Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: ЭссеАвтор: Имануил Глейзер
Объем: 22 [ строк ]
Прежде, чем ответить Пиитуху ( не моя статья)
Смею скопировать сюда эту статью, заострив тем самым не столько тему "поэзия и версификация", сколько проблему масскультуры со всеми вытекающими.... Надеюсь на понимание.
С благодарностью за общение -
Имануил Глейзер
__________________________________________________________
 
«В круге первом»: последний гвоздь в советскую власть никак не вбивается
 
 
Трудно придумать более нелепое сочетание, чем телесериал и Александр Исаевич Солженицын. Даже неизвестно, есть ли у писателя телевизор. И что он по нему смотрит. Уж не «Бандитский Петербург» – это точно. Может быть, «Московскую сагу» по Аксенову или рыбаковских «Детей Арбата». А что, очень даже возможно. Между прочим, с этими книгами случилась та же беда, что и с солженицынской «В круге первом». По откровенно антитоталитарным и где-то даже антисоветским текстам сняли кино с противоположным посылом: как хорошо было жить в Советском Союзе. И тем, что сидели, и тем, кто их посадил.
 
Смотришь и удивляешься. Зэки – сытые и довольные, такие, что зло берет. Правильно их сажали. Нечего фигурировать. В наше время были бы новыми русскими. Пили бы народную кровь.
 
Абакумов со Сталиным – значительные, немногословные. Внушающие не столько страх и отвращение (а задумано было именно так), сколько неподдельное уважение. Настоящие вожди. С такими не пропадешь. За километр веет от них правотой и нерассуждающей силой.
 
Правильно, выходит, пишут публицисты, близкие простому народу: Сталин выиграл войну, а демократы развалили империю. Такая трактовка, между прочим, близка целевой аудитории сериалов. Это в шестидесятые не надо было ничего объяснять. И так было ясно, что, говоря о Сталине, имеют в виду абсолютное зло и надо лишь рассказать всю правду народу в духе тогдашней «новомировской» литературы, чтобы у народа наконец открылись глаза.
 
Сегодня та же правда трактуется абсолютно иначе. Тогдашние очевидности – сегодня неочевидны. И Сталин, возникающий на экране, бесконечно далек уже от абсурдного, жуткого монстра из «Черной розы – эмблемы печали», придирчиво рассматривающего свои экскременты. Или фильма по рассказу Искандера «Сандро из Чегема», где друг физкультурников чавкал курочкой...
 
Заслуга позднесоветского кино в том, что оно низвело образ отца народов до картонного упыря, волею случая оказавшегося на вершине власти и на тридцать лет погрузившего Россию во мрак. Это был единственный способ уничтожить культ, который продолжал жить во вшивеньких, аккуратных портретах вождя на лобовых стеклах «Москвичей» и «Запорожцев», возвращавшихся с дач весеннею порою 1980-х.
 
Абсурдизация, деконструкция, унижение монстра – эта благородная задача по силам нашему кино и нашей литературе. Сорокин – да! Пелевин – да! Говорите, фекальная литература? Стыдно в руки брать? Но именно эта литература учила смеяться над чванливым человечком в сером мундире. Другого способа справиться с наследственным страхом власти не существовало и не существует.
 
Сегодня над вождем уже никто не смеется. Сталин возвращается, в том числе и благодаря сериалам. Легализуется, подавляет величием, могучий, благообразный. Причем формально придраться не к чему: экранизируются вещи заведомо антисталинские – Аксенов, Рыбаков, Солженицын… Но таково, видимо, свойство сериала, созданного на актуальном литературном материале: упрощение до потери смысла и смены его на противоположный. То ли дело тут в несовместимости жанров (но вроде бы «Идиот» от экранизации пострадал не так уж и сильно), то ли в прямолинейности Солженицына (по сравнению с Достоевским). А может быть, в нюансах, которые живут на листе бумаги, но умирают в пересказе и на кинопленке?
 
У Солженицына Сталин отходит ко сну, прикидывая, как наши танки дойдут до Лондона и Парижа… Он погружен в мысли о завоевании мира… Каждый день спит в разных комнатах, опасаясь созданного им же всесильного МГБ… Шарж, гротеск, парадокс. Его цель – показать, что вождь всесоюзного ГУЛАГа чувствует себя не свободнее последнего лагерного придурка. Сложная задача даже для литературы.
 
Но вот нюансы исчезли, и мы получили вполне респектабельную картинку: вождь, наводящий страх, величаво попирающий сапогом одну шестую, держащий в страхе остальной мир. Глядя на это, ничего кроме гордости за державу зритель не испытывает. Все органично, все на своих местах: тиран тиранит, генералы и дамы славят его, а хорошие, немного не от мира сего люди в марфинской шараге сидят. С кем не бывает! Но зато – как душевно! И разоблачают американского шпиона. Очень актуальный сюжет.
 
И Солженицын и Аксенов надеялись вбить последний гвоздь в гроб вождя, уничтожить его морально – одноименные сериалы возвращают Сталина в лоно великих государственных и политических деятелей.
 
Как-то не хочется верить, что явно положительный образ Сталина, складывающийся по совокупности из сериалов последних месяцев, следствие сознательных усилий кого-то сверху. Но ведь сериалы – кино продюсерское. А продюсер для того и нужен, чтобы почуять веяние времени, уловить спрос целевой аудитории, в нужную минуту подсунуть ложку к обеду. Кто пытается вернуть на шахматный стол истории одиозные фигуры, сброшенные волной нигилизма в девяностые годы – мы сами или власти предержащие? Девяностые давно уже кончились. Всем ясно, что нигилизм – это плохо. А Сталин, получается, хорошо?
 
Режиссеры сериалов не устают повторять в свое оправдание: мы пытались сохранить сюжетную линию, мы хотели, чтобы как меньше расхождений было с классиком… Но в том-то и парадокс, что до мелочей скопированный с книги Сталин на экране оборачивается гением, солидным человеком с проклятой трубкой, в которой сгорело три поколения лагерных придурков.
 
Как там было у Галича? «Но уверена даже пуговица, что сгодится еще при случае». Сгодилась.
 
Андрей Архангельский, Ян Шенкман
 
Независимая Газета
Copyright: Имануил Глейзер, 2006
Свидетельство о публикации №69811
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05.02.2006 22:22

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта