Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: РассказАвтор: Владимир Авцен
Объем: 13119 [ символов ]
ОДИН ПОЭТ ИЗ КОТ-Д`ИВУАРА…
Память наша устроена престранным образом. Я уже не говорю про причуды дальней и близкой памяти, когда легко можешь ответить, чем тебя кормили в детском саду, а что ел вчера на завтрак, не признаешься даже под пыткой – потому как не знаешь. Кроме всего прочего, она как-то непонятно избирательна: может запросто не зафиксировать что-то очень важное в твоей жизни, зато случайный вроде бы эпизод выхватит из времени и пространства да и оставит его тебе навсегда во всех деталях и подробностях…
Я, например, хоть убейте, не помню, когда и где мы познакомились с Петей Свенцицким, хотя дружба с этим удивительным человеком подарила мне много радости и печали, и если из меня как литератора хоть что-то получилось, то этим я во многом и прежде всего обязан ему (университету, работе, жизни – потом) – его эстетическим предпочтениям и суждениям. Не исключено, хотя и не уверен, что первая наша встреча случилась в доме на Отечественной в конце шестидесятых годов прошлого века. Там же произошёл навсегда запомнившийся мне связанный с Петей эпизод, о котором я и хочу рассказать. Но сначала несколько слов о самом Доме.
На улице Отечественной, в стороне от главной городской артерии, но в то же время в нескольких минутах ходьбы от неё, в глубине двора с яблонями, абрикосами, клубникой и цветами стоял небольшой дом, где жили поэт Павел Яковлевич Шадур и его жена, литератор Любовь Георгиевна Оханова. Близкие люди в глаза, а остальные за глаза любовно именовали их Пашей и мамой Любой. Если есть на земле дома, где разбиваются сердца, то по закону гармонии должны существовать и дома, где сердца согреваются. Дом на Отечественной был именно таким. Какими обездоленными, точнее сказать, обездомленными стали мы все, когда однажды дом был продан, а его хозяева переехали в Киев! (Павел Яковлевич всю жизнь потом считал переезд большой ошибкой). Но продажа дома на Отечественной – дело будущего, а пока здесь постоянно толпится народ, не прекращаясь, кипят литературные (и не только) страсти. Из профессионалов там неизменно присутствовала неунывающая прозаик Нина Крахмалёва и частенько её антипод – сумрачно-молчаливый поэт Елена Лаврентьева. В основном же сюда чаще всего приходили, кто сам, кто с друзьями-подругами, начинающие, не обременённые на тот момент ни членством в Союзе писателей, ни изданными книгами, ни (за редким исключением) публикациями литераторы. Саша Лихолёт, Света Куралех, Наташа Хаткина, Гриша Ициксон… Обрываю перечень, дабы совсем не уклониться от темы.
Итак, о Пете.
Уже в ранней молодости Петя был автором довольно сильных стихов на украинском языке, его переводы философской лирики Тютчева получили высокую оценку учёных мужей и жён на тютчевских чтениях, организуемых кафедрой теории литературы Донецкого госуниверситета.
К моменту появления Пети в доме на Отечественной был он студентом Донецкого политехнического института, успев до этого окончить сельскую школу и перечитать в местной библиотеке, где работала его мама, всю имевшуюся там классическую и современную литературу. В этом нет ничего невозможного, если знать, что Петя мог за ночь осилить толстенный фолиант, а то и два, а к чтению пристрастился с младых ногтей. Штудирование современной художественной литературы и потом (подозреваю, в ущерб учёбе в техническом вузе) не прекращалось ни на минуту. Амброз Бирс как-то заметил: «Эрудиция – это пыль, вытряхнутая из книг в пустой череп». Эта во многом справедливая сентенция американского юмориста – не про Петю. Мало того, что всё прочитанное каким-то чудесным образом укладывалось в его крупной, соразмерно росту, голове, так он ещё и в разговоре (а поговорить Петя был мастак) для подкрепления своих оригинальных и глубоких мыслей легко и всегда к месту постоянно извлекал из своей лохматой кубышки близкие к тексту цитаты. В дом Шадура иногда заходил блистательный молодой филолог Валера Кормачёв, и, когда они с Петей беседовали или спорили о литературе, присутствующие при этом испытывали неописуемое наслаждение!..
Как-то во время очередного позднего чаепития в Шадуровском саду в котором принимало участие довольно много народа, Нина Крахмалёва попросила Петю поделиться мыслями о современной латиноамериканской литературе.
«О, – воскликнул Петя, – латиноамериканская литература – это же огромный пласт!» – и начал пространно и, как всегда, со знанием дела рассуждать об этом пласте.
Где-то по прошествии получаса Любовь Георгиевна прервала Петю вопросом о литературе сегодняшней Франции.
Петя не менее обстоятельно поведал, что он думает о французских прозаиках и поэтах.
После чего Нина поинтересовалась мнением Пети о последних новостях в немецкой, а Любовь Георгиевна – в польской литературах…
Петина речь на ночной веранде текла, словно воды Кальмиуса, тихо и плавно. Не обладая Петиными обширными познаниями, мы слушали его с неподдельным вниманием. Он же, чувствуя это, был в ударе.
Во время монолога об особо любимой Петей польской литературе Нина Крахмалёва вклинилась в микроскопическую паузу.
– А что ты, – спросила она, – можешь сказать о литературе Берега Слоновой Кости?
И тут с Петей произошла резкая метаморфоза. Он сник, смутился и, заикаясь, что случалось с ним в моменты сильного волнения, произнёс:
– Ну, в-во-первых, эт-ту страну переименовали, она т-теперь называется Кот-д`Ивуар, а в-во-вторых, к моему великому стыду, я з-знаю там только одного п-поэта…
Какого поэта из Кот-д`Ивуара знает Петя, так и осталось для всех вечной тайной, потому что в этом месте и без того полноликая Нина Крахмалёва раздулась, покраснела и, рискуя лопнуть от сдерживаемого смеха, громко прыснула. За ней захохотала Любовь Георгиевна. Только тут до нас дошло, что мы стали свидетелями и невольными участниками двухчасового розыгрыша и тоже покатились от смеха. Понял это и Петя. Он убежал в глубь сада и от обиды разрыдался…
Обиделся он зря, ибо вышел из розыгрыша победителем. Затеявшие его старшие литераторы надеялись, что на Береге Слоновой Кости молодой всезнайка уж точно проколется! А он, в отличие от них и всех нас, не только знал о другом названии этой забытой Богом страны, но ещё и каким-то невероятным образом сумел прочесть её одного (может, вообще единственного) поэта...
С тех пор много воды утекло из нашего Кальмиуса в Азовское море.
В 22 года умер Валерий Кормачёв, в 34 погиб Григорий Ициксон, не стало Любовь Георгиевны и Павла Яковлевича… Некогда зелёная молодёжь обзавелась детьми и внуками, некоторые из подающих надежды стали известными, а главное, хорошими поэтами и прозаиками, понаписывали замечательных книг, кто-то уже издал избранное… По части детей Петя от остальных не отстал, а кое-кого даже опередил, а вот собственных томов на его книжных полках не появилось. По молодости я объяснял это его ленью, но сейчас понимаю, что причина не в ней. Он мог часами общаться с друзьями, сутками разглагольствовать о литературе, запоем читать, сорваться в любой момент и мчаться куда угодно и с кем угодно, короче, совершал деяния, для ленивого немыслимые! Причина и не в излишнем пристрастии Пети к пиву – известно немало пьющих людей, наработавших за жизнь хренову гору. Дело в какой-то особой врожденной патологии, название которой мне не ведомо. Щедро одарив Петю энергией и талантом, Бог по какой-то причине лишил его одного элементарного, но совершенно необходимого литератору качества – способности сидеть за письменным столом. Много лет назад и всего дважды в жизни мы выступали с Петей как соавторы статей (одна о литературе, вторая о кино), и оба раза я всего лишь добросовестно с минимумом редакторских поправок записывал Петины монологи, которые он произносил, расхаживая по комнате и время от времени устремляя взор куда-то вверх, как будто (а может, и впрямь) именно там черпал свои мысли. Повторяю, моё участие в создании статей было мизерным, но, не сядь я с ручкой и бумагой за стол, они бы на свет не появились. Моё отношение к Пете тех лет отразилось в одном из моих стихотворных литературных портретов, написавшихся в начале 80-х. Петя заглянул ко мне на фабрику игрушек, где я работал в газете, аккурат на следующий день после того, как я закончил это стихотворение. Выходим в коридор, и я, волнуясь сильнее обычного (передо мной ведь не только строгий критик, но и герой творения!), читаю:
 
Связался с бабой-дурой
и мучим маетой.
Ему б гулять с бандурой
да по Руси святой.
Ему бы взять в собраты
и в радость и в беду
хохлатского Сократа –
Грицька Сковороду.
Они б вдвоём сучили
извечных споров нить,
они бы порешили,
как нам на свете жить.
Но, видно, для подвоха,
а может быть, со зла
его не та эпоха
на свет произвела.
Он неприкаян бродит,
и, как квашня в горшке,
тьма светлых мыслей бродит
в нечёсаной башке.
Ему без дела тошно,
но более всего
он тратит сил на то, чтоб
не делать ничего.
Пьёт пиво, красно бает
(лишь слушай и глазей)
да трояки сшибает
у любящих друзей.
Ему за то простится,
что бестолково жил.
Он опоздал родиться,
а может, поспешил.
 
Читаю и вижу, как большие Петины глаза наполняются слезами. Замираю в сладком предощущении похвалы. Он, что называется, сгребает меня в охапку и проникновенно говорит:
– Старик, ты, конечно, будешь смеяться, но нет ли у тебя трояка?..
Помню, как сетовал Гриша Ициксон:
– Идём с Петром по городу, он по дороге, как обычно, успевает рассказать пару задуманных им новых рассказов. Рассказы великолепные, практически завершённые – только сядь и запиши, что я ему и советую. «Угу, – говорит, Петро, – трэба будэ якось запысаты». На этом у падлы такого всё и кончается!
Гриша же рассказал мне, как во ВГИКе, где Петя какое-то время учился, обсуждали тему мелодрамы. Петя один проговорил об этом жанре чуть ли ни весь урок. Восхищённый преподаватель, не подозревая, с кем имеет дело, предложил ему срочно писать о мелодраме то ли курсовую, то ли сразу диссертацию, на что последовал знакомой до боли (правда, на этот раз по-русски) ответ: «Да, надо будет как-то написать»…
…К счастью, не всё так мрачно и безнадёжно. Немало стихов Петя всё-таки сочинил, и, что самое важное, записал. Есть у него переводы с русского, польского, немецкого и, возможно, с других языков. Несколько лет назад читал он мне из своих тетрадок афористичные размышления о литературе и жизни – как обычно, интересные и отличного литературного качества. И если означенные стихи, переводы и тетради с Петиными мыслями не потеряны, то, однажды став книгой, они, смею надеяться, доставят читателю такие же удовольствие и радость, какие когда-то доставляли его друзьям.
 
P. S. Днём 6 ноября 2006 года в донецкой больнице, не дожив трёх месяцев до своего 59-летия, Петя скончался от заболевания лёгких.
 
ПЕТЯ & ПАРИЖ
 
С Петей Свенцицким и вокруг него постоянно происходили какие-то невероятные истории…
Эта случилась в начале семидесятых, когда Петя учился в Донецком политехническом институте, в общежитии которого и проживал.
Как-то ночью нас с женой, Светланой Куралех, разбудил телефонный звонок. Трубку взял я.
Звонила из своего сельского хомутовского далека Надежда Ивановна - Петина мама. Надо сказать, что была она человеком деликатным, и ночной звонок посреди рабочей недели означал только одно: стряслось что-то из ряда вон! Извинившись, Надежда Ивановна как-то очень осторожно, явно чего-то не договаривая, стала у меня выспрашивать.
- Володя, вы со Светой давно видели Петра?
- Пару дней назад.
- И как он?
- В смысле?
- Ну, как он себя чувствует?
- Нормально, не болеет…
- Ничего необычного в нём не заметили?
- Необычного?.. Да, вроде, нет… А почему вы спрашиваете?!
На другом конце провода повисла пауза, в течение которой я в двух словах успеваю сообщить подсевшей к аппарату встревоженной Светлане, кто звонит и о чём речь.
- Видите ли, - громко и взволнованно заговорила Надежда Ивановна, - я сегодня вечером после работы нашла в почтовом ящике странную открытку. Она адресована Свенцицкому Петру Павловичу…
- Ну, кто-то не знает его нового адреса, послал на старый… Что тут странного?
- Странно то, что открытка написана самим Петей, то есть послана им самому себе! А на обороте, опять же его рукой, одно единственное слово - «ПАРИЖ»... Я так перепугалась, что не могу уснуть, а теперь вот и вас разбудила. Не знаю, что и думать… Скажите честно, у него всё в порядке с психикой?!
Мы со Светой, которая тоже всё это слышала, озадаченно переглянулись. Светлана забрала у меня трубку и изо всех сил стала уверять Надежду Ивановну в полной адекватности её сына.
Не знаю, успокоилась ли Петина мама, но сами мы не на шутку переколотились. Кто его знает, этого Петю? Все мы, конечно, не без тараканов в голове. Но посылать открытки самим себе?!
Заснули под утро, а когда зазвонил будильник, я подскочил, как ужаленный:
- Вспомнил! Света, я вспомнил! Надо срочно звонить Надежде Ивановне!
А вспомнил я вот что. Пару лет назад мы с Петром зашли в книжный на Университетской. В одном из планов выпуска литературы на предстоящий год Пете приглянулась книга, которую он пожелал заказать, для чего заполнил и оставил в магазине почтовую открытку на свой сельский адрес…
Книга называлась «ПАРИЖ».
Copyright: Владимир Авцен, 2018
Свидетельство о публикации №373853
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 27.03.2018 22:35

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта