Произведение |
|
Объем: 66 [ строк ]
|
|
|
|
Хит 18. 1/4 финала. Пара 1. |
А Настоящее и живое Разноцветные звёздные пазлы сложить непросто, оттого и не спится сегодня упрямой дочке: – Почему так бывает, что день – как смешной щеночек, а рассерженный вечер, обидевшись, смотрит косо? – Это чёртик лохматый дурачится безрассудно: то будильник сломает, то выключит в небе солнце. Перессорив соседей, по-хитрому засмеётся, притворившись на улице чёрным котом приблудным. А ночами, за лунный клубок зацепившись лапой, заставляет смотреть на обломки немых созвездий, что впиваются в душу клыками коварных бестий. Он, играя с огнём, может больно тебя царапнуть. Есть другой – белокрылый добряк – в вышине жар-птичьей. Это ангел, качающий радужный мир в ладонях. Он починит и выправит то, что сломал чертёнок. Обнимая, как мама, согреет, когда грустится. Не обидит жестокой игрой, подмигнув при встрече. Рядом с ним раскрывает любовь обережный купол. Только если лучей слишком много, они погубят: свет порой, обжигая, сильней темноты калечит. Ты пойми, не рождается день без ночей смертельных, и весна не доверится тем, кто не ведал стужи, даже счастье горчит… Не дели этот мир, не нужно, он единый, как Бог, многогранный и очень цельный. …Спи, мой рыжий бесёнок, мой ангел! В небесной сини золотая луна льёт на землю свой свет лампадный, усмиряя уставших спокойствием необъятным, а потом из-за туч корчит рожицы озорные. Если вдруг, расколовшись, огромное небо взвоет и придётся их двух разношёрстных миров несхожих выбирать самый лучший, который тебе дороже, – ты возьми у двоих настоящее и живое. ------------------------------------- Б Давай поедем Давай поедем летом на озёра, Бездонные, заросшие травой! Ты думаешь, июнь ещё не скоро, А он уже шумит над головой. Бежит стремглав, отчаянный ребёнок, Размахивает ветром что есть сил! Птенцовый голосок его так тонок, Хоть взрослым он себя вообразил. Среди озёр в сосновых ожерельях В июньской неге дремлют острова... Горластых чаек белые метели Воды и неба манит синева. А грозы налетают, будто черти, Втыкая в воду белые клыки!.. Беспечно заигравшиеся дети Бегут от ливня наперегонки. Мы ночью на мостках сидеть могли бы, Ловить в ладони звёздную лузгу... У самых камышей играет рыба, И окуни гоняют мелюзгу. Там розовые воды на закате, И плавунцы, как горстки шелухи; Там властвуют озёрные заклятья, Такие же и пишутся стихи: Небрежна рифма и размер неистов, И послевкусий огненный букет... Нет, не поедем? Жаль, я не речистый. Тем более – совсем и не поэт. |
|
|
Copyright: Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой, 2023
Свидетельство о публикации №404765 ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 14.01.2023 21:17 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Добрый день! Передо мной два совершенно разные по настроению, форме, ритму и прочим характеристикам стихи. Но их авторы при этом - очевидно, одинаково способные рыцари. Правда, и замечания к каждому есть. Рыцарь А По сути, это развернутый афоризм на тему того, что не бывает абсолютно полярных вещей: дистиллированных добра и зла, света и тьмы без примесей. И в каждом нужно искать что-то ценное для себя. Стоило ли упаковывать эту простую, хотя и безусловно важную мысль, в столь громоздкий, отягощенный сложными конструкциями текст? Тем более, что это родитель разговаривает с ребенком. Возраст дочери мы не знаем, но, судя по вопросу, это далеко еще не тинейджер. И тут: "впиваются в душу клыками коварных бестий", "ночей смертельных". Приятных снов... Многословность рождает избыточные фразы ("корчит рожицы озорные", "льёт на землю свой свет лампадный", "починит и выправит", "самый лучший" и другие). По той же причине простые вещи объясняются вычурно: "Только если лучей слишком много, они погубят". С другой стороны, не могу не отметить, что выбранный ритм отлично подходит к авторскому замыслу - спокойный, монотонный, певучий и убаюкивающий, как колыбельная. Приятные, забавные образы-сравнения: "день – как смешной щеночек", "вышине жар-птичьей" (хотя я не представляю себе этой меры, что она означает) и другие. Вообще образность и символизм - сильные стороны стихотворения и большое преимущество Рыцаря, который с их помощью демонстрирует свое умение поэтически мыслить. Очень много существительных снабжены эпитетами - думаю, автор тщательно трудился над их подбором. Рифмовка только женская, рифмы (схожие звуки) часто отодвинуты от концовки строки и это несколько нивелирует их нестройность. Оттого даже, казалось бы, даже совсем неудачные примеры ("жар-птичьей-грустится", "ладонях-чертенок") воспринимаются читателем более лояльно. Рыцарь Б В этом стихотворении в отличие от предыдущей работы, философия не загоняется в глубь тяжеловесных рассуждений, а находится на поверхности. И такая не отягощенная, легкая манера могла бы сыграть: всегда цепляет, когда автор как бы невзначай вшивает глубокие философские мысли в непринужденный монолог. В принципе, оно к тому и шло, но финал весь пафос уничтожил одним взмахом. Такое чувство, будто лирический герой вдруг устал упражняться в романтике и решил включить заднюю. Этого я ожидал меньше всего. Но это не та неожиданность, которая цепляет, заставляет вздрогнуть и проникнуться. Это как будто ты разогнался, летишь, но потом тебе говорят "стоп, снято, все свободны". Мне понравились описания, образы, особенно это: "Ловить в ладони звёздную лузгу". Хотя, в отличие от предыдущего стихотворения, здесь гораздо меньше эпитетов. Текст лоскутный - на мой взгляд, слабо прописаны переходы между описаниями дневной неги, грозы и ночного спокойствия. Всё это подается сплошняком. Ритм (поэтический "обязательный минимум") выдержан. Среди рифм нет особых находок, но и особых провалов тоже нет. Больший потенциал мне видится у Рыцаря А. А - 1 Б - 0 Судья Блинов А. В. | | А Уютно получилось, мирно, красиво. Смысл несколько размазан. Можно было короче, но образы взяли в плен автора. Возможно, они излишни. Возможно, не все удачны. Но в целом – интересно! Немного менторское. Чуточку многословно- витиеватое. Первое объяснимо в разговоре с ребёнком, второе – лишнее. Забавно, что простые в общем-то вещи в результате объяснения становятся сложными и малопонятными. Технически хорошо. И ритм выдержан, и рифмы незаляпанные пальцами бесчисленных поэтов. Однако пятистопный анапест – довольно сложный на слух размер. Внесхемные ударения несколько затрудняют чтение. Даже знаки препинания затрудняют. Хотя при известной доле сноровки, конечно, можно прочитать гладко. Б Ну вот, ямб против анапеста. Второй звучит интереснее, но первый напористее, ярче. Впрочем, главное в содержании. Это описательное. Только описания немного странные. Озёра одновременно бездонные и заросшие травой. Кроме того, острова и камыши тоже опровергают «бездонность». Неглубокие озёра-то, по всему выходит. Образы простые, понятные. При этом оформлены не всегда изящно. Как «так» тонок голосок? История умалчивает. Громоздко и неуклюже: «Горластых чаек белые метели воды и неба манит синева». Переведём с поэтского на русский: «Синева воды и неба манит белые метели горластых чаек». Образ-то красив. Но подгонка под поэзию его испортила. Здесь мне трудно сделать выбор. Работы разные, у каждой есть достоинства и недостатки. Достоинств больше. Недостатки несерьёзные. Первая глубже, серьёзнее. Вторая ярче, задорнее. Пожалуй, в полуфинале мне больше хотелось бы видеть философскую поэзию. А – 1 Б – 0 Судья Игорь Колесников | | Работа А Смешанные впечатления от этой работы. Написано качественно, что для четвертьфинала неудивительно. Мысль тоже цельная и последовательно сформулированная. Но если вглядываться… Во-первых, оно написано сложно. Не то чтобы это должно было меня, как судью и человека в целом опытного, смущать, но в начале я буксовал. Прорвался на середину работы раза с третьего или четвертого. Вот этот ряд образов – черный кот, лунный клубок, немые созвездия (с клыками!!) в единую картину никак не хотят складываться. А поверх этого ложится тот факт, что это диалог с маленькой девочкой. Да, можно апеллировать к тому, что она уже засыпает, а родитель по сути ведет монолог сам с собой. Но первая-то реплика – её – никак по стилю не отличается. Да, у девочки «рассерженный вечер, обидевшись, смотрит косо». В бытовом диалоге даже я, известный дипломированный зануда, так не скажу. Во-вторых, за всей этой шелухой ничего особого не скрывается. Всё должно быть в равновесии? Ну да, не секрет. Нет, я не спорю, что до ребенка эту мысль донести нужно. Но именно здесь скрывается диссонанс работы. Оно по стилю очень взрослое, а по сути очень детское. Для кого оно, автор? Работа Б Концовка разочаровала. Очень. Вы её просто слили. Особенно рассмешило вот это «размер неистов». Автор, неистовый размер – это метрострофы Даниила, упаси меня от него Ктулху, Андреева. А у вас ямб (прозвучало как диагноз). На самом деле, стихотворение-то хорошее. То есть да, пейзажка, но это уже моя личная нелюбовь. А в рамках жанра оно исполнено качественно и, что ещё важнее, гармонично в плане соответствия мысли и стиля. Картинка рисуется сходу – она ясна, понятна, красива и ностальгична. Так вопрос – к чему был финал? К чему было это прибеднение про «не поэт»? Да, формально я не имею права ассоциировать ЛГ и автора, но мы-то с вам взрослые люди, а работа от первого лица. Не понятно мне это. ______ Результат – обе работы получились со своими достоинствами и сопутствующими (серьёзными) недостатками. И на мой взгляд, недостатками пусть и разными, но равноуровневыми. В предварительных турах это была бы ничья, но в плей-офф приходится выбирать победителя. Им будет автор работы А просто за счёт лучшей демонстрации мастерства… словоплетения. Сложное бьёт простое при прочих равных. Работа А - 1 Работа Б - 0 Судья Артём Виноградов | | Рыцарь А История про черное и белое, рассказанное маленькой девочке в виде колыбельной. Игры чертенка и ангела, такие разные, но во взрослой жизни необходимые, и выбор неизбежен. Стихотворение наполнено различными образами, в том числе и с необходимыми по заданию словами. Необычные: - За лунный клубок зацепившись лапой… - обломки немых созвездий… - в вышине жар-птичьей… - не рождается день без ночей смертельных… - свет порой, обжигая, сильней темноты калечит… - луна льёт на землю свой свет лампадный. Ритмика выдержана. Не все рифмы понравились: Жар-птичьей - грустится; Ладонях – чертенок; Купол –погубят; Лампадный – необъятным. Заключительная фраза является настоящей кульминацией стихотворения: -ты возьми у двоих настоящее и живое. Рыцарь Б Пейзажная поэзия, лето, птицы, грозы, рыбалка. Образы просты и понятны. Понравилось: -размахивает ветром что есть сил; -втыкая в воду белые клыки; - и плавунцы, как горстки шелухи. Очень запутанная инверсия: Горластых чаек белые метели Воды и неба манит синева. Почему вдруг в таких прекрасных условиях у стиха стал размер неистов – вопрос. Финал стихотворения противоречит содержанию – при таком шикарном описании возможной поездки ЛГ признал себя не речистым, ну и скромно – не поэтом. Оценка пары 1 Рыцарь А – 1 Рыцарь Б – 0 Судья Вячеслав Дворников | | Рыцарь А Очень хорошее начало. Очень хороший финал. Душевные, «живые и настоящие». Но середина текста – это прям лабиринт Минотавра, пробравшись через который к финальным строчкам, хочется выдохнуть. Есть ли смысл говорить так сложно о простом? Немые созвездия, коварные бестии, обережный купол, свет сильней темноты калечит, разношёрстные миры. И всё это – дочурке на ночь? Хочется сказать – не верю! Именно сложносочинённая образность сильно разбавляет тепло, с которого начинается, и каким, к счастью, заканчивается стихотворение. Сами по себе, без привязки к ситуации, образы глубоки и метафоричны, хороши и связки между ними. Мастеровитость рыцаря налицо. Это плюс. Но многословие в данном случае – скорее минус. Рыцарь Б Здесь я вскричала голосом Велюрова: «Вот это – финал?!». А ведь было просто и хорошо, хоть и не без изъянов в виде кажущегося отсутствия связок между разрозненными пазлами повествования. Чуть мешали и некоторые нестыковки времён: давай поедем (буд.) ребёнок бежит, грозы налетают (наст.), могли бы (прош.), хотя речь, по идее, об одном и том же времени и месте. Но картинка яркая, герои живые, эмоции близкие и понятные. Понравились грозы с белыми клыками, шумящий над головой июнь и звёздная лузга в ладонях. Ритм строен, рифмы приятные. И всё одним махом убил финал. В прах разметал. Зачем?! Или это и есть «огненный букет послевкусий»? Рыцарь А – 1 Рыцарь Б – 0 Судья Людмила Царюк | | Фантазёр – Оттуда ~ 5:0 |
|
|