Баллада о последнем троллейбусе Алексей Анатольевич Карелин В морозный час троллейбус мчался в зиму Усы его давно обледены. Спешил он в ночь. Был пуст наполовину И пассажиры чуть удивлены Косились на малышку в телогрейке Который на стекло во льде дышал В его карманах не было копейки Морозный заяц, маленький нахал Печально всех он провожал на выход. Кондуктор не спешила выгонять. Глаза его огромные навыкат Её молили слёзно. Дважды мать. - Гражданка! Может это ваш ребёнок? - Оборвыш этот? Боже сохрани! - Ты чей? - Ничей… - и голосок так звонок - Я сирота. Нет у меня родни! - Как нет? Малыш! И где твоя же мама? - Уехала на небо. Бог забрал. Но не дослушала его в еноте дама Лишь на прощанье гаркнула: - Кошмар! Малыш не плакал. Протянули хлеба. От сердобольных вот и колбаса. - Какой маршрут троллейбуса на небо? Как мне доехать к маме в небеса? - Пойми, глупыш, таких маршрутов нету - Троллейбусы туда не долетят… И выходящий протянул монету. Стараясь избежать молящий взгляд. - А как тебя зовут? - Меня-то? Митя! Хотя сейчас зовусь я 32! - Что делается люди, посмотрите! Чуть не проехал пассажир едва. - А что же так? - Так легче воспиталке! Запомнить всех не просто - так легко! И пассажиры стали все так жалки, Из них оставил кто-то молоко. В морозный час троллейбус мчался в зиму Усы его давно обледены. Спешил он в ночь. Был пуст. Сиротке-сыну Без мамы протянуть как до весны? Он мчался в ночь, забыв совсем о хлебе. Кондуктор подошла к нему сама. - Скажи мне, тётя? Ты была на небе? Я не больной! Я не сошёл с ума! - Конечно нет! Мой милый! Мой хороший! Ведь я то знаю, как туда попасть! Маршрут на небо снегом запорошен. Его метели охраняет пасть! Дойти туда нельзя поодиночке! Но хочешь, я возьму тебя в свой дом! С тобой там будут жить мои две дочки, И все мы будем вместе жить с Христом! А час придёт. Он заберёт на небо. Живёт твоя где мама и моя! Троллейбус встал. Пуржила ночь свирепо Всея Руси, и Холода Всея… Шли двое. Мать и сын. Почти-что слепо И на'сердце им было так легко! Где есть любовь - там Бог, и там до неба, Поверьте мне, совсем недалеко. 15.12.2016 03:56 Боже ты мой! Боже ты мой! Я так и представляю, как Вы рвёте на клочки и разрываете знаменитую поэму Владимира Владимировича Маяковского “Хорошо”, - А вас не тянет всевластная тина? Чиновность в мозгах паутину не свила? или, мной любимые строки Константина Симонова: Как завидует дерзости водных потоков – В их стремленье вперёд, ну а там, будь что будет – Горемыка-вода в ряске заводи топкой. Как же многих в затоны ввёл бред словоблудий. Уважаемая судья Алла Райц! Как Вы заметили - это православная притча. И язык тут православный. Отсылаю Вас заглянуть в “Общій церковно-славяно-россійскій словарь, или собрание реченій”. Пиотр Иванович Соколов - 1834 - ;Russian language. Там очень подробно разбирается краткое прилагательное “обледены” и приводятся примеры с употреблением этого, на мой взгляд, замечательного и немного забытого слова: “... двойная въ брюх; и у живошныхъ наподобіе брыжжей между кишками распросшершая перепонка, на кошорой он; будучи обледены, или общинуты, …” "Который на стекло во льде дышал" - перед который запятая, "во льде" исправить на или о льде или во льду. Если поставить запятую, то исчезнет напор этой строчке - этот каток энергии, она просто запнётся, ведь, это же поэзия, а не проза Вам! Печально всех он провожал на выход. Кондуктор не спешила выгонять. Глаза его огромные навыкат Её молили слёзно. Дважды мать. Кондуктор не спешила выгонять пассажиров? да что Вы? Вам так кажется? Приём разделения точкой в поэзии цельной мысли оправдан, как нигде, например у Иосифа Бродского Приезжай, попьем вина, закусим хлебом. Или сливами. Расскажешь мне известья. Постелю тебе в саду под чистым небом и скажу, как называются созвездья. Это поэзия! И мерить её прозой, всё равно, что жидкость килограммами! “мчался в ночь ... мчался в зиму - подряд одинаковые глаголы, хотя о разных объектах - сначала о троллейбусе, потом о малыше.” Этот приём в поэзии называется “Усиление” или по другому АНАФОРА — единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в нескольких строфах, стихов или полустиший. В.В. Маяковский “Как писать стихи”. Рекомендую перечитать! “...глаза навыкат - неудачный образ, похож на развитие базедовой болезни, хотя речь идет о недоедании и огромных глазах голодного ребенка, лучше заменить рифмы.” “Глаза его огромные навыкат Её молили слёзно. Дважды мать.” “Навыкат” нареч. разг. (а также навыкате) Выдаваясь вперед, будучи выпуклыми (обычно о глазах). Синонимы: выразительный, сочный, красноречивый, колоритный, экспрессивный, яркий, живой, как раз таким и предстаёт перед пассажирами троллейбуса этот сирота, которому не хлеба и колбасы надобно, а сочувствия и ласки! Кстати именно поэтому он и забыл о хлебе, это во-первых! Во-вторых! Вы, наверно, ни разу не видели голодного ребёнка! Того, кто не доедал около года! Рад за Вас, но, тогда, хотя бы обратите свой взор к литературе: “...сидели взаперти, пока, наконец, не начинали чувствовать голод... Тупые бельма-глаза на выкате отличались у нее подвижностью, как у обезьяны…” “Петербургские трущобы”. Часть IV глава LIX. автор Крестовский В.В. - 2014 - ;Literary Collections У истощённого человека вваливаются глазницы. И глаза кажутся “навыкат”. А когда глаза огромные, то и эффект соответствующий! “Но не дослушала его в еноте дама Лишь на прощанье гаркнула:- Кошмар!” В поэзии начала фразы с новой строки равнозначно запятой, так как в русском языке основная задача запятой указывать на письме обособление (выделение), с чем новый абзац прекрасно справляется! А запятая дана на откуп автору, превращаясь в разряд авторского знака ПРЕПИНАНИЯ - Сознательное отступление от действующих норм пунктуации, особое применение знаков препинания в художественных текстах. Объясняется смысловой, художественной, интонационной необходимостью. Теперь о “шероховатостях данной притчи” пусть за меня Вам в очередной раз ответит Константин Симонов: Извлеченный из недр артефакт, самородок Норовят непременно подвергнуть огранке. Причесать и пригладить – иных заморока, Обтесать, чтобы втиснуть в приличия рамки. Всё скругляют тебя – а ты ёжишь угольность. Пробы красок палитры в среде монохрома. Ну, зачем тебе нужен свой собственный голос, Если очень приветственно пение хором. |