Произведение |
|
Объем: 53 [ строк ]
|
|
|
|
Хит 18. 1/4 финала. Пара 4. |
А Тигровое Пора послевоенная. Москва. Цветной бульвар. Мелодии весенние и клики зазывал. На игрища манежные спешит и млад и стар. Манят афиши свежие. Традиция жива. Банты, чубы кудрявые и нежный женский шарм, и радуются бравые полковники шарам. Вот выход укротителя, что в сорок первый год и детям, и родителям, любя, дарил восторг. Пусть в обхожденье с тиграми утрачен навык тот, что радостными криками приветствовал народ, но так же полосатая сквозь обручи летит! Сполна все роли сыграны, и звери взаперти. Цветов корзины полные, и рукоплещет зал. Ушёл к себе с поклонами. Одежду в блёстках снял. И снова в старом кителе, что был немого мал. Владел не очень правильно хлыстом, но точно знал сержант с той самой праведной немыслимой войны – нельзя, чтоб «тигры» видели твой облик со спины. ------------------ Б Мама мыла раму Осенним ветром не изломан лениво тянется над домом чугунных печек сладкий дым, как песни, что по выходным играют на гармошке сиплой. Котёнок маленький, пушистый, пищит, попав в репей ершистый, где за сараем во дворе следы эмоций на коре хранит трепещущая липа. Пацан – пятак и гвоздь в кармане, устав от «мамы, мывшей раму, не тронув грязное стекло», и прочим знаниям назло сбежавший с третьего урока, забывший, что в тетради двойка, что дома ждёт головомойка, пугает девочку с бантом, рукой замотанной бинтом с пятном от ягодного сока. Она визжит и как перину взбивает пацанячью спину, игриво пальчиком грозя. Малец, как орден, засияв, уходит, дёрнув за косицу. Дрожит в окне рассвета студень… Я знаю всё, что дальше будет с мальчишкой этим, чья весна на кромке тающего сна, который мне сегодня снится. |
|
|
Copyright: Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой, 2023
Свидетельство о публикации №404768 ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 14.01.2023 21:21 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Привет! Рыцарь А Задумка интересная - сопоставить немецкие танки "Тигры" с животными-тиграми. Всё стихотворение как бы создано ради единственного символичного финального пассажа. Но исполнение мне не зашло, увы. Главным образом из-за специфичного изложения. Например, "игрища манежные" как описание циркового представления. "Банты, чубы кудрявые и нежный женский шарм" - сочетание теплого с мягким. "в сорок первый год // и детям, и родителям, любя, дарил восторг" - восторгались боевыми действиями? (А если нет, то почему только в 41-м?) Народ "радостными криками приветствовал" - навык? Не само исполнение, а именно навык? "так же полосатая сквозь обручи летит" - с трудом понял, что речь о тигрице. "в обхожденье с тиграми утрачен навык" - здесь к навыку лучше применить винительный падеж (обхожденья), чтобы избежать двусмысленности. "Сполна все роли сыграны, и звери взаперти" - суть выступления загнать тигров в клетки? "Ушёл к себе с поклонами" - либо ушел сопровождаемый поклонами, либо сам кланялся. И почему не с овациями? Поклоны артист не видит за сценой. "Одежду в блёстках снял. // И снова в старом кителе, что был немого мал" - китель, судя по тексту, был под цирковой одеждой. "немыслимой войны" - почему немыслимой, если он в ней участвовал? Неудачные рифмы "стар-жива", "год-восторг". Правда, есть и хорошие: "летит-взаперти", "правильно-праведной". Внутренние рифмы то четко чередуются, то перекрестно, то их вообще нет. Рыцарь Б Такая провинциальная, бытовая, повествовательная лирика, на мой взгляд, должна быть написана именно в таком размере. Отлично подходит под тему и настроение. И хорошо, что автор этот ритм нашел. Рассказ ведется с переменным успехом. Чугунные печки - значит, речь не о деревенских избах, а о каком-то ПГТ или отдаленном районе города, где в деревянных домах печи-"титаны". Начало красивое. Но при этом - не представляю, как "Она ... взбивает пацанячью спину", одновременно с этим "игриво пальчиком грозя". Улыбнуло и вот это: "следы эмоций на коре // хранит трепещущая липа". Понятно, что это про выцарапанную на коре надпись (да?), но по логике здесь могла быть, например, и кровь от ударов головой. Это тоже как бы "след от эмоций". Парень сбежал с третьего урока и где-то успел инсцинировать травму руки? "чья весна // на кромке тающего сна, // который мне сегодня снится" - то есть автор описывает осенний эпизод, а во сне домысливает историю уже про будущую весну. Финал переводит реалистичную историю в некую абстракцию. Автор показывает, что вот за этой бытовой зарисовкой кроется нечто более глубокое, сакральное и важное. То, что пока можно представить только во сне. "Мама мыла раму" как ностальгический символ беззаботной школьной жизни. Неплохо в целом. Рифмовка AABBC - респект. А - 0 Б - 1 Судья Блинов А. В. | | А Представимо, складно, грамотно. Есть герой, который оживает в конце с помощью автора. Пусть несколько пафосно, но логично и правдоподобно. И герой оживает именно благодаря этой плакатной пафосности, как ни странно. Есть хорошие, зримые описания, погружение в эпоху, атмосферность. Ритм выбран задорный, что не очень подходит по смыслу. Однако исполнение умелое (за исключением некоторых не очень удачных моментов), а финал добавил изюминку в простоватое блюдо. Б Ну вот… С первой строки я уже знал, что отдам победу рыцарю Б. Осталось только внятно объяснить свой выбор. Если кратко, то это – поэзия. Вот вроде тоже просто описания, просто перечисление событий, но в этой простоте скрыто очень многое. Запах эпохи, герой и героиня, люди, время, прошлое и будущее. Удивительно, что в обеих работах описывается примерно одинаковое время. Но описывается по-разному. В первой – кинематографично, чётко, по-военному. Это хроника. Во второй – художественно, глазами автора, поэтически красиво, вкусно, привлекательно. Это фильм. Те же ингредиенты, то же блюдо, но с помощью чудесных приправ и мастерства повара кушанье лёгким движением руки превращается в произведение искусства. Интересно, что не всё идеально в тексте, но если мурашки, то разве имеет значение, правильно или не совсем правильно они достигнуты? А – 0 Б – 1 Судья Игорь Колесников | | Работа А Есть у меня претензии к работе. Но причину я чётко вижу – сроки. Вот инверсия с откровенно лишним местоимением – «утрачен навык тот». Некрасиво, но я не верю, что, будь время, автор не выкрутил бы во что-то более удобоваримое. Не нравится мне слово «облик» в конце. Облик тут ни при чем, совершенно не важно, как именно ты со спины выглядишь – нельзя, чтобы /тебя/ видели со спины – акцент не на том сделан. Смущают меня полковники с шарами. Это наиболее мелкая претензия, но строчка из категории наивного искусства. Всё это причесать бы – выйдет шик. Потому что главное у работы есть – мысль и финал. И несмотря на косяки – да, мне таки нравится. Работа Б Ох. Ну вот почти цитируя уважаемого Игоря – прочитав первые две строчки, я был уже практически уверен, что не буду голосовать за эту работу. Простите, но я не верю, что в 21 веке четырехстопным ямбом и смежной рифмой можно состряпать что-то действительно классное. И не говорите мне, что это не связано – коррелирует уж точно. И предчувствия меня не обманули. Вот это вот написанное можно гнать километрами, здесь даже скилла никакого особого не надо – пой, что видишь (в воображении), подгоняя под простейший ритм. Я не отрицаю, впрочем, что скилл этот самый пресловутый у автора есть – по отдельным образам это хорошо видно. «Осенним ветром не изломан», «гармошке сиплой», «на кромке тающего сна» - красиво, поэтично и картинку рисует. Но что кроме? Ностальгия? Да сколько её ещё было и будет… Не интересно. Работа А - 1 Работа Б - 0 | | Позволю себе исправить самого себя. Прочитав комментарии коллег, обнаружил, что не был до конца внимателен. В работе Б схема рифмовки действительно не так проста. И это делает её интереснее. Но результата не меняет. | | Но чем же несчастный ямб провинился? "Мой дядя самых честных правил..." "Малыш уж отморозил пальчик..." Это как-то ностальгически хрестоматийно. Своего рода образец стиля. И эта работа мне как раз что-то такое и напомнила. Ямб или параллельную рифмовка сами по себе только внешний признак простоты. Но главное - в содержании и в мастерстве. | | Да ничем ямб сам по себе не провинился, я про сочетание факторов. Это реально хрестоматийный пример наиболее простого стихосложения их возможных. Да - с учетом моей поправки - не самого уже в данном конкретном случае, но я сейчас в целом позицию проясняю. Мастерство? Размер и рифмовка (то есть сложность) - часть мастерства. Если фигуристы на льду катают самую простую программу, чемпионат им не выиграть - баллов не хватит. Почему здесь должно быть иначе? Содержание? Я традиционно не люблю критиковать содержание (оно для каждого по-своему чувствуется), но лично я здесь не вижу ни-че-го. Мне эта ностальгия чужда. Понимаю, что это исключительно моё мнение, но ведь и оценка моя. А технику оценивать... ну так про неё я тоже сказал. | | Это замечательно, что у каждого судьи есть своё мнение. Собственно, его для этого и пригласили. Я только вступился за ямб. Не сказал бы, что он существенно проще какого-нибудь амфибрахия. И в поэзии техничность зависит не только от выполнения обязательных элементов программы. Так что ямб вряд ли виноват сам по себе. Как и жанр, например. Можно оценить, как автору удалось стихотворение в рамках жанра, в пределах ямба. Один легко справился с "детским" размером, другой не совладал с "серьёзным". Кто более мастеровит? Ямб не виноват, что выглядит проще. Мне кажется, винить ямб за то, что он ямб - это вкусовщина. Как и "не любить" какие-то жанры. Судья должен стараться не поддаваться вкусовщине. Хотя избавиться от неё, конечно, невозможно. |
|
| | Рыцарь А Цирковое представление в послевоенные годы с неожиданным финалом – укротитель тигров в цирке во время войны укрощал танки-тигры. Образы послевоенной Москвы – спешащие к цирку люди, банты, чубы кудрявые, воздушные шары. К сожалению, автор не выдержал внутреннюю рифмовку по всем шестистишиям. Рифмы и ритмика без замечаний. Понравилось: шарм – шарам. Рыцарь Б Просто и красиво о жизни, о том, что нас окружает, о чувствах и детстве, которое было. Понравились образы: -Осенним ветром не изломан… чугунных печек сладкий дым; - играют на гармошке сиплой; - репей ершистый; - следы эмоций на коре хранит трепещущая липа, - Пацан – пятак и гвоздь в кармане; - Она визжит и как перину взбивает пацанячью спину; - Дрожит в окне рассвета студень… И вообще, в стихотворении не ни одной лишней строки, которая бы не помогала нарисовать картину детства пока ещё не знакомого нам мальчишки. Оценка пары 4 Рыцарь А – 0 Рыцарь Б – 1 Судья Вячеслав Дворников | | Рыцарь А Лютейший диссонанс между ритмом и смыслом. Возможно, это бы прокатило, если бы было подано как возвращающаяся с окончанием немыслимой войны лёгкость, возрождение жизни после страшной трагедии. Но здесь тяжёлый финал, намекающий, как много пережил дрессировщик-сержант. Такой контраст не придаёт стихотворению шарма, он скорее отталкивает. Хотя послевоенная радость показана хорошо, достоверно. Особенно трогательны радующиеся шарам бравые полковники. Но исполнение оставляет желать лучшего. На игрища манежные спешит и стар, и млад – страшно предположить, что за «игрища» происходят на манеже. Вот выход укротителя – «вот» не что иное как подгонка фразы под размер. В сорок первый год – можно, конечно, догадаться, что речь о времени, когда война ещё не началась, но выглядит это довольно коряво, увы. Любя, дарил восторг – «любя» не что иное как втычка. Непосредственно навык вряд ли можно приветствовать. Полосатая – не сразу понимаешь, что речь идёт о самке тигра. Ушёл к себе с поклонами. Кланяются обычно публике, зачем же бить поклоны по пути в гримёрку? В общем, достаточно много неудачно построенных фраз. Рифмы не удивляют, но и не вызывают отторжения. Ритм выдержан отлично. Финальный вывод ничем ранее в тексте не подкреплён, хотя параллель можно (и нужно) было провести. К сожалению, цельным стихотворение не получилось. Рыцарь Б Ах, как прекрасно рассказан читателю сон, забросивший героя в своё давнее прошлое, туда, где он был пацаном с пятаком и гвоздём в кармане. Есть в этой истории что-то крапивинское, такое же тёплое, ироничное и задорное. Просто воспоминания, но до чего вкусно описаны! Изумительное сочетание воздушности и шаловливости, юмора и деликатности, нежности и сожаления. Отлично, Рыцарь! Вот только ударение… правильно – бАнтом. Впечатления, впрочем, это не испортило. Рыцарь А – 0 Рыцарь Б – 1 Судья Людмила Царюк | | ЖилИстый – Гарда ~ 1:4 |
|
|