Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Историческая прозаАвтор: ИВИ СОЛПЕ
Объем: 5936 [ символов ]
ПАНТЕОН ВЛАДИМИРА. ВВЕДЕНИЕ (1)
ПАНТЕОН БОГОВ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА.
МАКОШЬ.
 
Культ Макоши возник 40 – 30 тыс. лет назад, еще до строительства великих египетских пирамид, и прошёл сквозь тысячелетия.В мировоззрении первобытного человека существовала идея великого материнского первоначалия. Ее олицетворением стала Великая Мать-богиня жизни. Палеолити-ческие скульптурные изображения Макоши в обильном количестве встречаются на территории Русской равнины, а также в Северной и Восточной Европе, Альпах, на территории Украины, на Южном Урале и в Сибири. Обнаружены они и во многих палеолитичес-ких стоянках - Монтеспан (Франция), Виллендорф (Австрия), Лоссель (Франция). В России в местечках Буреть (Сибирь), Елесеевичи (Брянская область), Гагарино (Воронежская область), Мальта (100 км от Иркутска), Юдиново (150 км от Брянска), Хотылево (на Десне), Зарайск (Московская область), особо знамениты Костёнки, Авдеево (Курская область) и др. Налицо особая концентрация палео-литических статуэток в центральной части России. В Костёнках найдены самые древние фигурки палеолитической Макоши - 40 тыс. лет до н.э. (Кос-тёнки XIV).
Вот, что писал Д. Шеппинг (1849) о Макоше, который также не определяет пол этого божества:
 
«О Мокоше, или Мокошле известно только, что кумир его находился в Киеве, но какое это божество, определить трудно. Вацерад называет его богом дождя; Коллар же описывает его получеловеком, полурыбою, что дает некоторое сходство с чудом морским; в позднейшее же время обоготворяли его в значении бога дождя и сырости, и к нему прибегали с молитвами и жертвоприношениями во время большой засухи. В христианстве это перенесено на пророка Илью, которого называют мокрым».
 
Таким образом, в 19 в. Макошь представлялась мужчиной и сближалась со всем мокрым, при этом использовались источники последнего тысячелетия. Однако, постепенно Макошь сближалась с женским подобием и приобретала все более черты земных женщин. Макошь - женское божество, оно является одним из наиболее загадочных и противоречивых. Упоминания этой богини встре-чаются во многих источниках, но они очень отрывочны и кратки.
Maкoшь стала единственным женским Божеством древнерусского до-христианского пантеона князя Владимира. Идол Maкoши стоял в Киеве на вершине холма рядом с кумирами Перуна и других божеств. Maкoшь замыкает список богов Киевской Руси. Образ и время появления этой славянской богини, связано, прежде всего, с иудо-христианским письменным источником - «Повести временных лет» (начало 12 в.), - в котором около 980 г. находим Макошь в составе так называемого пантеона Владимира. Общеизвестный текст 980 г. гласит:
 
«И нача къняжити Володимер в Кыеве един. И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго: Перуна древяна, а главу его сьребряну, а ус злат, и Хърса, и Дажъбога, и Стрибога, и Съмаръгла, и Мокошъ».
 
Макошь поставлена здесь в самом конце перечня, после священной собаки Симаргла.
Но это только в тексте, сам же пантеон идолов состоял из пяти представителей мужских божеств. Собака Симаргла с крыльями и лапами с соколинными когтями символизировала собой другую реальность, о чем будет рассказано ниже. Однако, рядом с пантеоном, в низине, стоял идол бога Волоса, который так-же незримо входил в перечень богов. Но начнем рассмотрение богов пантеона с последней - Богини Макошь, так как именно она является центральным звеном всей компо-зиции, основанием всей сакральной тайны.
 
Мокошь (Макошь) - богиня в восточнославянской мифологии, единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Влади-миром киевском капище, наравне с идолами других богов.
 
При перечислении богов Киевской Руси в «Повести временных лет» Мокошь замыкает список, который начинается с бога Перуна. Мокошь считали богиней смоленского княжества. Её образ связывают с прядением и ткачеством, а также с судьбой и ремёслами. Мокошь описывалась как длиннорукая женщина, прядущая по ночам в избе.
В поучениях против язычества XII—XIV вв. мы видим определенную систему в перечнях языческих богов. Макошь иногда примыкает к списку летописных богов (Перун, Хорс и др.), но чаще всего ее имя оказывается в соседстве с вилами-русалками и собакой Симарглом, что составляет определенный комплекс аграрно-магических представлений, так как Симаргл был связан с семенами и всходами, а русалки - с орошением полей, туманом (росой) и дождем.
Надо полагать, что соседство имен в текстах поучений не случайно, а вполне осмысленно. Наиболее устойчиво соседство Макоши с вилами-русалками. Однако, уравнивать богиню с ними нельзя, так как Макошь всегда пишется в единственном числе, а вилы всегда во множественном, подобно тому, как с одним Родом связаны несколько рожаниц. Вилы - это русалки, души умерших женщин, берегини, вероятно, то же самое, что упыри, несомненно покойники. Очень возможно, что и Мокошь, упоминаемая среди названий умерших, также дух умершего, или живая, но обитающая в воде, чем на суше. То есть имя Макошь опять этимологизируется от слова «мокрый» и сбли-жается с русалками. Когда была длительная большая засуха, то кроме двух рушников на кресто-вине (плечах) Столба Мокоти с женской фигурой, поднявшей руки к небу, в хоровод включались мужики с вилами, поднятыми вверх зубцами через 4-6 девушек. Таким образом, хоровод теперь выглядел иначе - не сцепленное кольцо, а разрозненное, где девушки периодически, через не-сколько шагов кружились парами, как в белорусской лявонихе, после чего продолжали движение. Хоровод двигался по часовой стрелке. В случае хоровода для прекращения дождей, хоровод дви-гался против часовой стрелки, как и в индийской мифологии. Вилы с тремя зубьями повторяли по форме фигуру женщины (Мокоти) с поднятыми вверх руками. В руках, в этом случае, ничего не было. В определенных случаях, на центральный зуб нанизывалось цельное сморщенное сухое яблоко, символизируя иссушенность плодородной почвы. В летописях же есть очень интересное упоминание о том, что крестьяне «тайно молятся вилам». Но почему, откуда этот страх?
Copyright: ИВИ СОЛПЕ, 2017
Свидетельство о публикации №364535
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 25.03.2017 11:57

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта