Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Александр Записочный
Объем: 20700 [ символов ]
КОРОТКИЕ МОРСКИЕ РАССКАЗЫ
КОРОТКИЕ МОРСКИЕ РАССКАЗЫ.
 
«НЕБОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ ОДНОГО РЕЙСА»
Этот рейс мне запомнился тем, что мы побывали в девственных местах земли. т.е. в районе Тихого океана, где до ближайшего берега больше тысячи километров, но и в столь отдаленных местах уже чувствовалась хищная рука человека. Это место в семидесятые годы прошлого столетия напоминало освоение Аляски в 18 веке. Тот же разбой и грабеж природы, та же человеческая алчность, после которой на земле остаются крохи жизни. За двести лет ничего не поменялось, а с развитием технического прогресса, все только усилилось. Дальше будет понятно о чем я говорю.
В конце августа 1973 года мы получили рейсовое задание – доставить 5 тысяч топлива на танкере «Раума» в среднюю часть Тихого океана, где промышляли китов китобазы «Владивосток» и «Дальний Восток», а оттуда забрать продукцию, которую они выработали за определенное время. В указанный район мы снялись из Находки в конце августа. Нам предстояло пройти больше 5 тыс. миль. До Командорских островов мы шли в сплошном тумане, переходящем в морось, а иногда и в дождь. После прохождения пролива Унимак (Командоры) мы легли курсом на юг и уже через сутки резко потеплело. Через двое суток пришлось включать кондиционер и ставить бассейн на палубе. Еще через сутки мы попали в настоящий рай. Ярко-синее море, летающие рыбки и стаями и по одиночке, штилевое море и сколько хватает зрения и рядом и на горизонте и спереди и сзади фонтаны, тысячи фонтанов которые создавали. выныривая киты. Особенно очаровательная картина была ночью. Огромные звезды в ночи, которые висят прямо над настройкой, легкий шелест волны от движения судна и всплески китов вокруг, которые не кончались сутками, пока мы двигались вперед. Днем боцман на палубе собирал в ведро летающих рыб и отдавал их на камбуз, где повар готовил из них вкуснейшие блюда.
Картина так же резко поменялась, когда мы увидели две плавбазы и двадцать китобойцев, которые как шакалы гонялись за каждым китом и как правило убивали. Здесь, рыбки уже не летали, и море не было ярко-синим. Оно превратилось в коричневое, в котором плавали остатки переработанных китов. Тысячи чаек и еще какие-то черные птицы с криком дрались за каждый кусок выброшенный с плавбаз. Страшный запах от китобаз был слышен за много километров от них. Здесь уже был не рай, здесь был ад для китов. Потом мы пришвартовались к китобазам и увидели полный цикл переработки китов. От рассвета до заката, китобойцы убивали китов, а потом их подтягивали к плавбазе, затаскивали лебедкой на базу и тут же рабочие длинными ножами срезали мягкие ткани, которые опускались в чаны для варки китового жира, а кости в другой отсек на перемолку в китовую муку. Особенно мне запомнился случай, когда китобоец притащил еще живого китенка и как его еще живого разделали на жир и муку в течение30-40 минут.
Такого массового истребления живности на земле трудно представить Мы загрузили 5 тысяч китового жира. 200 бочек спермацета и несколько бочек спермоли ( применяется в парфюмерии). Это все тянуло на 3 тысячи китов. Когда мы уже уходили из этого района, на моей вахте почувствовали сильнейший удар в корпус судна. В нас врезался кит.Судно не пострадало, но кит погиб. Мне показалось, что этот кит хотел нам отомстить вот таким образом, за то что мы были все таки участниками этой природной драмы. Я потом сотни раз был в рыболовных экспедициях, в крабовых экспедициях, но такого человеческого варварства я не встречал нигде. В 80-е годы ООН запретила промысел китов по всему миру, так как их почти всех выбили. Только Японцы не подписали эту конвенцию и до сих пор бьют китов. За что природа им иногда мстит со страшной силой. В 1984 году мне опять пришлось проходить тот район. За пять суток перехода, мы не встретили ни одного фонтана. Китов или выбили или они почувствовав угрозу выбивания, сменили ареол обитания.
 
« КАК НАСТОЯЩИЙ ОХОТНИК ЗА ТОРНАДО"»
В этой зарисовке я хочу немного рассказать об очень интересном случае, который произошел с нами в Японском море. Как то в августе 1988г на тк»Анюй» мы следовали из Корсакова в Находку. Обычно курс на Находку проходит вблизи побережья Приморья, но из-за мойки танков, мы вышли за 50-ти мильную зону и со скоростью 12 узлов двигались в сторону Находки. Где-то около 12 часов, третий помощник капитана позвонил мне и говорит что вокруг много интересного. Я удивился, обычно зовут капитана, когда мало интересного и много неприятностей, а тут такое. Я быстро поднялся на капитанский мостик, третий помощник показал мне на три смерча или вихря, которые двигались нам навстречу примерно в 2-х милях от нас. Это были не знаменитые американские Торнадо, но все равно воду крутило так, что были видны закручивающиеся спирали, уходящие в небо. По диаметру смерчи были метров 100 -150. Погода была прекрасная, видимость больше 5-ти миль. Слева от нас в дистанции 2-х миль параллельно нам следовала крупная плавбаза. На связь со мной вышел капитан плавбазы и говорит: « Может мы не в Японском море, а в саванне Техаса, может мы с тобой неправильно определили место судна»- продолжая шутку, я ему говорю: « Так оно и есть, сейчас из тумана на лошадях выскочат аппачи и снимут с вас скальпы, особо жирных зажарят на вертеле», капитан говорит мне: « Кончай глупостью заниматься, если есть представительские швартуйся к нам прямо на ходу, я тебя и твой экипаж такой икрой и рыбкой угощу, что вы все перейдете работать ко мне на базу.» Я ему «Я бы с удовольствием, но найдется какой- нибудь стукачок, не успеем пришвартоваться в Находке, как придут и заберут». Так перешучиваясь, мы сближались со смерчами, которые должны были пройти недалеко от нашего судна . И тут я вспомнил одну передачу про Американские Торнадо: Оказывается в мире есть « КЛУБ ОХОТНИКОВ ЗА ТОРНАДО». Члены этого клуба должны , на любом виде транспорта пройти через центр Торнадо и если останутся живы, описать то что они видели и чувствовали в центре Торнадо. Обязательно должны быть фото. Таких членов этого клуба в мире не много и это очень почетно быть членом этого клуба. Тысячи людей со всех стран мира месяцами караулят Торнадо в Техасе, Миссури, Аризоне , Алабаме и других торнадисых местах Америки, а кому повезет тот счастлив, кому не повезет навсегда остается в этих саванах.
Вообразив себя крутым бледнолицым мачо, этаким настоящим Охотником за Торнадо, крикнул капитану плавбазы фотографировать наш танкер «Анюй» со стороны, я приказал рулевому держать курс на центр самого большого смерча. Пока мы сближались, я уже себя представлял членом этого клуба, с красивым удостоверением, нагрудным значком в виде Торнадо с надписью « Искатель приключения – Настоящий охотник за Торнадо». Я сказал старпому, чтобы он взял прибор и замерил ветер в центре смерча, он взял прибор и ушел на крыло мостика. Все радужные настроения у меня пропали, как только нос судна начал входить в смерч. Вокруг завыл ветер , судно начало резко крениться на левый борт, у старпома вырвало из рук прибор, и он как курица из под колеса на карачках заскочил на мостик , а когда крен достиг 15 градусов, я дал команду рулевому право на борт, для уменьшения воздействия ветра на судно и скорейшего выхода из этого смерча. Потом судно резко бросило на противоположный борт, крен достиг 20 градусов. Внизу послышался крик женщин и звук разбивающейся посуды. Еще миг и мы вышли из этого кошмара. Судно выпрямилось и мы опять спокойно пошли прежним курсом. Я спустился вниз посмотреть чем обернулась для экипажа моя глупость. В столовой в иллюминатор вытянуло все скатерти и несколько мелких тарелок, а остальные были побиты, хорошо, что не было супниц с горячим борщем, могли пострадать люди. На корме большой стальной трап , привязанный к поручням сорвало и бросило на палубу ,согнув в букву «Г» между кнехтами. Тогда я поблагодарил бога, что на открытых палубах никого не было, все готовились к обеду. Снесло бы за борт в один момент. Капитан с плавбазы заорал :«Анюй» что у вас случилось, нужна ли вам помощь?» -Помощь нам была уже не нужна. Он сказал, что сделал несколько снимков и может переслать их из Владивостока по указанному мне адресу. Я сказал, чтобы снимки уничтожил, а то не дай бог дойдут до управления пароходства, с меня сорвут все капитанские погоны, отберут диплом и заставят платить за посуду, скатерти и разбитый трап, а это была немалая сумма.
