Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: И. А. Шевченко
Объем: 3906 [ символов ]
Краткий самоучитель хайку.
В рецензии на мой обзор итогов 3-го этапа Международного конкурса "Вся королевская рать" Лара Фёдорова (Чайка) попросила меня рассказать о формах восточной поэзии. Так как наиболее популярной на конкурсе восточных форм является японское хайку, то о нём и пойдёт речь в этой статье.
Хайку - жанр и форма японской поэзии, трёхстишие из 17 слогов (5-7-5). До конца 19-го века называлось хокку (начальное трёхстишие "нанизанных строф" рэнга). Классика хайку по общему признанию начинается с Мацуо Басё (1644-1694). Хайдзин - поэт, сочиняющий хайку. Цель хайку - показать картину Мира и состояние души через (иногда невзрачные) картинки природы и быта.
Многие отмечают родство хайку и монохромной живописи. Поэтому, первое, в чём нужно потренироваться, на мой взгляд, в рисовании реальных картин цельными строчками. На этом этапе не нужно следить за количеством слогов в строке, главное - строка должна легко читаться и содержать картинку или часть её. Вот примеры двустиший из хайку Мацуо Басё (1644-1694), Ёса Бусона(1716-1783) и Кобаяси Исса(1769-1827)
1. (Басё)
...
Цапля бредёт на коротких ножках,
По колено в воде.
2.(Басё)
...
На неподвижных ветках
Повисли капли дождя.
3.(Басё)
...
На стене колышется тень
Моего собеседника.
4.(Басё)
...
Упала в светлую волну
Сосновая игла.
5.(Басё)
Стоит величаво,
...
Дуб одинокий.
6.(Басё)
Месяц со стыда
Скрылся в облаках совсем -
...
7.(Басё)
Ирис на берегу.
А вот другой - до чего похож! -
...
8. (Бусон)
Белая хризантема -
вот ножницы перед ней
...
9. (Исса)
Муравьишки цепочкой
спускаются вниз по скале -
...
Далее, нужно научиться дописывать строчку-нюанс.
Попробуйте дописать сами недостающие строчки к вышеприведённым картинкам и сравните их с оригиналами, которые предлагаю ниже.
 
1.
Как разлилась река!
...
2.
Как быстро летит луна!
...
3.
Пеплом угли подёрнулись.
...
4.
"Прозрачный водопад"...
...
5.
...
Не замечая вишнёвых цветов,
...
6.
...
Так красив цветок!
7.
...
Отраженье в воде.
8.
...
замерли на мгновенье...
9.
...
с облака, наверно?..
 
Третий этап.
Понятно, что в двух строчках Вы никогда не сможете нарисовать картину во всех деталях. Поэтому пользуйтесь принципом минимакса: минимумом деталей стремитесь максимально раскрыть своё видение картины. Это важнейший этап - здесь проявляется мастерство.
Вот пример монохромной картинки:
 
На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер. (Басё)
 
А вот картина, гармонирующая с мирозданием:
 
Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине. (Басё)
 
 
Теперь пример хайку, в котором автор передаёт своё внутреннее состояние.
 
В дом постаревший вхожу:
Ни огонька, ни души.
Мы разминулись с отцом. (Ivar)
 
Первые две строки - картинка, причём дом показан и внутри и снаружи.
Третья строка-нюанс - указание простого факта. Но... Вы теперь не только формально видите картинку, а понимаете всё, как будто открылся невидимый клапан чувств.
 
Четвёртый этап.
Только теперь можно поработать над формой и тональностью. Идеальным считается построение 5-7-5, т.е. в первой строке 5 слогов, во второй - 7, в третьей - 5. Идеальная тональность: (1,5) - ударения в первой строке, (1,3,7) - во второй, (1,5) - в третьей. Иначе сказать, ударению хорошо бы падать на начало и конец каждой строки. По этой причине наиболее подходящим ритмом кажется хорей.
Ivar (вышеприведённым хайку) предложил оригинальное решение. Он стремится к 7-исложным строкам с дактилем. Таким образом мы получаем классический европейский стих с японским содержанием, причём тональность максимально приближена к японской. Правда, форма хайку при этом должна считаться свободной, так как выходит за формальные рамки (5-7-5) в сторону увеличения количества слогов.
 
Самой распространённой ошибкой считаю стремление любой ценой к форме (5-7-5) и рисование абстрактных картин. Главное - содержание. Рисуйте, господа!
Copyright: И. А. Шевченко, 2004
Свидетельство о публикации №5916
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 25.02.2004 22:10

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Лара Федорова (Чайка)[ 26.02.2004 ]
   Спасибо. Прочла с удовольствием. Что-то уже читала, скорее именно о слоговом количестве и количестве строчек, теперь становится более понятно и наверно сложнее при попытках писать хайку, хотя сама по себе форма очень привлекательна.
   Считаю, что чем больше будет вот таких небольших статей, по разным видам и формам поэзии, тем более граммотно авторы будут смотреть на свои произведения.
 
И. А. Шевченко[ 26.02.2004 ]
   В Японии ещё "остались" пятистишия (Танка), шестистишия (Сэдока) и длинные песни (Тёка, или Нагаута). Так что работы всем хватит:) По хайку можно ещё много чего написать - оставим лист белым.
   С уважением, Игорь.
Дмитрий Сахранов[ 27.02.2004 ]
   Игорь, спасибо за отличный урок рисования! Вот это то, что не хватает всем нашим "критикам", пытающимся "совершенствовать мастерство молодых авторов" снисходительным и высокомерным похлопыванием по плечу со словами: требует доработки! В ответ хочется сказать: ты не мудри, ты пальцем покажи! а раз не можешь, то к чему это декларирование собственного ценизма под прикрытием "пользы критики для молодых авторов"!
   Спасибо Вам, Игорь, за свет в конце тоннеля.
   С Вашей легкой руки немедленно принимаюсь за освоение красивого и мудрого жанра японской поэзии!
   :)
 
Дмитрий Сахранов[ 27.02.2004 ]
   Игорь, вот что получилось из первого опыта. Как ваше мнение?
   
   Сакура цветет,
   Вся в белых бабочках -
   Они снятся ей.
И. А. Шевченко[ 29.02.2004 ]
   Дмитрий!
   Спасибо за благожелательный отклик. Для первого опыта прекрасно. Недостатки, на мой взгляд, есть. Если Вы не будете возражать, анализ Вашего хайку я привёл бы в отдельной статейке. Думаю, она будет интересна не только Вам.
   С уважением, Игорь.
Дмитрий Сахранов[ 29.02.2004 ]
   Напротив, буду только рад.
   С ув. Д.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта