Круговорот Как бежево, как сине, ало, Как пешего на небеси сдувало, Как целовал сухие ладушки у бабушки, Как ухожу под землю прятушки... Как ножкой кривенькой упорно дрыгали, Как три подушки были три горы, Как тритатушки вытекали сопелькой, А первый зубик был особенный... За школой - разумелось - ух, как мы!.. Но рядом девочки взрослели грудками, И школа почему-то вся пустая - Вчера шумели-бегали, а днесь растаяли, Как убыванью класса начинали счёт: Как вдруг Володька, Мишка, а потом ещё... Как после всё стандартно проживалось: Сначала пьянки в праздник, после - в жалость, Как замаячили болезни - И в бездну ты очередной наездник. Неспешно отмечая день (среда), Я ухожу туда. Данное стихотворение напоминает мне ...открытие! Взгляд на длинную жизнь, вместившую в себя много-много всего, взгляд, который это самое много-много отсеял и оставил лишь то, что, действительно, оказалось вехами роста ЛГ. Интересно, что в роли универсального «метра» выступила ...школа! Быть может, не зря именно потому один из популярнейших порталов соцсетей называется «Одноклассники»: самые впечатляющие и впечатанные годы жизни — детство и юность, приходятся на школу. Хотим не хотим, но ею, выходит, мы измеряем много больше, чем можно то себе представить, особенно тогда, когда мерка у последней черты. Называю смело последнее словосочетание, потому что, уверена, каждому из нас жизнь предоставляла возможность испытать эти ощущения — у последней черты. Это может быть и травма с неизвестным исходом, и объявление неожиданного диагноза и просто какое-то страшное сообщение, например, о безвозвратной потере. Действительно, в те минуты в сознании проплывает перед глазами самое-самое (впрочем, может самое-самое, как раз, не проплывать, но то, что в те мгновения воображение буквально потрясает какая-то, казалось бы, странная, не относящаяся к непосредственному моменту мысль, это однозначно). Ну, казалось бы, какая разница, что день — среда? А среда, именно среда... И здесь можно уплыть в океан потока сознания, потому что школа оказалась вмещающей средой нашего ЛГ! Совершенно не согласна, что ЛГ — лузер, да ещё и томится по самому себе! Кого он только не вспомнил: и бабушку, и девочек с волнующими грудками, и даже по именам Володьку, Мишку... Поэзия — потрясающий инструмент, самый совершенный прибор, которым можно измерять жизнь в любых её направлениях и проявлениях. Счастлив должен быть человек, владеющих искусством версификации, роднящей всё со всем, не ведающей никаких, по большому счёту, ограничений, и даже формальные границы в этом удивительном роде литературы раздвинуты столь вольготно, что смело можно утверждать: они, если и существуют, то исключительно ради вкуса версификатора, выбирающего для себя формы как краски жизни, как прекрасные вазы для прекрасных цветов, призванные ещё сильнее оттенить их очарование. Какое счастье, что поэты не сдают нормы ГТО! Не приносят справки от разных врачей на предмет допуска и, вообще, вольны излагать своё ощущение жизни в любом состоянии, позволяющем им приставлять слова друг к другу! Я не зря прикрепила к анонсу классическое стихотворение из канонов дзисэй: стихосложение у последней черты — ритуальный шедевр, красноречиво иллюстрирующий, как можно и этот миг записать в вечность. Мне, вообще, непонятно, почему возраст физического увядания нередко стараются исключить из жизни, тем более духовной? Где, как не здесь, сама природа предлагает медитацию и созерцание, и описательность именно этого уникального состояния, которое, будем смотреть правде в лицо — даровано во всей прелести ощутить далеко не каждому! А поэзия хороша именно тем, что она не требует не только вспомогательных материалов, за исключением наипростейших (васи, фудэ, судзури и суми!), но дарует в этом возрасте возможность фактически переписать свою жизнь языком уже мудрости, а не активных свершений. Я убеждена, что любой момент пребывания в этом мире годится для извлечения из него поэзии. Другое дело — желание извлекать. Проблема недетская, у каждого своя техника добычи вдохновения. Но примем за точку отсчёта, что желание есть, нет сил. И это самое состояние — нет сил, да, того самого, пускай, лузера — описать очень даже интересно. Все мы когда-нибудь потеряем свою физическую форму, кто-то раньше, кто-то позже, но форму умственную терять, конечно бы, не хотелось. Наоборот, очень и очень хотелось бы постараться не только отыскать радость в этом состоянии, но и передать его другим, по цепочке. И не только радость. Пусть это будут и сомнения, и отчаяние (почему же нет?!), и боль, и гнев, и проклятья (пусть!), и умиротворение, и смирение, и много-много всего — об этом можно написать целую книгу! Стихов и прозы! И какое счастье, что нам даровано жить во времени, когда до читателя — шаг размером в ...секунду! Сегодня лишь совсем ограниченный человек сетует на то, что «его роман не может добраться до читателя»! Формально стихотворение сделано совершенно в авторском стиле Дмитрия Кастреля: вольный ямб, подавляющее большинство рифм выше всяких похвал. Хотелось бы отметить звукопись стихотворения. В первом двустишии первого катрена наблюдаем красивую внутреннюю рифму бежево - пешего, во втором радует оригинальная аллитерация, связующая двустишия: Как три подушки были три горы, Как тритатушки (...) Графическое оформление произведения также оригинальное. Двадцать строк разделены на пять неравных частей: третья строфа, посвящённая школьным воспоминаниям, самая «широкая» — шесть строк, заключительная пятая строфа лаконична, представлена коротким двустишием. Содержание интересное, насыщенно образами и считывается легко, прозрачно, хотя в то же время оно охватывает период длиною в жизнь. Первый катрен философский, может толковаться широко, он очень красив. Второй описывает мир младенца. Третье шестистишие охватывает школьный период. Четвёртый катрен по сути точен: пьянки и болезни — видимо, именно они причинили много страданий и запомнились ЛГ. Финальное двустишие решено канонически. |