Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта): Конкурс/проектВсе произведения
Произведение |
|
Объем: 6651 [ символов ]
|
|
|
|
К вопросу о задачах конкурса Поэзия |
К вопросу о нише, которую мы хотим занять, продолжая работу, начатую литературным конкурсом Поэзия. На мой взгляд, прежде чем говорить о направлениях и приоритетах, надо отдать себе отчет, что современная сетевая литература относится к до-интернетовской, до-паутинной, бумажной, как, скажем, кино к театру. Это – не лучше и не хуже, это два разных вида деятельности в искусстве. На заре двадцатого века первые киношные режиссеры переносили на экран законы театра. Пока не появился Эйзенштейн. Появление кино не убило театр, точно так же, как сетевая литература не убьет былую, бумажную. Но той и другой надо осознать себя. Кто из наших аналитиков или жюристов уже обмолвился, мол, наступили времена, предсказанные В.В. Маяковским: «Землю попашет, попишет стихи…». Я не думаю, что в наше время стало больше пишущих людей. Нет. Стало больше тех, кто может обнародовать свои произведения без цензуры и литературной номенклатуры. А чудаков, которым хочется покрутить слово так и этак, поставить его в ряд рифмованных строчек, наверное, сколько было, столько и осталось. Но вот сейчас эта масса хлынула в Сеть, сразу же изменив былые отношения автора и читателя, бытовавшие в прежние времена. Я очень хорошо помню читательские конференции, когда писатель, поэт воспринимался публикой чуть ли не как законодатель, Учитель жизни. Какие взволнованные вопросы ему задавали! Какие коллизии поверяли! А сейчас на просторах Сети встречаются две равновеликие энергии: автор, который пишет стихи затем, чтобы понять и выразить самого себя и размещает свои произведения, чтобы его соответственно поняли и откликнулись. И читатель, который в большей части своей такой же автор, приходящий, чтобы что-то понять и чему-то научиться. И количество тех и других примерно равно. Конечно, есть любители стихов, ничего сами не пишущие. Мне приходило несколько писем от таких читателей. Но очень часто неизвестный читатель все же рифмует несколько строк, регистрируется на сайте – вот вам пополнение))) А вот теперь рассмотрим дяденек и тетенек с жезлами, которые на всех перекрестках и завихрениях пытаются урегулировать новое литературное движение. Помните, в Старом завете говорится, что Моисей сорок лет водил избранный народ по пустыне, чтобы вымерло поколение, помнившее себя рабами? А у нас никак не вымрет поколение, помнящее себя НОМЕНКЛАТУРОЙ – всесильной чиновничьей прослойкой, в чьей власти казнить и миловать, награждать и высылать. Эта прослойка состоит из самых лучших приспособленцев государства. Никуда она не делась, так и осталась у руля. И литературная номенклатура в том числе. Живы еще и осенены филологическим образованием ученики тех, что осудили и выслали Бродского, последователи тех, кто – не читая – голосовали против «Доктора Живаго». Они теперь – не читая же – голосуют «за». И попробуй скажи, что ты читал, а тебе не понравилось. Гениальная поэтесса Ксения Некрасова фактически умерла с голоду в мирное, спокойное время. Видели наши прекраснодушные редакторы, что она талантлива до чертиков? Видели, что она отчаянно нуждается? Но ведь сами-то сидели на сытых и теплых местах и даже на чуть-чуть сдвинуть задницу не захотели. Они и сейчас пытаются вольный поток сетевой литературы втиснуть в рамки и образумить. Увещевают, мол, нечего сказать – не пиши. Мол, есть небожители с талантом, нами отобранным и признанным, а Вы, мужчина, куда претесь? Здесь вас не стояло! Стояло! И кричало! И хотело, чтобы услышали и поняли. Самая главная человеческая потребность еще с колыбели – чтобы услышали и поняли. Приведу пример из собственной творческой биографии. Я начала писать стихи с третьего класса. Отважно попробовала отправить их в «Мурзилку» и получила свою первую рецензию, из которой так и не поняла, что в моих стихах хорошо и что плохо. Ну, может, не дотянуться мне было тогда до высокого полета редакторской мысли. Несмотря на полученный окрик, стихи я продолжала писать – всю жизнь. Закончила технический ВУЗ и аспирантуру, печаталась в районке, занималась в ЛИТО и вела ЛИТО. Наши профессиональные литераторы сосватали меня снова сунуться на всероссийские просторы. Я отдала подборку стихов в один из молодежных московских журналов. Не самотеком, а с записочкой мэтра. Через месяц подборка вернулась, став при этом в два раза толще. При подборке имелась вежливая и равнодушная рецензия, в которой неизвестный мне рецензент разбирал стихи, которых я никогда не писала. Нет, там были отзывы и на мои вирши. И даже вежливо-равнодушно-хвалебные, а вот потом он начал ссылаться на вторую половину присланной мне рукописи, которая была – чужой. И автор – мужчина. И шрифт – другой. И тематика, и поэтика… На самом верху рецензии имелась приписка – «Отобрала три стихотворения. Будут в 11 номере».. До сих пор, когда об этом вспоминаю, обида так и захлестывает. Несмотря на то, что три стиха опубликовали. Но вот это равнодушное хамство под одну гребенку соединившее такие разные, такие непохожие стихи – оно не оставило мне никаких надежд на справедливость и понимание. А что стихи опубликовали, так это, пардон, та самая тусовка, которая не то чтобы в сетевой поэзии появилась, она много раньше существовала и существует. Я знаю тебя, ты знаешь его – мы все гениальные поэты. Остальное – самотек. С тех пор я поклялась – никаких равнодушных отзывов на искренние стихи! Конечно, есть и трюкачество, и холодное издевательство над словом, но такие опусы и отзывов-то не заслуживают. А вот из стихирного своего опыта могу точно сказать, что именно неравнодушие, именно попытка пристальней вглядеться в стихи и высказать это в отзыве, привела ко мне очень многих читателей, считай – поэтов. Мы все приходим в мир, чтобы попробовать его понять. И чтобы он понял нас. В нашу эпоху потребность во внимании и понимании становится насущной, как хлеб. Человек в повседневном своем труде практически отлучен от творчества. В сложном, автоматизированном, компьютеризированном производстве нам все больше и больше отводится роль винтика. И сопротивляясь механизации и равнодушию общественной машины, люди в свободное время занимаются живописью, скульптурой, ремеслами. И пишут стихи. Так вот, я думаю, что это наша главная задача – понимание. Попытка философского осмысления бытия и анализ этого осмысления в поэзии. Не с высочайших вершин субъектов и предикатов, а по возможности доступно, но и не снижая остроты мыслительного эксперимента, мы должны исследовать, чем же обогатил и ограбил наши души XXI век, как это отражается в лучших и худших литературных творениях, почему плохи плохие стихи, и чем хороши хорошие… Наша ниша – разговор о жизни человека и жизни стихотворения. Разговор доверительный и доброжелательный. |
|
|
Copyright: Надежда Коган, 2006
Свидетельство о публикации №70520 ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 09.02.2006 06:49 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | браво... | | Спасибо, Надежда. Во многом верно высказанное мнение. Мне думается, что не нашлись еще регулировщики этому большому литературному процессу, но кто пытается в этом потоке не захлебнуться, не утонуть и помочь выплыть другим - настоящие молодцы! | | Спасибо, Ирина! Регулировщики не нашлись, но попыток - тьма))) |
|
| | Надежда, извините, что "не в тему". Может быть Вы мне поможете? - У меня не получается разместить свою работу в номинации "Эссе" на Открытом конкурсе - этот конкурс вообще отсутствует в списке предлагаемых "размещений" работ. Хотя в Положении говорится , что ограничений на работы в номинациях рецензий, обзоров и эссе не предусмотрено, кроме как сроком до 15.02. Искренне, Хэ-ник. | | Коля, у меня тоже не получается, поэтому я это эссе и поместила в текущих. Я уже написала Виталию - он у нас ответственный по работе с порталом, но попробую сейчас сама обратиться к Администратору |
|
| | Дорогая Надежда! Спасибо большое за Вашу статью. Вы так хорошо сказали о главном, что объединяет и разъединяет авторов, нет, не просто авторов, а думающих людей. Хочется говорить Вашими фразами, настолько близко мне Ваше понимание того, зачем мы "вывешиваем" в интернете свои стихи. "И сопротивляясь механизации и равнодушию общественной машины, люди в свободное время занимаются живописью, скульптурой, ремеслами. И пишут стихи. " И хотят общения и понимания мира, себя в мире, тепла и любви. Я почувствовала в Ваших словах настоящую искренность. "Наша ниша – разговор о жизни человека и жизни стихотворения. Разговор доверительный и доброжелательный." Мне бы очень хотелось иметь такого собеседника. Желаю Вам творчества и счастья! Спасибо ещё раз! :) Ваша тёзка | | Надежда, рада такому созвучию! В последнее время меня очень интересует вопрос о месте ЧЕЛОВЕКА ТВОРЧЕСКОГО в сложившемся сегодняшнем мире. Вот смотрите - в средневековых цивилизациях практически каждый труженик был творцом - воплощая слово Божие в труде, прибавляя в мир Добро, которое заключено в Логосе, но еще не воплощено. И усилия человеческие в этом направлении благословенны. И душа преобразуется благодаря этому труду. Новое время начало потихоньку превращать нас в винтики, и почти превратило. Но именно сейчас, на грани от огромного механического улья, не пора ли начать возвращаться к тому человеку, который был создан по образу и подобию Творца - таким же Творцом? | | Конечно пора, пока не поздно. Но в нашем мире (вот воистину нет худа без добра) есть одна удивительная возможность, которой не было ни у кого ранее. Мы можем обмениваться результатами творчества, мыслями, идеями очень быстро, благодаря современным коммуникациям и это позволяет намного быстрее продвигаться в плане творческого роста, если повезёт с хорошими собеседниками. :) |
|
| | а в какой комнате нового хана (князя, когана, лорда, короля) выбирают? Или "варяга" пришлют? | | Не скажу!))) Тайна... А то лазутчиков пришлете и выкрадете до времени. | | Ребята, Мастер - это хорошо, но уж очень обязывает. Пусть уж лучше будет король - королей много, и всякие бывали:) |
|
| | Дорогая Надежда! Спасибо, что вспомнили Ксению Некрасову! Это действительно гений, чье творчество для многих пустота... | | И Вам спасибо, что помните! |
|
| | Знаете Надежда, до такой степени эта трудная задача Ваша в таком виде... - притронуться к ПОЭЗИИ и показать ЕЁ. До такой же степени и неблагодарна, как субьективна и неразрешима в огромном потоке сети. Возможно попытаться в будущем конкурсе выделить номинации и подноминации (сонет... и тд...) именно ПОЭЗИИ именно в ПОЭЗИИ... не лекции "Кортеса"(хотя и они иным нужны)... не очерчивать круги... и не поднимать веки(шутка)... Вы пишите о Вашем конкурсе: "Попытка философского осмысления бытия и анализ этого осмысления в поэзии." А назвали его - ПОЭЗИЯ? Может - Поэтическая Философия? Или - Философия поэзии 21 века?... - Философия сетевой поэзии Рулинета? Может так бы было лучше? Гении... Навязывание мнений... не приглашение к диалогу умов и душ или попытке анализа, а вот тебе паря икона!!! Иди смотри и молись нехристь... это интонации слабости и недалеёёёёкого ума...(я не о Вас именно, я вообще о ваших размышляю...) Поэзия... она не шлюха... у неё есть дворец и во дворце много комнат для приёма... и воздух там чист и ароматен... и лица, лица... и много света и музыка ... музыка... везде музыка... там Венский вальс... а тут - Карамболина, Карамболетта... Помнишь ли ты, как мы с тобою..? а здесь - аж до костей... Быстрое с огнём... а здеь? Проходите, смотрите - он рисует звуком, у него нет канонов, у него весь мир у ног - он импровизирует... он творит Джаз... ПОЭЗИЯ... огромный комплекс с совершенной архитектурой, впитавщей великолепие природы МАТЕРИ, её суть продолжения жизни ... ЖИЗНИ, СОЗИДАНИЯ, ТВОРЕНИЯ... Гауди... Боже, Вы видили его творения? ПОЭТ Архитектуры! Манукян... Вы слышали, КАК ОН ИГРАЕТ? ПОЭТ Джаза! Вы слышали шестерых ребят из Киева "Мой звук"? Поэты!!! КАк ОН танцует, как ОНА поёт, а ОН делает операции... А ОН Учитель от Бога... Поэзия и поэты везде, это надо просто уметь видить... Её и их надо просто ЖЕЛАТЬ увидить... Желание - это множество возможностей (воспевающий жизнь Э.Асадов) Душа творца - ТВОРЯЩАЯ ДУШа... здоровая и любящая ЖИЗНь Удачи Вам и Вашим друзьям, здоровья и творческих успехов... (Разговор этот был доверительный и доброжелательный, думаю поймёте о чём я на самом деле рассуждал здесь (возможно даже и сумбурно) ибо сказал я лишь одну мысль) ...скучно, пойду попью чай... с вареньем... когда уже кончатся эти холода?.. | | Эдуард, Вы правы - поэтическое познание мира - многообразно. И основное его отличие от действий по найденному кем-то и затверженному алгоритму - это спонтанность, интуиция, вдохновение. Ну, никуда не денешься - вдохновение - снисхождение духа! Неожиданный подъем внутренней энергии. И вот если есть это снисхождение духа, то и спорить обычно бывает не о чем. Мне сейчас трое аналитиков прислали свои таблицы - разные люди, не друзья, не единомышленники (и скажу по секрету, недолюбливающие друг друга), а выбор стихов отмеченных настоящим талантом, процентов на 80 совпадает! И это не стихи известных авторов, не произведения тусовки, а внимательно прочитанные, любовно отобранные - из всех стихов, присланных на конкурс! Скажу еще больше - сама рада знакомству с талантливыми авторами, доселе мне неизвестными и собратья из аналитической группы спасибо за это же говорят))) Так вот, не думайте - не высокая философия, не икона, а искра, которая может гореть в любом, самом несуразном стихотворении - это и есть Поэзия. А по результатам нашего конкурса - уже вам, поэтам и читателям судить - есть ли у нас чутье на эту искру? | | и толпа ли толпа? | | Ребята, ну, такое впечатление, что скользнули глазами, не вчитались - и опять за свое! Я же в конце комментария сказала - вам судить! толпе, не толпе, как у ж вы себя назовете - но именно тем, кто придет (или не придет!) на следующий конкурс - имеем ли мы право судить? Согласятся ли с нами остальные? А если отбросить оскорбленное самолюбие и желание поворчать, и скажем, тусовочные интересы (почему мол ихних больше, чем наших) - так вот если все это отбросить, вряд ли наши мнения разойдутся слишком далеко... |
|
|
|
|