О чем это произведение? О жизни. Прежде всего, о жизни, как она есть. Подлинник, я бы сказала... Вновь уносит нас захватывающая история, которую хочется перечитывать снова и снова, всякий раз открывая для себя что-то ранее упущенное, потому что столько всего незнакомого собралось в одном месте! Таинственный гадес, в котором запрещены зеркала, всегда хочется есть и пить, но некоторые остаются здесь по доброй, можно сказать, воле... И загадочная сила, что управляет им и ведет свой «бизнес». Река забвения и семицветный мост с жизнерадостными проводниками не для всех. Дикие коты и ночные чудовища, пожиратели надежды, которые способны вытянуть все, что в нас осталось живого: чувства, мысли, отголоски давно отшумевших эмоций. Не только драгоценные «минутки», но саму субстанцию души. Барменша Соня и безымянный главный герой — персонифицированный рассказчик. Альбинос, как выясняется по ходу истории. Уже сам внешний вид героя определяет ему нестандартную судьбу: спуститься, как Орфею, в ад, за своей Эвридикой — Соней, которая умерла вскоре после встречи со Смертью в образе клоуна в морковно-рыжем парике, что появился на детском празднике в летнем парке. Интрига завораживающая: герой оказывается в незнакомом месте, в котором выживает, как может. Вроде, и цель у него есть — накопить местные деньги-минутки и переправиться в лучший мир, на другой берег. Но он словно специально создает себе препятствия, спуская «накопленное». Впрочем, мы догадываемся, что герои непременно уплывут, потому что есть подсказка, которая, впрочем, как бы так и остается то ли мечтой, то ли, якобы, просто деталью пейзажа. Над пристанью серыми клочьями висит туман, и две привязанные к металлическим кольцам лодки, покачиваясь на волнах, трутся друг о друга боками. Всю сказку герой пытается понять: кто он и зачем здесь оказался, рядом с Соней. Ведь в гадесе полно разных мест, они вполне могли никогда и не встретиться. Из «минуток» Сони он постепенно узнает, кто она и что за мальчик-альбинос рядом с ней. А «минутки» покупает за свои сказки. Сочинение сказок и есть дело, которым он занимается в гадесе (его дело), ведь каждый здесь обитатель обязательно занят каким-то трудом. Соня работает в баре. Противная старуха (бабушка Сони, хозяйка Багиры?) продает пирожки из тумана со вкусом сена. Очень интересны сказки, рассказанные Соне. Они вполне могут существовать как отдельные произведения, но вписываются в текст как тут и были! Первая сказка самая длинная. О том, что дай человеку волю, и он запросто по лени своей превратится в тень самого себя. Но самое страшное даже не это. А то, что Когда-то Янник мечтал иметь много свободно времени. Не зря ведь говорят, что человек, которому не принадлежит хотя бы один час в сутки — это раб, а не свободная личность. Он и чувствовал себя рабом, истово завидуя сынкам богатых родителей и женам миллионеров. Теперь времени у него было хоть отбавляй, а вот мечты не осталось, и без нее что-то словно потускнело в душе. Развлечения больше не манили, еда казалась невкусной, даже сон изменился — из крепкого и сладкого, как хороший чай, сделался жидким и прозрачным, и грязноватым, будто талая вода. Янник часто просыпался посреди ночи, потный и дрожащий от страха, не понимая, что его разбудило, но с ощущением жуткой, нечеловеческой слабости. Ему казалось, что он исчезает, растворяясь в окружающей темноте. Фактически, Янник попал в гадес уже при жизни. Между первой и второй сказкой мы встречаемся с Праведником и его жизнеописанием унылых дней («параличи, слепота», река по сыпучему песку...), проведенных в добыче сокровища небесного... Такое ощущение, что даже в гадесе веселее. Во всяком случае, феерическое представление явления радужного моста с ушастым другом, что несется навстречу своему хозяину, и они, нацеловавшись, вместе, танцуя, отправляются в рай, стоит того, чтобы лицезреть! Так что, праведник, сын праведника, чем молиться с ночи до утра, лучше бы взял из приюта бездомную шавку... Тем не менее, даже Праведник помнит всю свою жизнь, а наш герой имеет лишь смутные о ней всполохи. И что может значить отсутствие памяти? Неужели не было в его жизни ярких впечатлений, сильных чувств, волнующих любовных переживаний? Он сам себе не верит, не верит тому состоянию в себе, что наблюдает. Но интуитивно держится рядом с Соней, Сонечкой, которая оказывается его горячо любимой, умершей от рака молодой женой. Он при жизни так ни разу и не сказал ей о своей любви. Пожалуй, в этом месте — одна из основных идей сказки. Что о любви говорить именно надо. Любимые женщины ждут этих слов. Более того, эти слова — вроде заклятия от бед и болезней. Во всяком случае, хочется верить... Круги начинают сужаться, и в это время в сюжете появляется рыжий Петер, которого герой больно бьет. Из ревности? Нет, какое-то глубинное чувство ненависти вскипает в нем при виде несчастного Петера. После драки, вернее, избиения, герой рассказывает сказку о главном слове. Мир есть текст, а человек, получается, те самые капустные листья, что нарастают на пустой кочерыжке. Очень интересно погадать, какое же слово было любимым у хитреца Яна! Наверное, «тайна»? По аллюзии к сказке Гайдара. Ян не выдал свою тайну и остался жив. А учитель бестолку каркал ему вслед. Третья сказка о расколотом солнце. О расколотом народе. Расколотом именно тем, что они разделили главное — солнце... Став единоличными собственниками, они уже не верили друг другу. Кто знает, может, светлячок маленького мальчика и спасет несчастный народ, который питается теперь лишь пиявками да слепыми угрями, что кишат в изобилии в красной реке... Верю — спасет! Ибо кто-то спасти должен, ну, хотя бы попытаться, на худой конец. Последняя, четвертая сказка, вроде как, и не сказка вовсе. А рассказ из паззлов, показанных герою котами в кошачьем домике. И знаешь, что странно? Я так ни разу и не объяснился ей в любви. Это казалось само собой разумеющимся, что мы вместе, неразлучны, как правая и левая рука, и что так будет всегда. О чем говорить? Все равно, такую близость, такое удивительно родство душ словами не опишешь.(...) К утру она умерла. А я так и не успел признаться ей в любви. (...) - Что ж, наверное, еще не поздно, - она слегка усмехается. - Может быть, затем ты и тут. Точны, увлекательны и впечатляющи философские отступления о главном. О том, что только идиоты называют детство беззаботным временем. Это годы пустых обид и страхов. В детстве переживают из-за ерунды — но переживают искренне. Боятся совсем не опасных вещей — но боятся всерьез. О лицедействе и ревности. О таинстве творчества. Об искренности. Мысли о близкой смерти, об умирании прежде смерти... О сказке. Увы. Сказка никогда не бывает правдивой. В ней есть зерно истины — как то слово, написанное на бумажке. Табличка с одним единственным словом, грезящим ложью, красивой и складной выдумкой. Вот что такое сказка. Уж я-то в таких вещах разбираюсь. Столько наврал в свои годы, что тебе и не снилось. А будешь говорить правду — получишь лохматый и бесформенный кусок жизни, без сюжета и смысла. О суеверии... О разочаровании (Не повторяй мою ошибку — не требуй от мира больше, чем он может дать. И смотри под ноги.) И о многом другом — каждый читатель откроет для себя эту сказку бесконечно по-своему. И возвращаться к ней тоже можно бесконечно. Она как река — всегда разная. Как всегда, прекрасны необыкновенно лирические описания пейзажей, интерьеров, портретов. Подробно раскрыта тема котов, домашних любимцев и несчастных бездомных бродяг. «Котам закон не писан. Они не подчиняются нашим правилам», - говорит Соня, предлагая герою получить о себе информацию от котов. Оказывается, коты не просто населяют речную долину. Коты — стражники гадеса. Я скользнул за их снами и очутился здесь — на берегу черной реки забвения. Само собой, лишь к концу мы узнаем, что повествование — путешествие во сне в гадес, куда герой попал через кошачьи сны, спустился, чтобы увидеть, наконец, свою любимую. Да, он отыскал ее, наконец, узнал. А Соня узнала его, конечно, сразу, но не имела права в том признаться. Иди, - торопит она меня и встает. - Мы еще увидимся. Когда-нибудь. И пускай это случится не скоро. Я желаю тебе долгой и счастливой жизни. Правда. Финал традиционно открытый. Герой предлагает попытаться выйти из гадеса вместе. Попытаться реализовать второй шанс. Таково мое прочтение сказки. Вышли ли они... Склоняюсь, что не войти дважды в реку. Но герой исправил то, что не давало жить ему дальше - завершил свою романтическую любовь с Соней, и теперь может исполнить ее пожелание. Теперь он знает, что любовь — совсем не само собой разумеющееся и не обязательно «так будет всегда». Не стоит откладывать то, что любви причитается, на неопределенный срок. А Соня его непременно дождется: на том свете все-равно не дано любить по-земному. Еще существует горькая истина: смерть никогда не бывает бессмысленной, даже если изменения наглядно не проявлены. А здесь они очевидны. Из третьесортного писаки герой стал искусным сказочником. Конечно, этот дар он получил из смерти своей любимой. Как квинтэссенция переживаний, встряски души до основания, как следствие, пробуждение скрытых способностей и талантов. Очень интересное, увлекательное произведение, дающее обилие пищи уму и сердцу... Даже жалко, что так быстро окончилось... Потому что фантазировать о несуществующем мире, но активно муссируемом воспаленным воображением, мало кому дано. И почему бы не принять, что «оно» выглядит именно так!!! Во всяком случае, Джон Маверик дарует нам мир, в котором много утешения. Более того, там даже присутствует справедливость. Та самая, высшая... |