Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Проза для детейАвтор: Ольга Гаинут
Объем: 14911 [ символов ]
Девочка и роза
1.
Чуть ли не каждое утро девочка начинала с убеждения родителей выбрать
время и заняться вопросом переезда к ним бабушки Марины – маминой
мамы. Те же настойчивые просьбы повторялись и вечером:
- Разве мы ничего не можем сделать? – требовала ответа, заглядывала им
в глаза. - Нашей бабулечке всего семьдесят три года. Почитайте письма, -
и доставала с книжной полки аккуратно сложенные конверты.
 
В школе, в большом коллективе, как и в садике, Зарине нравилось. Всё
было хорошо до того момента, когда в шестом классе она добровольно
решила подтягивать мальчишек, которые ленились делать домашние
задания и получали низкие оценки.
- Сашка, остаёшься после уроков учить физику, - говорила сидящему с ней
однокласснику.
Мальчишка безропотно соглашался. Зарина предлагала прочитать первый
абзац и пересказать его. То же проделывали со вторым, после чего
соединяли оба. Когда два кусочка текста отскакивали от зубов,
присоединяли третий и так до конца параграфа. Сама она учила именно
таким способом, интуитивно понимая правильность метода. На следующем
уроке физики Сашка получал четвёрку.
 
Никто из мальчишек не отказывался от занятий. Однако Зарина
неожиданно поняла по их глазам, что мальчишки... влюбляются в неё. Вот
чего уж не ожидала. Это замечали и девчонки в классе и настраивались
против Зарины. Объяснить им она не умела, только чувствовала
сгущающееся отчуждение. А также перестала оставаться после уроков с
очередным лентяем.
 
Учительница по зоологии Римма Борисовна рассказала о человеке, как о
существе био-социальном. Девочка разгадала себя: без коллектива она не
может, почти физически заболевает.
 
Многие мальчишки в классе по-прежнему засматривались на неё, а
девчонки сторонились. Противостояние не разрешалось. Зарина замкнулась
в себе, принялась копаться в своём поведении, выискивать свою
несуществующую вину.
 
Дома, в тишине, сделав уроки, забиралась с ногами в кресло и вспоминала.
 
Зарину после первого класса привозили каждое лето к бабушке Марине на
Урал: или папа сразу после учебного года отвозил на три месяца, а мама
ближе к сентябрю забирала, или наоборот. У бабушки кроме квартиры
была дача: огородик, сад, раздолье, свежий воздух, ягоды. А родителям в
Москве надо работать.
 
- Это только внешне я – немолодая, а в душе – юная девушка, - сразу
пояснила бабушка. - А как обращаются к молодой? Конечно, по имени.
Поэтому называй меня просто Марина. А ещё, давай мы будем с тобой
подружками.
Девчонка хлопала в ладоши и прыгала от радости: даже с родителями у
неё не было такого понимания и единения.
 
Вечерами две подружки усаживались на ступеньки и принимались болтать.
Эти вечерние посиделки были лучшими воспоминаниями Зарины.
- Я знаю, что дедушка умер, как и папины родители, а почему?
- Сердце у него было слабое. Тебе тогда ещё и шести не исполнилось. Мы
оба работали на заводе авиамоторов, хорошо зарабатывали. Тебя вот этими
деньгами вырастили.
- Как это?
- Ну сами не могли помогать, когда ты родилась. Видишь, как далеко
живём. Так отправляли деньги нанимать няньку, пока не пошла ты в
детский сад в пять лет. Раньше мы советовали не отправлять, чтобы
меньше болела.
 
Няня Муся - активная старушка лет под семидесят - знала много историй из
богатого жизненного опыта. Необразованная, Муся умела ответить на все
вопросы маленькой умной подопечной. «Это моя бабушка», - думала
Зарина, хотя мама ей рассказывала, как где-то далеко живёт её настоящая
бабушка. Но фотографии с изображением чужой женщины девочке ни о
чём не говорили.
 
- Родители твои оба в науке были, уж мы думали, и не решатся на ребёнка.
Я тоже поздно родила, но тогда время было тяжёлое, хотели много
работать, поездить по стране. У твоих своя цель была - осилить какую-то
научную проблему. Когда стали доцентами, к тридцати годам решились
родить. И какая девчоночка получилась! А? – Марина ласкала глазами. –
Мы с дедом и имя тебе выбрали как раз после поездки в Самарканд. Зарина
Михайлова! Красиво, да?
- Ой, Зарина - Марина, - подхватывала внучка.
Обе смеялись, очень довольные.
 
- Но знай, имя – совсем не главное. Важнее всего мысли и поступки.
Помню, замуж мне выходить, а у меня – всего два платья. Парня я любила
крепко, и он любил, но мне передали его слова, будто не может жениться
на девушке с двумя платьями. Эх, как я тогда взбунтовалась! Пошла на
курсы и научилась шить, только того парня уже и близко не подпускала.
Бабушка задумывалась. Потом переплетала тонкую косу, сворачивала её на
затылке и закрепляла шпилькой.
- Бабуль, - тормошила за руку внучка, - а с тем парнем-то что стало?
- Он в роддом ко мне приходил, когда мать твоя родилась, извинялся,
обзывал себя болваном, просил стать его женой...
- Ну, а ты? – егозилась девчонка.
- Запомни, деточка моя, кто любит, тот ничего не рассчитывает. Вон крот в
«Дюймовочке» считал зёрнышки, которые съедает крошечная девочка.
Сильно любил её жирный богач? Вот то-то. Оно, конечно, нелегко мне было
поначалу. Но надо выстоять, зажать себя в кулак и виду не показывать.
- Понятно, - прижималась Зарина к тёплому боку и затихала. Думала.
 
Марина – модная женщина, никто не называл её бабушкой. Внучка
узнавала от Марины много интересного совсем другого уровня, нежели от
Муси, уже из книг, прочитанных бабушкой, из поездок, где она вела
дневники, чтобы читать внучке, и даже специально - в подарок внучке.
Записи больше походили на рассказы, чем на простые описания.
 
Так крепко общение с Мариной захватывало сердечко девочки за летние
месяцы, что по возвращении в Москву Зарина с первого дня не находила
себе места и мучалась непониманием своего состояния, словно вчера у неё
было что-то важное, просто необходимое, а сегодня девочка перерыла весь
дом, но оно исчезло. Сама пыталась найти разгадку, родителям не
рассказывала. Да и какие слова подобрать для описания переживаний? И
делала открытие: не хватало Марины.
 
Со временем душевная боль утихала, развеянная уроками, книгами,
занятиями в танцевальном кружке Дома пионеров. Однако следующей
осенью всё повторялось.
 
2.
Зарина писала любимой бабушке письма, а в ответах ранимая
шестиклассница чувствовала затаённую грусть. Бабушка не позволила бы
себе открыто рассказывать о своей тоске, о желании жить рядом с дочкой,
зятем и внучкой, но девочка каким-то чутьём угадывала. Это её угнетало. А
что могла сделать шестиклассница? Только не оставлять в покое
родителей, теребить их просьбами.
 
Наконец-то девчонка добилась своего: Марина переехала к ним. Поэтому в
жизни Зарины – событие, праздник. Она не сомневалась, что бабушке
будет хорошо с ними. Квартира бабушки оказалась почти в соседнем доме.
Внучка пропадала там всё свободное время, помогала обустраиваться.
 
Бабушка и внучка во всём были словно одногодки. И все их секреты
принадлежали только им. Девочка понимала, что Марина – её друг, а
вернее – её человек.
 
В очередной приход Зарину ждал кусок красивой ткани.
- Вот рисунок юбочки для тебя, - не стала томить внучку Марина. – Ты всё
сделаешь сама, это не так и сложно. Вы же уже строчили на швейной
машине в школе, - кивнула на кухонный фартук–первую пробу.
– Давай снимем мерки и раскроим ткань.
Девочка ахнула от восторга, задержала в груди воздух и счастливыми
глазами уставилась на бабушку. Вместе они склонились, делая расчёты,
раскладывая ткань, нанося мелком контуры... Вечером радостная Зарина
крутилась перед мамой, скакала вокруг папы и не отходила от зеркала,
десятки раз повторяя недавно выученные танцевальные движения. На
ночь положила юбку на стул, придвинула его к самой подушке, глядела,
глядела и уснула.
 
- А сегодня, девочка моя, будем готовить.
- Ой, я не умею, - покраснела.
- Ничего страшного, я же рядом.
И действительно, у Зарины медленно, коряво, но получалось и чистить
картошку, и нарезать полукольцами лук. Девчонка с жадностью ловила все
советы, очень хотела быть умелой хозяйкой.
Пока кулинарили, говорили без умолку.
- Вон как раскраснелась, болтушка ты моя. А я и не сомневалась, что ты –
прекрасная рассказчица. И душевная девчонка.
- Да нет, бабуля, - потухла внучка, - тебе могу рассказывать обо всём, а в
классе – молчу.
- Река шумна, когда мелкая, - Марина значительно посмотрела и
прибавила: - Согласна?
Девочка почти остолбенела. А ведь и правда.
 
Как-то возвращалась из школы с толпой одноклассников. Антон тоже шёл с
ними. Щёки девочки пылали: как же трудно любить и не показывать вида.
Притворяться, что всё, как всегда, когда внутри прямо пожар. Уже год
назад Зарина поняла, что Антон для неё – один во всём мире. Самый
лучший. Общительный, весёлый, с умными глазами, мальчишка покорил её
маленькое сердце. Когда их парой записали на уборку класса, девчонка
просто одурела от счастья, схватила тряпку подрагивающими пальцами и
кинулась мыть доску. Обернувшись, увидела внимательный взгляд его глаз.
Она смутилась и что-то невнятно пробормотала, опустив онемевшие враз
руки. Мальчишка усмехнулся.
Зарина никому не говорила о своём чувстве. Характер такой.
У дома бабушки распрощалась со всеми, махнув рукой, и с сердцем,
полным нежности от рядом шедшего Антона, позвонила в квартиру. Надо
навестить, это вошло в привычку.
- Заходи, моя сладкая, – обняла внучку старушка.
И что-то приятное всякий раз подрагивало внутри у девочки: ей рады, её
ждали. Искренно, от всего сердца.
- В почтовом ящике лежали две открытки, - положила на стол Зарина.
- Это от подруг, - бабушка погладила рукой крупные буквы, присела, с
улыбкой вчитываясь. - Когда уезжала, договорились писать друг другу
открыточки и звонить иногда. Мы с детства жили рядом.
 
Подняв просиявшее лицо, Марина перевела внимательный взгляд на
внучку, даже лоб рукой потрогала. Затем принялась угощать вкусностями и
рассказывала, как их приготовила. Зарина дома такого не пробовала. Мама
умела готовить, но была очень занята.
А тем временем бабушка завела рассказ… о своей первой школьной любви.
И так же она переживала, и ловила своё сердце, чтобы не выскочило из
груди, и обмирала от одного его взгляда.
«Что ли по моим глазам видно? – недоумевала девочка. – Или просто
совпадение?».
Бабушка лукаво подмигнула: «Так ли дело–то обстоит?». Голова внучки
непроизвольно дёрнулась вниз.
- Вот, помню, придумала, как сделать, чтобы он обратил на меня внимание,
- наполняя вареньем вазочку, старушка делала вид, что не замечает
вспыхнувшего лица девочки. – А просто: попросила проводить до дома,
мол, там собака поселилась во дворе ничейная. Мальчишкам приятно
знать, что ценят их силу и смелость.
 
Зарина шла домой и боялась потерять самый нужный в тот вечер совет.
Ночью уже почти засыпала, но показалось, будто бабушка подошла,
потеплее укрыла и чмокнула в щёку. «Проводить... собака...", - пронеслась
сонная мысль.
 
3.
- Зарина-то наша, смотрите, влюбилась в Антона, - смеялись девчонки в
кабинете зоологии.
- Думаете, ему её «пятёрки» нужны? Как бы не так! Мой брат занимается с
Антоном в шахматной секции, так Антон ему сказал, что девчонок-тихонь
терпеть не может.
Зарина перебирала в лаборантской гербарии по просьбе учителя и
слышала разговор. Слёзы катились, она размазывала их, а они всё равно
катились. Не тихоня она! Как им объяснить? Когда все против одной, это
очень трудно.
 
Через неделю в школу надо было пригласить своих бабушек на женский
праздник восьмое марта. Девчонки накрывали стол для общего чаепития,
доставали, что принесли из дома, а мальчишки таскали стулья. Зарина
сделала из варёной свёклы розочку, как научила Марина, и украсила один
салат.
- Красиво, Михайлова, - не удержался кто-то.
- А можно цветок и из моркови или яблока, смотрите, как легко, - начала
раскрывать бабушкины секреты, а девчонки подхватили.
Глянули они на тарелку салата, похожего на цветочную клумбу, и от души
засмеялись.
- Заринка, у тебя и юбка новая, - отметили девчонки.
- Это самая простая, как говорит бабушка, юбка-полусолнце. Моя первая
работа, - крутнулась вокруг себя на одной ноге, показывая летящие
воланы. – Кто хочет, с удовольствием расскажу, как сшить и сколько ткани
купить. Приходите ко мне домой.
 
А разговаривать и даже дружить совсем не страшно. Надо только не
закрываться в себе подобно улитке. Зарину осенило, будто сделала
открытие. Девчонки всё поймут, если не замыкаться и не молчать. Почему
раньше не догадалась? «Хочу быть раскованной и весёлой не только с
Мариной, но и в школе, и на улице!» Внутри словно проснулись от долгой
спячки решимость и даже отвага. Какая-то сила прямо столкнула девчонку
со стула, она подбежала, расцеловала бабушку в обе щёки и закружилась
вокруг неё. И пусть другие смотрят, она уже не та тихоня, в которую её
записали. Ой, что-то делается! Будто выросли крылья, и не два, а целых
три. На двух ещё не умеет летать, а с тремя не очень-то удобно, зато
помаленьку, но лети-и-и-т!
 
- Нам по пути, - Антон неожиданно подошёл к Зарине и посмотрел с
интересом.
- Ты лучше сказку почитай перед сном. «Дюймовочка» называется. А про
крота со счётами так и наизусть можно, - Зарина отметила, как покраснел
мальчишка, но это её уже не касалось.
Отойдя, разжала кулачки: ногти впились в мякоть ладошки, оставляя
глубокие следы.
 
4.
Бабушка очень любила порядок в доме, часто переставляла мебель, хоть
ростом не выше Зарины да и вес, наверно, такой же. Говорит, так
интереснее жить. К первомайским праздникам решила побелить потолки.
Поставила большой стол, на него табуретку, а сверху влезла сама. Чтобы
передвинуть на другое место, спрыгнула с табуретки, не удержалась и
упала со стола на пол. Сама и «Скорую помощь» вызвала. Перелом правой
руки. Нога опухла, правда, от растяжения, но ходить пока не может.
 
Поэтому вечером папа, мама и дочь собрались у Марины, чтобы решить, что
делать.
- Да что вы? Была бы я немощная, тогда, может, и решилась бы перейти на
время к вам. А так, я прекрасно справлюсь.
А что делать? Для чего девочка всему у неё научилась? Потому и заверила
родителей, что сможет помочь сама. По другому и быть не могло: сначала
семья волков учила маленького Маугли и оберегала от опасностей, а потом
он вырос и отплатил сторицей.
Девчонка замечала, что мама смотрит на неё так, будто увидела дочь
впервые, а Марина застенчиво улыбалась, обнимала загипсованную руку и
светилась, как начищенная лампа Аладдина.
Мама взяла вазу и хотела выбросить увядающую розу, прислонившуюся к
остальным, крепким, но дочери стало жалко тёмно-вишнёвый цветок с
тонким запахом малины и она кинулась на защиту:
- Нет, оставь, роза ведь живая. Ей хочется быть вместе со своей семьёй.
 
Встретившись взглядами, бабушка и внучка поняли друг друга.
Copyright: Ольга Гаинут, 2020
Свидетельство о публикации №384087
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02.03.2020 00:17

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта