Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта): Литературно-издательский проект "А я любить не перестану…Все произведения
Произведение |
|
Объем: 6744 [ символов ]
|
|
|
|
Блаженство творчества. |
Написав статью «Символистический лес», короткую и более «обзорную», нежели подробно описывающую тайны символизма, я почувствовал… блаженство. Ни одна вещь в мире не доставляет столько наслаждения, чем творческий труд и творческий поиск. Все и вся: работа на фирме, учеба, конфликты с друзьями и тем более «виртуальные потасовки»,- все становится ничтожным и бессмысленным в момент творческого открытия. А ведь я даже не расписывал в этой статье свои знания. Я всего лишь расписал то, что знали задолго до моего рождения умные и образованные люди. При этом расписал «их» языком. Неведенье – блаженство? Чушь! БЛАЖЕНСТВО – ВЕДЕНЬЕ! Ведающий человек способен в несколько секунд взлететь на Эверест, оказаться на другой планете или просто… понять язык другого. Веденье – это все. Веденье – блаженство избранных, вылезающих из общечеловеческого стада на поиски и пропитание истинами. Истины: аксиомы, формулы или теоремы – питание для мозга, более изощренного и развитого, нежели примитивные мозги. Чем больше ты ведаешь, тем больше твой мозг требует питания. Удивление – чувство избранных, чувство, что заставляет нас просыпаться и, оглядываясь вокруг, познавать мир, и удивляться, и удивляться… Я удивляюсь, когда вижу солнце, я удивляюсь, когда вижу множество маленьких деталей в своей комнате, сложенных определенным порядком в одно целое. Я удивляюсь, когда встречаюсь с людьми и открываю в них каждый раз что-то новое. Я удивляюсь, когда читаю свои собственные рукописи (удивляюсь, что это написал я). Но больше всего я удивляюсь, когда вижу своих друзей и чувствую в их глазах (совершенно неожиданно для себя) - зависть. Просто невероятно! Ведь практически никто из них не знал, что у меня есть литературный талант, а я пренебрежительно относился к своему литературному прошлому, никогда и никому про него не рассказывал. Теперь, когда я наблюдаю их «кислые рожи», то чувствую… облегчение! Они не могут меня воспринимать так, как раньше. Я стал другим. Я погрузился в ту область, которая им недоступна, - даже не в силу наличия образования, которое, как правило, не хуже моего, не в силу своего интеллекта (это тоже несущественно), а просто в силу того, что я могу раздвигать сознание, а они - нет. У них нет литературного таланта, у них нет способности удивляться. У них нет того острого зрения на мир, какое есть у меня. Они не видят будущего, потому что живут настоящим. Их настоящее – их могила. Блаженство избранных – творить! Владение языком, владение формами, владение символами и «эзоповым языком», - все это им недоступно. Их наслаждения примитивны, их поиск неочевиден. Что испытываешь, когда создаешь произведение? В основном - это предельная концентрация, работа, работа и работа. Полная отрешенность от настоящего. Не замечаешь даже того, сколько выкурил сигарет или выпил пива. Ничего нет в голове, кроме работы. И даже эта работа доставляет наслаждение! Каждый раз, на секунду останавливаясь, оглядываешься назад и поражаешься: неужели я уже проделал весь этот путь?! Неужели за мной уже столько пространства?! А что тогда впереди? А впереди вершина – пик, цель, достижение. И невероятнейшее чувство гармонии с самим собой в момент растворения на вершине. Кто не творил, тот никогда не познает этого чувства! Это - чувство избранных. Самое страшное и самое тяжелое – это корректура! Когда творишь, ты работаешь как зверь, наслаждаешься своим текстом и своим непрерывным движением вперед. Когда корректируешь себя, то ненавидишь свой текст, так как знаешь, что он должен быть идеальным, а этого не получается. Корректура – это спуск с вершины. К сожалению, с вершины надо спускаться, если взобрался на нее, и ты думаешь только об одном: ну почему с нее надо спускаться! Но спускаться надо, а далее следует страх. Все врут, когда говорят, что не боятся. Страх тоже особенный - «избранный». Страх, когда тебя читают, или когда ждешь чьих-то мнений. Ждешь, зная, что многое упустил и что твой труд отнюдь не совершенный, совсем не такой, каким он казался тебе на вершине, когда ты закончил его. Я так же, как и все остальные поэты, панически боюсь критики, боюсь, что мне укажут на те ошибки, о которых я прекрасно знаю сам, боюсь, что сравнят с кем-либо более талантливым из числа современников, а хоть бы и классиков. И вот тут вступает в бой оружие под названием «Принцип диспута». «Принцип диспута» – это оружие, владея которым, ты можешь защитить любой свой текст, отпарировать любые атаки любых критиков. Зная «принцип диспута», ты сохраняешь нервы, даже если твой оппонент израсходует их на «брызги слюной». «Принцип диспута» – это меч для отражения атак завистников и графоманов. Твои тексты – твои овцы. Твои нервы – твои деньги. Оппоненты – волки и воры, но ты им не говоришь об этом, ты просто отбрасываешь их своей логикой, не переходя «на личности», парируешь их «принципом диспута» и… ощущаешь блаженство, но уже блаженство поединка. Ни одно замечание не остается без ответа, все ответы - по существу темы и по задаваемым вопросам. Враги отброшены, враги не знают «принципа диспута», а ты его знаешь. Ты не допускаешь ошибок при парировании и четко отвечаешь на все и вся вопросы, ничем не затрагивая своих оппонентов лично. И они подавлены. А ты торжествуешь. И чем сильнее были волки и хитрее воры, тем сильнее ты ощущаешь значимость своих побед. Логика оппонентов слабее, чем твоя, а их язык хуже твоего. Поединок закончен: овцы и деньги на месте. А волки и воры удивленно расходятся, переговариваясь между собой. И даже если тексты действительно несовершенны, а ты об этом знаешь, то все равно никто тебе не сможет ничего сказать, потому что ты отпарировал критику и не задел никак ни одного оппонента: не съехидничал ни в чей адрес, не оскорбил никого и не оскорбил себя. Для чего я пишу? Для славы? – Чушь!!! Плевать мне на «славу», в том смысле, как ее понимают графоманы, – чем больше засветишься, чем больше «накатаешь» и чем больше заработаешь, - тем больше слава. Ради денег? – Есть ничтожный меркантильный интерес. С определенного момента он может начать преобладать над автором. Но это - вторично. Я - человек своего времени и прекрасно знаю, что самый простой способ заработать деньги – это их украсть. Кстати, некоторые считают, что аналогичным способом можно заработать и нервы, и любят красть нервы у других, потому что не хватает у себя. Вот так и возникает «феномен хамства». Для самоутверждения? – Это уже ближе к истине, но все-таки еще не все. Я ПИШУ ДЛЯ ТОГО, ЧТО БЫ НА НЕСКОЛЬКО МИНУТ ОЩУТИТЬ БЛАЖЕНСТВО ИЗБРАННЫХ – БЛАЖЕНСТВО ТВОРЧЕСТВА. И БОЛЕЕ НИ ДЛЯ ЧЕГО. Я пишу потому, что знаю: «блаженство творчества» - вещь, недоступная тем, кто не пишет. А тот, кто творит, тот чувствует себя ТВОРЦОМ! И с этим чувством никакое другое несопоставимо… |
|
|
Copyright: Лев Вишня, 2003
Свидетельство о публикации №28479 ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 21.09.2003 19:17 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | БлизкО! | | В древних-древних «Ведах» было записано: «Благомыслие-Благословие-Благодеяние – ЗА. Зломыслие-Злословие-Злодеяние – ПРОТИВ». Удивление – не есть чувство избранных. Удивление принадлежит всем. Творческий интерес к жизни – ко всем ее проявлениям (от удивительных до мерзких) – есть чувство избранных. Никто никому не мешает иметь этот бесплатный творческий интерес к жизни (тем более, к своей собственной жизни тоже). Талант любой, включая литературный, принадлежит каждому человеку с рождения. Звуки, буквы, краски и слова принадлежат всем. Свои слова, мысли, краски и талант находит далеко не каждый. Нет никакой необходимости в хвастовстве своими знаниями. Знания тоже принадлежат всем. Чем больше знает человек, тем меньше он трубит об этом всему свету. Человек богатый, как это ни странно, обычно молчун. Самый простой способ заработать деньги – это из ЗАРАБОТАТЬ любым трудом. Труд творческий – есть только одна из разновидностей труда. При желании, любой текст (включая текст своей жизни) можно откорректировать и не спускаясь с горы, продолжая находиться на вершине и без всякой ненависти к самому себе. Человек, который знает свои ошибки сам, никогда не станет панически бояться критики. Он понимает, что идеальных текстов просто не бывает. Совершенный текст мертв. Даже Библия не совершенна по написанию (чем и интересна). Он принимает мнения и суждения других людей о своем творчестве, примеряет их на себя и спокойно откладывает в сторону те одежки, которые не подходят ни по размеру, ни по ткани, ни по цвету мысли. Он никогда не станет тратить бесценную творческую энергию на бессмысленные перепалки и диспуты. Энергия творческая любит экономию и рациональное использование. Человек, который знает свои ошибки сам, никогда не станет хвататься за шашку и рубить врагов («страшных волков и хитрых воров») направо и налево. Он понимает, что его главный враг – это он сам и набор его несовершенств: пробелы в знаниях, в мировоззрении и мироощущении, в неумении понять и выслушать альтернативную точку зрения других. Человек, который знает свои ошибки сам, - всегда самокритичен. Он никогда не станет выносить свои ошибки на свет божий, чтобы подразнить волков, овец и критиков. Он, прежде всего, отполирует свой текст сам. Так, чтобы текст блестел золотинками интересных мыслей, приглашал задуматься читателя ( а заодно и критика). Интересный текст – всегда импульс, сгусток положительной энергии. Хороший текст как мяч баскетбольный для волков и собак. Погонять его можно по полю, а вот укусить и, тем более, проглотить совсем невозможно. Остается только передавать его из рук в руки, любуясь совершенством. Вот что думал Иван Александрович Ильин о природе творчества: «Человек творит не из пустоты: он творит из уже сотворенного, из сущего, создавая новое в пределах данного ему естества – внешне материального и внутренне – душевного. Творящий человек должен внять мировой глубине и сам запеть из нее. Он должен научиться созерцать сердцем, видеть любовью, уходить из своей малой личной оболочки в светлые пространства Божии, находить в них Великое – сродное – сопринадлежащее, вчувствоваться в него и создавать новое из древнего и невиданное из предвечного. Так обстоит во всех главных сферах человеческого творчества: во всех искусствах – и в науке, и в молитве и в правовой жизни, в общении людей и во всей культуре. Культура без любви есть мертвое, обреченное и безнадежное дело. И все великое и гениальное, что было создано человеком – было создано из созерцающего и поющего сердца.» Кстати, а что если самое главное гениальное произведение в мире уже создано и это произведение есть не что иное как белоснежный чистый лист бумаги? Нет на этом листке строчек о деньгах, о славе, о самоутверждении, о кровавой борьбы за свою правоту. Есть пустота, откуда все приходит и куда все исчезает. Есть бесконечно сладкий простор и полет фантазии. Что тогда? | | "Моя последняя осень" Артемий Нинбург - "Я пишу для себя и только для себя, просто так, чтобы не нарушать гармонию, хрупкое равновесие, возникший баланс внутреннего и окружающего" - вот это мне очень близко!!! Согласна с Вами: Удивление – чувство избранных, чувство, что заставляет нас просыпаться и, оглядываясь вокруг, познавать мир, и удивляться, и удивляться… Не согласна с Вами: Когда корректируешь себя, то ненавидишь свой текст, так как знаешь, что он должен быть идеальным, а этого не получается. Согласна с Вами: Блаженство избранных – творить! Самое прекрасное моё творение - это моя дочь!:)) А стихи... это простое самоутверждение... чтобы не забывать, что я человек думающий:)) | | Очень интересно. И всё так и есть. Вот только я чаще всего НЕ УДИВЛЯЮСЬ. Удивляться, мне кажется, можно только чему-то очень и очень новому, а у меня чаще всего возникает такое чувство, что ранее я всё уже ЗНАЛА, И тогда я РАДУЮСЬ! Радуюсь знакомому, но будто забытому. И вот опять открытие каких-то новых граней. РАДОСТЬ! Будто ты заглядываешь в самую суть ( вернее, хотя бы самый краешек, но уже достижение!) и понимаешь что есть ТЫ настоящий, что есть МИР настоящий. Возможно, это особый путь просветления. Творчество - это дорога к самому себе? Когда я пишу- когда пишется и самой нравится то, что пишется- тогда я примиряюсь с самой собой, тогда я становлюсь прозрачна и СЧАСТЛИВА! Всё мой существо РАДУЕТСЯ! | | Блаженство, говорите? А как же postpartum depression, муки творчества? Вот Лорка писал о дуэнде - в искусстве, посещаемым дуэнде, никто не наслаждается. Видимо, Вы действительно блаженны - или везучи. :-) | | Глубокое заблуждение Уважаемый Лев! В Ваших теоретических изысках так много апломба и блужданий вдали от истины, что я – человек далекий от всего того, ради чего Вы беретесь за перо – вынужден вступить с Вами в совершенно глупую дискуссию. С одной стороны, Вы пытаетесь открыть Америку через форточку: ученье – свет, а не ученье – тьма. С другой -- возводите в абсолют писательское творчество. Только тот, кто пишет, может причислить себя к избранным. Какое глубокое заблуждение! А те люди, которые изобрели радио, электричество, автомобиль, самолет… Они, по-Вашему, к творчеству не имеют никакого отношения? Радость творческую может испытать только пишущий? Кто Вам внушил эту нелепую мысль? Любой работающий человек должен испытывать радость от своего труда, иначе ему невозможно жить на Земле. Отец у меня семьдесят один год шил обувь (с восьмилетнего возраста). Последние годы обкладывал себя грелками и садился за работу. Все болело у него, а он трудился. «Смотри сын, -- говорил он мне, -- какую я пару сегодня сделал. Уж не знаю, какой по счету она была у него – эта пара сапог, а он радовался ей, словно первой. И это естественное состояние нормального человека. А вы мне о какой-то избранности! Вы получаете радость от знаний теории литературы? Ваше личное дело! Я думаю, голова у человека устроена таким образом, что он не в состоянии знать абсолютно все. Для этого не только никакой памяти не хватит, но и тысячи! человеческих жизней. Поэтому, есть такие знания, без которых приходится обходиться. Я, например, легко проживу без Ваших формул и тонкостей в области стихосложения, но не смогу ни жить, ни тем более, писать без знания той Земли, что меня родила, взрастила. Что это за писатель, если он не способен от книг головы оторвать? Известно, что Ярослав Гашек для создания своего бессмертного «Швейка» не углублялся в теорию литературы, а пошел в пивнушки, изучать жизнь. Можете себе представить, что бы создал великий чех, пойди он Вашим путем? Вспомним другой пример – Исаака Бабеля. Помните, куда направил его Максим Горький? Правильно: в люди, а не в библиотеку. Видимо потому, что книга – всего лишь – зеркало жизни, а не сама жизнь. В библиотеке же очень легко стать заурядным книжным червем, потому что она, обогащая человека знаниями (что бесспорно!), отнимает у него время на познание другое, куда более важное. Вы пишете для того, чтобы чувствовать себя творцом. Мне ближе позиция моего давнего знакомого Павла Мелехина: «Черкаю, клочкую гектары гекзаметров, кручу себе чуб, бормочу, как факир. Я очень хочу, чтоб моими глазами, когда-нибудь люди взглянули на мир». А у Вас в голове поверженные друзья-завистники, причастность к элите… Какая мелочность! Стоит ли ради этого браться за перо? По-моему, нет! И вообще, ваша манера письма провокативная. То есть, Вы даете ошибочный посыл и потом героически его отстаиваете. Почему, удивляетесь вы, о стихосложении пишут арифметики, а не стихотворцы? Да успокойтесь Вы ради Бога! Неужели не читали Маяковского, Маршака, Чуковского, Сельвинского… Несть числа таким работам. И главная Ваша беда в том, что пиша, не испытываете сомнения. И я впитываю не размышления думающего человека, а некую директиву на всю оставшуюся жизнь: делай так, а не иначе. Вдруг Вы решили, что прозаизмов в поэзии быть не должно! Тот факт, что они есть и будут, несмотря на Ваше неприятие, кажется, вас нисколько не смущает. Нет, я совсем не против того, чтобы Вы писали свои тексты, где три четверти закавычено, если это Вам доставляет радость, отчего бы и нет! Но нельзя требовать того же от других. Хотя бы по той причине, что у них могут быть совсем иные источники радости. С уважением М.Б. | | Точно описан весь процесс. Про удивление, про блаженство, про страх, про "принцип диспута" - ни прибавить, ни убавить! Единственное, о чем здесь не сказано - о значимости для Автора одного или нескольких Ценителей. А впрочем, об этом уже было сказано - например, в стихах Верхарна "Микеланжело", где описание творческого процесса вообще непревзойденно! Но... не буду о преимуществах поэзии перед прозой - спорная тема. Спасибо Вам за напоминание о главном! |
|
|