Вот так иногда детские шалости могут перейти в беду. На море мелочей не бывает. На судне самый умный, самый опытный человек- это капитан, по крайней мере должен быть таким и он должен предвидеть развитие событий заранее, даже в самой простой ситуации.
Существует такая поговорка «На флоте бабочек не ловят», я бы добавил к этой поговорке такие слова « И за смерчами не гоняются»
 
УСТОЯЛИ ПЕРЕД «БРЕНДОЙ»
«Когда минуты роковые настают, и волны черные до неба достают, в который раз, мы повторяем как все люди на Руси, помилуй господи нас грешных и спаси в недобрый час.
Шторм ревет, но вперед мы должны сквозь ад грести, грести, грести, чтоб жизнь свою спасти» Группа «ЛЮБЭ»
Когда я приходил домой из рейса, детки мои всегда просили меня рассказать, где я был, что я видел, что нового интересного было в этот раз. Незабываемые встречи с детьми, когда перед сном сын слева, дочка справа затаив дыхание слушают, что я им рассказываю. Я старался не сгущать краски, но и не приукрашивать ситуацию. Эти рассказы в раннем детстве а потом в подростковом возрасте так запали в детскую душу, что дочка написала рассказ на конкурс о море в газету «Ведомости ПМП», который получил 2-й приз. Я решил более полно изложить ее рассказ.
Рассказ про то, как мы боролись с тайфуном под красивым названием «Бренда»
Это один из самых ярких и волнующих моментов в моей двадцатилетней морской жизни. Спустя многие годы после этого случая ,я до мельчайших подробностей помню свои ощущения, будто только что пережил эту ситуацию. Тайфун, заливший дождями Корею, ураганными ветрами обрушился на Японию, краем задел Приморье, вышел в Охотское море и Тихий океан, стремительно продвигался на северо-восток в сторону Камчатки.
Этот тайфун ,как и многие другие тайфуны, зародился в Филиппинском море. Центр тайфуна прошелся по Южно-Китайскому морю, натворив не мало бед в том районе. Появилась первая крупная жертва стихии среди моряков Дальневосточного пароходства. В водовороте непреодолимых сил стихии бесследно исчез крупный теплоход «Тавричанка» с экипажем более 30-ти человек. Только через пять дней спасательных операций, нашли полузатопленный плот с телами трех моряков, остальной экипаж по всей видимости ушел вместе с судном в районе острова Тайвань .
Пока тайфун «Бренда» творил свои черные дела около Японии и Кореи, мы заканчивали выгрузку нефтепродуктов на танкере «Усинск» в Петропавловске- Камчатском. Естественно о приближении тайфуна на судне знали из метеорологических карт и сообщений прессы. У капитана танкера «Усинск» был девиз: «Танкера не тонут» . Он смело вышел из Петропавловска –Камчатского в Тихий океан и взял курс на Находку. При таком курсе судна и движении тайфуна, встреча была неизбежна. Совершенное творение рук человеческих танкер «Усинск» и не менее совершенное грозное явление природы тайфун «Бренда» неумолимо сближались». Капитан все же надеялся успеть укрыться за островами Курильской гряды. Но тайфун резко увеличил скорость движения и возвращаться назад в Авачинскую бухту было поздно и под укрытие Курильских островов мы не успевали. Мы оставались один на один с тайфуном в Тихом океане.
Первые признаки приближения циклона появились за 100-150 километров . Встреча должна была произойти через 5-6 часов. По мере продвижения вперед ветер крепчал, появилась волна, которая постепенно укрупнялась. На судне был объявлен аврал, стали готовиться к шторму, приняли дополнительный балласт. К обеду после прохождения южной оконечности Камчатки, в Тихом океане уже разгулялся настоящий шторм. Ветер достигал ураганной силы, высота волн превышала7-8 метров. Танкер испытывал жуткую бортовую качку. Я стоял на вахте. Когда внутри надстройки от качки стали отрываться шкафы, полетела посуда и появились первые раненые, на мостик поднялся капитан со старшим механиком. Капитан понял, что он ошибся и нужно срочно что-то делать, чтобы избежать беду. Он сбавил ход и дал команду рулевому лево руля и выходить против волны. В это время судно в очередной раз положило на борт, крен достиг 25-30 градусов. Бросок был настолько стремительным, что старший механик не успел схватиться за поручень ,и его бросило на переборку, а потом на палубу. Судно резко бросило на другой борт. Старший механик по воздуху пролетел метров 15 и ударился головой о переборку, разбил голову, потекла кровь. Судно стремительно набирало скорость валиться на другой борт и если не задержать старшего механика, который был без сознания, его расплющит об переборку. Я держался за поручни, капитан за телеграф, вахтенный матрос за руль и мы были ,как бы подстрахованы хоть каким то креплением. Когда старший механик пролетал мимо меня я бросился на ковропласт, которым был застелен ходовой мостик и успел лечь перед старшим механиком, и вместе с ним влетели в переборку, но я успел выставить ноги и удар был смягчен, хотя я сильно обжег руки когда тормозил удерживая старшего механика . В момент наивысшего отклонения на один борт и начала броска на другой борт, появилась пауза 4-5 секунд. В это время я ухватился за капитанское кресло, привязанное к переборке, успел подтянуть старшего механика и мы расклинились при очередном броске на другой борт. Но в это время судно уже выходило носом против волны и качка менялась со страшной бортовой на более щадящую килевую. Судно вышло на курс против волны, но скорость для такой волны была чрезмерной и проваливаясь меду волнами и потом взбираясь на новую волну, судно получало мощный удар в носовую часть, от которого все ходило ходуном, а мачты прямо на глазах раскачивались, как деревья в сильный ветер. Капитан еще сбавил ход. На мостик вызвали доктора и несколько моряков, которые унесли старшего механика а доктор перебинтовал мне руки и коленки, на которых снесло кожу от трения об ковропласт, когда мы летали по ходовому мостику. Шторм усиливался. набегающие волны выстроились в какой-то свой порядок, с мостика было далеко видно, как 10-15 водяных валом с интервалом 100-150 метров высотой 7-9 метров накатываяются на судно. Судно при очередном накате взлетает вверх, с мостика на нос смотришь как будто он под облаками, потом проваливается под волну и нос кажется где-то далеко внизу, а на него накатывается очередная волна, которая подбрасывает нос к тучам. Ощущения не слабые, особенно когда судно в свободном падении проваливается под волну. Сердце замирает, а потом с бешенной скоростью начинает колотиться, разгоняя застоявшуюся от страха кровь во время падения. Экипаж естественно этого всего в полной мере не видел, так как категорически было запрещено выходить на палубу, а боцман проверил, чтобы все двери снизу до капов машинного отделения были задраены. Скоро и при самом малом ходу судно начинало бить, капитан вынужден был изменить курс под 30-40 градусов к волне. Бить перестало, но появилась полубортовая качка градусов 25-30 на оба борта. Судно также взлетало на волну, но после прохождения заваливалось на борт, а потом опрокидываясь на борт выравнивалось и взлетало на очередную волну, это был оптимальный вариант. И продольная и бортовая качка не были стремительными, к ним можно было приспособиться. Глядя на барометр, который показывал резкое падение давления, можно было понять, что центр тайфуна, где- то рядом.. Ветер еще усилился, какой он был силы, измерить его было невозможно, так как ручной прибор для измерения силы ветра расчитан на 30 метров в секунду, да и посылать кого –нибудь на открытый участок для замера силы ветра нельзя, просто может сдуть. О том, что ветер достигает максимальной силы, можно было судить по тому, как ветер стал срывать со стройных рядов волн гребни, закручивая их в спирали и бросая на судно, видимость пропала абсолютно, только страшная качка, водяной туман нагоняемый ураганом, создавали впечатление, что ты уже не на земле. Казалось, что человек и ураган схватились в смертельной борьбе не на смерть а на жизнь и выйти из этой борьбы должен только один. Вдруг ветер неожиданно стих, брызги пропали, появилось солнце, яркое теплое осеннее и только волны не пропали, но изменили направление, теперь они были со всех сторон. Судно кренило на борт, кидало вниз и вверх, подкидывало над волнами, этакая толчея на 10-12метровых волнах. Для меня и для капитана и наверное для всего экипажа это было что-то новое, такого я никогда не видел и не испытывал. Все мы кто был на мостике, непроизвольно застыли от такого явления, потом капитан посмотрел на барометр и сказал: «Мы в центре тайфуна-это глаз бури». Обстановку на мостике неожиданно разрядила повар, молодая девушка из ПТУ, у которой был первый рейс. Как она добралась до мостика в такую тряску , не знаю, только когда она почти ползком появилась на мостике мы с капитаном остолбенели, а она с детской простотой к капитану полушепотом : «Станислав Алексеевич, мы же не утонем,?» а у самой слезы текут по лицу. Капитан, оторвавшись от поручней поднял ее на ноги. Я помог капитану подтащить ее к иллюминатору. Держа ее с двух сторон, помогли ей закрепиться около иллюминатора. Капитан поддерживая ее, несмотря на бешенную тряску и качку, наверное нашел самые нужные слова: «Таня да ты что, как мы можем утонуть, когда вокруг такая красота». Красота действительно была неописуема. 10-11 метровые волны со всех сторон со спадающими гребнями, водяной пар вокруг т яркое солнце над головой, создавали совершено немыслимую картину, которую невозможно было даже представить и только бешенная тряска нас возвращала на землю, вернее на воду. Капитан «Таня, где ты на земле такое увидишь, запомни этот момент, Александр Иванович проводи Таню в каюту»- Мы обнявшись рывком бросились к двери, защищая ее я трахнулся головой об переборку, она засмеялась, потерла мне лоб, ну все думаю: «Девушка ожила». Вышли в коридор, напротив начальник рации расклинившись в кресле держал постоянную связь с пароходством. Я ему : «Михалыч, Таня хочет поговорить с домом, устрой связь капитан разрешил», он: «Попробую» я помог Тане расклиниться на диване и ушел на мостик. Капитан увидев меня рассмеялся, и мы непроизвольно оба наверное почувствовали себя суперменами, мы защитили женщину. В это время судно уже прошло глаз бури и опять появился бешенный ветер, стройные огромные волны, только с другого направления и жуткая качка. Но это мы уже проходили, эта хрень нас уже не запугает, это уже почти как нормальная жизнь. Мы еще около суток боролись с этой бешенной «Брендой». Ни завтрака, ни обеда ни ужина организовано не было. В столовой был свален на диван сухой паек, кто хотел, тот брал, но таких было мало., а когда пробились на рейд острова Онекотан, под защиту его гор, то наверное в целом мире не было счастливее людей, которым удалось вырваться живыми из ада. Могли бы мы утонуть?. Однозначно нет. Судно было настолько совершенно, что даже бы если у него остановился двигатель и нас развернуло бы бортом к волне, нас бы не перевернуло бы при грамотном размещении балласта. Но качка была бы такой, что больше суток вряд ли бы кто- нибудь выжил или не сошел с ума. Как говориться в святом писании : « При наступлении конца света, живые будут завидовать мертвым». Когда под защитой острова Онекотан, перестало качать, народ стал потихоньку оживать. Даже не верилось, что можно просто так стоять, передвигаться ,не держась за что-то, просто дышать и жить. Я встретил доктора, моего заклятого друга в настольный теннис. В обычной жизни мы с ним бились за теннисным столом до упаду. Он сразу мне: «Пойдем в спортзал.» Схватившись за теннисным столом, мы хлестали этот шарик, как будто перед нами была ненавистная «Бренда», которая мучила нас три дня. Сегодня с высоты прошедших лет, я понимаю, что эта противная «Бренда» которая чуть не погубила нас-была совсем не противная, это было прекрасное явление природы, эта милая «Бренда» подсказала нам, что с природой не надо бороться, с природой нужно жить в гармонии и если вы где-то видите мощные силы стихии, защищайтесь если нет другого выхода, а если есть, просто уйдите с их дороги. К сожалению многие этого не понимают. Когда я писал этот рассказ, я вернулся реально в те дни, когда жизнь начала новый отсчет. Я не считаю нас победителем в этой схватке. Мы бились на равных и потом уже будучи капитаном, я всегда старался обойти районы моря, где волна была больше пяти метров. Потеряешь больше, чем выиграешь. Я желаю всем в любых ситуациях прежде всего иметь ясный ум, который подскажет что такое человек и как он должен поступить в данной ситуации.
Copyright: Александр Записочный, 2018
Свидетельство о публикации №375306
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 18.05.2018 08:30

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта