Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Наталия Лунева
Объем: 4090 [ символов ]
Составная рифма - новый метод в поэзии.
Однажды написала такое стихотворение:
 
Тяга к тебе
укладывается на листе.
По лесу буквенному плетусь,
ласкаю взглядом
полосы выплеснутых строк,
непослушных,
словно твои волосы,
ныряю в плёсы речи,
выискивая дно глаз…
но и здесь
тебя не встретила.
 
И вдруг обнаружила, что последние строки звучат рифмованно:
 
ныряю в плёсы РЕчи,
выискивая дно гЛАз…
но и здесь
тебя не встРЕтиЛА.
 
Только слова «речи» и «глаз» являются своего рода составной рифмой к слову «встретила». И решила, что этот приём интересно разработать…
Соответственно, использование такой рифмы должно занимать более двух строк, самое оптимальное – три: одна – главная, а другие – её составляющие.
 
С осеннего ДЕРЕВА
облетает листВА –
страниц поТЕРИ.
 
Между везДЕ
и краешком стоЛА
договариваюсь до преДЕЛА.
 
Выстроенные сорвавшиеся луЧИ
улетают в небукварную синеВУ
обнимая путаницу созВУЧИЙ.
 
Клубок музыки разМОТАН.
Молчания безлиМИТ
вывожу НОТАМИ.
 
В представленном стихотворении главные рифмованные строки являются либо с дактилической рифмой («дерева», «нотами»), либо с женской («предела», «созвучий»), а их составные – вкупе с дактилической рифмой – с женской и мужской («потери» и «листва», «размотан» и «безлимит») и вкупе с женской – с мужской («везде» и «стола», «лучи», «синеву»).
Разумеется, главная рифмованная строка не может быть с мужской рифмой, так как в этом случае одна из составных рифм будет звучать как обычная, и другие составные рифмы не будут восприниматься.
Поскольку рифма является одним из главных признаков силлабо-тонических стихов, придуманный метод можно использовать и в этом способе организации.
Вспомнился «Врун» Хармса:
 
- А вы знаете, что У?
А вы знаете, что ПА?
А вы знаете, что ПЫ?
Что у папы моего
Было сорок сыновей?
Было сорок здоровенных -
И не двадцать,
И не тридцать,-
Ровно сорок сыновей!
 
Когда-то давно думала развить этот приём, и теперь стало понятно как:
 
Не писался стих, но вдРУГ
Хармс приплыл ко мне в окНО,
и перчатку на клаВИР
Кинул, будто лиРУ К НОВИ.
 
Я нашёл себе веЗЛО,
повесло обосноВАЛ,
Баснословность изуМИЛ –
разыгрались со СЛОВАМИ!
 
В поединке я уЗРЕЛ,
как рождается исКРА.
– До абсурда развеЛИ,
и простились в заЗЕРКАЛЬЕ.
 
Данное стихотворение старалась написать по структуре максимально идентично хармсовским строкам («А вы знаете, что У?/А вы знаете, что ПА?/А вы знаете, что ПЫ?/Что у папы») – трёхстопный хорей с ударением на последнем слоге, но в отличие от Хармса в первых трёх строках последние ударные слоги не повторяются, а созвучны с последними тремя слогами четвёртой строки.
Похожий пример, но строки составной рифмы расположены обратном порядке (тьМЫ, звезДА, синеВЕ -> неВЕДОМЫЙ), и у главной рифмованной строки рифма дактилическая:
 
Исчезают лики тьМЫ,
запредельности звезДА
распростёрлась в синеВЕ –
манит в мир неВЕДОМЫЙ.
 
Трёхдольные силлабо-тонические стихи с составной рифмой:
 
за мрачными СТЕНАМИ
вечности МИР –
избитая теМА
 
гранёная КОМНАТА
и темноТА –
мотивчик знаКОМЫЙ
 
покину когДА-НИБУДЬ…
в чём только СУТЬ
моих мирозДАНИЙ?..
 
Первые строки строф – главные рифмованные строки с дактилической рифмой, вторые и третьи – составные – с мужской и женской.
В составной рифме не обязательно ограничиваться двумя-тремя слогами. Например, главная рифмованная строка может быть полностью зарифмована:
 
В ПРИЗРАЧНЫХ ДУМАХ,
трансформируясь по фРИЗАМ,
образы точНЫ,
до конца довеДУТ
последний дирижёрский взМАХ.
 
В начале – во второй строке – рифмуются два слога, и далее – по одному. При рифмовке всей главной строки возникает ассоциация с панторифмой, но в панторифме обычно безударные слоги при рифмовке остаются безударными.
Таким образом, был разработан новый метод составной рифмы, который можно использовать и в силлабо-тонических стихах. Тем не менее, ряд особенностей остался не исследованным: особенности звучания и восприятия при разном распорядке главной и составных строк, какую ударную гласную («а» или «о», «и» или «е»…) лучше поставить в рифму, если в главной строке соответствующая гласная была безударной, и др.
Copyright: Наталия Лунева, 2020
Свидетельство о публикации №393024
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 27.10.2020 17:25

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта