIX века Россия прославилась на весь просвещённый мир своими бомбистами – террористами. До неё такого не было нигде и никогда. Даже французский писатель Альфонс Доде в своём знаменитом «Тартарене из Тараскона» высмеял русских террористов, азартно вешавших друг друга в Швейцарии… Кроме сих невинных развлечений они целенаправленно уничтожали и лучших представителей власти. Террористов – убийц нам тоже предписывали почитать, как «борцов за народ», уничтожающих его «врагов». Чем активнее эти «враги» боролись с преступностью, тем больше они рисковали стать жертвами «героев». В революционные дни на улицах убивали прежде всего полицейских и сжигали архивы полиции и жандармерии, чтобы следов не найти…
Во многих наших городах стоят памятники тем, кто с оружием в руках уничтожал своих соотечественников в Гражданской войне. Они – герои Гражданской войны…Вдумаемся: не чудовищно ли считать героями тех, кто убивал своих же земляков в «борьбе за это»? Убийство соотечественников было возведено в культ. В годы коллективизации от искусственного голода погибли миллионы крестьян… И так далее. «За это» или «за то» убивают земляки друг друга и поныне. Добиваются тем самым авторитеты и «успеха в жизни», и высоких «заработков».
Наблюдая и анализируя то, что стало происходить в России с конца XIX века и в начале XX-го, особенно после 1917 года, великий русский мыслитель Н.Бердяев сделал горький вывод: «Россия включилась на самоуничтожение». Сейчас в течение года от рук преступников гибнет их же соотечественников больше, чем за все годы войны в Афганистане.
Теперь можно настаивать на необходимости прекратить романтизацию уголовщины, называть милиционеров «ментами» и т.д. Но этого мало. Каждому члену нации необходимо осознать, что от его личного поведения зависит жизнестойкость и жизнеспособность народа в целом. Не от демократов, не от коммунистов, не от «происков и заговоров» «агентов влияния», иноверцев и иноземцев, а от каждого лично… Но это легче сказать, чем сделать. О Николае Бердяеве мало кто даже слышал, а уж о самоуничтожении народа и думать в голову не приходит: всё кто-то виноват – только не мы сами. Ежедневно по каналам ТВ – своего рода выпуски новостей «криминального мира»: кто кого, каким образом, сколько, кто… Эти «кто» позируют перед телеобъективами, довольные, что их снимают, «герои» нашего времени. Читая СМИ, можно стать профессиональным мерзавцем, убийцей и вором. В них тщательно рассказывается, как не оставить следов, избавиться от свидетелей и трупов, каких ошибок не делать, как уйти от преследования. Даже книга издана, и всегда находится в продаже, подробно рассказывающая о различных способах диверсий на «все случаи жизни» «незаконных банд формирований».
Как-то чрезвычайно быстро сгинуло вновь начинающее восхваляться «социалистическое воспитание» в пионерии и комсомоле. Бывшие пионеры и комсомольцы руководящих звеньев дружно ринулись в бизнес и преуспели в нём, составив то, что теперь официально называется бандитским капиталом. Некоторые талантливо организовали преступные секты наподобие «Девы Марии Христос», подвизавшейся до той поры в роли секретаря райкома ВЛКСМ, яро боровшейся с религией.
Для преступников не имеет значения ни политический строй, ни «каверзы внешних и внутренних врагов народа». Криминал – всегда и везде. При советской власти он считался «родимым пятном проклятого прошлого». Сейчас – «порождением демократии». И лишь советский период – словно святая обитель тишины и благодати. Почему? Во времена власти Н.Хрущёва школьников заставляли заучивать наизусть его слова о принципах «социалистического реализма»: разный он, оказывается, бывает – реализм. Социалистический – это когда литература и искусство должны отображать исключительно только то, что должно быть типично и характерно для социализма, т. е. только хорошее, ибо плохое – это уже «не социализм». Таким образом «развитой» социализм должен был быть обречён только на хорошее, а капитализм – только на плохое. Поэтому счастливые советские люди никогда не видели на экранах ТВ, и не читали в газетах ничего плохого о событиях в СССР. Скверное систематически происходило только в странах капитала, о чём дикторы вещали загробными голосами. Если что и проскальзывало, для разнообразия, то лишь как исключительно случайное, кое-где иногда местами, к сожалению всё ещё…Тут же следовала оптимистическая информация об очередных победах в социалистическом соревновании в СССР, и о том, что «в области балета мы впереди планеты всей».
У недобросовестно информируемых людей укреплялось впечатление полного благополучия во всём. Отсюда складывалось и отношение к преступлениям, как к чему-то из ряда вон выходящему – не типичному, исключительно редкому явлению. Сейчас же наоборот: преступления выглядят заурядными событиями повседневности, как погода, как бы нормой жизни общества – характерным «признаком демократии». Это либо тщательно продуманный кем-то приём провокационной пропаганды, либо просто легкомыслие журналистов, коллекционирующих сенсации, не задумываясь о последствиях. Но увы – сенсациями уже становятся просто хорошие вести.
Вот фрагменты из статьи о фильмах Квентино Тарантино, опубликованной в газете «Нижегородские новости» 27 декабря 2003 года. (Заметим: канун нового года…) «Это очень весёлый фильм…» В чём веселье: «Девять трупов на свадебной церемонии и контрольный выстрел в голову беременной невесте…» Весельчаки «злодеи злы и элегантны, потому что чем лучше злодей, тем лучше картина». В статье говорится о том, что « Сам Эдуард Лимонов» восхитился фильмами Тарантино: «Искусство должно быть жестоким… Насилие – одна из движущих сил мира… Жестокость – это и есть правда»… Комментарии излишни.
Это всё – и есть благодатная почва для произрастания, расцвета и размножения преступности. А урожай собираем все мы. Или наоборот: все мы являемся урожаем для криминала: нас можно срезать, обобрать, ощипать, сорвать, выдернуть, прополоть, убрать, «заказать» в любых количествах… Людей в России хватает ещё… пока. Против нас и войну не надо затевать: зачем лишние хлопоты - мы и сами себя перестреляем да перережем. А наши герои, «лучшие злодеи», за рубежом прекрасно выживут – вместе с «заработанными» на нашей почве деньгами.
Copyright: Станислав Афонский, 2003
Свидетельство о публикации №3125
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 28.12.2003 21:55

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Лара Федорова (Чайка)[ 07.01.2004 ]
   Чтото сказать еще сложно, все правильно и со всем можно согласится.
страннik[ 11.02.2004 ]
   Станислав,
   а не направить ли "Героя нашего
   времени" по следующему адресу:
   http://www.konkurs.palmira.ru
   Может и удастся кинематограф
   российский сделать более добрым.
   Кто знает.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта