Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Антон Владимирович Кайманский
Объем: 12592 [ символов ]
К Моисею Бельферману (на статью "ГРАНД-ЛИТЕРАТУР. Тема 1-ПИСАТЕЛЬ в ОБЩЕСТВЕ"
Здравствуйте, Моисей!
С большим интересом прочёл Вашу статью. Мне показалось, что она написана не в один момент, а составлена из размышлений разного времени. Первый абзац (а если с конца считать - то восьмой), написанный заглавными буквами мне показался сокращёнными тезисами обширной программы или другой статьи.
Читать было сложно: мне трудно дается литература с предложениями, выстроенными так: «Истинное отношение к материальным ценностям, духовным заботам. Время, эпоху. Источник сияния. Сгусток преображающей энергии». Поди додумайся, что всё это, вероятно, пояснения ко второму предложению абзаца «Мы видим в завершенном виде творение гения».
Но я на свою тупость уже не раз жаловался и всем моё скудоумие известно.
Прошу Вас (ну, глуповат - что тут поделаешь!) пояснить две фразы:
«Идеологической власти - привыкла к силовым приемам реакционного отражения». - Следует читать: «идеологическая власть?»
«Пристроечная литература» отражает социальный заказ власти». Тоже не очень-то понял. Вы имели в виду, литература, которая к власти пристраивается? А что понимать под этим? Или же – у меня именно такое ощущение возникло при чтении – «перестроечная литература» надо понимать?
 
А вообще до того Ваша статья меня затронула, что не могу не ввязаться с Вами в полемику. Можно даже считать, что здесь не столько мои возражения Вам, сколько возражения человека одного поколения (мне 28 лет) представителю совершенно иного поколения. Излагаю по порядку.
 
Итак, вы говорите:
 
1) «Прожорливая, ненасытная идеология накачивает пропаганду. Имеет целью - сломить активных борцов. Воздействует на аудиторию. Отупляет массы. Идиотизирует нестойких, непонятливых».
Неужели же идеология – любая – обязательно негативна? Только дурное может быть в идеологии? Никогда ничего хорошего в идеологии не было, нет и не будет? Ну, а если за основу идеологии берутся ценности, суть которых сосредоточена в «золотом правиле нравственности»?
Думаю, Вы само понятие «идеология» рассматриваете в оценочном и безусловно отрицательном, а не сущностном ключе. Вот каково значение этого слова:
1) «Идеология (греч. idea представление + logos учение) - система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различных социальных групп, классов, обществ, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты; а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений». (по глоссарию)
2) «Идеология - система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений. В классовом обществе И. всегда носит классовый характер, отражая положение данного класса, классовые интересы». (БСЭ)
Я вот был бы вовсе не против, если б в современной России была бы хоть какая-то официальная система ценностей, то, на что можно было бы опереться человеку. Нет и не было ни одного общества в мире, которое не имело бы своей системы взглядов: именно они регулируют совместную жизнь людей. Именно идеология – в любом её ключе – даёт правила общественной жизни. Я не спорю: существуют и человеконенавистнические взгляды, но их не так уж и много. В основном идеологии позитивны.
 
2) «Народ-раб должен пройти подготовительный этап раскрепощения».
Можете ли Вы разъяснить термин «народ-раб» и примеры конкретные привести? Дело в том, что это частотное клише, которым любят бросаться наши (российские то есть) либералы, но при том они никак не поясняют суть его.
Ежели существует «народ-раб», то существует и «народ-господин», и «народ-свободный»? Я имею в виду, термину «народ-раб» существует антоним?
Далее, кто может определить, является ли тот или иной народ рабом? И на основании чего делается такой вывод?
Думаю, это очередное политическое клише – и без содержания, как обычно.
 
3) «Пристроечная литература» отражает социальный заказ власти. Это первопричина ее примитивного свойства. Художественной некачественности».
Если я Вас правильно понял, «пристроечная» литература – это которая пристраивается к власти. Что значит: «пристраивается»? Можете ли Вы, опять же, конкретные примеры привести? Она прославляет власть или её поддерживает? И уж конечно она обязательно и непременно примитивна?
Ну, а если художник/ поэт/ писатель/ музыкант талантливо отразил даже и в конъюнктурном произведении реальность? Или Вы полагаете, такое по определению невозможно?
Думаю, Вы и тут вводите оценочный термин. Неужели ж любой талант теряет себя, если отражает социальный заказ? Одно, если он считает окружающую реальность фальшивой, и совсем другое дело – когда талантливый человек искренне верит в неё. Тот, кто истинно принял к сердцу реальность, тот её в любом случае отразит талантливо, если на то есть у него дар.
 
4) «Культура» семидесятилетия провалилась в пропасть. Исчезла навечно. Словно ничего не было. Россия все еще крутит по телеку «образцы» исчезнувшей бездуховной системы коммунистического варварства».
Да-а-а-а?? Правда??
И так-таки ничего не было в этом несчастном советском периоде? Ну, в таком случае «исчезли навечно» следующие «образцы» бездуховной системы коммунистического варварства»:
Кино:
«Солярис», «Сталкер», «Иваново детство», «Страсти по Андрею», «Вам и не снилось», «Обыкновенное чудо», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Москва слезам не верит», «Гараж» и т.д. и т.п.
Литература:
М. Зощенко, М. Булгаков, В. Орлов, Е. Клюев, К. Сергиенко, Э. Успенский, К. Булычев, братья Стругацкие, братья Вайнеры, В. Пикуль, Драгунский и т.д. и т.п.
Музыка:
Прокофьев, Шнитке, Шостакович – тоже их в корзину!
Уж извините, не согласен я с Вами: у Вас получился какой-то уж очень однобокий подход в стиле: «всё советское – безусловно плохо по определению и обжалованию не подлежит».
Вы мне можете сказать: а кое-кто из перечисленных писателей подвергались репрессиям. При чём тут, казалось бы, репрессии? А дело в том, что обычно противники советского строя именно за этот якорь цепляются в ответ на любые высказывания в защиту СССР. Например, у правозащитницы Новодворской на все слова об СССР один ответ: "РЕПРЕССИИ!"
Я с этим и не спорю.
 
5) «Нетерпеливые, тщеславные, рисковые оказываются репрессированными. «Счастливцам» удавалось скрываться в изгнании».
Неужели же всех абсолютно и кругом репрессировали? А ведь не совсем это правда, особенно после 1953 года. Взять, к примеру, Довлатова. На месте властей я и сейчас такого бы гонял в шею: пьяница, тунеядец, образ жизни ведёт соответствующий, да ещё и властями не доволен. У меня таких студентов на каждом курсе достаточно, навидался: люди без будущего, им жить неинтересно в силу их внутренней пустоты. Да и кое-какой другой литератор не лучше: голодом себя уморил! Это уж вообще клинический, а не политический, случай. Или вот писатели Синявский и Даниэль - флаги шестидесятничества. Положа руку на сердце, многие люди их читали, писателей-то этих? Даже сейчас их книжек нет - фигню писали, дрянь, занудищу! И что ж, если человек пишет так, что никому на фиг не нужен - его поощрять надо? Если я не ошибаюсь, одного из них не за писательство гоняли, а за - уж извините - половые извращения.
 
6) «Писательство потеряло былой престиж. Писатель в современном торгашеском обществе должен становиться комбинатором, махинатором. Иначе он не продаст свою печатную продукцию».
А было ли писательство вообще когда-нибудь престижным? Ну, если Вы о временах Добролюбова говорите, которого всё волновала общественная роль писателя, общественное значение произведения, общественная задача, общественные, общественная и т.д. – то да, было с точки зрения части общества это дело престижным. Но часть общества – это ещё не всё общество.
 
7) «11 сентября 2001 года на СОБСТВЕННОМ ТРАГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ УБЕДИЛИСЬ в НЕВОЗМОЖНОСТИ «МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ» ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАПАДНОГО ТИПА с АРАБСКО-ИСЛАМСКИМ и прочим ТЕРРОРИЗМОМ.
В тот день НАЧАЛСЯ НОВЫЙ ВЕК, ТРЕТЬЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ по
ХРИСТИАНСКОМУ ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЮ».
Да-а-а?? И календарь даже поменялся??
О, даже заглавными буквами написано! Понимаю: событие уникальное и оно Вас поразило. Но, мне кажется, опять тут политическое клише: именно такими словами и трубили об этом.
Есть у меня возражения:
Во-первых, не западная цивилизация в целом убедилась, а Америка. А у Вас подразумевается синонимичность понятий: «цивилизация западного типа» = «США». Это нередко можно встретить, но ведь тут подмена понятий получается.
Во-вторых, разве хоть кто-то утверждал, что возможно мирное сосуществование западного типа цивилизации с арабско-исламским и прочим терроризмом? Исходя из Вашего утверждения, можно подумать, что да, утверждали такое. Ну, а если думали с террористами мирно сосуществовать, а не получилось, то кого тут винить? Кто этих террористов поддерживал? А раз так - то себя и вини!
В-третьих, не устраивает меня термин «арабско-исламский» терроризм, и вот почему. Не только арабы – террористы, есть и европейцы. Далее, не нравится мне и термин «исламский»: выходит, что ВСЕ мусульмане суть террористы, хотя на самом деле зло такого рода творит несколько сект. Вот и надо вместо «исламский» говорить сектантский «ваххабитского» или иного толка (с точным названием!) терроризм. Пророк Мухаммед (мир праху его!) высказывался против фанатизма (читайте Коран)!
В противном случае акции русских народовольцев или ирландцев в Англии можно к «христианскому», а действия евреев в книге «Иисус Навин» - к «иудаистскому» терроризму отнести.
А как же: ведь первые - христиане? Да! Значит, русско-православный терроризм, ирландско-католический терроризм.
А Иисус Навин и воины его евреи? Да! Значит, тут налицо иудео-семитский терроризм!
 
8) по поводу 6-го абзаца с конца я с Вами не согласен. По-Вашему, так все писатели – сплошь завистники и мерзавцы. Да, есть отдельные примеры – но это именно примеры, а не правило. Писатели – обыкновенные люди, и им свойственно всё человеческое, они - простые люди. Не согласен я, что преобладает зависть, ревность к чужому труду и тщеславие. Тут уж я – хотите верьте, хотите нет – по себе сужу. Впрочем, мне уже встречался не раз пост в том духе, что все писатели думают, будто они пишут лучше прочих и суровы к чужим произведениям, ибо не они написали. Неужели ж так всё плохо?
А если оно и так, то как может писатель претендовать на общественную значимость и престиж, коли он – безнравственен?
 
9) «Ушло время: писатели больше не являются трибунами. Выразителями дум, народных чаяний. В прежние эпохи заслуживали не просто уважения - поклонения! Тоталитарные системы относили писателей к государственным преступникам. Наказывали со всей садистской строгостью. Как социально опасных врагов народа. Писателей считали лично ответственными за государственную безопасность».
Да-а-а?
А разве посёлок Переделкино не свидетельствует об обратном? А госдачи, госквартиры в сталинских и прочих домах не доказывают ничего?
Понятно, не всем оно и доставалось. Как я понял, возмущались исключением из Союза писателей по одной причине: лишались кормушки. И с апломбом заявляли: я – писатель! И потому не буду нигде работать!
Кроме того, мне трудно понять фразу «Писателей считали лично ответственными за государственную безопасность». Лично за безопасность государства отвечали министры: ежели какой шпион не пойман и на учёте не состоит, то виноват КГБ/ФСБ. А писателей никто не просил шпионов ловить и тем самым спасать государство от врагов. Значит, и личную ответственность за безопасность страны никто на них не накладывал.
 
10) «Писатель по нескольким причинам обречен на одиночество. Особый этот вид творчества нуждается в специфических условиях проявления. В рабочий момент не терпит шума и музыки».
Ну, не знаю… Ведь друзья-то есть у них? Взять вот хоть Вас: Вы популярны, людей приглашаете на интервью (и даже я такой чести удостоился), судя по некоторым Вашим высказываниям у Вас и семья имеется…
И насчёт рабочих моментов. Я под музыку писаниной своей занимаюсь, она мне сюжеты подсказывает, развитие событий...
Потом, какие такие специфические условия проявления? Учёные тоже словом выражаются письменным, преподаватели и учителя – и устным, и письменным, я уж про политиков не говорю.
 
С уважением, Ваш поклонник
Антон
Copyright: Антон Владимирович Кайманский,
Свидетельство о публикации №85961
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ:

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта