Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта): 2-й Интернет-конкурс Всероссийского фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина 2011-2012 годовВсе произведения
Произведение |
|
Объем: 48 [ строк ]
|
|
|
|
Святки-колядки |
Закружила вьюга, И в окно снежок. Милая подруга, Дай-ка сапожок. Выйдем в полуночье, Бросим чрез врата. Что за узорочье Выдаст нам судьба? Зеркальце лукавит- Образ не знаком... Лучше будем славить С светлым вертепОм. Распевай стихеры, Восхваляй Христа, Нам без нашей веры Горечи верста. «Встань, хозяин щедрый, В пОдпол ты ступай, Что хранится в недрах Смело доставай. В зеп кидай монетки, Не жалей хлебов, Детям же – конфетки В нишу кузовов. Да прибудет счастье Во твоём дворе, Всё в господней власти, Будет и тебе...» Будем мы рядиться На Васильев день, Грече же вариться... Уж вечора тень... Причитай, маманя, Чтоб в добре был дом. Заскрипели сани За моим окном. «Заходите, гости, Ряженый народ, Подставляйте гОрсти»- Ячменёк кладет: «Прорастай, зернинка, Гость мой, богатей. Вот тебе и свинка, Дам тебе курей» Ничего не жалко, Эх, гуляй, Душа! ... И КолЯда с палкой Ходит не спеша... |
|
|
Copyright: Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН, 2006
Свидетельство о публикации №120383 ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 18.12.2006 17:32 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Так все же интересно, это все же Христа Рождество или Коляды Рождество? А Коляда в образе Деда Мороза - это случайно или осознанно? Для меня вопрос этот не столь простой. Тема, как вы понимаете, мне близка.Стих, соответсвенно, понравился. | | Здравствуйте, Игорь! Благодарю Вас за отклик! В первой части стихотворения говорится о РОждестве Христовом, после которго начинаются святые вечера. В российской провинции до сих пор детишки ходят и славят Христа в этот день. 14 января - Васильев день, день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарийского, один из трех главных праздников святок. В ночь на Васильев день ходили ряженые, колядовали, гадали. Коляда - цикл языческих празников, сопровождающихся ряженьем в козу, корову и пр. животных. Колядовали в ночь под Рождество, в ночь на Васильев день. Колядки - песни, которые исполняли при колядовании, а также в некоторых местностях так называли дары, полученные за колядование, то есть за пожелания дому добра и процветания. | | Здравствуйте, Елена. Спасибо за ответ. Не скажу, что он меня удовлетворил.Ответ ваш достаточно толерантен по отношению к христианской традиции. Меня собственно зацепил Коляда в образе Деда мороза. Если позволите, могу высказать некоторые уточнения, связанные со святочным циклом. Я собственно родом из Украины, где эта традиция и зародилась, видимо, еще в дотрипольскую эпоху (5-7 тыс.лет до РХ) и восходит к мезинской эпохе ( 12-25 тыс.лет до РХ). Вы скорее всего знаете, с каким благоговением к колядкам и святочному циклу относятся до сих пор в Украине. Собственно святочный цикл - это череда ведических праздников - Святой вечер или Рождество Коляды - молодого бога Солнца; Щедрый вечер;Посевание или праздник Золотого плуга; Новый год или Васильев день или день Дидуха; завершает это дело так называемое Крещение, которое совпадает примерно с Андреевым днем , в ведической традиции - День Даны - богини воды и плодородия. Колядуют исключительно в Святой вечер и готовят кутью. Рождество Христа, которое чудесным образом совпадает с Рождеством Коляды - адаптация христианской церкви под исторические реалии. Васильев день - а Уацилла это месяц по староармянски- не что иное ,как праздник молодого месяца. Кстати, знак козы - козерог, ведический бог Перун и Дидух - бог,один из прародителей протославян ,связаны неразрывно. Месяц - космогоническое воплощение Дидуха. Щедрый вечер - примерно через неделю после Святого вечера, то есть около Василия и в это время щедруют ( никакого упоминания о Коляде). А рядились исключительно в козу. Коровы и прочие - думаю, выдумки этнографов. Космогоническое воплощение Даны( Пречистой девы, Афродиты, Лели, Непры, Атены - то бишь Афины, (д) Анастасии) - это Заря Зареница. Таким образом, святки - цикл праздников космогонической триады - Солнца, Месяца и утренней Венеры( Зари). Это ,видимо, достаточно устойчивый в славянской мифологии набор воплощений Триглава. Что касается народных обрядов, моя интерпретация следуюющая. Видимо, Дед Мороз и Снегурочка - это Дидух + Мороз=Хорос=Хорс=одно из имен Коляды+ Дана. Что любопытно, что снеговик в украинской мове - это снежная баба, с веником и ведром на голове - атрибутами уборки, т.е. чистоты. Более менее понятно,откуда взялся Санта Клаус. Клаус=КЛС этимологически близко к КЛД=Коляда.Христос=ХРСТС, видимо, - это имя Хорса=ХРС. В ведической традиции наложить хрест=перекреститься это наложить на себя знак Солнца.Коляда, кстати, тот, кто даровал нам Коля(н)да(р). Между прочим, мы живем с вами с календарем, который так или иначе связан с неким Рождеством Христа=Хорса=Коляды. Что касается, Библии и прочих известных святых книг, а также пантеонов Европы и Азии - они в болшинстве своем более поздние новоделы и по большей части не что иное, как компиляция Вед. Вопросов богословия я никак не касаюсь, так что извините, если изложенное не вписывается в ваше мировозрение. С теплом и паром и с воздушным шаром, Игорь. |
|
| | Очень интересно, окунулась в эту атмосферу, как будто сама на празднике побывала. | | Благодарю Вас, Василиса! Светлого предновогоднего настроения!:-) | | И Вам Елена. Тем более, что вы и есть "Светлая" :) |
|
| | Распевай стихеры, Восхваляй Христа, Нам без нашей веры Горечи верста... Да прибудет счастье Во твоём дворе, Всё в господней власти, Будет и тебе... Заходите, гости, Ряженый народ, Ничего не жалко... Эх, гуляй, Душа! Замечательно по сути, Елена, и, главное, по нашему - по славянски! С уважением,Игорь. |
|
|