Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: ПрозаАвтор: Зоя Завадовская
Объем: 12252 [ символов ]
Мысли просто так
Мысли просто так
«Не бойтесь заимствовать чужие идеи, - говорил нам преподаватель на курсах дизайна.- Подсмотрев где-то какую-то деталь, вы сможете развить из нее целый образ». Сам он неизменно пользовался этим правилом, черпая новые идеи для творчества в неумелых, но свежих эскизах своих учеников. Для этого он и пошел на эту работу - уча других, учиться самому. Наверное, это было самое главное, чему он нас научил. Я, во всяком случае, всегда задумывалась, узнав или увидев что-то поразившее меня, как использовать это в жизни. Увидев в метро на женщине оригинальный шарфик, я сразу представляю, как будет смотреться платье с такой же отделкой. Увидев в лесу замысловатую ветку, я буду думать, какое украшение из нее сделать. Говорят, это свойство предприимчивых людей. Только я себя таковой никогда не считала. Наоборот, я рождала огромное число идей и планов, но ни один из них не могла воплотить в жизнь, а если и начинала что-то, то никогда не доводила до конца. Если порыться в моем шкафу, то можно вытащить на свет божий несколько недовязанных кофточек, наполовину вышитую крестиком салфетку, пару недошитых юбок, папку с эскизами к не нарисованным картинам и толстую тетрадь, в которой я четыре раза пыталась начать писать великий роман…
Сегодня я случайно услышала по радио новое толкование известной библейской притчи о зарытом в землю таланте. Может быть, и не новое, просто я раньше его не слышала. Бог наделяет нас талантами, каждого, только иногда человек до самой смерти так и не понимает, и не старается понять, в чем его талант. Это и есть один из самых больших грехов – не понять, в чем твой талант, зарыть его в землю. Кто-то гениально пишет музыку, а кто-то гениально гладит белье – и получает от этого истинное удовольствие, ибо получать удовольствие от работы можно только тогда, когда ты делаешь это с вдохновением. Еще страшнее не заниматься тем, к чему у тебя есть талант. Если ты можешь писать великолепные картины и не делаешь этого – ты лишаешь людей удовольствия любоваться ими, а, следовательно, зарываешь свой талант. И тем несчастным, кто еще не понял, в чем их призвание, их талант, следует просить Бога, что бы Он открыл им это как можно скорее. Что же, следует признать, что я принадлежу к их числу. Прожив полжизни, я так и не смогла понять, что же я могу делать лучше всего.
В двенадцать лет я почему-то решила, что единственный возможный для меня жизненный путь – стать учителем. Когда на собеседовании в приемной комиссии института меня спросили, почему я выбрала эту профессию, я, не задумываясь, ответила: «Хочу, чтобы люди вокруг меня стали лучше». Тогда я искренне надеялась, что здесь меня научат, как это сделать. Но, придя в школу, почувствовала себя абсолютно беспомощной. Я не умела разрешать элементарные конфликты и пасовала перед хамством учеников, многие из которых чувствовали себя в жизни гораздо увереннее, чем я. Может быть, с опытом пришла бы и уверенность в себе, и командный голос, но я не могла больше терпеть и, проработав три года, ушла. Однако кое-какие полезные навыки я успела приобрести.
Проработав недолго бухгалтером, я поняла, что не приспособлена к аккуратному ведению документации, к тому же никак не могла сообразить, как обойти какой-нибудь закон или уменьшить налог, полагающийся к уплате. Слова «налоговая инспекция» вызывали у меня священный трепет, а квартальный отчет напоминал сдачу экзамена по самому жуткому предмету. И я опять решила начать жизнь сначала.
Бессознательную тягу к творчеству я ощущала с детства, кое-какие художественные способности я унаследовала от отца, но рисованию никогда специально не училась. «Пора!» - решила я и, продав фамильное столовое серебро, пошла на курсы дизайнеров интерьера. С таким удовольствием я нигде никогда не училась. Мне безумно повезло с преподавателем. Молодой талантливый дизайнер, преуспевающий в своем деле, оказался, кроме того, великолепным педагогом. Научить человека творить, наверное, нельзя, но разбудить в нем творческие способности – цель любого хорошего учителя. К сожалению, они встречаются не так часто.
Моя мечта была – заниматься творчеством, фантазировать на бумаге и воплощать свои фантазии в жизнь. Вместо этого мне пришлось вести занудные переговоры с несговорчивыми клиентами, делать сметы, выписывать счета-фактуры и ругаться со швеями и установщиками. Конечно, все навыки, полученные мною на предыдущих местах работы, мне пригодились, но это опять было совсем не то, о чем я мечтала.
Тогда я задумалась: а что за всю свою жизнь я делала с удовольствием? Что мне давалось легко, и от чего я получала радость творчества? Ответ пришел сам собой и почти сразу. В юности я писала стихи. Нет, не сочиняла, мучительно подбирая рифмы, а именно писала. Стихосложение, на мой взгляд, одно из самых загадочных чудес на свете. Никто не знает, откуда рождается стихотворение, наверное, откуда-то из другого мира, из четвертого измерения. Надо только, чтобы человек испытал какое-то сильное чувство: любовь или горе, восхищение или негодование. Это чувство кипит в нем, как котел на огне, и когда достигает высшей точки кипения, достаточно какого-нибудь мимолетного впечатления, например, случайно услышанной мелодии или вдруг возникшего ощущения дежа-вю, как в голове вдруг возникает ритм. Этот ритм, еще без слов, лишенный всякого смысла, звучит в тебе, как сердцебиение: та-та, та-та, та-та, та-та-та, та-та, та-та, та-та, та-та… Потом вдруг появляется откуда-то первая фраза, она ложится на этот ритм, она - как ключ ко всему стихотворению, она стучит в висках и не дает покоя. Потом, наконец, рождается третья, четвертая, и в самом конце – вторая. Как рифма не мешает смыслу – до сих пор для меня загадка. И вот уже на листе бумаге - слепок с твоих чувств, рисунок твоих мыслей. Это как очищение, катарсис, роды. А после – успокоение, слабость, облегчение… Перечитываешь стихотворение, оставшееся на бумаге – и не веришь, что оно вышло из-под твоего пера. А может быть, и на самом деле – нет?
Но вдруг – что-то произошло. Я больше не могла писать стихи. Чувства, бушующие в душе, не находили выхода. Какие-то отдельные жалкие строчки иногда бились в голове, но потом, потом – ничего…Сначала я испугалась, и готова уже была воспринять это как трагедию, но поняла, что юность прошла, уступая место более зрелым чувствам и мыслям. Мне бы начать в этот момент писать прозу, но было не до того. Первый раз в жизни я была счастлива, а когда человек счастлив, он становится легкомысленным. Любить – это тоже талант, а два таланта на одного человека – слишком много.
Любовь – это тоже чудо, тысячи раз описанное и ни разу не объясненное. Потребность любить жила во мне с детства, откуда-то с детсадовского возраста. Я не могла понять, почему вдруг начинала выделять из всего класса какого-нибудь вихрастого хулигана, его проделки казались мне ужасно смешными, я пыталась поймать его мимолетный взгляд, а когда кто-нибудь из подруг случайно упоминал его имя в разговоре, у меня краснели уши. Но все это было как-то несерьезно и быстро проходило. По-настоящему я влюбилась первый раз в двенадцать лет. Он блестяще учился по всем предметам, а дневник его пестрел замечаниями. Он смешил весь класс, срывал уроки и побеждал на школьных олимпиадах. Не влюбиться в него было невозможно. Издалека я высматривала его золотистую голову. Когда он входил в класс, сердце падало куда-то вниз, щеки начинали предательски гореть, а на губах расползалась совершенно идиотская улыбка. Когда он обращался ко мне с элементарным вопросом «Что задавали по алгебре?», я начинала заикаться, краснеть и лепетать что-то нечленораздельное. Окна моего дома выходили на его двор, и я часами торчала у окна, дожидаясь, когда он выйдет гулять. Я ужасно боялась, что кто-нибудь узнает о моей тайне, а иногда мне казалось, что о ней знают уже все. Признаться самой в любви мне казалось тогда равносильно смерти: если бы он посмеялся над моими чувствами, я бы, не задумываясь, покончила счеты с жизнью, а если бы ответил взаимностью, я бы просто не знала, что в таких случаях делать дальше. Через четыре года такой жизни я совершенно потеряла сон, не могла думать ни о чем, кроме него, зато какие стихи я тогда писала! Иногда мне начинало казаться, что и он бросает на меня любопытные взгляды, я тешила себя надеждами, и однажды настолько осмелела, что написала ему записку. Прыщавая очкастая дура! Я признавалась ему в любви, спрашивала, как он ко мне относится, просила, если я ему нравлюсь, сказать мне об этом, а если нет, то промолчать. Я полагалась на его благородство и надеялась, что он никому не скажет об этой записке. Наверное, он стоил моей любви, потому что никогда ни от него, ни от кого-нибудь другого я не услышала даже намека на мою тогдашнюю глупость. Он промолчал… И вскоре я поняла почему: он был влюблен, но, конечно не в меня, а в мою одноклассницу Ленку. Они встречались, и однажды, случайно увидев их вдвоем на станции метро «Ленинские горы», я так сильно топнула ногой по мосту, что станцию пришлось закрыть почти на двадцать лет. Его я видела последний раз на выпускном, а Ленка вышла замуж за другого…
Это был первый урок любви, преподанный мне жизнью: я научилась отличать любовь от влюбленности и поняла, что даже такая безответная любовь оставляет в душе прекрасный след.
Только через три года после окончания школы я, наконец, очнулась от оцепенения и поняла, что на свете есть другие представители мужского пола. И первым заинтересовавшим меня субъектом оказался провинциальный милиционер, работающий в Москве «по лимиту». Нас познакомила моя подруга. Она встречалась с его приятелем, ее другая подруга тоже встречалась с его другим приятелем, и мы с ним тоже оказались вовлечены в этот «клуб влюбленных». Мы встречались обычно вшестером, шли в кино или отправлялись бродить по парку, и сначала меня раздражала его провинциальность, его манера себя вести, и когда он признался мне в любви, я не смогла ничего ответить ему. Когда я пришла домой и сказала маме, что мне сделали предложение, первой ее реакцией было: «Надеюсь, ты отказала?» Я вежливо обещала ему подумать. Он исчез, а я не знала, куда деться от тоски. Я вздрагивала от каждого телефонного звонка, бродила каждый день по Нескучному саду в надежде его встретить (он работал в этом районе), шарахаясь от патрульных милицейских машин. Рядом со мной как будто образовалась огромная черная дыра, в которую со свистом улетали мои мысли и чувства. Мне не хватало его вечерних долгих звонков, его поцелуев, уверенности в том, что он постоянно думает обо мне так же, как я о нем сейчас.
Так прошел год. Он был слишком тяжелым для меня. Я похоронила мать, оставшись совсем одна, мне пришлось, учась на пятом курсе дневного отделения института, работать на полную ставку в школе. Возвращаясь поздно вечером в темную квартиру, я пыталась думать о чем-то хорошем, но неизменно все мысли возвращались к нему, и я засыпала, уткнувшись в мокрую от слез подушку.
Но однажды раздался телефонный звонок. Я не поверила, услышав его голос. Подумала, что эта чья-то глупая шутка. Я не стала спрашивать, почему он пропадал целый год, просто собралась и поехала на свидание. Увидев, что он, не торопясь, идет мне навстречу, я бросилась к нему и повисла у него на шее. Потом мы долго целовались за библиотекой Нескучного сада, и над его плечом светил синим светом огромный Сириус.
…Наверное, мы слишком изменились за год. Строить отношения заново не получалось, я понимала, что мы поменялись ролями, и теперь он милостиво позволяет себя любить. У него была теперь своя жизнь, в которой для меня места не оставалось. И когда я решила «поставить точки над и», он с радостью расстался со мной. Это было для меня потрясением, я заболела. Приехала моя тетя и сидела у моей постели, боясь, что я выброшусь из окна. Месяц не спадала температура, я стала похожа на тень, врачи не могли поставить диагноз, и только из уст одной старой врачихи прозвучали забытые слова «нервная горячка».
Но все проходит, проходит и боль, остается, пускай и печальный, но опыт. Понимание того, что любовь – это великий душевный труд, это путь огромных уступок и тяжелых прощений, и иногда перед человеком встает нелегкий выбор: нести этот крест или потерять любовь…
Copyright: Зоя Завадовская, 2005
Свидетельство о публикации №50586
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13.09.2005 00:39

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Светлана Макаренко (Princess)[ 14.09.2007 ]
   Дорогая Зоя! С большими удовольствием прочла Ваше тонкое одухотворенное эссе. Ваш рассказ о себе. И о многих из нас. Спасибо, что Вы не побоялись прикоснуться к тайне творчества и открыть свою Душу. Мало кто решается на это в наше прагматичное, жесткое время. Очень рада, что знакома с Вами. Ваша лирика тоже не оставляет равнодушной, это есть признак истинной одухотворенности и Таланта. Удачи Вам, любви и добра!

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта