Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Валентина Бондаренко
Объем: 8555 [ символов ]
СТИХИ, КОТОРЫЕ – САМА ЖИЗНЬ…
(Предисловие к книге Эдуарда Караша
"Жизнь длится долго - целое мгновенье...")
 
 
Бывают стихи, которые пленяют не мерной выверенностью технических построений или подчеркнутой остротой языковых изысков, а живой душой, сквозящей в них, ярко проявленной в поэтических строках личностью автора со сложной и неординарной судьбой. Кстати, это не означает, что техника стихосложения неизвестна автору таких «безыскусных» строк: скорее наоборот, техника растворена в стихах, отработана до того естественного, пушкинского «легкого дыхания», за которым только профессионал может увидеть большой и тяжелый труд по переработке «словесной руды», ответственный поиск именно той формы, в которой наилучшим образом сможет проявить себя содержание, и, конечно же, безупречное языковое и поэтическое чутье поэта.
 
Все это в полной мере относится к стихам Эдуарда Караша – «непрофессионального» поэта, зато профессионального нефтяника, ответственного человека, подходящего с повышенными требованиями как к себе, так и к другим; человека, не понаслышке знакомого с опасностями и необходимостью принятия четких, жестких и правильных решений; человека, беззаветно преданного идеалам семьи, любви, дружбы, красоты… Это ли – не качества, которыми должен обладать ИСТИННЫЙ поэт?..
 
«Жизнь длится долго – целое мгновенье…» Так называется сборник стихов Эдуарда Караша, наполненный жизненной философией и искристым юмором, щемящей лиричностью и острым политическим сарказмом. Иногда – в самых необыкновенных сочетаниях. И первое, что обращает на себя внимание читателя – автобиографические стихи (хотя все стихи Э. Караша искренни и в той или иной мере автобиографичны), связанные с юностью, молодостью и зрелостью, отданные морю и нефтяному промыслу:
 
Море звало, манило – не пляжем,
Не прохладой в июле и негой,
А суровостью, риском, и даже
Просто – в штормы поверхностью пегой.
 
И, конечно, зазвало, прельстило –
Четверть века его я дырявил,
А оно чёрным златом платило –
То, что было мечтой, стало явью…
(«Мой город»)
 
В этих стихах – не только судьба одного человека, но судьба людей, а часто – даже судьба целого поколения, эпохи, показанные в борьбе со стихией. И одновременно – родство с этой стихией, противоборство в братском сплетении с ней. И становится многое понятно: как, у кого учился Эдуард Караш и его «боевые друзья» силе духа, мужеству, непреклонности…
 
…Фонтан хорош, когда в трубе несется,
Тогда он – кровь машин, тепло и свет,
Когда ж в открытую, как смерч, взметнется,
От рёва и огня спасенья нет…
 
А впрочем, есть – и мужики крутые,
Команда друга в боевой игре,
Собьют огонь и укротят стихию
Наперекор и мощи, и жаре…
(«Памяти друга»)
 
Здесь же, в борьбе двух равных, уважающих друг друга соперников, – Человека и Стихии, – на мой взгляд, кроются и истоки понимания автором ценности жизни во всех ее проявлениях, и ощущение прекрасного даже в непонятном и пугающем, а значит, способность наслаждаться этим миром в тиши и в опасности, в движении, рывке и в созерцании.
 
Полнота чувств, широта жизненных интересов – вот что отличает поэзию Эдуарда Караша. Немало места в его стихах уделено дружбе – и крепкой, просоленой морскими ветрами мужской, и нежной женской. Пишет поэт и о любви.
 
…Она «на дежурстве», Он – «на совещаньи»…
Но тикает время – все-го-до-се-ми…
Как много под Богом подобных свиданий,
С коротким звонком… За чужими дверьми…
(«Свидание»)
 
В стихотворениях «Свидание», «Техасский ливень» пронзительной нотой звучит оправдание Любви, какие бы лики она ни примеряла, какие бы человеческие условности ни нарушала. Любовь, даже горькая, незаконная, – всегда счастье, и она выше установленных обществом законов, потому что подарена нам свыше. Это – слово Караша-лирика. А Караш-человек поет гимн другой любви – тихой семейной заводи с любимой и единственной, данной Богом однажды и на всю жизнь…
 
Годы бегут скоро
В счастье, любви, спорах,
В детях, друзьях, муках,
Встречах и снова разлуках…
 
Много ль пятнадцать? Малость,
В радость когда усталость,
Если желанна встреча,
Если скрывать нечего…
(«Пятнадцать лет тому…»)
 
Ему ли, вынесшему столько штормов, не ценить спокойной пристани?.. И книга, словно жизнь, наполнена строками, посвященными жене – другу, хозяйке, матери любимых сыновей… Той, которая много-много лет давала силы для житейской борьбы, ради которой можно и нужно было рваться в бой, преодолевая себя, снова и снова доказывая свое право называться Мужчиной, достойным прекрасной Женщины.
 
Но не только лирическим настроем полнится эта книга. Не могу не отметить и тонкий юмор Эдуарда Караша, проявляющий себя в широчайшем диапазоне – от тонкой стилистической и языковой игры («Письмо в Россию», «Жизнь пунктиром», «К тёще на блины» и другие стихи), пародий на стихи «собратьев по поэтическому цеху» до острого, ножевого сарказма, бьющего точно в цель («Эмигрант», «Кимрская рапсодия», «“Ода” зависти» и другие). Сарказм часто носит политический оттенок, и в таких стихотворениях автор яростно бичует все, что, сверенное по его камертону совести, выходит за рамки Справедливости, Чести, Красоты… Здесь проявляются твердые взгляды автора, его внутренний стержень, закаленный суровыми испытаниями, и талант полемиста – и эмоционального, и доказательного, в правоту которого невозможно не поверить.
 
Отдельная тема творчества Караша – это тема Родины в преломлении судьбы эмигранта. Обращает на себя внимание широкая география стихов, даже по месту их написания: Кимры, Нью-Йорк, Хьюстон, Вашингтон… и, конечно же, Баку, Нефтяные Камни… В стихах даже «американского периода» вы не найдете откровенной слезливой тоски по березкам и других примет того, что в русской литературе принято называть «ностальгией». Однако с теплом, а иногда и с горечью он вспоминает родной Баку («Мой город»), грустит о покинутой Родине с ее печальными реалиями:
 
От «тюрьмы и сумы» улетаем,
Вот последний российский кордон…
Почему же мы слезы глотаем,
Убедившись, что это не сон?..
(«Шереметьево-2»)
 
Но Родина для него – все-таки в первую очередь не географическое понятие, а мир искренних человеческих чувств, мир исполненной идеалов и стремлений молодости, мир честной трудовой зрелости, – всего того, что формировало характер Караша и навсегда остается с ним, в его душе и в его памяти. «Саксаулы Кара-Кумов», «избушки с русскими печами» или «жара над Хьюстоном» – всего лишь рама, декорации для величественной пьесы под названием «Жизнь».
 
…Ну вот, я вспомнил о далеком,
А кто-то скажет – ностальгия…
Нет, память все хранит без срока,
Пока мы помним – мы живые…
 
И нет о прошлом сожаленья,
Лишь светлые воспоминанья…
(«Жара»)
 
Может быть, от сожалений поэта спасает его уверенность в правильном выборе? Или умение зорким взглядом, чутким сердцем поймать каждое счастливое мгновение и сложить его в копилку своих сокровищ, чтобы после перебирать их с сознанием того, что ничего не упущено, что он сделал все, что было написано на роду, и не делал того, чему противилась его совесть?.. Как бы то ни было, стихи Эдуарда Караша свидетельствуют о том, что он – счастливый, полностью реализовавший себя в работе, любви, друзьях, детях и внуках человек, и ему не нужно маскировать человеческую несостоятельность под слезы и стенания ностальгии. Он может, имеет право быть выше расхожего понимания о патриотизме, потому что не на словах, а на деле доказал преданность своей стране и принес ей реальную пользу, обретая в любимом деле еще и себя как личность. А Эдуард Караш устроен так, что если он МОЖЕТ – то он ЕСТЬ… И ему нечего стыдиться, есть чем ответить патриотам-«доброжелателям»…
 
Так много слов… И все они умещаются в коротенькой «Формуле счастья»:
 
Не ищи его в безоблачном небе:
Улыбнулся миг – и в прошлое канул.
Оглянулся – то ли был, то ли не был,
Как в забытую любовь глянул…
 
А рецепты с виду очень простые:
Коль любовь твоя – не сказки, не бредни,
Просыпайся по утрам, как впервые,
Проживай свой каждый день, как последний…
 
Не завидуй, а стремись к достиженью –
Иногда сам путь достойнее цели.
Друг в обиде – то твоё униженье,
Будь надёжен в потехе и в деле…
 
Всё сказать успей, желанья – осмыслить,
Оглянись в пути – дорогу увидеть,
Научись людей любить без корысти
И умей своих врагов ненавидеть…
 
Поэтому – слово самому Эдуарду Карашу, бесконечно уважаемому мной Писателю, Нефтянику и Человеку с нерастраченной молодостью души. Слово его поэзии, которая есть сама Жизнь – долгая, мудрая, искренняя и бесконечно прекрасная…
 
Валентина Бондаренко,
член Союза писателей России
Copyright: Валентина Бондаренко, 2005
Свидетельство о публикации №47779
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 09.08.2005 16:05

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта