Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Марк Азов
Объем: 11242 [ символов ]
ЗЕЛЕНАЯ ЛОШАДЬ
Марк Азов
 
 
 
 
А. и М. Лезинским
 
Мне столько лет, что подумать страшно…Хотя я на зрение не жалуюсь, когда в очках, но оно у меня разное. Два мира вокруг меня, В том, что я вижу с помощью телевизора,- все выглядит так же светло, как было в детстве: веселое, налитое, в глянце и свежих красках…А, если просто смотреть в окно,- только ржавая зелень, линялый асфальт и запыленный горизонт…
И внуки не верят, да я и сам уже не верю, что была у меня когда-то зеленая лошадь.
А, может, и впрямь ее не было? Померещилось, показалось, придумалось. Иногда я сам себя спрашиваю: « А ты не врешь,часом, братец? Так часто рассказывал, что сам поверил. Зеленых лошадей в природе не бывает. Лошадь не крокодил, да и тот не зеленый, а серый.» …
Как вдруг попадается мне книжка о лошадях, автор главный государственный тренер СССР, фамилия Нусинов, если мне память не изменяет. И вот он пишет, будто была когда-то выведена в России такая аристократическая порода лошадей, которые, кроме прочих высоких качеств, отличались золотисто-зеленым цветом шерсти. Была, значит, такая лошадь– это точно. Но сплыла. Пропала бесследно во время революции… Уже и Вторая Мировая ушла в прошлое, но ни одного производителя этой породы к тому времени в России, а, может, и на всем белом свете, увы, сколько бы не искали , не находили.
Короче, прочитал я книгу, и не вздумал, как другой бы на моем месте , строчить опровержение. Что я , вообще, понимаю в лошадях? Главный тренер врать не станет : в России, действительно, такой лошади не было.
Но со мною же это случилось в Германии…Когда?…Вот это, представьте, самое интересное. То время, пожалуй, временем не назовешь. Разве что, межвременьем . В «Войну и мир», если ее опять напишут, сей эпизод не войдет, потому что проскочил между войной и миром , то есть, когда война уже окончилась, но нам об этом еще не сказали. Вчера еще убили комбата. Когда вдруг все затихло, он поднялся в ровике во весь рост:
- Ребята, кажется, война кончилась.
И тут же ему попало между глаз снайперской пулей. Всего один выстрел был. Власовец, сука … А фрицы выбросили белые полотенца…Комбат был старше меня всего на один год. Мне еще и двадцати не было.
А маю на все плевать.Есть война, нет войны, на бетонной дороге – яблони в цвету, и небо без самолетов беспечно синее, как глаза подруг…
Берлин мы уже забыли, как прошли, входим в деревню или поселок, может, пригород – черт его знает – те же крыши красной черепицы, те же деревья в белых чулочках …
И тут я увидел его. Он стоял у сетчатого заборчика, один одинешенек, всеми брошенный, никто на него внимания не обращал, хотя на нем каждый ремешок кричал : «возьми меня – пригожусь в хозяйстве»,- и седло невиданной новизны из толстой желтой кожи, походное с сумками. А в них и ром, и галеты, и шоколад…Ну это добро потом другие расхватали, а я оглох, онемел – только не ослеп. Конь был зеленый, его жесткая шерсть сверкала на солнце изумрудным отливом, как лента стальной пружины в дедовских напольных часах. Я даже попробовал мазнуть пальцем горячий бок – может крашеный?
Немец –хозяин дома сказал, что коня бросил генерал, или выше – я не все понял. Я глаз не сводил с коня. А ведь мне приходилось. Я свое детство, можно сказать, провел на конюшне. Нет, мой отец не был конюхом, он был, совсем наоборот, директором завода. Но в Гражданскую – кавалеристом. И он в Москве, лично у Семена Буденного ( самые лихие усы республики!) получал племенных лошадей, которые зимовали в подсобных хозяйствах завода, а летом участвовали в скачках и рысистых испытаниях на ипподроме. По выходным отец брал меня за руку и вел к лошадям. Не на трибуны ипподрома, а в те загадочные дома, похожие на базилики раннего средневековья, с огромными воротами, из которых важные конюхи и разноцветные жакеи с трепетом выводили могучих и гордых потомков аристократических конских родов.В программках , рядом с именами сиятельных жеребцов и кабыл стояли легендарные имена их родителей.Скажем, «Астор от Астории и Рамзеса». А начни спускаться по их фамильному древу , дойдешь до Принца Оптимуса и дочери Ландграфа. Не слабо! Аристократы человеческого происхождения все уже были стерты марксистами в лагерную пыль , а эти рвались из ремней, роняя пену с металла за губами, и косились на лакеев злым темным глазом , готовые тряхнуть головою и расбросать челядь в стороны, если будет непочтительной. А зеленый конь стоял спокойно , огромный конский глаз печально оценивал суету-сует, называемую Второй Мировой войной.Я на мгновенье дрогнул, перед потусторонней красотой, он показался мне существом из другой реальности - рыцарский конь, потерявший седока, где-то в битве при Грюнвальде. Вся его «постать» (я другого слова не нахожу, кроме этого украинского, от него на русском осталась только «стать) возвышалась надо мной и в прямом и в переносном смысле. Потомок исторических коней меня презирал, и он имел основание презирать. Я тогда это еще не понимал. О первом художнике, который всех нас нарисовал , я знал лишь два слова : «бога нет». А Он, не мудрствуя понапрасну, создал простую лошадку для коротконогих степных людей , всыпал в нее горсть генов, а нас перевел на самообслуживание : мы из Его материалов творим чудеса природы и говорим «бога нет».
А я рос, как трава сквозь асфальт. Надо мной не трудился резец и штихель Творца. И я все-таки совершил святотатство : взгромоздился на зеленую лошадь. То есть сунул ногу в стремя и расселся в седле. Я это делал не первый раз и был уверен, что все правильно. Но подо мной оказалась настоящая, вышколенная, лошадь. С точки зрения науки о верховой езде, я сидел « как собака на заборе», и конь начал кружиться. Он кружился вокруг самого себя, и я кружился , не сдвигаясь с места, без отрыва от лошади. Напрасно я дергал уздечки то вправо, то влево, стараясь направить шаг лошади . Конь поворачивался только на 360 градусов, и я, где был, там и оставался. Сделать хотя бы шаг вперед , сидя на лошади, мне никак не удавалось. Как я потом начал понимать, этому настоящему верховому коню было достаточно легкого наклона всадника и касания каблуков, и он уже знал, что делать. А мои дерганья и пришпориванья только сбивали его с толку и попусту раздражали. Но он во всем был аристократ . Мое терпение лопнуло раньше. Сидя в седле, я отломил веточку от садового деревца , которое случайно подвернулось под руку, и хлестнул небольно своего коня по золотому крупу. Вы видели, как оглаживают щетками крупы таких коней, как выкладывают из их короткой шерсти квадратики: матовый и блестящий, матовый и блестящий…- наподобие шахматной доски?..Видели? А вы пробовали ударить веточкой, небольно, по лицу какого-нибудь господина Д Артаньяна или Сирано де Бержерака…
И пробовать бы не стали. Разумно. А на машине без тормозов вы катались? Но все равно не поймете. Конь меня понес, да не просто понес, а через лес. Каждая ветка, что летела навстречу, готова была сбросить меня с седла или снести голову, я уткнулся мордой в шелковую шею коня, я не мог откинуться, чтоб натянуть как следует удила, а подергивания лишь подстегивали бег, мои локти весели по сторонам, мои каблуки сжимали его бока, и этот великий и ужасный конь моей памяти рвался вперед с мешком дерьма на спине, вместо седока….Хорошо, что лес оказался всего лишь посадкой, все чахлые ветки меня миновали, и мы вырвались на простор…
То был берег реки, не ахти какой широкой, но зато как она называлась! Эльба. Вам это о чем –нибудь говорит? Мне лишь о том, что Эльба была моей спасительницей. Она остановила бег коня…(Заодно и всю мировую бойню)
Конь вошел в воду и опустил голову. Я скатился с седла, как помилованный с плахи. И тут только заметил, что на берегу я не один, вокруг уйма других людей, офицеров и солдат в мышином и голубом. Только мы двое: я и мой конь,- зеленые. Но конь-то немецкий, и лишь я был единственный наш , остальные немцы.
Впрочем, немцы не обращали на меня никакого внимание. У них была другая цель, куда более привлекательная: любым способом оказаться на противоположном берегу, - они бежала здаваться американцам.
Неподалеку был мост, забитый машинами и телегами, образовававшими безнадежную пробку, фрицы с берега переправлялись кто на чем…
Но все же меня заметили. С противоположного берега. Я увидел - ко мне плывет моторная лодка, что-то вроде десантного понтона. На носу стоял американский офицер. И я вообразил себя вроде как бы представителем командования, забыв на минуту о зеленой лошади…
И напрасно: американец проскочил мимо моей протянутой ладони , поднырнул под брюхо лошади и тщательно ощупал ее бабки, напевая горлом похвальные английские слова, потом обошел лошадь со всез сторон, поглаживая, и даже задирал розовую в крапинку губу…И как только жеребец не откусил ему руку? По-моему, он его чем-то угостил. Словом, видно было лошадника. И лишь потом американец обратился ко мне с недвусмысленным предложением обменять хорошую лошадь на отличную зажигалку. Английского языка я не знал, поэтому мы обяснялись жестами: он вынимал из кармана зажигалку, я – горсть зажигалок, что означало – я зажигалками обеспечен. Тогда он снял с руки часы. Но часов у меня была полная шапка в вещмешке, мы обычно менялись часами не глядя, запуская руку друг другу в карман . Даже в песне пелось: «Махнем не глядя, как на фронте говорят». Но американец уже по уши влюбился в мого коня, поэтому стал изображать автомобиль: крутил воображаемый руль и бибикал. Пришлось указать ему на кучу машин, брошенных немцами у моста.Там был и оппель-кадет, и оппель-капитан, даже оппель-адмирал…Мне они были даром не нужны, я до сих пор не вожу машину, но американец решил, что я тоже знаю толк в лошадях, и ужасно расстроился…Но тут набежали наши «словяне», и немцы, не успевшие удрать, поспешно подяли руки и организованно пошли в плен. Берег из мышино-голубого стал белесо-зеленым, американца окружили офицеры , не чета мне, старше и по возрасту и по званию, даже подьехал один генерал.А я, подьзуясь случаем, тихонько смылся, увел коня под уздцы. Сесть на него я уже не решался…Так и вел, пока не встретил своего командира полка со свитой из штабных.
Полковнику тоже пришелся по вкусу конь, но он не стал торговаться.
- Тебе, лейтенант -сказал он, - лошадь не положена. Ты пеший.
- Но вы тоже пеший, - вступил было я в пререкания…И не успел закончить свою речь, как ординарцы взяли коня, и полковник стал конным.
Меня, как бывшего интеллигента, конечно, возмутило такое попрание прав, но… Но что бы я стал делать с конем, если бы полковник вовремя не подвернулся? Таскать за собой в вещмешке и кормить из котелка «шрапнелью»? Ввести его к маме в спальню, если вернусь домой ? ..Эти трезвые соображения меня быстро утешили…
Но погодите радоваться, товарищ полковник, не спешите торжествовать. Я не пеший, как вы изволили сказать, никак не пеший. Судя хотя бы по этому рассказу. Шестьдесят лет, и даже с хвостиком, прошло с того времени, а я все еще скачу и скачу между миром и войной на зеленом коне…
 
27 июля 2005 года
Copyright: Марк Азов, 2005
Свидетельство о публикации №47017
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 28.07.2005 14:23

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Михаил Лезинский[ 29.07.2005 ]
   Спасибо , Марк! И от Ани спасибо ! Думаю , она сама тебе ответит .
   Здоровья тебе и себе тоже немножко . И близким нашим , что мы без них ...
   МишАня ( твоя придумка !)
Яков Ерманок[ 29.07.2005 ]
   Марк Яковлевич, прочитал с удовольствием. Здоровья Вам и новых произведений.
Марк Азов[ 29.07.2005 ]
   Ах, спасибо Ермаку, что всегда он начеку!
Яков Ерманок[ 29.07.2005 ]
   И спасибо Азову,
   Что такой... неразовый. :)
Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН[ 04.10.2006 ]
   Марк Яковлевич, Вы - прекрасный рассказчик! Читать Вас - одно удовольствие!
   
   С пожеланиями добра и света,
   Лена
Михаил Лезинский[ 16.07.2011 ]
   11 июля 2012 года , самый знаменитый писатель на на нашем портале , автор слова СОВОК , которое сегодня ( и вчера-позавчера!) у всех на устах , драматург и кинодраматург , поэт и прозаик , автор интермедий для великого Аркадия Райкина и просто мой единственный друг на всём белом свете , МАРК АЗОВ скончался .
   ПАТРИАРХА похоронили в Нацрат-Иллите (Израиль ) , где он прожил последние годы и много чего сотворил .
   Я его буду помнить до конца дней своих , коих осталось тоже немного .
 
Тамара Ростовская[ 16.07.2011 ]
   Дорогой Миша, сочувствую и скорбью вместе по поводу невосполнимой утраты.Мое сочувствие семье усопшего.Обнимаю,Там­ара­

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта