Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Литературный конкурс "Новогодние испытания"

Все произведения

Произведение
Жанр: РецензииАвтор: Ярослава Анисимова
Объем: 8044 [ символов ]
Рецензия на стихотворение Григория Берковича "Перед зеркалом (разговор с душой)"
Рецензия на стихотворение Григория Берковича «Перед зеркалом (разговор с душой)»
 
Произведение было размещено в конкурсе «Откровение души», и, как мне кажется, полностью соответствовало теме конкурса, а именно:
 
Душа, как главный или второстепенный, но значимый герой произведения (выписка из Положения)
 
Мы друг от друга с тобой отличаемся мало,
Только тональностью нашей последней минуты...
Ты не припомнишь, когда ты мне правду сказала,
Что я ответил? «Ну что ж» или «хуже не будет»?
 
Как обратиться корректнее? Вы к тебе? Ты к Вам?
Можно бы было по имени, только не помню...
Полночь... Карета уже превращается в тыкву.
Ты не припомнишь, в кого превращаются кони?
 
Жёлто и тускло мигает сигнал поворота.
Это качается грязная, старая люстра...
Мы обмельчали в потёмках домашнего грота.
Ты не припомнишь, о чём говорил Заратустра?
 
Руку держу неумело на собственном пульсе.
Ритмы сердечные будто бы строки косые...
Жалкий итог отношения минуса к плюсу...
Ты ничего не припомнишь. Провал... Амнезия.
 
Как часто мы произносим фразу – «поговорить по душам», вкладывая в нее, порой, единственный смысл – «пооткровенничать». Григорий Беркович же попытался пооткровенничать с самой Душой. Почему попытался? Потому что молчаливая «собеседница» так и не удостоила литературного героя ответами. Впрочем, это же чужая душа, и читатель не обязательно должен слышать ее, достаточно слышать какие вопросы задаются, чтоб понять и состояние героя и его отношения с этой самой душой.
 
Мы друг от друга с тобой отличаемся мало,
Только тональностью нашей последней минуты...
 
Честно говоря, именно эти две строки и стали для меня решающими в определении «нравится стихотворение или нет». «Тональность последней минуты» - как глубоко и точно сказано. Для человека жизнь заканчивается минорной тональностью смерти, а для Души на мажорной ноте той же смерти начинается свобода. Ведь Душа дана каждому временно и стремится она всегда к свету, покою и вечной жизни.
 
Ты не припомнишь, когда ты мне правду сказала,
Что я ответил? «Ну что ж» или «хуже не будет»?
 
Может быть, именно это герой и имел в виду?
В строках звучат обреченность и равнодушие к собственной жизни – «хуже не будет». Но, наверное, именно в такие минуты, когда кажется, что все едино – жизнь, смерть, пустота – люди начинают себя переосмысливать. Следующие строки:
 
Как обратиться корректнее? Вы к тебе? Ты к Вам?
Можно бы было по имени, только не помню...
 
В первой строке звучит грустная ирония, вторая же показывает, что это, скорее, ирония над самим собой. Последний разговор с душой либо был очень давно, так, что имени не вспомнишь, либо этот разговор вообще впервые, герой даже не знает, как обратиться к собственной душе – на «Ты» или на «Вы». Вот такое противопоставление или лучше сказать разделение на Душу и Разум(?) встречается не впервые. Поневоле задумаешься - достойны ли мы общаться со своей Душой на «Ты».
Следующие две строки, как мне кажется, звучат метафорично и подтверждают сказанное мной.
 
Полночь... Карета уже превращается в тыкву.
Ты не припомнишь, в кого превращаются кони?
 
Как в сказке о Золушке, в полночь «принцесса» снова станет сама собой и волшебство закончится. А сколько масок меняет за свою жизнь человек? И когда он настоящий? Может быть, во время разговора с собственной Душой? А может быть, только на последней минуте жизни?
 
Жёлто и тускло мигает сигнал поворота.
Это качается грязная, старая люстра...
Мы обмельчали в потёмках домашнего грота.
Ты не припомнишь, о чём говорил Заратустра?
 
Стихи, которые пишутся на эмоциях, иногда кажутся набором фраз. При беглом прочтении. Но ведь автор в каждую строку вкладывал какой-то смысл. И этот смысл можно услышать, почувствовать, только анализируя и внимательно читая каждую строку.
 
Небольшое отступление, касающееся третьего катрена:
Бесписьменный арийский пророк Заратустра (Зороастр) [родился около 550 г. до н.э.] - пользовался беспрецедентным почитанием в античном мире и в иудаизме. Зороастризм, одно из древнейших вероучений мира. В зороастризме имелись такие понятия, как "Саошйант" (грядущий спаситель мира), и "Фрашо-кэрэти" (Последний День). Заратустра предчувствовал, что конец мира неизбежен. Он понимал, что сам не доживет до Фрашо-кэрэти, и учил, что после него придет "праведный человек, благого происхождения", то есть Саошйант. Он-то и поведет людей на последний бой против зла. Трактат Фридриха Ницше "Так говорил Заратустра" - написан в жанре философско-художественной прозы. Эта книга - своего рода ницшевская Библия. По признанию Ницше, на него снизошли два "видения": сначала мысль о "вечном возвращении", а потом и образ самого Заратустры. Познакомившись с этой книгой, С.Л. Франк писал: "Я был потрясен - не учением Ницше, - а атмосферой глубины духовной жизни, духовного борения, которой веяло от этой книги".
 
ПРЕДИСЛОВИЕ ЗАРАТУСТРЫ
1
Когда Заратустре исполнилось тридцать лет, покинул он свою
родину и озеро своей родины и пошел в горы. Здесь наслаждался
он своим духом и своим одиночеством и в течение десяти лет не
утомлялся этим. Но наконец изменилось сердце его -- и в одно
утро поднялся он с зарею, стал перед солнцем и так говорил к
нему:
"Великое светило! К чему свелось бы твое счастье, если б
не было у тебя тех, кому ты светишь!
В течение десяти лет подымалось ты к моей пещере: ты
пресытилось бы своим светом и этой дорогою, если б не было
меня, моего орла и моей змеи.
Но мы каждое утро поджидали тебя, принимали от тебя
преизбыток твой и благословляли тебя.
Взгляни! Я пресытился своей мудростью, как пчела,
собравшая слишком много меду; мне нужны руки, простертые ко
мне.
Я хотел бы одарять и наделять до тех пор, пока мудрые
среди людей не стали бы опять радоваться безумству своему, а
бедные -- богатству своему.
Для этого я должен спуститься вниз: как делаешь ты каждый
вечер, окунаясь в море и неся свет свой на другую сторону мира,
ты, богатейшее светило!
Я должен, подобно тебе, закатиться, как называют
это люди, к которым хочу я спуститься.
Так благослови же меня, ты, спокойное око, без зависти
взирающее даже на чрезмерно большое счастье!
Благослови чашу, готовую пролиться, чтобы золотистая влага
текла из нее и несла всюду отблеск твоей отрады!
Взгляни, эта чаша хочет опять стать пустою, и Заратустра
хочет опять стать человеком".
-- Так начался закат Заратустры.
 
Как интересно теперь можно интерпретировать 3 катрен.
Мир литературного героя – темный домашний грот, в котором даже светило – лишь грязная старая люстра, тускло показывающая сигнал поворота – сделать то или это, повернуть в таком-то направлении…
 
К чему свелось бы твое счастье, если б
не было у тебя тех, кому ты светишь!
 
Четвертый катрен оставляет читателя в раздумье и растерянности.
 
Руку держу неумело на собственном пульсе.
Ритмы сердечные будто бы строки косые...
Жалкий итог отношения минуса к плюсу...
Ты ничего не припомнишь. Провал... Амнезия.
 
Неужели это был не просто разговор с Душой «по душам»?
 
Ты ничего не припомнишь. Провал... Амнезия.
 
Когда Душа теряет память? Та самая последняя минута с разной тональностью?
 
Серьезное, эмоциональное и, в то же время, продуманное стихотворение, несущее в себе философию и размышления автора о жизни. Ярко выраженная аллитерация (р) – (л) – делает произведение строгим и мягким одновременно и приятно воспринимается на слух. Нетривиальная метафоричность заставляет обдумывать и вчитываться в каждую строку.
 
Стихотворение написано четко выдержанным 5-стопным дактилем. Использована перекрестная рифмовка женских рифм. Есть интересные, «незатертые» рифмы, хотя, вместе с тем, есть и не совсем точные: «минуты - будет», «помню - кони», а также глагольные..
Можно было бы поспорить над стилем построения некоторых фраз, но в общем, сам смысл стихотворения оставляет приятное впечатление и вполне оправдывает награду, заработанную на конкурсе.
Copyright: Ярослава Анисимова, 2006
Свидетельство о публикации №86344
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05.05.2006 00:28

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Наталья Балуева[ 05.05.2006 ]
   Добрый день. Спасибо за причастность к моему конкурсу "Откровение души":) Мне тоже это стихотворение понравилось. Может, у Вас есть в запасе еще рецензии на произведения этого конкурса? Буду рада услышать Ваше мнение.
   С уважением, Наташа.
 
Ярослава Анисимова[ 05.05.2006 ]
   Я не знаю, правильно ли я делаю, то, что делаю, но попытаюсь:)
   Спасибо.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта