Снег Как важно быть не рыбой — мокрый снег не пропускать сквозь жабры, не дрожать, взорвавшись белой кровью, не краснеть под острием холодного ножа. Как страшно быть кухаркой — с громким: «Нет, вы только поглядите...» исколоть безжалостные пальцы, в дождь и снег терзающие рыбьи кровь и плоть. Как странно быть в потоке чьих-то слов случайной оговоркой — дескать, жил... В рыбачьей сети — призрачный улов: морской конек, ракушка и снежи... Елена Бородина: Одно из "свежих" стихотворений. Замечаю, что тянет либо на раздумья, либо на созерцание) У меня вопрос - понятно ли, о чем я? Вечная моя проблема - избыток личных ассоциаций, символов, шифров, которые, видимо, мешают полному восприятию стихов. Что значит «избыток личных ассоциаций»? Мы лирику рассматриваем или устав воинский... Честное слово, Елена, Вы меня озадачили. Если стихотворение — непонятно о чем, но все же о чем-то... если в нем бьется тайна, то это лирика и есть, на мой-то вкус, конечно! Лирика — это ощущение живого, уникального, выражение невыразимого. И не важно, что, к примеру, Ваше стихотворение непонятно, если оно зацепило — каждый додумает сам... Главное, чтобы душа душе отозвалась... Писать надо так, как сам чувствуешь, другое дело, что этого «самого» в себе совершенствовать, опять же, как сам чувствуешь, а не дядя Кузя или тетя Мина! Лирика — вообще, полет, крылья, и не может в ней быть избытка личных ассоциаций. Личным в ней должно быть ВСЕ! Тем более, ассоциации. Для себя когда поэт пишет — это и есть лирика. А когда на публику пошел, это уже как-то по-другому называется. О чем «Снег»... Вот сейчас и посмотрю, что же я в нем почувствовала! Стихотворение написано тремя графически разделенными катренами, каждый из которых начинается стофико-синтаксической анафорой — очень красиво! Как важно быть не рыбой — мокрый снег не пропускать сквозь жабры, не дрожать, взорвавшись белой кровью, не краснеть под острием холодного ножа. Быть рыбой — дело последнее, утверждает ЛГ. Рыба — существо дрожащее, краснеющее, ничтожное. Снег через жабры — это, наверное, простудные заболевания. Они сопуствуют ощущению человеком чувству несправедливости. Не слышат человека, и у него болит горло. Обостренное чувство неполноценности свойственно рыбе. взорвавшись белой кровью — это, видимо, описание состояния возмущения. Рыбу всегда режет кухарка — ее дело рыбу разделывать. Работа грязная, неквалифицированная. Но, с другой стороны, кто-то делать должен. А потому кухаркой мало кому быть-то хочется. Как страшно быть кухаркой — с громким: «Нет, вы только поглядите...» исколоть безжалостные пальцы, в дождь и снег терзающие рыбьи кровь и плоть. Как узнаваем этот извечный клич кухарки! Когда она зовет себе в свидетели весь белый свет! Ее восторг — разоблачение, выведение на чистую воду! Конечно, с кухарками дело лучше не иметь, потому с ними только рыбы и имеют дело. Всякому сверчку свой шесток. Пальцы у кухарки безжалостны. Ее не жалеют — и она платит тем же. Никогда над собой не поднимется, потому и кухарка, там и помрет. Как странно быть в потоке чьих-то слов случайной оговоркой — дескать, жил... В рыбачьей сети — призрачный улов: морской конек, ракушка и снежи.... Чарующий тайной третий катрен... Действительно, странно о себе услышать — жил... В прошедшем времени. ЛГ находится в вечном потоке... Ведь его вспоминают, пусть и оговоркой... Все-таки, ЛГ думает о том, что оставит после себя. Интересен улов, символичен: конек — мужское начало, ракушка — женское. Море — эрос, снег — то, что укрывает и тает. Снег всегда тает. Удивительно, насколько человек, столь одаренный, не верит в свой дар... ну да, поверить - «предать» кухарку. Ведь у кухарки дара-то нет! Или он помер, не родившись, потому она и кухарка! Чудесное стихотворение, философское, на мой взгляд, прозрачное совершенно! Оно о том, что талант без веры - это грустно. Да, очень и очень тяжело развиться — все вокруг будет против всегда, кухарки в первую очередь, а вокруг одни кухарки, потому мы и ищем друг друга, собираемся в группы единомышленников, чтобы объединить нашу веру и стать сильнее! Еще оно о том, что удел человеческий — уйти без следа. Но так думаю: не в следе дело. А в том, чтобы себя исполнить, свою судьбу! А для этого надо уйти от кухарок — они не позволят. Они сами не могут, и другим не дают. Надо отбивать собственный ритм, что бы ни случилось! Внешнего не переделать, но его и кухарки сделают. Чтобы улов не был призрачным, надо приложить очень и очень много усилий. И нет в жизни ничего значимей, чем исполнение предназначения, того, что чувствует внутри себя человек, если чувствует. Стихотворени написано пятистопным ямбом, рифмовкой АБАБ. Рифмы просты, но исключительно гармоничны. Особенно хороши: мокрый снег — краснеть; дрожать - ножа. Отдельно хочу отметить как авторскую находку слово «снежи» - очень трогательно... Роман Мы на тисовой аллее целовались и алели. Две случайных параллели стали вдруг одной прямой. Под рулады диких соек плакал драйзеровский стоик. Волны нежных синусоид омывали шар земной. Не задумывались прежде, как же тесно нам в одежде. Мы с тобой обычны внешне, за спиной - шуршанье крыл. Может, явь. А может, снится: ангел - я, ты - ангелица. Шпиль собора, словно спица, небо низкое пронзил - и пригоршнями горошин дождик был на землю сброшен. Месяц пару белых рожек прятал в будущий туман - словно взвар, густой и липкий. Млели тисы-пирамидки, мы, влюбленные до нитки, и промокший наш роман… Анализирую стихотворение без романа «Стоик» Драйзера — не читала. Стихотворение о романтической встрече на тисовой аллее. Прелестное. В первой строфе все замечательно. Во второй — еще лучше, у влюбленных — ангельские крылья! Но шпиль собора небо повредил, таки! В третьей строфе случился дождь, туман, но влюбленные млеют. Не совсем ясно, плохо или хорошо — промокший роман. Потому что дождь — к богатству, отличная примета, к развитию. Дождь во время бракосочетания, например, отличный знак! Но, чувствую, что в последней строке — ирония! Роман промок, а не «подмок»! Приставка, эта крошечная морфема, кардинально нас радует! Влюбленные не сахарные — не растаят! Стихотворение написано двухстопным третим пэоном, рифмовкой аааБсссБ. Рифмы, как всегда, замечательны! Хороши прямой - земной (существительное — прилагательное) и все триолеты рифм. |