Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта): Седьмой Международный Литературный конкурс "Вся королевская рать", 2 этап Все произведения
Произведение |
|
Объем: 3217 [ символов ]
|
|
|
|
Через рифы рифм вперед и вперед! (Игорь Царев) |
Здравствуйте дорогие слушатели. Пока Надя Шляхова говорит с вами о расширении «поэтического видения», об изыскании скрытых смысловых пластов и иных полезных ископаемых в поэтических текстах, я буду обсуждать с вами звук, ритм, музыку, которые и отличают поэзию от прозы, пусть даже высокометафоричной. Начнем, пожалуй, с рифмы. Вы скажете, что есть и белые стихи! Да. Но по мне нерифмованные стихи, все равно, что безалкогольная водка. Не пьянят. Хотя, конечно, есть и исключения. Вот, к примеру: «Над седой равниной моря гордо реет буревестник, черной молнии подобный…» Волшебно! Если вы когда-нибудь напишите нечто похожее – можете больше вообще ничего не писать – вы уже вошли в историю Поэзии во веки веков. И хотя эти строки о буревестнике белее некуда, они завораживают магической ритмикой, звуками. Вслушайтесь, как играют буквы: «Над седой ррравниной моррря горррдо ррреет буррревестник, черррной молнии подобный». Прямо ощущает гррррозовая обстановка! Кстати, вы не задумывались, почему слова гррроза, ггррром, грррохот, тррррезвон, тррррель, воспринимаются с одним эмоциональным настроем, а тишшшина, шшшшорохххх, тиххххоня с другим? И почему, когда просят тишшшшины, делают знак тс-с-с, или тш-ш-ш, но не г-р-р-р и не тр-р-р… И кррричат что-нибудь типа «Тррррревога! Трррруби тррррубач! – когда хотят поднять шум. Впрочем, об эмоционально-смысловой составляющей звуков мы, надеюсь, еще подробно поговорим. А пока вернемся к рифмам. Я уже говорил, что образование у меня высшее, но техническое. И начиная в студенчестве писать стихи, я конечно слышал о ямбах, хореях и дактилях, но чем они различаются к стыду своему не знал. А уж о том, что существует женские рифмы и мужские, дактилические и гипердактилические, однородные (напр., глагольные) и разнородные, омонимические и тавтологические, составные, ассонансные и диссонансные и т.д. и т.п. , я даже не подозревал. К своему счастью. Потому как эти знания меня не отягощали и я, не зная никаких правил, творил что хотел. Давайте и мы сейчас, не будем углубляться в теории. Если кто-то захочет, мы поговорим о них отдельно, или я подскажу где и что можно об этом почитать. Давайте попробуем сами порифмовать. Я по своему опыту знаю, что чем большее число букв (знаков) в словах рифмуется между собой, тем интереснее получается звучание. И хочу дать вам задание- попробуйте сделать так, чтобы рифмовались сразу все (ну, или почти все) звуки в строках. Пусть получится этакий каламбур (игра слов). Как еще в девятнадцатом веке написал Дмитрий Минаев: «Даже к финским скалам бурым обращался с каламбуром» Даю вам образец, из одного своего старого стишка. Созревает барбарис июля. Зазывают в бар Борис и Юля. Попробуйте, выдерживая этот размер, тоже составить две строки, в которых рифмовалось бы максимальное количество звуков, и которые при этом имели бы некоторый смысл. По итогам мы попробуем построить совместное стихотворение. Если кто-то знает интересные каламбуры, тоже делитесь, это поможет вашим коллегам раскрепостить умы. Вперед, подмастерья! Уж извините, что называю вас так, но раз меня назначили тут Мастером, то на период обучения будем выдерживать субординацию, да? J Игорь Царев |
|
|
Copyright: Игорь Царев, 2006
Свидетельство о публикации №90053 ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 23.05.2006 15:47 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | В южную тему у меня пошло :): Вековечны маги - кипарисов рать! На столе бумаги кипа - рисовать. | | "Кипарисов рать - кипа рисовать" - прекрасная пара. "Маги--бумаги" тоже рифмуются. А вот "вековечны - на столе" это уже белый стих :) К тому же я в задании давал строки, где последние слова имеют женскую рифму (с ударением на предпоследем слоге). А у вас рифма мужская - с ударением на последний слог. Сравните слова : у меня - иЮля, у вас - рАть. Пробуйте еще. Желаю успеха! |
|
| | Здравствуйте, Игорь! Здравствуйте, дру3зья по классу! Ну, никогда не сочинял такого, хотя слышал. Панторифма называется. Самая очаровательная панторифма в русской поэзии приписывается Маяковскому: Седеет к октябрю сова - Се деют когти Брюсова. Может быть, поможет "раскрепоститься"? А я пока пойду сочинять :) | | Раскрепощайтесь! Все получится на высшем уровне я уверен. |
|
| | Здравствуйте, Игорь и друзья по классу! Пока вышел такой экспромт: Куда мечты рассеянно бегут? Туда, где ты в росе на берегу. Постараюсь придумать еще что-нибудь посерьезнее:))) С уважением. Ирина. | | Ирина, у вас не тот размкер строки (ритм не соблюден) и второе, на что хочу обратить ваше внимание - в задании последние слова имеют женскую рифму (с ударением на предпоследем слоге). А у вас рифма мужская - с ударением на последний слог. Думайте еще! |
|
| | Может подойдёт? "Затрещал во поле вереск с хрустом" – Верещала Поля Вере с хлюстом | | поднялись волны выше вала - полдня вволю вышивала ещё подумаю:) | | Юлия, замечательно, вы пока единственнная, кто выдержал правильный размер строки и использовал женские рифмы. Но второй ваш вариант ( хогтя "Выше вала и вышивала" отличная пара) уже нарушил размер | | да. поторопилась. /смущённо улыбнулась/ надо было вот так: поднялись волны выше вала - со полудня вволю вышивала Но, мне не очень нравится (в данном случае) стилизация под народный стиль.... Вот, ещё надумала... (про склероз) резал кусками старпом нить мысли резолюция: стар помнить – мыс ли | | И ещё... (правда не очень уверена, что подходит): Зрима литература рифмами. Мимо, литпортал. Ору: Риф, мама! Думаю, что достаточно. Или ошибаюсь? |
|
| | Первый вариант не по заданному ритму. Специально для Игоря! ): Нам Игорь предложил заданье. На миг обворожил сознанье. А вот то, что получилось по заданной теме: 1. Сообщение последней сводки Про общенье после дней без водки. 2. Вы, вступая с шефом в перепалку, Выступая, - метите под палку. 3. Выпорхнуть из мая захотела. Выдохнуть, взмывая, запах тела. 4. Истукан. Несу поднос к обеду. И стакан, не суп под нос, к соседу. | | Спасибо за замечания, Игорь - я не совсем внимательно прочла задание:) Вот новый вариант: Залюбуюсь предрассветным небом, И любую прЕдам свету нЕбыль. | | C трудом выдавил из себя несколько двустиший, одно другого гаже. Очень трудно, особенно удержать хоть какой-то смысл. Все получились удручающе бессмысленными, некоторое "спасение" нашел, объединив два двустишия: Облака пастели - не секреты, Но пока постели не согреты, Словом чудным утолю капризы, Словно чувством утреннего бриза. В общем, не стану скрывать. Трудное это дело. Сонеты писать легче... | | ...если я правильно поняла, желательно продолжить? тогда вот первые строки: Созревает барбарис июля. Зазывают в бар Борис и Юля. а вот мой первый блин-продолжение - Барабаны-тамбурины в баре - Браво! - брагой бурной кровь взорвали! :) | | Итак, первые ваши пробы и первые ваши ошибки. Вы старательно попробовали создать созвучные строки, но многие не попали в размер. Поэтому мне пришлось пояснять - что есть женские, и что есть мужские рифмы. Надеюсь, что те, кто не знал об их существовании, внимательно прочитали мои комментарии к двустишиям своих товарищей, и мне больше не придется еще раз объяснить, что рифмы могут делиться по половым признакам. И когда я буду говорить о, скажем, мужских рифмах, все уже будут понимать, о чем это я. Еще одна из общих ошибок – несоблюдение ударных слогов. Вот строки задания (заглавными буквами указаны ударения) созревАет барбарИс иЮля. Зазывают в бар Борис и Юля. А вот строки Юлии Чиж (чтобы ударения в ее строках совпадали с заданным, оно должно выглядеть так: резал кУсками старпОм нить мЫсли резолЮция: стар пОмнить – мыс ли Эти кУски без закУски не поймешь :) Прав Никита Брагин, чем сложнее рифма, тем труднее удержать смысловое наполнение строк. Но нам сейчас не требуются отточенность мыслей и формулировок. Это уже другая ступень обучения. Мы пока пробуем научиться играть звуками, научиться выдерживать размер и ритмику заданных строк. Хотя, смысл, безусловно, присутствовать должен :) Не смотря на указанные недостатки, меня порадовали и успехи. Хорошие строки у Веры Хамидуллиной: Сообщение последней сводки Про общенье после дней без водки. Истукан. Несу поднос к обеду. И стакан, не суп под нос, к соседу. У той же Юли получились замечательные емкие смысловые рифмованные пары «мысли – мыс ли». Красота! Говоря о смысловых рифмованных парах, я имею ввиду следующее: все известные рифмы уже разбиты по кучкам. И говоря, скажем, слово дороги, мы автоматически вспоминаем – пороги, ноги Это рифмованные смысловые пары, которые легко заполняются уже заранее просматриваемым смыслом – типа «ноги идут по дороге, спотыкаются о пороги» и т.д. Знание таких пар облегчает рифмование, но и загоняет в рамки уже неоднократно повторявшихся банальностей. Поэтому я люблю емкие смысловые пары, когда внешней связи между словами вроде бы и нет, но это позволяет вложить в эту пару неожиданную мысль. Такая емкая пара, как я уже говорил, у Юли Чиж «мысли – мыс ли» - пространство для фантазии тут значительно больше чем при рифмованной паре «ноги-дороги». Разве нет? Но подождем чем нас порадуют другие ученики. А я пока, чтобы вы не забыли размер задания, подкину еще несколько строк : Сладко кошка дремлет на диване. За окошком древним - Нади, Вани, Под гармошку пляшут, под трехрядку, По дорожкам нашим и по грядкам. Жду ваших строчек. | | Оххх, Игорь, пока только так получилось... :( Надоели валенки да шапки. Надо ели, маленьки да шатки, Порубать, пропить трусы и майку - В пору брать прописку на Ямайку. |
|
|