Произведение |
|
Объем: 24 [ строк ]
|
|
|
|
Радуйся... |
Радуйся – любовь твоя угадана... Осень осыпается и дышит Облаками пепельного ладана На деревья, купола и крыши; Радуйся – становятся всё тише Утолённой боли родники, В наступившем полумраке слыша Всплески набегающей реки. Отдохни – челны твои причалены Полночью, что одарить готова Всеми незабвенными печалями, Исстари родными с полуслова; Отзовись и вслушивайся снова, Как зовёт шуршаньем камыша Тихого и бледного покрова Осени усталая душа. Скоро небо над тобою склонится, Звёздными цветами засыпая, И уйдет последняя бессонница, Отрешённо по воде ступая, И надежда, нищенка слепая, В ясной безутешности мольбы Прикорнёт, неслышно засыпая На холодной паперти судьбы. |
|
|
Copyright: Никита Брагин,
Свидетельство о публикации №88534 ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Никита, я скопировала сюда рецензию Дима Родионова, чтобы удобней было продолжить разговор. Ярко выраженная пейзажность, подчёркнутая хорошей фонетической прописью и изысканным рисунком рифмовки - на поверхности. Второй слой, который также бросается в глаза - сравнение осеннего пышного предзимья, сна природы и человеческой души, переживающей порой необходимость покоя и отдохновения. На самом деле, стихотворение по-настоящему глубоко. Разве случайно автор нанизал на чётки строк столько религиозных символов: ладан, купола, покров, бессонница, идущая по воде, мольба, паперть? Да и само название "Радуйся" - разве не молитва? Радуйся, Мария, полная благодати; с тобою Господь, благословенна ты в женах, и благословен плод чрева твоего Иисус. Святая Мария, Матерь Бога, молись за нас грешных, даже и в час смерти нашей. Аминь. Молитва открывает подлинный смысл стихотворения. Радость осени... Что может быть... печальнее. Пышность золотой красавицы сродни позолоте православного храма, окладу иконы, который своим сиянием только подчёркивает печаль на лике Богородицы. Нет, радость и красота осени не в смерти и страданиях, но в предвестии весеннего воскрешения. "Радуйся – становятся всё тише Утолённой боли родники" Боль утихает, а ведь боль - важнейший признак жизни (по крайней мере, телесной). Любовь угадана и она не в том, чтобы пытаться спастись самому, но в отречении, в спасении через страдание... Через осеннее увядание природа хранит свои дары суровой зимой. Через смерть достигает райских врат душа человеческая. Радуйся, Мария! Не случайно появляется в финале "бледный покров". "Скоро небо над тобою склонится, Звёздными цветами засыпая, И уйдет последняя бессонница, Отрешённо по воде ступая" Радуйся, Мария! Твой покров - звёздное небо. Твой Сын уходит по воде, Он уже принадлежит миру, Его любовь вездесуща. Но это - и Твоя любовь, Твоя надежда. Безутешна мольба, но всесильна вера. Радуйся, Мария! Дмитрий Родионов | | На стихотворение Никиты Брагина "Радуйся" я натолкнулась (совершенно случайно) 11 мая. Просто блуждала по литпорталу. Это Поэзия. (Именно так, с заглавной буквы). Ассоциации почти совпали с тем, что я сейчас прочла у Надежды. "Богородица Дева, Радуйся, Благодатная, Господь с тобой" вспомнилось при первом прочтении. И диссонансом с "радуйся" резанула по душе вселенская тоска, проглядывающая сквозь строки. Перечитала сейчас - несколько другое восприятие: старый дед на завалинке. Сидит, закутавшись в какой-то зипун, смотрит на увядающую природу, вспоминает свою жизнь, проводит параллель с пейзажем. Обычная жизнь, подходящая к своему завершению. Земной путь, который продолжит кто-то другой. Может отсюда эта светлая печаль? А радость от того, что есть кому продолжить род. И боль, оттого что не увидит как внуки (а то и правнуки) продолжат свой земной путь, будут расти, мужать, стареть... Каждый читатель видит в стихотворении то, что может увидеть; то, что чувствует; то, чем наполнена его душа в момент прочтения. Думаю, что, перечитав завтра – увижу нечто другое. Поэзия переменчива и многогранна. Она подвержена смене настроения, переливчата, тягуча. Пусть первым бросит в меня камень тот, кто считает, что это стихотворение не соответствует всем, вышеперечисленным, параметрам Поэзии… | | Спасибо, Юлия. Про деда - очень даже к месту :) достаточно неожиданно, но тем и хорошо. Вообще. одно из редких собственных стихотворений, которое люблю и не стану править, даже несмотря на одну грамматически-смысловую неточность, некоторое отклонение от нормы языка. Найдете его? | | Лингвист из меня никакой:) Ах, как не хочется искать изъяны в том, что понравилось!.. Но, раз Вы попросили - не могу не откликнуться на Вашу просьбу… "Осени усталая душа" (уставшая, на мой взгляд). Сомнительной показалась фраза "Облаками пепельного ладана" (не видела серый ладан, каюсь, только белый и с желтизной). "челны твои причалены" – тавтология, на мой взгляд. "Масло масляное". "Как зовёт шуршаньем камыша Тихого и бледного покрова" - если шуршит, то уже не тихий. Тихий шорох - да, а камыши довольно-таки громко заявляют о себе в ветреную погоду. "В ясной безутешности мольбы" Безутешность мольбы… Думала долго. Может быть мольба безутешна? Думаю, что нет. Безответна – да. Никита, Вы – садист! Заставили всё-таки… И всё равно заявляю – мне нравится это стихотворение!!! Гармонией своей. Внутренним светом. Мягким, приглушённым, ненавязчивым. Н-р-а-в-и-т-с-я! Остальное – мелочи. | | Юлия, спасибо. Видите ли, я совершенно спокойно реагирую на здравую критику, но крайте болезненно могу воспринять критику несправедливую и злобную. Ну, к счастью, последняя встречается редко. Я почему попросил. В этом стихотворении "расшатанный снтиксис" - зыбкое, чуть неточное построение фраз во многих местах. Я мог бы построить ее правильнее, но у меня правильных стихотворений и так хватает, это быво в тот момент совсем неинтересно. Но эта зыбкость не выходит за рамки, за исключением одного момента. Усталая - уставшая. Оба варианта приемлемы, но первый предпочтительнее. Потому, что проще и короче. Челны могут быть причаленными, а могут быть плывущими. Вы приняли внутренний рифмоид за тавтологию. Безутешность мольбы я не случайно употребил. Это особенная мольба - та, что ничего уже не может достичь. Та, на которую заведомо не ответят. Мольба-плач - просто так, без цели разжалобить. Я это имел в виду. Камыш - шуршит даже, когда ветра нет, Легчайшее дуновение - и будет тот тихий шорох, о котором я говорю. Ладан - в данном случае непрямое. Это дым ладана. Это все было случаи сложные, но в целом, не нарушающие грамматику, хотя их и можно критиковать с точки зрения "предметности" в поэзии. А вот неправильность грамматическая: Как зовет шуршаньем камыша Тихого и бледного покрова Осени усталая душа. Кто кого зовет? По смыслу должно бы быть так. Душа осени зовет тихий покров снега шуршаньем камыша. Но не "покрова". Это была грамматическая неточность. Но в поэзии и не такое бывает. Лермонтовское "из пламя и света рожденное слово", например. Впрочем, если воспринимать это стихотворение как сюрреалистическое (а некоторые признаки для этого есть), то пусть оно нравится и остается таким. Честно скажу - переделывать его неохота. да и смысла не вижу в том. | | Уважаемый Никита! Раз уж начали говорить о неточностях...))) И раз уж у нас здесь мастер-класс... Отношение своё к написанному я выразил, теперь можно и покопаться в тонкостях, если позволите... Первая остановка "становятся всё тише Утолённой боли родники, В наступившем полумраке слыша Всплески набегающей реки" Образ, в общем, прозрачен, чувства светлы... Но смысл, увы, тёмен. Сам по себе "родник боли" - очень зыбкий образ, ибо слово "родник" изначально заряжено позитивом. Определение "утолённой" (действие свершившееся, ср. "утолённая жажда" и "утоляемая жажда", более того, если боль утолена, то её родник должен бы иссякнуть уже, разве нет?)) подразумевает, что если родники боли утолённой тише, то неутолённой - громче? Но это было бы ещё приемлимо, если бы не продолжение: "В наступившем полумраке слыша Всплески набегающей реки" Если родники СТАНОВЯТСЯ всё тише, то тогда не "слыша", но "слушая". "Всплески набегающей" - тот же момент: всплеск - нечто сиюминутное, единовременное, "набегающей" - прилагательное подчёркивает непрерывность и равномерность действия. Конечно, большой ошибки здесь нет, но смысл стихотворения получает некий рваный колорит. "Исстари родными с полуслова" Исстари или с полуслова? Та же ошибка. Одно слово определяет длительность действия, еще и усиленное архаикой. "С полуслова"предполагает единомоментность. Возможно, Вам этот парадокс показался оправданным? "Прикорнёт, неслышно засыпая" Не кажется повтором? Ср. "заснув задремал" Прикорнуть - Заснуть ненадолго, прислонившись к кому-л., чему-л. К тому же, не полагаете же Вы, уважаемый Никита, что надежда засыпает похрапывая и похрюкивая... Простите за придирчивость и вредность! Стихотворение очень по душе! | | Спасибо, Дмитрий. Начну с конца. Прикорнуть - прилечь отдохнуть, уснуть на короткое время; прилечь свернувшись, скорчась (Даль). Я употребил во втором значении, это "зарисовка с натуры", так что тавтологии нет. Исстари. Здесь просто. "После этого случая они понимали друг друга с полуслова". Тут два разных времени, соединенных в одной фразе. Так создается необходимая напряженность. Старый, еще античный прием. Всплески набегающей волны - сказать можно. Значит, и реки, тоже. Всплески - мн. число, значит, они и являют собой непрерывность и равномерность. Ритм волн. Родник - позитив. Но в этом стихотворении и боль- позитив. "Незабвенная печаль". Родник утихает, иссякает, умирает... Это уходит жизнь - а жизнь есть прежде всего боль, страдание. Это самое важное в жизни. Жизнь позитивна. Всего милее вспомнить ее печали - дорогих сердцу людей, уже ушедших, невозвратное прошлое, радость-страдание. Не увидел необходимости заменить "слыша" на слушая": "Он по ночам вздрагивает, слыша во сне тревожащие голоса" Совершенно очевидно, что это стихотворение "непроходное" для редакторов :) |
|
| | Радуюсь… Радуюсь хорошим стихам Никиты Брагина. Радуюсь рецензии Дмитрия Родионова. Радуюсь совпадению наших мыслей, и встрече ассоциаций – православная тишина стихотворения меня тоже привела к молитве «Богородица Дева, радуйся». Но не только к ней. Еще и к Оде «К радости» Фридриха Шиллера: «Радость, пламя неземное, Райский дух, слетевший к нам, опьяненные тобою Мы вошли в твой светлый храм. Ты сближаешь без усилья Всех разрозненных враждой, Там, где ты раскинешь крылья, Люди – братья меж собой. Хор Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной! Там, над звёздною страной, - Бог, в любви пресуществлённый!» Дмитрий Родионов замечательно сопоставил высокую мелодию молитвы и ясную, тихую печаль стихотворения Никиты Брагина А я хочу провести анализ на противопоставлении. Звонкая радость немецкого романтизма XIX века в наше время почему-то кажется неуместно пафосной. Там где романтики пели: «Обнимитесь миллионы!», мы робко надеемся, что наши добрые чувства не то, что будут услышаны, нет – УГАДАНЫ – так боимся мы своей радости… Там, где романтики возжигали «пламя неземное», мы видим только родники утоленной боли, да слышим успокаивающий плеск реки. Романтики говорят «Мы вошли в твой светлый храм», новый век отвечает: «Отдохни…» На смену золотой крови лозы приходят «незабвенные печали», вместо раскинутых крыльев – «осени усталая душа»…. Ах, какой ликующей была надежда у Шиллера! «Выше огненных созвездий, Братья, есть блаженный мир, Претерпи, кто слаб и сир, - Там награда и возмездье» И как больно, что ТАКАЯ надежда «Прикорнёт, неслышно засыпая На холодной паперти судьбы» Разговор поэтов через два века… Так ли все грустно, или это нам кажется? Не звучит ли здесь подспудный разговор – от гимна к молитве, от молитвы к стихотворению, от стихотворения – к музыке. И снова к гимну… | | Спасибо, Надежда! Чрезвычайно важный и интересный для меня анализ. Дело в том, что мои стихи очень часто считают "романтическими", и часто сопоставляют со стихами неоромантиков Серебряного века, не замечая принципиальной разницы в мировоззрении. Возможно, мешает внешняя, формальная схожесть, от которой я скоро избавлюсь, тогда все будет ясно. Я просто не вижу в наше время никаких оснований для романтизма шиллеровского и даже байроновского толка. Причиной этому - полное и окончательное крушение всех иллюзий европейского гуманизма, непоправимый в обозримом будущем разлад между нациями и внутри их, несмываемость совершенных в прошлом веке чудовищных преступлений и вопиющее противоречие между возможностями познания и образования, имеющимися ныне, и стремительной деградацией целых поколений, забывающих все и вся. Можно и нужно духовно противостоять этому. Я не пессимист по отношению к самому себе, к собственной жизни. Но я не верю, что вот так, просто, повинуясь "естественному ходу вещей", неоему синусоидному возвращению на круги своя, за молитвой последует гимн. Нет, не последует. Нельзя разом искупить совершенное. За такие злодеяния, за такое попрание всего, что есть в человеке - до какого колена раскаиваться надо? А я-то - всего лишь внук... Слишком близко, слишком больно, слишком рано. Больше скажу - то нынешнее состояние дел, которое многие назовут сумятицей, кавардаком, безобразием, а то и трагедией - есть лишь краткая интермедия, антракт меж двух актов трагедии настоящей. Сейчас тихое время. И есть еще возможность спокойно молиться. Потому лучше сделать это ныне, чтобы не уподобиться деве неразумной со светильником без масла. Я не хочу никого пугать, я не мрачный пророк, я просто говорю то, что совершенно очевидно и ясно. В конце концов, смерть неизбежна. Но принять ее с достоинством - великое счастье. Вот почему надо радоваться этому, помня о тысячах и миллионах тех, кто были лучше нас, и кому такая малая радость - тихая смерть без страданий, унижений и поругания - не была дана. |
|
| | Я думаю, Никита, Вы совершенно не зря считаете этот стих своим любимым - он прекрасен! Замечательные в своей глубине строки, замечательные рецензии. Знаете, у меня давно зреет мысль, что стихи современных выдающихся поэтов надо издавать вместе с избранными рецензиями - это намного больше дает читателю. И вообще это должно войти в практику академических изданий. Меня поразил этот стих, он очень чистый по интонации, без фальши. Духовная поэзия высшей пробы. P.S. Я внимательно прочитал все критические замечания. У меня сложилось впечатление, что все отмеченные места приемлемы, кроме указанного Вами (где "покров") и той строчки (для меня!), на которую указал Дмитрий: "Утолённой боли родники, / В наступившем полумраке слыша / Всплески набегающей реки"... С уважением, | | Спасибо, Валентин. Я это место, про родники, интерпретирую так - боль утолена, журчание ее родников стихает, и сквозь затихающую боль начинают слышаться всплески речных волн. Ну, в общем так. Это у меня было сильное увлечение сюрреализмом, я в таком ключе целый сборник написал. Стремился к "невысказываемости" образов, а еще к тому чтобы дать "светлый" вариант сюрреализма. | | Относительно "слышаться" - кому слышатся всплески? По тексту - родникам. Но это ли Вы хотели сказать? Возможно, что и так, но вот здесь у меня все равно вопрос возникает... А светлая нота Вами, по-моему, взята верно :). Вообще мне очень нравятся Ваши стихи, причем разные - от, условно говоря, классических до экспериментальных (в Вашем понимании). С уважением, |
|
| | Очень хорошее стихотворение! Задумчивость,искренность и печаль.. Рифмы и сравнения очень интересные. Спасибо Вам! Случайно к Вам " забрела" и такое удовольствие получила. С уважением - Марина | | Спасибо, Марина, очень Вам рад! |
|
|
|
|